Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
Природа дороже нефти!

Документы

Выступление на общественных слушаний материалов по обоснованию инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан".

  1. Заказчиком проекта проигнорированы требования законодательства по инфор-мированию о дате и месте проведения слушаний.
   В соответствии с пунктом 4.8. Положения об ОВОС, утвержденного 16 мая 2000 года N 372 и зарегистрированного в Минюсте РФ 4 июля 2000 г., N 2302: "Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного уча-стия, публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1, не позднее, чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения обществен-ных слушаний). Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной обществен-ности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации на-мечаемой деятельности, или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации". Однако первое сооб-щение, без указания даты и времени проведения слушаний было опубликовано в АиФ 27 июня 2004 года. Второе сообщение, в котором уже имеется дата и место проведение слушаний, опубликовано в региональной газете "Восточно-Сибирская правда" 13 июля, т.е. за 6 дней до проведения слушаний. Таким образом, права граждан Иркутской области на своевременную информацию, затрагивающую их законные права и интересы, были грубо нарушены.
   2. На слушания представлен неполный комплект документов, а необходимо предос-тавлять весь комплект, т.к. проект является единым и должен рассматриваться в полном со-ставе. Наиболее важными из отсутствующих являются:
  a) Том 1 Общая пояснительная записка.
  b) Том 3 Книга 1 Основные технические решения.
  c) Том 6 "Эффективность инвестиций".
  d) Том 8 Книги 1, 2. Инженерно-технические мероприятия ГО и ЧС.

  Из представленного для ознакомления тома 7 в наличии оказалась только книга 1 и то, неко-торые главы не полные, например, в главе 10 только 143 страницы и отсутствуют:
  10.2.1.4 Оценка радиационной ситуации 10-153
  10.2.1.4.1. Иркутская область 10-153
  10.2.1.4.2. Республика Бурятия 10-154
  10.2.1.4.3. Читинская область 10-154
  10.2.2 Прогноз воздействия строительства нефтепровода на санитарно-эпидемиологическую обстановку 10-154
  10.2.2.1 Прогноз воздействия нефтепровода на эпидемиологическую ситуацию 10-154
  10.2.2.1.1. Иркутская область 10-154
  10.2.2.1.2. Республика Бурятия 10-156
  10.2.2.1.3 Читинская область 10-158
  10.2.2.2 Мероприятия по предотвращению негативных последствий строительства и эксплуатации нефтепровода 10-160
  10.3 Резюме 10-163
  10.3.1. Иркутская область 70-763
  10.3.2 Республика Бурятия 70-766
  10.3.3 Читинская область 70-766
  Приложение 10.1 Основные социально-экономические показатели развития в Казачинско-Ленском районе Иркутской области и Северо-Байкальском районе Республики /0-170-10-192
   Требуем предоставить для ознакомления общественности все недостающие документы.
  
  3. Из печального опыта участия в слушаниях по проектам ОАО "АК "Транснефть" мы знаем, что представители этой компании предпочитают не проводить слушаний в тех районах, территория которых будет затронута при реализации этого проекта. Вместо нескольких слу-шаний в районах проводятся одни слушания и компания "Транснефть", как ответственная за ведение протокола, вносит в протокол слушаний администрации этих районов в качестве их организаторов. При этом соответственно, грубейшим образом нарушаются права жителей этих районов, которым не обеспечивается доступ к документам и к участию в слушаниях. Да-же жители г. Иркутска с трудом находили месторасположение общественной приемной, а жи-тели отдаленных районов, жизненные интересы которых будут затронуты проектом, полно-стью оказались лишенными своих прав на участие в слушаниях.
  Поэтому мы требуем обязательного проведения слушаний в тех районах Иркутской об-ласти, по которым предполагается провести трассу нефтепровода: Тайшетском, Чун-ском, Братском, Нижнеилимском, Усть-Кутском и Казачинско-Ленском.
   4. Также из опыта участия в слушаниях по проектам ОАО "АК "Транснефть" мы знаем, что в протоколе слушаний не фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком. Более того, в протокол записывают, то, чего на слушаниях не было. Так было и в Ангарске, в Казачинске и в других местах, где ОАО "АК "Транснефть" проводила слушания. В тоже время пунктом 4.9. Положения об ОВОС ус-тановлено: "Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной обще-ственности. Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составле-нием протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также пред-мет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общест-венных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант мате-риалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной дея-тельности". В связи с этим мы требуем: составлять протокол, в котором четко должны быть зафиксированы основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий меж-ду общественностью и заказчиком. Протокол необходимо предоставить для подписи представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также всем гражданам и представителям общественных организаций (объединений), участ-вующим в слушаниях.
   5. Анализ представленных документов показал, что предлагаемую деятельность нельзя считать обоснованной и безопасной. Кроме того, нарушены все требования законодательст-ва по согласованию материалов проекта с общественностью начиная со стадии проекта Тех-нического задания на ОВОС. Поэтому мы считаем, что данные проектные материалы необхо-димо вернуть на доработку, составить новый проект Технического задания на ОВОС, предос-тавить этот проект общественности для обсуждения и внесения аргументированных замеча-ний и снова провести всю процедуру подготовки и проведения общественных слушаний на стадии "Обоснование инвестиций" в строгом соответствии с требованием законодательства.
  6. Заказчики и разработчики проекта значительно недооценивают экологические угрозы строительства нефтепровода в водосборном бассейне озера Байкал, Участка всемирного при-родного наследия, и нефтеналивного терминала в бухте Перевозная в Амурском заливе. Предлагаем Заказчику разработать альтернативный вариант проекта с выводом нефте-провода за пределы водосборного бассейна озера Байкал и нефтеналивного терминала за пределами Амурского залива.
  7. Нашими экспертами подготовлены замечания по представленным материалам, и мы передаем их организаторам слушаний. Надеемся получить аргументированные письменные ответы на эти замечания или письменное извещение о том, что эти замечания учтены при до-работке проекта.

   Выводы для протокола:
  1. В связи с некомплектностью материалов и нарушением прав граждан на получение информации и участие в общественных обсуждениях предлагаем считать данное меро-приятие встречей с общественностью г. Иркутска представителей заказчика и разработ-чиков проекта.
  2. Подготовить и представить все недостающие материалы и провести слушания в каж-дом районе, затронутом проектом, со стадии ТЗ.
  3. Подготовить альтернативный вариант с выводом нефтепровода за пределы водосбор-ного бассейна озера Байкал и выводом нефтеналивного терминала из бухты Перевозная и из Амурского залива.

   Приложение:
  1. Замечания по материалам, представленным в общественной приёмной в г.Иркутске, "Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан"
  2. Дополнение к замечаниям.

Представитель ИРОО "Байкальская Экологическая Волна"
Координатор кампании "Байкал дороже нефти" М.П. Рихванова

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность