На главную страницу кампании
Природа дороже нефти!
Документы
Зеленый крест Дальневосточная Межрегиональная Экологическая Общественная Организация
690012, г.Владивосток, а/я 12-16, ул.Краева, 8-А; Тел. (4232) 271-051; 271-349; E-mail: ipe@vladivostok.ru
№ 45/4
28.01.2005
Арбитражный суд Приморского края
г. Владивосток, ул. Светланская, 54
истец:
Дальневосточная Межрегиональная
Экологическая Общественная
Организация «ЗЕЛЕНЫЙ КРЕСТ»
690012, г. Владивосток,
ул. Краева, д. 8-А, а/я 12-16
ответчик:
ОАО «АК «Транснефть»
119180, г. Москва, ул. Б.Полянка, д.57
соответчик:
Федеральная служба по
экологическому, технологическому
и атомному надзору (ФСЭТАН РФ)
109147, г. Москва, ул. Таганская, д. 34
соответчик:
Управление Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования
(Росприроднадзор) по Приморскому краю
(Управление Росприроднадзора
по Приморскому краю)
690000, г. Владивосток, Океанский пр-т, д. 31
Уточненные исковые требования по делу № А51-10595/03/6-388
В соответствии с п.1 ст. 49 АПК РФ истец имеет право увеличить (добавить) исковые требования по предмету спора в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
Предметом данного спора является требование истца предоставить материалы по «Оценке воздействия на окружающую среду» (ОВОС) и «Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы для транспортировки российской (сибирской) нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона» по маршруту Восточная Сибирь – Тихий океан». Ранее предметом спора являлись эти же материалы нефтепроводной системы, но с другими наименованиями.
30 июля 2002 года во Владивостоке проводились общественные слушания по рассмотрению материалов проектирования и строительства нефтепроводной системы «Ангарск (Восточная Сибирь) - бухта Перевозная (Тихий океан-Приморский край)» для поставок российской нефти в страны АТР организованные ответчиком ОАО «АК «Транснефть» (имеется в материалах дела). Поэтому в августе 2002 года истец в соответствии с нормой ст. 23 ФЗ «Об экологической экспертизе» сразу заявил о проведении общественной экологической экспертизы материалов ОВОС и ОИ нефтепроводной системы, зарегистрировав ее в органах местного самоуправления муниципальных образований, где намечено прохождение трассы (имеется в материалах дела).
Повторно, 13 июля 2004 года ОАО «АК «Транснефть» организовала и провела в г.Владивостоке повторные общественные слушания материалов по «Оценке воздействия на окружающую среду» (ОВОС) и «Обоснованию инвестиций строительства нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (прилагается).
В томе 1 на стр. 5 предоставленных на общественные слушания материалов указано, что «…при разработке ОИ (Обоснования инвестиций) использованы материалы «Обоснования инвестиций в строительство нефтепровода для поставок российской нефти в страны АТР» (прилагается). То есть, было изменено название прежнего проекта и изменение трассы около оз.Байкал, в остальной же части проекта по территориям шести правосубъектов РФ, включая Приморский край, изменений не произошло.
В соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе» истец направил запрос заказчику проекта ОАО «АК «Транснефть» с просьбой предоставить вышеназванные материалы для ознакомления общественной экологической экспертной комиссией, в состав которой вошли компетентные и авторитетные ученые различных научных учреждений Дальневосточного региона. В течение 2003-2004 годов неоднократно направлялись запросы, но ответчик либо игнорировал их, либо присылал отказные ответы (имеются в материалах дела и дополнительно прилагаются).
Многократные отказы ответчика в предоставлении документации по проекту нефтепровода всегда были основаны на неправомерных требованиях к заявителю, противоречащих нормам ст. 23 и 26 ФЗ «Об экологической экспертизе» и связаны, якобы, с секретностью федерального объекта будущего строительства, на ознакомление с материалами которого требуется особое разрешение (имеются в материалах дела и дополнительно прилагаются).
Однако, в августе 2004 года ответчик ОАО «АК «Транснефть», противореча своим требованиям к истцу и в нарушение ст.23 ФЗ «Об экологической экспертизе», предоставил материалы по вышеупомянутой нефтепроводной системе Региональной благотворительной общественной организации (РБОО) «Общественная экология» (ОЭ), имеющей территориальную правоспособность, ограниченную г.Москва согласно требованиям ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях». Администрация Хасанского района Приморского края неправомерно зарегистрировала в нарушение вышеупомянутого ФЗ заявление РБОО «ОЭ» о проведении общественной экологической экспертизы, чем также нарушила норму ст.30 ФЗ «Об экологической экспертизе».
По факту незаконной регистрации заявления РБОО «Общественная экология», расположенной в г.Москве на ул.Пятницкая, истец обратился в прокуратуру Хасанского района Приморского края (прилагается).
В своем ответе прокуратура Хасанского района указала на право органов местной администрации отказать в регистрации заявления, в то время как в ст. 23 ФЗ «Об экологической экспертизе» прямо указано на обязанность органа местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы зарегистрировать или отказать в его регистрации (прилагается).
Бездействие органов прокуратуры Хасанского района Приморского края, на территории которого предполагается расположить конечный пункт нефтепроводной системы – гигантский нефтяной терминал, повлекло нарушение норм п.2 ст. 1 , п.3 ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ» и законных прав и интересов истца и местного населения.
Истец принимал меры по предотвращению нарушений действующего законодательства и в течение октября-ноября 2004 года неоднократно (4 раза) обращался с ходатайствами в Арбитражный суд Приморского края о применении временных обеспечительных мер по делу № А51-10595/03/6-388 по приостановке ответчиками и третьими лицами незаконного проведения государственной и общественной экологической экспертизы предполагаемого строительства нефтепроводной системы ВС-ТО, но каждый раз получал от суда отказ (имеется в материалах дела), что привело к юридическим последствиям, делающих невозможным исполнение решения суда по первоначальным исковым требованиям на момент подачи истцом заявления в Арбитражный суд об истребовании материалов ОВОС и ОИ по нефтепроводной системе.
В октябре 2004 года общественная экологическая экспертиза по проекту строительства трассы нефтепровода для транспортировки российской (сибирской) нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, проведенная РБОО «Общественная экология» (г.Москва) в нарушение закона, как указывалось выше, была завершена, что подтверждается письмом ОАО «АК «Транснефть» от 19.10.04г. за № 07-22/11956 (прилагается). Заключение этой общественной, неправомерно проведенной, экспертизы вместе с материалами проекта строительства нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан (Тайшет – б.Перевозная –Приморский край)» было передано ФСЭТАН РФ для проведения государственной экологической экспертизы, что подтверждается письмом от 18.11.04 № 1-05/2296 (прилагается). Истец обратился к ФСЭТАН РФ, который в соответствии со своим юридическим статусом и положением является уполномоченным федеральным органом на проведение государственных экологических экспертиз проектирования и строительства систем трубонефтепроводов, но ответа до настоящего времени не получил (прилагается).
31 декабря 2004 года Правительство РФ издало Распоряжение № 1737-р о проектировании и строительстве вышеупомянутой нефтепроводной системе для транспортировки российской нефти в страны АТР. В пунктах 1, 2 Распоряжения Председателя Правительства указано о возложении функций заказчика на ответчика ОАО «АК «Транснефть» и принятии предложения «…с учетом положительного Заключения Государственной экологической экспертизы о проектировании и строительстве единой нефтепроводной системы по маршруту г.Тайшет (Иркутская область) … - бухта Перевозная (Приморский край) общей мощностью до 80 млн. тонн нефти в год (далее – трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан»)» (прилагается).
В соответствии со ст.4 ФЗ «Об экологической экспертизе» в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) и общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ).
В соответствии со ст.21 ФЗ «Об экологической экспертизе» общественные организации (объединения), осуществляющие ОЭЭ в установленном порядке, имеют право получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст.14 указанного ФЗ (то есть в том же объеме, что и экспертная комиссия ГЭЭ).
В соответствии со ст.27 ФЗ «Об экологической экспертизе» заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, обязан представлять ее на экологическую экспертизу согласно с требованиями ст.ст.11, 12, 14, 21 указанного закона.
В соответствии с ч.1 ст.14 ФЗ «Об экологической экспертизе», регламентирующей порядок проведения ГЭЭ, последняя проводится при наличии в составе представляемых материалов:
«… заключений общественной экологической экспертизы, в случае ее проведения».
В настоящее время ГЭЭ по материалам нефтепроводной системы «Тайшет Иркутской области – б.Перевозная Приморского края» (Восточная Сибирь – Тихий океан), выполненная с грубыми нарушениями действующего федерального законодательства, завершена Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (ФСЭТАН РФ), что подтверждается п.1 вышеупомянутого Распоряжения Правительства от 31 декабря 2004 года. Следовательно, одобренное государственной экологической экспертизой предполагаемое проектирование и строительство нефтепровода может нанести в будущем непоправимый материальный вред истцу, обществу и привести к большим экономическим и материальным убыткам бюджетов всех уровней, что явится основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, согласно ст.ст.16, 1065 ГК РФ.
Следует отметить, что истец как некоммерческая межрегиональная общественная экологическая организация в соответствии с нормами ч.3 ст. 50 ГК РФ и Уставом, зарегистрированным в органах юстиции РФ, осуществляет свою уставную деятельность на территории Дальневосточного округа и Приморского края, поэтому в соответствии с нормами ст.ст.4, 27; ч.1 ст.34; ч.2, 4 ст.36 АПК РФ имеет право обращаться в Арбитражный суд Приморского края с исковыми заявлениями в защиту своих конституционных гражданских прав.
Таким образом, истец полагает, что Заключение ГЭЭ незаконно ввиду того, что ОЭЭ РБОО «Общественная экология» г.Москва, результаты которой включены в предоставленные на госэкспертизу материалы, проведена с грубыми нарушениями гражданского и экологического законодательства РФ.
Как указывалось выше, в соответствии с требованиями ст.ст.3,4,11,14,21,22,25,27 ФЗ «Об экологической экспертизе» ответчики обязаны представлять на общественную экологическую экспертизу все предпроектные и проектные материалы будущего объекта строительства и необходимую нормативную техдокументацию.
В соответствии с ч.3 ст.7 ФЗ «Об экологической экспертизе» ФСЭТАН РФ и Управление Росприроднадзора по Приморскому краю обязаны:
«предоставлять для ознакомления общественным организациям (объединениям), осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы».
Несмотря на запросы истца, ответчики до настоящего времени не предоставили нормативно-методические документы, Заключение ГЭЭ, материалы по нефтепроводной системе – ОВОС и ОИ. Таким образом, истец и экспертная комиссия, состоящая из компетентных и авторитетных ученых Дальнего Востока, были лишены возможности высказать свое мнение по предпроектным материалам намечаемого строительства нефтепроводной системы, которая представляет опасность для окружающей среды и здоровья населения.
В соответствии со ст.30 ФЗ «Об экологической экспертизе» нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе являются:
1. непредставление документации на экологическую экспертизу;
2. создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
3. уклонение от представления… общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных.
Таким образом, на лицо все три нарушения, которые совершили ответчики и третьи лица своими неправомерными действиями, нарушающими гражданское и экологическое законодательство.
Также в статьях 7 и 8 ФЗ «Об экологической экспертизе» прямо указано, что ответчики ФСЭТАН РФ и Управление Росприроднадзора по Приморскому краю обязаны :
- обеспечивать соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов РФ, а также требованиям нормативных правовых актов субъектов РФ;
- своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства РФ об экологической экспертизе и законодательства субъектов РФ об экологической экспертизе;
- готовить и передавать соответствующие материалы правоохранительным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе.
Эти положения ФЗ прямо указывают на обязанность ответчиков обеспечивать соответствие требованиям законодательства РФ установленного порядка проведения ГЭЭ и ОЭЭ предполагаемого строительства нефтепроводной системы ВС – ТО.
Особо следует отметить, что неправомерными действиями ответчиков оказался грубо нарушен принцип «гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения» (ст.3 ФЗ «Об экологической экспертизе»).
На основании вышеизложенного, руководствуясь нормами ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ «Об общественных объединениях», ГК РФ и ст. 125 АПК РФ,
ПРОСИМ:
1. Обязать ответчиков:
- ОАО «АК «Транснефть» предоставить истцу материалы по «Обоснованию инвестиций строительства нефтепроводной системы по маршруту «Тайшет Иркутской области – бухта Перевозная Приморского края (ОИ)» и «Оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС)» в объеме, представленном экспертным комиссиям государственной экологической экспертизы ФСЭТАН РФ;
- ФСЭТАН РФ предоставить Заключение ГЭЭ и нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы по объекту федерального значения единой нефтепроводной системы, проходящей по субъектам РФ;
- Управление Росприроднадзора по Приморскому краю предоставить нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы по объекту федерального значения единой нефтепроводной системы, проходящей по территории Приморского края.
2. Признать Заключение государственной экологической экспертизы ФСЭТАН РФ материалов по единой нефтепроводной системе «г.Тайшет Иркутской области – б.Перевозная Приморского края» недействительным в части предоставленных материалов и Заключения общественной экологической экспертизы РБОО «Общественная экология»;
3. Применить обеспечительные меры: Временно приостановить действие пунктов 1, 4, 5, 6, 7, 10 Распоряжения Председателя Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 1737-р до получения истцом материалов ОВОС и ОИ по нефтепроводной системе «г.Тайшет Иркутской области – б.Перевозная Приморского края» и подготовки Заключения независимой экспертной общественной экологической комиссией ДВМЭОО «Зеленый Крест» и включения его в ГЭЭ ФСЭТАН РФ.
Приложение:
1.Копия Протокола общественных слушаний от 13.07.2004
2.Копия стр.4-6 т.1 «Исходные данные «Обоснования инвестиций строительства…»
3.Копия заявления ДВ МЭЭО «Зеленый крест» в ОАО «АК «Транснефть» о
предоставлении материалов на ОЭЭ
4.Копия ответа ОАО «АК «Транснефть» от 24.04.03 № 06-16/3826 об отказе в
предоставлении материалов
5.Копия ответа АК по транспорту нефти «Транснефть» № 16368 от 05.06.03 о
государственной тайне объекта
6.Копия заявления ДВ МЭЭО «Зеленый крест» в прокуратуру Хасанского района
от 29.09.04 № 45/252
7. Копия ответа прокуратуры Хасанского района
8.Копия письма ОАО «АК «Транснефть» от 19.10.04 № 07-22/11956 о завершении
ОЭЭ
9.Копия письма ФСЭТАН от 18.11.04 № 1-05/2296 о передаче документов на ГЭЭ
10.Почтовое уведомление о вручении ФСЭТАН запроса
11.Интернет-копия Распоряжения Правительства РФ от 31.12.04 № 1737-р
12.Полномочия лица, подписавшего уточненное иск/заяв (копия устава, протокол заседания Президиума)
Директор
А.А.Малышев
|