Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
Природа дороже нефти!

Документы

ЗЕЛЕНЫЙ КРЕСТ GREEN CROSS International
Дальневосточная Межрегиональная Экологическая
Общественная Организация
690012, г.Владивосток, а/я 12-16, ул.Краева, 8-А; Тел. (4232) 271-051; 271-349; E-mail: ipe@vladivostok.ru

№ 45/324
29.12.2004
Арбитражный суд Приморского края
г. Владивосток, ул. Светланская, 54

истец:
Дальневосточная Межрегиональная
Экологическая Общественная
Организация "ЗЕЛЕНЫЙ КРЕСТ"
690012, г. Владивосток,
ул. Краева, д. 8-А, а/я 12-16

ответчик:
ОАО "АК "Транснефть"
119180, г. Москва, ул. Б.Полянка, д.57

соответчик:
Федеральная служба по
экологическому, технологическому
и атомному надзору (ФСЭТАН РФ)
109147, г. Москва, ул. Таганская, д. 34

соответчик:
Управление Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования
(Росприроднадзор) по Приморскому краю
(Управление Росприроднадзора
по Приморскому краю)
690000, г. Владивосток, Океанский пр-т, д. 31

соответчик:
Администрация Хасанского района
Приморского края
692730, п. Славянка, Хасанского района
Приморского края, ул. Молодежная, 1

третье лицо:
Региональная благотворительная
общественная организация
"Общественная экология"
115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 27, стр.3А

третье лицо:
Прокуратура Хасанского района
692730, п. Славянка, Хасанского района
Приморского края, ул. Лазо, д. 14а

Исковое заявление
Об истребовании документации и материалов нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" на общественную экологическую экспертизу (ОЭЭ).
О признании недействительным Заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ)


   13 июля 2004 года ОАО "АК "Транснефть" организовала и провела в г.Владивостоке повторные общественные слушания материалов по "Оценке воздействия на окружающую среду" (ОВОС) и "Обоснованию инвестиций строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (прилагается).
   В томе 1 на стр. 5 предоставленных на общественные слушания материалов указано, что "...при разработке ОИ (Обоснования инвестиций) использованы материалы "Обоснования инвестиций в строительство нефтепровода для поставок российской нефти в страны АТР" (прилагается). То есть, было изменено название прежнего проекта и изменение трассы около оз.Байкал, в остальной же части проекта изменений не произошло.
   Ранее, т.е. 30 июля 2002 года во Владивостоке также проводились общественные слушания по рассмотрению вышеназванных материалов для поставок российской нефти в страны АТР также организованные ответчиком ОАО "АК "Транснефть" (прилагается). Поэтому в августе 2002 года истец с территориальной правоспособностью по Дальневосточному округу в соответствии с нормой ст. 23 ФЗ "Об экологической экспертизе" сразу заявил о проведении общественной экологической экспертизы материалов ОВОС и ОИ нефтепроводной системы, зарегистрировав ее в органах местного самоуправления муниципальных образований, где намечено прохождение трассы (прилагается).
   В соответствии с ФЗ "Об экологической экспертизе" истец направил запрос заказчику проекта ОАО "АК "Транснефть" с просьбой предоставить вышеназванные материалы для ознакомления общественной экологической экспертной комиссией, в состав которой вошли компетентные и авторитетные ученые различных научных учреждений Дальневосточного региона. В течение 2003-2004 годов неоднократно направлялись запросы, но ответчик либо игнорировал их, либо присылал отказные ответы (прилагается).
   Многократные отказы ответчика в предоставлении документации по проекту нефтепровода всегда были основаны на неправомерных требованиях к заявителю, противоречащих нормам ст. 23 и 26 ФЗ "Об экологической экспертизе" и связаны, якобы, с секретностью федерального объекта будущего строительства, на ознакомление с материалами которого требуется особое разрешение (прилагается).
   Однако, в августе 2004 года ответчик ОАО "АК "Транснефть", противореча своим требованиям к истцу и в нарушение ст.23 ФЗ "Об экологической экспертизе", предоставил материалы по вышеупомянутой нефтепроводной системе третьему лицу - Региональной благотворительной общественной организации (РБОО) "Общественная экология", имеющей территориальную правоспособность, ограниченную г.Москва согласно требованиям ст. 14 ФЗ "Об общественных объединениях". Соответчик - Администрация Хасанского района Приморского края неправомерно зарегистрировала в нарушение вышеупомянутого ФЗ заявление третьего лица о проведении общественной экологической экспертизы, чем также нарушила норму ст.30 ФЗ "Об экологической экспертизе". По факту незаконной регистрации заявления РБОО "Общественная экология", расположенной в г.Москве на ул.Пятницкая, истец обратился в прокуратуру Хасанского района Приморского края (прилагается).
   В своем ответе третье лицо - прокуратура Хасанского района указала на право органов местной администрации отказать в регистрации заявления, в то время как в ст. 23 ФЗ "Об экологической экспертизе" прямо указано на обязанность органа местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы зарегистрировать или отказать в его регистрации (прилагается). Бездействие третьего лица - органов прокуратуры Хасанского района Приморского края, на территории которого предполагается расположить конечный пункт нефтепроводной системы - гигантский нефтяной терминал, повлекло нарушение норм п.2 ст. 1 , п.3 ст. 10 ФЗ "О прокуратуре РФ" и законных прав и интересов истца и местного населения.
   Истец принимал меры по предотвращению нарушений действующего законодательства и в течение октября 2004 года неоднократно обращался с ходатайствами в Арбитражный суд Приморского края о применении обеспечительных мер по делу № А51-10595/03/6-388 о приостановке ответчиками и третьими лицами незаконного проведения государственной и общественной экологической экспертизы предполагаемого строительства нефтепроводной системы ВС-ТО, но каждый раз получал от суда необоснованный отказ (прилагается).
   В октябре 2004 года общественная экологическая экспертиза по проекту строительства трассы нефтепровода для транспортировки российской (сибирской) нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, проведенная РБОО "Общественная экология" (г.Москва) в нарушение закона, как указывалось выше, была завершена, что подтверждается письмом ОАО "АК "Транснефть" от 19.10.04г. за № 07-22/11956 (прилагается). Заключение этой общественной, неправомерно проведенной, экспертизы вместе с материалами проекта строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" было передано соответчику - ФСЭТАН РФ для проведения государственной экологической экспертизы, что подтверждается письмом от 18.11.04 № 1-05/2296 (прилагается).
   В соответствии со ст.4 ФЗ "Об экологической экспертизе" в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) и общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ).
   В соответствии со ст.21 ФЗ "Об экологической экспертизе" общественные организации (объединения), осуществляющие ОЭЭ в установленном порядке, имеют право получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст.14 указанного ФЗ (то есть в том же объеме, что и экспертная комиссия ГЭЭ).
   В соответствии со ст.27 ФЗ "Об экологической экспертизе" заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, обязан представлять ее на экологическую экспертизу согласно с требованиями ст.ст.11, 12, 14, 21 указанного закона.
   В соответствии с ч.1 ст.14 ФЗ "Об экологической экспертизе", регламентирующей порядок проведения ГЭЭ, последняя проводится при наличии в составе представляемых материалов:
   "... заключений общественной экологической экспертизы, в случае ее проведения".
   В настоящее время ГЭЭ по материалам нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан", выполненная с грубыми нарушениями действующего федерального законодательства, завершена ответчиком Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (ФСЭТАН РФ). Следовательно, одобренное государственной и общественной экологическими экспертизами предполагаемое строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" может нанести в будущем непоправимый вред обществу и принести большие материальные убытки бюджетам всех уровней, что явится основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, согласно ст.ст.16, 1065 ГК РФ.
   Таким образом, истец полагает, что Заключение ГЭЭ незаконно ввиду того, что ОЭЭ, результаты которой включены в предоставленные на госэкспертизу материалы, проведена с грубыми нарушениями гражданского и экологического законодательства РФ.
   Как указывалось выше, в соответствии с требованиями ст.ст.3,4,11,14,21,22,25,27 ФЗ "Об экологической экспертизе" ответчики обязаны представлять на общественную экологическую экспертизу все предпроектные и проектные материалы будущего объекта строительства и необходимую нормативную техдокументацию.
   В соответствии с ч.3 ст.7 ФЗ "Об экологической экспертизе" ответчики ФСЭТАН РФ и Управление Росприроднадзора по Приморскому краю обязаны: "предоставлять для ознакомления общественным организациям (объединениям), осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы".
   Несмотря на запросы истца, ответчики до настоящего времени не предоставили нормативно-методические документы и материалы по "Обоснованию инвестиций на строительство нефтепровода "Восточная Сибирь -Тихий океан" и по "Оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС)". Таким образом, истец и экспертная комиссия, состоящая из компетентных и авторитетных ученых Дальнего Востока, были лишены возможности высказать свое мнение по предпроектным материалам намечаемого строительства нефтепроводной системы, которая представляет опасность для окружающей среды и здоровья населения.

  В соответствии со ст.30 ФЗ "Об экологической экспертизе" нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе являются:
   1. непредставление документации на экологическую экспертизу;
   2. создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
   3. уклонение от представления... общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных.

   Таким образом, на лицо все три нарушения, которые совершили ответчики и третьи лица своими неправомерными действиями, нарушающими гражданское и экологическое законодательство.

   Также в статьях 7 и 8 ФЗ "Об экологической экспертизе" прямо указано, что ответчики ФСЭТАН РФ и Управление Росприроднадзора по Приморскому краю обязаны:
  обеспечивать соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов РФ, а также требованиям нормативных правовых актов субъектов РФ; своевре
  менно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства РФ об экологической экспертизе и законодательства субъектов РФ об экологической экспертизе;
  готовить и передавать соответствующие материалы правоохранительным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе.
   Эти положения ФЗ прямо указывают на обязанность ответчиков и третьих лиц обеспечивать соответствие требованиям законодательства РФ установленного порядка проведения ГЭЭ и ОЭЭ предполагаемого строительства нефтепроводной системы ВС - ТО. Особо следует отметить, что неправомерными действиями ответчиков и третьих лиц оказался грубо нарушен принцип "гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения" (ст.3 ФЗ "Об экологической экспертизе").
   На основании вышеизложенного, руководствуясь нормами ФЗ "Об экологической экспертизе", ФЗ "Об общественных объединениях", ГК РФ и ст. 125 АПК РФ,

  ПРОСИМ:
  1. Признать Заключение государственной экологической экспертизы ФСЭТАН РФ материалов по проекту строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" недействительным; 2. Пр
  изнать Заключение общественной экологической РБОО "Общественная экология" материалов по проекту строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" недействительным;
  3. Признать регистрацию Администрацией Хасанского района Приморского края заявления РБОО "Общественная экология" о проведении общественной экологической экспертизы материалов по проекту строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" недействительной;
   4. Обязать ответчиков:
  - ОАО "АК "Транснефть" предоставить истцу материалы по "Обоснованию инвестиций строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" и "Оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС)" в объеме, представленном экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
  - ФСЭТАН РФ предоставить для ознакомления нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы по объекту федерального значения нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", проходящего по субъектам РФ; обеспечить соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям ФЗ "Об экологической экспертизе" и иных нормативных правовых актов РФ.
  - Управление Росприроднадзора по Приморскому краю предоставить для ознакомления нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы по объекту федерального значения нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", проходящего по территории Приморского края; обеспечить соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям ФЗ "Об экологической экспертизе" и иных нормативных правовых актов РФ, а также требованиям нормативных правовых актов Приморского края.
  - Администрацию Хасанского района Приморского края исключить регистрацию заявления РБОО "Общественная экология" о проведении общественной экологической экспертизы материалов по проекту строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан".
  5. Обязать третье лицо Прокуратуру Хасанского района Приморского края применить меры прокурорского воздействия к Администрации Хасанского района Приморского края по факту нарушения норм ст. 14 ФЗ "Об общественных объединениях";
  6. Ввиду непредосталения ответчиками результатов ГЭЭ и ОЭЭ, истребовать вышеназванные Заключения государственной и общественной экологических экспертиз по нефтепроводной системе для транспортировки российской нефти по маршруту "Восточная Сибирь - Тихий океан".
  7. Судебные расходы возложить на ответчика ОАО "АК "Транснефть".

   Приложение:
1.Копия Протокола общественных слушаний от 13.07.2004
2.Копия стр.5 т.1 "Обоснование инвестиций строительства..."
3.Копия Протокола общественных слушаний от 30.07.2002
4.Копия ответа Администрации Хасанского района о регистрации ОЭЭ
от 20.09.2002 № 1511
5.Ответ Администрации Кировского района о регистрации ОЭЭ
от 08.09.2004 № 1571
6.Копия заявления ДВ МЭЭО "Зеленый крест" в ОАО "АК "Транснефть"
о предоставлении материалов на ОЭЭ
7.Копия ответа ОАО "АК "Транснефть" от 24.04.03 № 06-16/3826
об отказе в предоставлении материалов
8.Копия ответа АК по транспорту нефти "Транснефть" № 16368 от 05.06.03
о государственной тайне объекта
9.Копия заявления ДВ МЭЭО "Зеленый крест" в прокуратуру Хасанского района
от 29.09.04 № 45/252
10. Копия ответа прокуратуры Хасанского района
11.Копия Определения Арбитражного суда
об отказе в применении обеспечительных мер от 22.10.04
12.Копия письма ОАО "АК "Транснефть" от 19.10.04 № 07-22/11956 о завершении ОЭЭ
13.Копия письма ФСЭТАН от 18.11.04 № 1-05/2296 о передаче документов на ГЭЭ
14.Полномочия лица, подписавшего исковое заявление
(свидетельство о регистрации юр.лица, свидетельство о регистрации общественного
объединения, копия устава, протокол заседания Президиума)
15.Доказательства отправки копий искового заявления ответчикам
и третьим лицам (реестр, квитанция)

Директор А.А.Малышев

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность