Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
На главную страницу кампании
Природа дороже нефти!
Хроника
Дойдет ли нефть до Японии? или сомнительный проект "АК "Транснефть".
Как мы уже сообщали, компания "АК "Транснефть" готовится получить одобрение Правительства Российской Федерации на строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь-Тихий океан".
Однако только в ноябре этого года в Иркутской области на небольшом участке нефтепровода "Омск-Ангарск" на территории Иркутской области произошло две аварии. 14 ноября в результате разрыва трубы в Зиминском районе близ поселка Кимильтей на поверхность вылилось, по оценкам МЧС, 5 тысяч кубометров сырой нефти. Авария слу-чилась во время ремонтных работ - ковш экскаватора задел трубу. По данным Госприрод-контроля, объем разлитой нефти оценивается в пределах десятков тонн и никак не соот-ветствует ранее озвученным данным, - площадь загрязнения составила около 1,5 га. (до 6 га - по данным МЧС)
22 ноября разлив нефти был обнаружен в Усольском районе неподалеку от поселка Саннолыжный. Там по предварительным оценкам вылилось около 8 кубометров нефти, загрязнив 30 квадратных метров земной поверхности. Причиной послужила незаконная врезка. Злоумышленники приварили трубу к нефтепроводу и откачивали нефть в цистер-ну. Сколько времени это продолжалось и каков объем украденной нефти, пока не сообща-ется. Прокуратурой возбуждено уголовное дело.
Тем временем, проект нефтепровода "Восточная Сибирь-Тихий океан" проходит согласования различных министерств, включая Минэнерго и МПР, и по некоторым дан-ным уже к 1 декабря будет представлен для одобрения правительством. Компания "АК "Транснефть" отказала Гринпис России и региональным экологическим организациям в предоставлении документов для проведения общественной экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза была начата 15 октября несмотря на много-численные нарушения закона в ходе обсуждения проекта на уровне регионов и фальсифи-кацию протоколов общественных слушаний. Это дает все основания экологам думать, что проект может оказаться экономически необоснованным и экологически опасным.
"АК "Транснефть", заявившая в начале, что проект обойдется в 5 млрд долларов, теперь уже запрашивает 16,4 млрд долларов. Кампания является наполовину государственной и деньги эти предполагается получить в том числе и из государственного бюджета, то есть за счет наших налогов. При этом, обычно затраты на строительство имеют тенденцию к увеличению, а пока, как известно, идет только проектная стадия. Поэтому, вероятнее всего, стоимость проекта еще возрастет.
Проект, нацеленный на поставку сырой нефти в страны тихоокеанского региона, прежде всего в Китай и Японию, обсуждается уже не первый год. В сентябре 2003 года проект был отправлен Государственной экологической экспертизой на доработку, так как был признан опасным для сохранения участка всемирного природного наследия - озера Байкал. Тогда трасса проектировалась от Ангарска до бухты Перевозной вдоль Байкальского хребта и пересекала границы участка всемирного наследия. За год проектировщики значительно сместили намечаемую трассу на территории Иркутской области, обозначив отправной точкой город Тайшет. Теперь нефтепровод предполагается вести вдоль БАМ, отступая от северной оконечности Байкала на сотню километров.
Прохождение трассы предполагается по крайне сложному горнотаежному рельефу, с участками вечной мерзлоты и в условиях высокой сейсмичности. Нефтепровод мо-жет пересечь десятки водотоков, впадающих в Байкал, в том числе крупнейший приток - реку Верхняя Ангара. Землетрясения к северо-востоку от Байкала достигают 7-9 баллов по шкале Рихтера. Далее на восток, трасса намечаемого нефтепровода пересекает заказник в Амурской области и угрожает единственному океаническому заповеднику.
Каждый клочок земли - часть кого-то водосборного бассейна. Плотность рек и ручьев вдоль трассы нефтепровода Тайшет-Перевозная довольно высокая на всем протяжении. Поэтому любая утечка нефти приведет к загрязнению либо поверхностных, либо грунтовых вод. Есть много печальных примеров в подтверждение этого, один из них - авария на нефтепроводе "Омск-Ангарск" в 1993 году, в результате которой поселок Ты-реть лишился питьевой воды, и в течение уже более 10 лет жители пятиэтажных домов вынуждены обеспечивать себя привозной водой.
Проект нефтепровода "Восточная Сибирь - Дальний Восток" продолжают прятать от общественности. Материалы, которые в некомплектном виде были представлены для общественных слушаний в регионах, вызывали много вопросов и сомнений, главные из которых - зачем этот нефтепровод нужен?
По словам Марины Рихвановой, координатора общественной кампании "Байкал дороже нефти" ИРОО "БЭВ": "регионы не получат от него ни налогов, никакой иной ощутимой прибыли, а ущерб может быть очень серьезным. Очередные аварии на нефтепроводе "Омск-Ангарск" еще раз подтвердили, что нефтепроводные системы уязвимы.
Если в таком населенном месте беспрепятственно удалось сделать врезку, то наверняка будет много таких врезок на протяжении пяти тысяч километров, тем более что практически вся трасса идет вдоль малонаселенных районов".
По сообщениям прессы, нефтепровод могут начать строить уже в следующем году поэтапно. Первый этап - трасса "Тайшет-Сковородино", где планируется ответвление на Китай. Есть сомнения в том, что разведанных и реально добываемых объемов нефти хватит и для Китая, и для Японии. Так что скорей всего, нефть до Японии не дойдет.
Постскриптум: Ряд российских и международных экологических организаций обратились к Президенту Владимиру Путину, обращая его внимание на явные нарушения законодательства при прохождении проекта. Текст обращения прилагается
Пресс-служба "БЭВ" с использование материалов СМИ
ноябрь 2004
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|