Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
На главную страницу кампании
Природа дороже нефти!
Хроника
Бурятия против нефтепровода у берегов Байкала.
Нефтепровод протяженностью свыше 4 188 километров компания ОАО "АК "Транснефть"" намерена провести частично по Иркутской области - более 800 км трассы от станции Тайшет и до границы с Бурятией. Далее по республике планируется провести 555 км к северу от озера Байкал по территории Северобайкальского и Муйского районов Бурятии, в экстремально сложных инженерно-геологических условиях (высокая сейсмичность до 10 баллов, обширные участки вечной мерзлоты, селеопасные участки и др.). Нефтепровод также пройдет по Читинской и Амурской областям, по Хабаровскому и Приморскому краям. Около половины трассы намечено вдоль границы с Китаем.
На станции Тайшет и в бухте Перевозной предлагается построить крупные нефтеперекачивающие станции, а также разместить на трассе еще 30 промежуточных и 14 станций с емкостями. Предполагаемый объем перекачки нефти - 80 млн т в год. От бухты Перевозной нефть будет следовать в нефтеналивных танкерах до места назначения.
По оценкам разработчиков проектов, 50% трассы находится в зоне опасных природных процессов (наводнений, селей, снежных лавин и т.д.) и сейсмической интенсивности более 7 баллов. Практически вся трасса относится к пожароопасным районам. Наибольшую опасность представляет участок к северу от Байкала, где землетрясения достигают 10 баллов. В Иркутской области трасса нефтепровода намечена вдоль Байкало-Амурской магистрали с пересечением десятков рек, крупнейшие из которых Ангара, Лена, Витим. Уже в Бурятии нефтепровод пересекает реку Верхнюю Ангару - крупный приток озера Байкал.
Строительство и эксплуатация новой нефтепроводной системы окажет большое влияние на жизнь каждого из нас. Нужен ли России этот проект? Существуют большие сомнения в том, что в Сибири найдется достаточно нефти, чтобы обеспечить планируемый объем поставок, это во-первых. Во-вторых, России вообще невыгодно продолжать поставлять сырую нефть, учитывая перспективу сокращения ее запасов. Гораздо выгодней была бы поставка переработанной нефти, т.е. бензина, масел, мазута и т.д. Но даже, если предположить, что кто-то вложит средства в доразведку и добычу нефти в Восточной Сибири и выяснится, что нефти хватит надолго, остается большой вопрос: сможет ли государство и "АК "Транснефть"" обеспечить реализацию проекта на высочайшем техническом уровне и соблюсти все условия экологической безопасности?
Участники общественных слушаниях по проекту строительства нефтепроводной системы "Восточная Сибирь-Тихий Океан", состоявшихся в Улан-Удэ 21 июля, высказали свои сомнения на этот счет. В обсуждении проекта участвовали представители общественных организаций, контролирующих природоохранных органов, ученые, представители СМИ, жители г. Улан-Удэ, Республики Бурятия и других регионов РФ. В ходе слушаний были высказаны многочисленные замечания относительно как самой процедуры проведения слушаний, так и содержания представленных "АК "Транснефть"" материалов. В результате в протоколе было зафиксировано несогласие общественности с планами реализации проекта.
Разработчикам проекта были высказаны ряд предложений. Например, разработать и сделать расчет эффективности поставки нефтепродуктов (бензин, машинные масла) в страны АТР, разработать план ликвидации аварийных разливов нефти для участка нефтепровода в бассейне озера Байкал. Так как в предварительных материалах ОВОС не отражена важная информация по оценке прямого и косвенного воздействия на местообитание последней популяции уникального дальневосточного леопарда (Заказник "Барсовый", заповедник "Кедровая падь") и на акваторию Дальневосточного государственного морского заповедника, и не проведена оценка экологических рисков воздействия на марикультурные хозяйства на побережье Хасанского района в случае аварийных ситуаций, было предложено дополнить материалы ОВОС по этим пунктам. На территории Амурской области изменить трассу нефтепровода в обход территории заказника "Имангра", без изменения его границ и перенести место пересечения нефтепроводом реки Амур ниже водозабора г. Хабаровска.
Кроме этого, в проекте не отражено воздействие на культуру коренных народностей, хотя в каждом субъекте федерации трасса нефтепровода затрагивает места проживания и хозяйственного использования земель коренными малочисленными народами. Поэтому участники слушаний предложили провести этнологическую экспертизу материалов проекта.
В результате участники общественных слушаний в Улан-Удэ сочли, что представленные на обсуждения общественности материалы ОВОС "Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь-Тихий Океан"" не могут быть приняты за основу ввиду некомплектности и предложили провести повторно общественные слушания в тех районах республики, по которым предполагается провести трассу нефтепровода.
Пресс-служба "БЭВ" и Бурятское региональное объединение по Байкалу
Источники:
"Нефтяное обозрение", № 30, 26 июля-1 августа 2004 г.
(http://info.forest.ru/) по материалам "Интерфакс", "Время новостей"
Дайджест экологической информации
пресс-службы "Байкальской Экологической Волны"
выпуск № 51 (июль-август) Иркутск, 27 августа 2004 г.
Е-mail: yana@baikalwave.eu.org, olga@baikalwave.eu.org
Почтовый адрес: 664033, Иркутск, а/я 21
июль-август 2004
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|