За экологическую безопасность Перми - против сжигания ракет
На первую страницу кампании
Документы
Письмо
от заместителя руководителя Пермского
межрегионального управления по технологическому и экологическому
надзору Назарова В. А. (бывшего ГУПР)
в ответ на запрос Пермского отделения Союза "За химическую безопасность"
Л.С. Попова, г. Пермь, 9.04.2005 г.
Пермское межрегион. управление
по технол. и экологич.надзору
614990, г. Пермь, Комс. пр.,34 б
т/ф. 340-395, e-mail: zuo@psty.ru
Председателю Пермского отделения
Союза "За химическую безопасность"
Л. С. Поповой
06-04-2005 г. № 05-27-1/647
на № 68 от 15.02.05 г.
На Ваш запрос Пермское Межрегиональное управление по
технологическому и экологическому надзору (технадзор) сообщает.
В соответствии с договором между США и СССР от 31 июля 1991 г. о
сокращении СНВ и
распоряжением Правительства РФ № 248-рот 21.02.01 г. на предприятиях
г. Перми в течение 2003-2004 г. проводились работы по ликвидации
твёрдотопливных ракетных двигателей.
Программа утилизации ракет МБР в целом, на всю технологическую
цепочкупо ликвидации РДТТ, в которой участвуют НПО "Искра", ФГУП
"Машиностроитель", ФГУП "Завод им. Кирова", ФГУП "НИИПМ", начиная с
транспортировки, хранения, разборки, утилизации РДТТ, сжигания жидких
остатков топлива, захоронения отходов, не прошла Государственную
экологическую экспертизу (существуют только локальные проекты по
отдельным объектам, связанным с утилизацией, по некоторым из них также
отсутствует положительное заключение Государственной экологической
экспертизы).
Несмотря на то, что отсутствует утверждённая программа утилизации
МБР, Пермский ФГУП "Научно-исследовательский институт полимерных материалов"
в соотв. с оборонным заказом проводит прожиг ракетных двигателей.
Прожиг РДТТ проводится в нарушение действующего природоохранного
законодательства - ФГУП "НИИПМ" не имеет разрешение на выброс для
проведение прожига двигателей ракет, подлежащих ликвидации.
Пермским технадзором утверждены нормативы ПДВ для ФГУП "НИИПМ" на срок до
01.07.05 г.
Разрешеие на выброс № 118, сроком действия до 01.07.2005 г. выдано
ФГУП "НИИПМ" для испытания изделий на открытом стенде массой не
более 30 т, в сопловом режиме про соблюдении жёстких граничных
условий по метеопараметрам без учета утилизации МБР.
В соответствии со ст.22 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", перечень
вредных загрязняющих веществ, пречень вредных физических
воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному
учету и нормированию... устанавливается на основании данных
по результатам инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный
воздух, которую проводят юридические лица, имеющие источники
выбросов вредных веществ в атм. воздух и вредных физ. воздействий на
него, а, след-но, и несут ответственность за данные инвентаризации
источников выбросов.
Согл. материалам "Проекта ПДВ при испытаниях РДТТ на открытом
стенде "НИИПМ" состав газо-воздушной смеси представлен: хлористым
алюминием, окисью алюминия, парами воды.
Пермским технадзором рассмотрено Постановление прокурора о возбуждении
производства об адм. правонарушении от 26.10.04 г. в отнош. ФГУП
"НИИПМ". "НИИПМ" признано виновным и привлечено к админ.
ответственности в виде штрафа в разм. 400 МРОТ (40000 руб.)по ст.
8.21 КоАП РФ за наруш. треб-й законодат-ва об охране атм. воздуха.
В наст. время предпр-е оспаривает наличие вины и правильность
наложения админ. наказания в Арбитражном суде Пермской области.
Пермской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо
режимных объектах по поручению прокуратуры Пермской области в 2004 г.была
проведена проверка исполнения ФГУП "НИИПМ" природоохранного
законодательства при утилизации МБР РС-22. Проверкой установлено, что
несмотря на ограничение испытаний РДТТ по массе не более 30 тонн
согл. разрешения на выброс ЗВ № 118 от 16.02.2004 г., предприятием
был осуществлён прожиг (утилизация) семи двигателей 1-й ступени МБР
РС-22 (масса каждой составляет 48 т), а именно:
05.04.04 г., 07.04.04 г., 20.04.04 г., 05.05.04 г., 13.05.04 г.,
08.06.04 г., 17.06.04 г.
На основании установленных фактов, прокурором было вынесено
Представление об устранении нарушений природоохр. законодат-ва от
03.11.04 г. № Д-5 и предложено прекратить незаконную деятельность
по сжиг-ю утилизируемых ракет РС-22, массой более 30 тонн.
Несмотря на выявленные прокуратурой нарушения природоохр.
законодат., предприятием в 2004 г. неоднократно были проведены
работы по сжиганию (утилизации) двигателей МБР РС-22, снятых с
вооружения.
Проверка природоохранной деятельности ФГУП "НИИПМ" Пермским
технадзором
(23.03.2005 г.)показала, что по результатам контроля атмосферного воздуха,
проводимого предприятием во время прожига РД (в период с декабря
2003 г. по 16 ноября 2004 г.), имели место превышения норм.
качества атм. воздуха по хлористому водороду награнице СЗЗ и жилья.
По существу дополнительно заданных вопросов.
1. В соотв. со ст. 25 ФЗ "Об экол. экспертизе" заключения ОЭЭ
приобретают юридическую силу после утверждения их специально
уполномоченным государственным
органом в области экологической экспертизы; статьёй 11 данного закона и
письмом МПР России определено, что выполненные заключения
общественной экологической экспертизы по объктам государственной
экологической экспертизы Федерального уровня должно быть утверждено на
федеральном уровне и утвердить их на уровне субьекта РФ не
представляется возможным.
2. В функции Пермского технадзора не входит организация и проведение
контроля за состоянием загрязнения окружающей среды.
Мониторинг состояния окружающей среды ( организация проведения
наблюдений, оценка и прогноз состояния окружающей среды...) проводится
Росгидрометом и его территориальными органами.
Производственный экологический контроль в районе расположения источников
антропогенного воздействия и их оценку воздействия на окруж. среду
осуществляют субъекты хозяйственной и иной деятельности в соответствии с установленным
порядком.
3. Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки
территорий РФ, где в рез-те хозяйственной или иной деятельности происходят
устойчивые изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью
населения, состоянию естественнывх экосистем, генетических фондов
растений и животных, приостановка и прекращение которых невозможны
только за счет организационно-управленческого потенциалаи
материально-финансовых ресурсов данной территории.
Зона экологической ситуации объявляется Указом президента РФ.
Инициатором объявления территории ЧС м.б. федеральные органы
исполнительной
власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного
самоуправления
этих территорий. ...инициатор подготавливает материалы о состоянии
природной среды с учетом действующих инструктивно-методических
документов, которые затем направляются на Государственную
экологическую экспертизу.
По результатам государственной экологической экспертизы готовится проект Указа президента
РФ "Об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации".
Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон ЧЭС
и зон экол. бедствия утверждены МПР РФ от 30.11.1992 г.
Пермский технадзор не выступал инициатором объявления Кировского
района зоной ЧЭС.
4. Пермским технадзором не выдавались разрешительные документы,
связанные с программой утилизации ракет.
1 апреля 2005 г. в Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору было проведено совещание по
вопросу утилизации РДТТ МБР на территории г. Перми. По итогам
работы совещания принято решение о подготовке докладной записки на
председателя Правительства РФ М.Е. Фрадкова о необходимости
проведения Государственной экологической экспертизы программы
утилизации РДТТ МБР.
Заместитель руководителя:
В.А. Назаров
Исп. Т.Е. Гилёва, начальник отдела нормирования выбросов в атмосферу
(т. 37-19-60, 37-20-38),
А.С.Киченко, Л.А. Межировская,
614068, г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 130
6 апреля 2005 г.
|