Нефтяная кампания
-
Безопасность турбопроводного транспорта
Международный Социально-экологический Союз
№79 от 16.12.2004
Председателю Правительства России М.Е. Фрадкову
О сроках экспертизы проекта строительства
нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан ».
Уважаемый Михаил Ефимович!
Масштабный инвестиционный проект «Обоснование инвестиций в строительство
нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан»(ОИ
ВС-ТО)» (заказчик ОАО «АК»Транснефть») вызывает
повышенный общественный интерес со стороны местного населения, региональных
органов власти от Байкала до Приморья, задевает интересы многих промышленно-финансовых
корпораций и по уровню затрат вполне сопоставим сейчас с незавершенным
проектом строительства БАМ, отметившим в этом году свой 30-летний юбилей.
К нашему огорчению, в подведомственной Вам Федеральной службе экологического,
технологического и атомного надзора (ФСЭТАН) имело место прямое вмешательство
в работу экспертной комиссии государственной экологической экспертизы
(ГЭЭ) «ОИ ВС-ТО» со стороны должностных лиц органов исполнительной
власти с целью повлиять на ход проведения ГЭЭ, что согласно статье 30
Федерального закона «Об экологической экспертизе»(№174-ФЗ,
1995) квалифицируется как нарушение законодательства Российской Федерации
об экологической экспертизе.
На очередном заседании экспертной комиссии ГЭЭ 02 декабря 2004г. было
принято решение о завершении ГЭЭ, несмотря на то, что согласно приказу
ФСЭТАН от 15.10.2004 №139 сроки работы экспертной комиссии были определены
3 месяцами и истекают 15 января 2005г. В присутствии ряда наблюдателей
от общественных организаций Председатель экспертной комиссии Николаев
А.В. заявил буквально следующее: «В соответствии с Приказом ФСЭТАН
экспертиза должна была длиться три месяца, но нас торопят и мы досрочно
завершили работу». Необходимо отметить, что существующее законодательство
и сложившаяся практика в экспертных органах МПР РФ и еще ранее Госкомэкологии
РФ предполагает сроки рассмотрения столь сложного и ответственного инвестиционного
проекта не менее 4 месяцев.
Прошедшие в июле этого года общественные слушания в семи субъектах федерации
предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
этого проекта показали, что проектная документация, мягко выражаясь, далека
от совершенства. Учеными, специалистами, представителями общественных
экологических организаций было внесено 224 замечаний и предложений, которые
официально были переданы разработчикам проекта. Особое беспокойство вызывают
вопросы экологической безопасности и общественной эффективности инвестиционного
проекта. Основные нарушения законодательства, допущенные ОАО «АК»Транснефть»
и зафиксированные органами прокуратуры РФ, сформулированы в открытом письме
Президенту РФ(прилагается), которое было передано лично мною руководителю
Администрации Президента РФ Медведеву Д.А. и находится на контроле у него
и Совете при Президенте Российской по содействию развитию институтов гражданского
общества и правам человека.
При содействии господина Медведева Д.А. мы провели переговоры с уполномоченными
представителями ОАО «АК»Транснефть» с целью получения
полного пакета предпроектной документации для проведения общественной
экологической экспертизы заинтересованными общественными организациями
и надеемся на положительное решение этого вопроса. В соответствии с существующим
законодательством «общественная экологическая экспертиза проводится
до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно
с ней» (ст.22 п.1 ФЗ «Об экологической экспертизе»).
Таким образом, попытки сокращения сроков государственной экологической
экспертизы лишают возможности ряд общественных организаций провести общественную
экологическую экспертизу, результаты которой должны быть рассмотрены экспертной
комиссией государственной экологической экспертизы.
В связи с вышеизложенным просим Вас обеспечить в подведомственном Вам
учреждении проведение государственной экологической экспертизы в установленные
Законом сроки с полноценным участием заинтересованных общественных организаций.
Приложение: 1 .Открытое письмо Президенту РФ на 2 стр.
Co-председатель Совета Международного социально-экологического союза,
Член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию
институтов гражданского общества и правам человека
Святослав Забелин
|