Нефтяная кампания
-
Безопасность турбопроводного транспорта
ОАО АК «Транснефть»,
копия: Министерство Природных ресурсов РФ
Замечания и предложения по материалам обоснования инвестиций
в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь-Тихий океан»
(в порядке п. 4.10 Положения об оценке воздействия хозяйственной
и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. приказом
Госкомэкологии от 16 мая 2000 г. № 372).
В июле 2004 года ОАО АК «Транснефть» провела общественные
обсуждения по обоснованию инвестиций строительства нефтепровода «Восточная
Сибирь Тихий океан». Строительство и эксплуатация этого нефтепровода
будет осуществляться на территории нашего региона и может привести к негативному
воздействию на окружающую среду.
Таким образом, строительство данного трубопровода затрагивает экологические
права граждан Российской Федерации.
В связи с этим, мы обращаем Ваше внимание на следующие нарушения действующего
законодательства, имевшие место при проведении оценки воздействия на окружающую
среду данного объекта.
1. При подготовке общественных обсуждений был нарушен порядок опубликования
информации о проведении ОВОС в СМИ (в частности, информация не была опубликована
в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти РФ),
что является нарушением п.4.8 Положения об ОВОС.
2. В представленных для ознакомления материалах отсутствуют альтернативные
варианты реализации указанной деятельности, в том числе полный отказ от
деятельности (нулевой вариант), что является нарушением п.4 приложения
к Положению об ОВОС.
3. На этапе составления Технического задания не проводилось информирование
общественности и общественное обсуждение, в порядке, предусмотренном п.
4.3 Положения об ОВОС, что лишило общественность возможности участия в
подготовке Технического задания.
В связи с этим, мы считаем, что общественные обсуждения ОВОС проведены
в нарушение действующего законодательства.
Помимо изложенного, мы считаем необходимым высказать следующие замечания
по материалам обоснования инвестиций:
1. Материалами предусмотрено прохождение трассы нефтепровода через несколько
особо охраняемых природных территорий (в том числе, заказник «Барсовый»
в Приморском крае, заказник «Имангра» Амурской области), а
также через водосборную территорию озера Байкал объекта Всемирного
природного наследия ЮНЕСКО. Прокладка трубопровода неминуемо приведет
деградации ценных природных комплексов и нарушению среды обитания редких
и ценных видов животных растений, ради которых они созданы, в частности
дальневосточного леопарда, занесенного в Красную Книгу РФ и МСОП. В соответствии
с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях»
(статья 24) на территориях государственных природных заказников постоянно
или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она
противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет
вред природным комплексам и их компонентам.
В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» (ст.24)
Действия,
которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению
среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не
допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную
деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные
в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство
этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об охране окружающей
среды». Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая
негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или)
уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное,
историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное
ценное значение и находящихся под особой охраной.
Таким образом, материалы разработаны в нарушение законодательства
Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, о
животном мире и об охране окружающей среды.
2. В материалах Обоснования инвестиций не предусмотрены меры по минимизации
вреда указанным ценным природным объектам или по его компенсации, что
является необходимым элементом материалов ОВОС.
3. Материалами обоснования инвестиций предусмотрено строительство конечного
нефтяного терминала в бухте Перевозная. В настоящее время эта бухта не
затронута хозяйственной деятельностью и представляет собой практически
не нарушенную естественную экологическую систему. В тоже время в г. Находка,
где уже имеется крупный нефтеперевалочный порт с развитой инфраструктурой
в частности связанной с предотвращением и ликвидацией аварийных разливов
нефти.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды»
(ст.3)
хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на принципах
приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов
и природных комплексов.
В соответствии со статьей 4 указанного закона в первоочередном порядке
охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты
и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
Таким образом, материалы разработаны в нарушение определенных законодательством
базовых принципов охраны окружающей среды.
Учитывая изложенное, просим:
1. Провести процедуру ОВОС в строгом соответствии с Положением об ОВОС,
обеспечив участие общественности в этом процессе, начиная с этапа уведомления,
предварительной оценки и составления технического задания;
2. Признать проведенные общественные слушания недействительными;
3. Провести повторные общественные обсуждения материалов обоснования
инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь-Тихий
океан» при строгом соблюдении существующих нормативов, с учетом
данных предложений;
4. Внести изменения в материалы обоснования инвестиций в части изменения
трассы нефтепровода с целью исключения из нее территории ООПТ и мест обитания
редких видов животных и растений, а также водосборной площади озера Байкал;
5. Внести изменения в материалы в части исключения строительства нефтяного
терминала в бухте Перевозная и других участках, где отсутствует развитая
инфраструктура;
6. Рассмотреть «нулевой вариант» (отказ от деятельности).
С уважением, директор по кампаниям И.П. Блоков
|