Каспийское море

Документы
Публикации в СМИ

Безопасность трубопроводного транспорта

 

На сайт МСоЭС

 

 

Нефтяная кампания -
Безопасность турбопроводного транспорта

Генеральная прокуратура РФ

Заявление о принятии мер прокурорского реагирования

В июле 2004 года ОАО АК «Транснефть» организовала в 6 субъектах РФ (Приморский край, Хабаровский край, Иркутская, Амурская область, Еврейская автономная область, республика Бурятия) общественные слушания по обоснованию инвестиций строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», являющемуся объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

По нашему мнению, общественные слушания и сама оценка воздействия были проведены в нарушение действующего законодательства и нарушают экологические права граждан по следующим основаниям:

1. В соответствии с п. 2.5. Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. Приказом Госкомэкологии 16 мая 2000 г. № 372) — далее Положение об ОВОС, «обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду». Согласно п. 3.1.1 Положения об ОВОС на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания ОАО АК «Транснефть» была обязана проинформировать общественность о начале процесса ОВОС, провести консультации с заинтересованной общественностью, провести общественные обсуждения технического задания.

Ни одна из указанных обязанностей выполнена не была, техническое задание утверждено без участия общественности, следовательно, оно не соответствует требованиям законодательства, как и все работы, выполненные на его основе.

2. При подготовке общественных обсуждений был нарушен порядок опубликования информации о проведении ОВОС в СМИ. В частности, в нарушение п. 4.3. Положения об ОВОС информация не была опубликована в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти РФ. В ряде регионов информация не была опубликована и в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ. Вместо этого в Приморском крае, в частности, информация об общественных слушаниях была размещена в предвыборном издании одного из кандидатов в мэры города Владивостока.

Несоблюдение порядка информирования общественности, предусмотренного законодательством, нарушает право граждан на участие в принятии экологически значимых решений, право на своевременное получение полной и достоверной информации. В результате указанных нарушений значительное количество граждан не смогло принять участие в процедуре общественных обсуждений.

3. Пункт 2.4. Положения об ОВОС устанавливает, что «при проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности; заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также «нулевого варианта» (отказ от деятельности)».

В представленных для ознакомления материалах отсутствуют альтернативные варианты реализации указанной деятельности, в том числе полный отказ от деятельности (нулевой вариант). Таким образом, материалы ОВОС разработаны в нарушение действующего законодательства и не могут быть предметом общественных обсуждений.

4. Во всех регионах заказчиком была представлена неполная документация (отсутствовали некоторые тома ОВОС), материалы содержали информацию о прохождении трассы трубопровода только через территорию данного субъекта РФ.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об экологической экспертизе» на государственную экологическую экспертизу представляются документы, содержащие в обязательном порядке материалы обсуждений с общественностью объекта государственной экологической экспертизы, организованных органами местного самоуправления.

Более того, ч.3.п.2.5. Положения об ОВОС определяет, что заказчик обязан организовать обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, т.е. полные материалы по обоснованию инвестиций строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», а не только раздел «Оценка воздействия на окружающую среду».

В соответствии с п. 2.7. Положения об ОВОС «заказчик обязан предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации (принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу)».

Таким образом, представление на общественные слушания отдельных «кусков проекта» (обоснование строительства части нефтепровода на территории данного субъекта РФ), неполных материалов, является нарушением законодательства об экологической экспертизе, нарушает право граждан на получение полной и достоверной информации и право на участие в принятии экологически значимых решений. Общественные обсуждения, проведенные по некомплектным материалам, являются незаконными.

В связи с тем, что проект носит межрегиональный характер, затрагивает интересы граждан Российской Федерации, соблюдение прав граждан и общественных организаций при его разработке является гарантией права каждого на благоприятную окружающую среду. Как было показано выше, ОАО АК «Транснефть» при проведении процедуры ОВОС по обоснованию инвестиций строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» допустила многочисленные нарушения российского законодательства, в связи с чем, нарушения прав граждан приобрели массовых характер.

На основании вышеуказанного просим:

- принять меры прокурорского реагирования по признанию незаконным и недействительным технического задания и материалов ОВОС, выполненных на его основе, а также отмене результатов (протоколов) общественных слушаний, проведенных в июле 2004 года ОАО АК «Транснефть».

О принятых мерах просим сообщить.

С уважением, директор по кампаниям И.П. Блоков

 

Сайты по теме

Вахта Каспия
Нефтяное обозрение
Экозащита - кампания "Стоп Д6"
Байкальская экологическая волна
Экодаль
Экологическая Вахта Сахалина
МСоЭС: "Природа дороже нефти!"
Экология и бизнес
 

Обмен баннерами

Пишите нам