Нефтяная кампания
Каспийское море
Министру иностранных дел
Российской Федерации
Лаврову С.В.
N 23 от 26 июля 2006 г.
Уважаемый Сергей Викторович!
Международный социально-экологический союз, действующий на территории
всех прикаспийских государств, кроме Ирана, а также другие общественные
экологические организации обращаются к Вам в связи с быстрым ростом масштабов
угроз экосистемам Каспия вследствие интенсификации использования углеводородных
ресурсов региона. В настоящее время объем перевозок нефти по Каспийскому
морю превышает 10 млн. тонн в год. Благодаря реализации крупнейших нефтегазовых
проектов, в ближайшие годы ожидается его увеличение еще на 20 млн. тонн
в год. Все это приведет к повышению вероятности крупных аварийных разливов
нефти, которые могут оказать катастрофическое воздействие на уникальные
экосистемы Каспийского моря, в том числе и на российскую часть побережья.
Крупные разливы нефти могут оказать негативное действие на популяции обитающих
здесь тюленей и осетровых, миллионы гнездящихся и зимующих птиц, на богатейшие
рыбные и рекреационные ресурсы региона.
Особое беспокойство общественности вызывает тот факт, что на Каспийском
море для перевозок нефти и нефтепродуктов широко используются однокорпусные
танкеры, аварии которых с гораздо большей вероятностью ведут к разливам
нефти по сравнению с судами, имеющими двойную обшивку корпуса.
В соответствии с ратифицированной всеми прибрежными государствами "Рамочной
конвенцией по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция)"
предполагается принять ряд мер, направленных на предотвращение и сокращение
возможного ущерба:
"Договаривающиеся Стороны принимают все необходимые меры для предотвращения,
снижения и контроля загрязнения Каспийского моря с судов и в этих целях
сотрудничают в разработке протоколов к настоящей Конвенции, предписывающих
согласованные меры, процедуры и стандарты, учитывающие соответствующие
международные требования (ст. 9).
"Договаривающиеся Стороны принимают все необходимые меры и сотрудничают
в целях защиты людей и морской среды от последствий природных катастроф
или аварий, возникающих в результате антропогенной деятельности. Для этого
принимаются меры по предотвращению, обеспечению готовности и реагированию,
включая меры по восстановлению" (ст.13).
Международный Социально-экологический союз выражает свою обеспокоенность
происходящим ростом объемов морских перевозок нефти и нефтепродуктов по
Каспийскому морю и просит сообщить, какие меры будут предприняты Россией
и другими прибрежными государствами- участниками "Рамочной конвенции
по защите морской среды Каспийского моря" для решения связанного
с этим круга проблем.
Нас особенно интересуют планы и сроки перехода на использование танкеров
с двойной обшивкой корпуса (включая суда, не попадающие под действие конвенции
МАРПОЛ 73/78), внедрения современных систем управления движением, создания
технических и организационных возможностей для эффективного проведения
аварийно-спасательных и восстановительных работ, защиты особо ценных в
природном плане участков побережий и акваторий, мониторинга нефтяного
загрязнения Каспийского моря.
Сопредседатель Совета
Международного социально-экологического союза
С.И.Забелин
Нефтяная кампания
|