Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Иркутская региональная общественная организация "Байкальская Экологическая Волна"

Методика экологических проверок
на водном транспорте и в местах массового отдыха
озера Байкал*

Проект "Байкальская общественная экологическая инспекция"
при поддержке Глобального Экологического Фонда
"Сохранение биоразнообразия Р.Ф.",
Байкальский компонент.
Иркутск - 2002г.

Над методикой работали:
Саттон Дж.М., Сеньков И.В., Тельпуховский А.Н.,
Составитель Огаркова Я.В.

  Брошюра обобщает опыт проекта “Байкальская общественная экологическая инспекция”, выполненного в 2002 году на средства ГЭФ “Сохранение биоразнообразия Р.Ф.” Байкальский компонент.
  Методика нуждается в доработке и утверждении специально уполномоченными органами, после чего она может быть широко использована государственными и общественными инспекторами.
   Надеемся, что данная работа послужит выработке механизма реализации природоохранного законодательства, направленного на сохранение уникального озера – Байкал.

Предисловие.

  Самый древний, самый глубокий, самый живой, полный неповторимой красоты и величия - Байкал! Настолько уникальный, что потребовал для себя специальных законов, постановлений, приказов. Все для того, чтобы оставаться самим собой многие лета...
  В те времена, когда наши предки считали Байкал священным, не требовались специальные законодательные акты. Времена изменились и теперь ответственность наша прописана в трудных для чтения длинных документах.
  С каждым годом все больше людей стремится на Байкал. Отдых, спорт, рыбалка, вдохновение - каждому свое. Туристические базы и базы отдыха появляются во многих прежде нетронутых бухтах. Оживает байкальский флот, пополняясь воскресшими “Ярославцами” и новыми прогулочными судами. Тонны мусора, гектары вытоптанных и выжженных склонов оставляет каждый туристический сезон. Тонны нефтесодержащих стоков и мусора несет каждая навигация. Туризм и прочая деятельность человека на Байкале пока ограничивается в основном бумажным щитом. Чтобы закон стал реальностью, необходимы шаги для его выполнения.

  Проект, в результате которого появилась эта брошюра, для общественной организации “Байкальская Экологическая Волна” стал шагом к исполнению законов, защищающих Байкал.

  В 2002 году, при поддержке Глобального Экологического Фонда, были проведены 5 комплексных рейдов на Юго-Западном и Юго-Восточном Байкале. В марте и мае рейды проводились совместно с Государственными инспекциями “Байкалрыбвода” и областным управлением охоты, в результате которых были задержаны 12 браконьеров, у которых были отобраны сети и карабин, составлены протоколы. 85 человек получили предупреждения об ответственности за нарушения правил ловли рыбы и охоты. В июне состоялся совместный рейд с государственной инспекцией Прибайкальского национального парка в районе пролива Малое море, где велась проверка туристических баз и баз отдыха. В результате проверки двум владельцам турбаз пришлось заплатить штрафы за неправильное оформление документов. В августе состоялось 2 рейда – один по Западному побережью озера Байкал, другой по Юго-Западному. В первом рейде велась проверка судов ГРСИ и Центром Госсанэпиднадзора на транспорте. Из 5 судов, чьи хозяева были на месте, 3 оказались без каких-либо документов. На турбазе “Бухта Песчаная” выявлены нарушения санитарных требований. Второй рейд выявил те же нарушения на турбазах “Байкал”, “Снежная”, “Хвойная”. Нарушителям придется отвечать, так как в рейде участвовали представитель управления природных ресурсов и западно-байкальский межрайонный прокурор, а также сотрудники Госсанэпиднадзора. В этом же рейде участвовали инспектора ГИМС, которые предупреждали нерадивых владельцев малых судов о необходимости регистрации и проверки судов.

  Очень надеемся, что опыт, накопленный нашей организацией, может послужить успешной работе иных общественных организаций, а так же работе государственных инспекторов работающих для сохранения озера Байкал.

1. Закон и Байкал.

Подготовительный этап - изучение существующего законодательства.

  Озеро Байкал является участком Всемирного Природного Наследия и подлежит государственной охране. Охрана озера и прилегающих к нему берегов определена рядом законов, основной из которых - Федеральный закон “Об охране озера Байкал” от 01.05.1999, № 94-ФЗ. В настоящее время приняты постановления правительства “Об особенностях охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений озера Байкал”, “Об утверждении видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории”.

  Недавно созданная Восточно-Сибирским институтом регионального законодательства “Концепция развития законодательства, направленного на сохранение экосистемы озера Байкал” в случае ее реализации значительно укрепит правовую базу охраны озера, но что более важно, позволит реализовать закон через специально уполномоченные органы. Концепцией предложено создать оперативные группы для проведения мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений на Байкальской природной территории, а так же создание и организация работы специальной экологической милиции при заповедниках и национальных парках.

  Для охраны озера Байкал должны также применяться и другие нормативно - правовые документы, определяющие порядок природопользования и ответственность людей, совершающих те или иные нарушения.

  1.Федеральный закон “Об охране окружающей Среды” от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ,
  2. Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях” от 14.03.1995г. №33-ФЗ,
  3. Федеральный закон “О животном мире” от 24.04.1995г № 52-ФЗ,
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 10.10.2001 г.
  5. Лесной кодекс Российской Федерации от 27.01.1997г.
  6. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995г.
  7. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, 2001г.
  8. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях. От30.12.2001г. №196-ФЗ
  9. Уголовный Кодекс Российской Федерации, от 29.12.2001г.№192-ФЗ.

  На особо охраняемых территориях, прилегающих к акватории озера Байкал, существуют отдельные правила, определенные в специальных положениях. Правилами устанавливается порядок пребывания на территории, а так же ограничения хозяйственной и иной деятельности. Заповедный режим требует особой охраны и контроля, для чего в национальных парках и заповедниках действуют специально уполномоченные инспекции.

  Действующее в настоящий момент законодательство значительно снизило роль общественных инспекторов по охране природы, но в то же время дало новые полномочия государственным инспекторам по охране государственных природных заповедников и национальных парков. Во многих случаях, для осуществления полномочий требуются 2 свидетеля, которых, ясно, в полевых условиях найти невозможно. Таким образом, общественные инспектора могут оказать определенную помощь в проведении рейдов. Кроме того, как показала практика, привлечение общественных инспекторов значительно повышает КПД и самих рейдов и работу государственных инспекций в целом.

  Вся центральная зона Байкальской природной территории является особо охраняемой, соответственно к ней применима статья 8.39 Кодекса об Административных нарушениях, в которой сказано: “Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или без таковой; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного нарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой."

  Мы не приводим здесь других статей, так как их подбор и публикация требуют отдельного издания. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях предусматривает ответственность за большинство правонарушений, которые совершаются владельцами и персоналом судов, туристических баз, а также туристами и иными лицами в отношении окружающей среды. К примеру, статьи 8.22, 8.23,11.13, и т.д.
  Для того чтобы воспользоваться той или иной статьей, необходимо знать, кто в праве ее применять. К примеру, для проведения рейдов по предотвращению правонарушений на судах, необходимо присутствие инспекторов ГРСИ и ГИМС
  Для предотвращения правонарушений в отношении природной окружающей среды на особо охраняемых природных территориях, необходимо участие сотрудников инспекций данных ОПТ. Участие в рейдах представителей силовых структур значительно расширяет полномочия инспекции, так как они вправе применять дополнительные санкции.

  Любая действующая инспекция вправе применить следующие виды наказания:

  • предупреждение,
  • административный штраф,
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу.
  Все виды наказаний осуществляются в судебном порядке. Непосредственно на месте нельзя никого оштрафовать или лишить специального права.

  Знание законодательства и своих полномочий необходимо не только для того, чтобы воздействовать на нарушителей, но и чтобы избежать возможных негативных последствий конфликта, который неизбежно проявляется в отношениях между инспектором и нарушителем.

2. Работа инспектора.

  Каждый инспектор должен соблюдать определенные правила в своей работе. Необходимо помнить о личной безопасности и ответственности за свои действия. Общественный инспектор должен действовать в группе 3-4 человек, один из которых является сотрудником государственной специально уполномоченной инспекции. В группе назначается старший, который ведет основные переговоры. Государственный инспектор составляет протокол. Остальные являются понятыми. Один из участников группы должен документировать процесс с помощью фотоаппарата, диктофона или видеокамеры.

  Чтобы рейд был успешным, предлагаем Вам соблюдать следующие принципы.

  1. Компетентность.
  2. Вежливость и предусмотрительность.
  3. Безопасность.
  4. Слаженность в работе группы.
  5. Отслеживание ситуации после завершение рейда.

Процедура проверки судов и мест массового отдыха.

  1. Представиться, назвав должность, фамилию, имя, отчество.
  2. Предъявить служебное удостоверение личности.
  3. Назвать
    а) причину остановки судна
    б) причину посещения туристической базы \лагеря палаточные стоянки базы отдыха.
  4. Ознакомиться с состоянием судна (места отдыха), проверить необходимые документы в пределах своей компетенции.
  5. Составить протокол об административном нарушении.
  6. При составлении протокола дать возможность нарушителю самостоятельно записывать свои возражения, объяснения в протокол.
  7. Отвечать на все вопросы лица, в отношении которого составляется протокол.
  8. Указать в протоколе свидетелей (при необходимости), с обязательным наличием их подписей в протоколе.
  9. При рассмотрении дела об административном правонарушении учитывать все предоставленные материалы, собрать необходимые доказательства.
  10. Исследовать рассматриваемое дело полностью, с обязательным установлением наличия, отсутствия отягощающих и смягчающих обстоятельств.
  11. Дать правонарушителю составленный протокол на подписание.
  12. Оформленный один экземпляр вручить правонарушителю.

3. Экологическая проверка на водном транспорте.

  Для проверки судов необходимо учитывать следующее:
  1. Государственная Речная Судоходная Инспекция осуществляет общий надзор над работой судов мощностью свыше 55 киловатт (75 лошадиных сил), парусных самоходных судов, вместимостью менее 80 регистровых тонн.
  2. Государственная Инспекция по маломерным судам осуществляет надзор над самоходными суднами вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт или с подвесным мотором, независимо от мощности.
  3. Инспекции Особо Охраняемых Природных Территорий осуществляют контроль за причаливанием и отстоем судов на территории ООПТ.
  4. Центр Госсанэпидемнадзора на транспорте (водном и воздушном) в Восточно-Сибирской зоне выдает санитарные свидетельства при регистрации и выпуске судна в плавание, а так же осуществляет текущий санитарный надзор.
  5. Управление Природных ресурсов по Иркутской области осуществляет контроль по соблюдению природоохранного законодательства.
  6. Общий транспортный и лицензионный контроль осуществляет Иркутское областное отделение Российской транспортной инспекции (Минтранс РФ).
  7. Иркутская государственная областная инспекция рыбоохраны осуществляет надзор над использованием рыбных ресурсов и наделена значительными полномочиями.
  8. Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Иркутской области осуществляет контроль над добычей диких животных.

  Надзор над водным транспортом так же осуществляют:

  1. Ангаро-Байкальское водохозяйственное управление (Комитет РФ по водному хозяйству).
  2. Байкало-Ангарское государственное управление водных путей и судоходства.
  3. Российский Речной Регистр.
  4. Государственная речная инспекция пожарного надзора за судами.

  Водный транспорт, в основном туристический и рыболовный, активно развивается на Байкале. Каждое судно должно обладать лицензией на проводимую на нем деятельность, пока же такие лицензии имеют единицы. Правила эксплуатации судов, а так же санитарное и природоохранное законодательство нарушаются во многих случаях.
  Для того, чтобы проверки были наиболее эффективными, целесообразно в пик сезона навигации проводить комплексные рейды с представителями различных инспекций. Перспективно создание специально уполномоченной экологической милиции для регулярного контроля водной и сухопутной территории Всемирного Природного Наследия – оз. Байкал.
  Для экологической проверки предлагается следующая схема акта.

Акт экологической проверки судов на оз. Байкал

  1. Название, номер судна………………………………………………………………
  …………………………………………………………………………………………..
  2. Назначение судна (рыболовное, туристическое, спортивное), наличие лицензии.
  …………………………………………………………………………………………….
  3. Судовладелец (арендатор), юридический адрес…………………………………….
  …………………………………………………………………………………………….
  4. Место приписки судна………………………………………………………………..
  …………………………………………………………………………………………….
  5. Место остановки и проверки судна.
  …………………………………………………………………………………………….
  6.Проверка судового журнала, в том числе ………………………………………..
  6.1 Проверка регистром…………………………………………………………………
  …………………………………………………………………………………………….
  6.2 Судовое санитарное свидетельство………………………………………………..
  …………………………………………………………………………………………….
  6.3 Свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами
  и мусором……………………………………………………………………………………
  6.4 Записи (иные документы) о сдаче подсланевых вод………………………………..
  ……………………………………………………………………………………………….
  6.5 Записи (иные документы) о сдаче фекальных вод………………………………….
  ………………………………………………………………………………………………
  6.7 Записи (иные документы) о сдаче бытового мусора………………………………...
  ………………………………………………………………………………………………
  7. Внешний осмотр судна, в том числе
  7.1 Наличие пятен ГСМ на поверхности………………………………………………..
  ……………………………………………………………………………………………...
  7.2 Наличие бытового мусора и пятен ГСМ на борту судна …………………………
  ………………………………………………………………………………………………
  7.3 Наличие контейнера для мусора…………………………………………………….
  ………………………………………………………………………………………………
  7.4 Наличие запасов продовольствия и иных материалов в упаковках……………….
  ………………………………………………………………………………………………
  8. Наличие огнестрельного оружия на борту судна и разрешения на его хранение и
  использование……………………………………………………………………………..
  ………………………………………………………………………………………………
  9. Наличие свежедобытой рыбы, зверя, птицы и разрешения на их добычу …………
  ………………………………………………………………………………………………
  10. Наличие на судне охраняемых (занесенных в красную книгу) растений и животных
  …………………………………………………………………………………………………..
  11. Наличие растительного сырья, ягод, ореха в период запрета их сбора
  …………………………………………………………………………………………………..
  12.Наличие на борту экологически опасных грузов (ядохимикаты, минеральные и
  органические удобрения, ГСМ и т. д.)………………………………………………………..

  Дата заполнения …………………..
  Проверку произвели (Ф.И.О., должность) ……………………………………………………
  Представитель владельца судна ……………………………………………………………...

4. Экологическая проверка мест массового отдыха на побережье озера Байкал.

  Территория озера Байкал условно разделена на различные зоны, где режим хозяйственной и туристической деятельности ограничивается в зависимости от ценности данного участка для сохранения целостности экосистемы побережья. Строительство туристических баз и оборудования мест отдыха в обязательном порядке должно быть согласовано с местной администрацией и администрацией национального парка. Размещение капитальных строений на территории заповедников, а так же заповедных зон национальных парков, заказников и иных особо охраняемых территорий - запрещено.
  В настоящее время туризм развивается активно и большей частью стихийно. Многие бухты и живописные участки самовольно занимаются частными владельцами, на них располагаются коттеджи, гостиницы и другие строения без согласования с особо охраняемыми территориями. Словно снежный ком растет незаконный захват земель и неконтролируемый туризм, которые, в короткий срок могут привести к деградации значительной части побережья.
  Для контроля туристических зон предлагаем объединить усилия инспекций Прибайкальского национального парка и других особо охраняемых территорий, Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Иркутской области, Инспекций санэпиднадзора и пожарного надзора. Наличие подразделения силовых структур, таких как экологическая милиция, могли бы значительно повлиять на улучшение складывающейся ситуации.

  Предлагаемая нами схема может быть использована различными контролирующими органами, а также исследователями и статистами. Форма проверки охватывает вопросы санитарно- эпидемиологического и экологического благополучия.

Форма проверки мест массового отдыха на Байкале.

  1.Название места отдыха
  ………………………………………………………………………………………………
  2. Владелец, вышестоящая организация
  ………………………………………………………………………………………………
  3. Месторасположение и географическая привязка
  ………………………………………………………………………………………………
  4.Период работы …………………………………………………………………
  5. Наличие факторов загрязняющих окружающую среду
  а) Туалет, расстояние до береговой линии, способ очистки.
  ……………………………………………………………………………………………….
  б) Баня, расстояние до береговой линии, способ очистки.
  ……………………… ……………………………………………………………………….
  в) Электромотогенератор, расстояние до береговой линии, вид топлива.
  ……………………………………………………………………………………………….
  г) Наличие иных факторов………………………………………………………………...
  6. Способы утилизации ТБО:
  а) вывоз (куда, документы, подтверждающие вывоз)
  ……………………………………………………………………………………………….
  б) сжигание (где, каким образом)
  ……………………………………………………………………………………………….
  в) сортировка и сдача на переработку (куда, каким образом)
  ……………………………………………………………………………………………….
  7.Общее состояние территории: замусоренность, наличие следов эрозии, урны, поломанных деревьев, нарушенного растительного покрова.
  …………………………………………………………………………………………………...
  8.Состояние территории вокруг пищеблока, утилизация пищевых отходов (компост и др.), способ утилизации стоков.
  …………………………………………………………………………………………………..
  9. Противоклещевая обработка спецсредствами, пестицидами.
  …………………………………………………………………………………………………..
  10. Наличие и обустроенность палаточных площадок.
  …………………………………………………………………………………………………..
  11. Вид топлива для приготовления пищи…………………………………………………..
  12. Организация прачечных услуг, утилизация стоков.
  …………………………………………………………………………………………………..
  13. Наличие агитационной природоохранной информации, ее доступность и способы доведения до отдыхающих. (Правила поведения на природе, краеведческие материалы, плакаты, листовки, буклеты).
  ………………………………………………………………………………………………….
  14. Наличие организованных автостоянок, и организация на них природоохранных мер.
  ………………………………………………………………………………………………….
  15. Оснащение троп, экомаршрутов. (Наличие оборудования кострищ, урны, скамьи).
  ………………………………………………………………………………………………….
  16. Пляж.
  а) протяженность
  б) санитарное состояние
  в) наличие оборудования
  17.Дата заполнения.
  18. Проверку произвели (Ф.И.О., должность)

  Просим Ваши комментарии, замечания и отзывы отправлять по адресу:
  664033, Иркутск а\я 21 ИРОО “Байкальская Экологическая Волна”.
  тел.: 51-43-69, факс.: 51-43-70.

На первую страницу В помощь общественному инспектору по охране окружающей природной среды

На первую страницу Общественной инспекции

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность