Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЮЗА

ЦЕЛИ И СМЫСЛ.

В апреле 2002 года в Московской регистрационной палате как некоммерческое учреждение МСоЭС была зарегистрирована Общественная инспекция по охране окружающей природной среды.
Создание общественной инспекции по охране окружающей среды является одним из наших ответов на политику поэтапного и неуклонного ослабления государственного экологического контроля и/или игнорирования экологического законодательства властями России и других стран (включая США - не думайте, что это явление только СНГ-овское).
Ответом естественным - если государство не защищает права своих граждан, то граждане должны организовываться для защиты этих прав или терпеть. В связи с этим учреждение инспекции следует рассматривать как акт политический, еще раз подчеркивающий бессилие государства в этой сфере обеспечения безопасности и прав граждан.
Учреждение инспекции позволяет создать и развивать инфраструктуру для осуществления законного права граждан и их объединений на общественный экологический контроль, предоставленного им Конституцией РФ, Законом РФ"Об охране окружающей среды" и законодательством других стран.
В Российской Федерации первичной правовой основой деятельности инспекции является ч.3-5 статьи 68 Закона "Об охране окружающей среды", посвященная муниципальному и общественному экологическому контролю, а также природоресурсное законодательство и законодательство об обязанностях органов власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения конституционных прав граждан и пресечения (предотвращения) нарушения действующего законодательства (вопрос о правовых основах деятельности инспекции в других странах нуждается в изучении).
"3.Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
4.Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
5.Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством."

Однако фиксация экологических нарушений и предоставление информации о них в органы власти не является единственной и даже главной формой деятельности общественной инспекции. Как и во времена СССР главным и самым действенным инструментом было, есть и будет предание гласности (известности) фактов нарушения прав и/или законодательства. И этот инструмент с каждым годом становится все более значимым вне зависимости от перемен (или особенностей) в законодательстве. Во времена СССР сколь-нибудь облеченный должностью и властью нарушитель больше всего боялся того, что о факте браконьерства ему сообщат на работу. В нынешние "рыночные" времена сколь-нибудь серьезные хозяйствующие субъекты больше всего боятся того же самого - публичного обвинения в противоправной деятельности.
Наличие у общественных организаций собственных средств массовой информации и развитие электронных систем коммуникации и информирования делают этот инструмент с каждым годом все более действенным, уже сопоставимым при умелом использовании с мерами административного или судебного воздействия.
В связи с этим главной задачей общественной экологической инспекции становится (наряду с традиционными задачами пресечения конкретных нарушений, совершаемых гражданами или юридическими лицами) систематическое воздействие на субъекты хозяйственной деятельности с целью принуждения их к экологизации их деятельности. Статус инспекции (инспектора) как легального органа общественного экологического контроля в этом случае является фактором повышения социального веса личности или организации, занимающейся "обычной" работой по охране окружающей среды - то есть выявлением нарушений и вовлечением всех иных "агентов" влияния (власть, правоохранительные органы, средства массовой информации, общественное мнение) в процесс прекращения (предотвращения) деятельности, нарушающей права граждан.
Статус инспекции, учрежденной международной общественной организацией, может быть использован (даже при неопределенных правовых основаниях) для контроля за соблюдением международных конвенций и соглашений об охране окружающей среды.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ.

Реальным фактором воздействия на "правила поведения" общественный экологический контроль может стать только тогда, когда станет широко распространенной формой деятельности общественных организаций и/или отдельных активистов. Поэтому с самого начала Общественная инспекция МСоЭС по охране окружающей среды должна стать предметом сотрудничества Международного СоЭС и других заинтересованных общественных организаций. В связи с этим предлагается в самое ближайшее время Правление Инспекции сформировать из представителей МСоЭС, Гринпис, Движения Дружин по охране природы и Российского представительства WWF как "де факто" сетевых организаций, действующих на территории более чем одной страны бСССР.
На втором этапе в Правление могут быть приглашены или кооптированы представители национальных сетевых общественных экологических организаций, согласных на такое сотрудничество (в России это может быть, в первую очередь, ВООП).

Первый, организационный, этап деятельности инспекции должен быть посвящен, с одной стороны, привлечению в ряды инспекторов наиболее опытных и активных членов сотрудничающих организаций и, с другой стороны, обеспечению информационной (интеллектуальной), организационной и моральной (сейчас рано говорить о материальной) поддержки их деятельности.
На практике Правление должно выступить, с одной стороны, как придирчивый организатор формирования корпуса первых инспекторов, а с другой стороны, как пропагандист этой формы активности и опыта ее осуществления (с использованием собственных и дружественных СМИ). В наиболее продвинутых регионах, вроде Нижегородской или Амурской областей в России, а также в проявивших интерес странах СНГ, где есть собственный организационный и интеллектуальный ресурс, на этом этапе могли бы быть созданы филиалы инспекции.
Задача первого призыва инспекторов - на практике проверить возможность осуществления общественного экологического контроля и выявить препятствия (барьеры), реально возникающие в процессе этой деятельности. Задача Правления - найти способы преодоления этих барьеров.
Одновременно с организацией "призыва" (который лучше бы формировать из людей, имеющих опыт экологического контроля, в том числе из общественных и бывших государственных инспекторов охраны природы и окружающей среды) требуется организовать и провести детальный анализ российского законодательства с целью сведения в единое руководство норм, на которые может опираться общественный экологический контроль в своей деятельности. Впоследствии этот анализ послужит в качестве хорошего или плохого примера для работы с законодательством других стран. Первые попытки показывают, что это не является тривиальной задачей.
На этом этапе, который по самым оптимистичным предположениям займет вторую половину 2002 года и весь 2003, полезным было бы провести серию встреч инспекторов разных регионов для свободного обмена опытом побед и поражений.

Относительно дел второго этапа можно много "фантазировать", поскольку очевидно, что:

  • если опыт первых инспекторов будет преимущественно положительным, то на повестку дня станет создание системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации инспекторов, а также постепенного создания филиалов инспекции в субъектах РФ и в других странах СНГ;
  • если опыт первых инспекторов будет преимущественно отрицательным, то акцент будет смещен в область изменения действующего законодательства и поиска других организационных форм осуществления общественного экологического контроля, в том числе на базе сотрудничества с государственными правоохранительными органами (например, с экологической милицией).нформация о проступке и дострочном прекращении полномочий публикуется на сайте МСоЭС.

На первую страницу Общественной инспекции

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность