ПОДПРОГРАММЫ |
На главную страницу проекта К оглавлению раздела
Учебно-тренировочный семинар для специалистов и населения по освоению навыков предотвращения чрезвычайных ситуаций, выживанию в природных и социальных экстремальных ситуациях и воспитанию экологического системного мышления.
Продолжительность: 150 часов.
Лекций — 55, практических занятий — 95.
Состав слушателей: Группы по 8-20 человек (одного уровня физической и профессиональной готовности).
Содержание конкретных занятий (не менее 36 часов) определяется для группы путём анкетирования и собеседования. Выдаётся удостоверение, дающее право на проведение занятий в общеобразовательных школах по курсам ОБЖ и Экологии.
Сертификат № 0188 НМП от 15.04.97 Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (Повышение квалификации методистов и преподавателей курса Основы Безопасности Жизнедеятельности и Экологии).
Причины возникновения чрезвычайных ситуаций; факторы тревожности человека ; понятия экстремальных условий (ЭУ) и экстремальных ситуаций (ЭС); «натуралистическая», «созерцательная» и «деятельностная» методики преодоления ЭС; условия совместимости и несовместимости методик в странах Запада, Востока и в России.
Методики выживания коренных северных народов; история создания и формирования курса «Экологическое выживание», экологическое мышление как основной принцип выживания, три методики воспитания экологического мышления — популяционная, промышленная и системная.
Климато-географические условия России как факторы формирования российских традиций жизнеорганизации.
Обзор методических пособий и Российской литературы по теме (демонстрация библиотеки Центра ЭВБ — 280 изданий).
Связь северных и российских методик; казачьи методики воспитания воина; роль народных сказок в воспитании личности безопасного типа, дохристианские и православные традиции сохранения жизни и здоровья.
Роль «зоны рискованного земледелия» как системообразующего фактора формирования русского (российского) характера; многонациональность понятия русскости и российскости.
Психофизиологические особенности, свойственные восточно-европейскому, уральскому и сибирскому населению.
Международная Экологическая Конференция ООН в Рио-де-Жанейро 1992 года и в Йоханесбурге в 2002 году. Концепция устойчивого развития и её кризис. Алармистский (катастрофический) и оптимистический прогнозы развития человечества в XXI веке.
Роль и место России в мировом сообществе на пути разрешения экологического кризиса. Фактор северных территорий . Опыт зарубежных стран в использовании этнического опыта.
Принципиальное отличие методики «ЭВ» от классического туризма.
Специфика обеспечения безопасности участников занятий.
Принцип равного участия учащихся и инструкторов.
Принципы формирования одновозрастных групп; особенности работы со взрослыми и детьми; понятие «тайна группы», роль и функции инструктора-наблюдателя.
Роль и место тренировочных походов на природе в структуре курсов ОБЖ и экологии.
Традиции нравственного и полового воспитания в натуралистических, созерцательных и деятельностных системах жизнеорганизации.
Древнерусское половое воспитание, роль детских и юношеских игр, ритуалы народных праздников как система нравственного воспитания.
Исторические примеры правильного и неправильного полового воспитания в России.
Современное состояние проблемы.
Несовместимость различных методик нравственного и полового воспитания; необходимость их совершенствования и сосуществования в России и других странах.
Возможность оказания первой медицинской помощи без лекарств по натуралистической, созерцательной и деятельностной методикам; бытовые приемы; фитотерапия.
Необходимость предварительного нравственного воспитания; резервы человеческого организма; взаимопомощь; роль общинности.
Возможность жизнеобеспечения без специального снаряжения; совершенствование повседневной одежды; утепление жизненно важных органов тела.
Разведение костра ночью, из сырых дров, под дождем, в условиях снегопада; устройство укрытия зимой и летом при наличии, а также при отсутствии топора и пилы; долговременный костер; организация ночевки; само- и взаимосогревание.
Подача сигналов бедствия; организация питания при отсутствии запасов продовольствия (не используя приемы охоты и рыбной ловли).
Принципы организации рефлексии; роли участников; обсуждение событий, произошедших в тренировочном походе.
Авторский видеофильм. (Чеурин Г.С., Смолин П.П.) «Выживание в зимнем лесу без снаряжения», 40 мин.
Разведение костра зимой, в сложных условиях, из сырых дров.
Устройство укрытия и долговременный костер из толстых сухих бревен (кодья) в лесу при отсутствии топора и пилы.
Принципы формирования групп; передвижение по склонам гор; правила само-и взаимоторможения при срывах на снежных и травянистых склонах; действия по командам «срыв» и «камень».
Принципиальное отличие спортивного плавания и плавания в ЭС.
Определение способности плаванию в ЭС; плавание с сохранением одежды сухой;
Плавание в легкой одежде; плавание в тяжелой одежде и обуви; организация обучающих игр на воде.
Критерии устойчивости системы, закономерности трансляции информации.
Натуралистическая, созерцательная и деятельностная методики преодоления социальных ЭС; демонстрационная игра первого уровня (мозговой штурм и выявление ключевых конфликтных вопросов).
Комплиментарные и конфликтные методики общения.
Введение в конфликтологию; ключевые конфликтные слова; понятие организационно-деятельностных игр (ОДИ); язык жестов; распредмечивание группы. Необходимость проведения ОДИ как системообразующего звена в курсах ОБЖ и экологии.
Шесть уровней проведения игр: мозговой штурм, деловая, ролевая, имитационная, креативная оргдеятельностная и мыследеятельностная игры.
Демонстрационные игры второго-третьего уровней — принятие коллективного решения; имитационная социальная игры, рефлексия игры.
Закономерности трансляции и восприятия информации, язык жестов.
Командные, индивидуалистские и эмпатийные методы общения в ЭС;
Различие общения в повседневной обстановке; в ЭУ и в ЭС; традиции обращения к личности в различных ментальностях.
Сакральная и профанная инвективная вокатива (ИВ) как элемент общения в ЭС, ИВ как элемент русской мужской культуры; связь ИВ с ритуалами древнерусских праздников; закономерности и табуированность применения ИВ.
Причины возникновения деструктивного поведения. Возможность предотвращения терроризма.
Различие языка жестов у разных народов; формы выражения благодарности за действия в ЭС у различных народов; древнерусские и православные методики общения.
Критерии жизнеспособности коллектива; необходимые и достаточные роли в коллективе;
Выбор стратегий поведения; натуралистический, созерцательный и деятельностный подходы к формированию коллектива.
Понятие постэкстремального стрессового расстройства (ПТСР);
Кратковременные и долгосрочные ПТСР; понятие «длинного стресса»; пассивная и активная реабилитации.
Физиологические процессы, происходящие в организме человека в «штатном» режиме, при стрессе, в пострессовой обстановке; различие «мужского» и «женского» стрессов.
Традиционные ошибки в процедурах реабилитации; алкоголь и реабилитация.
Возможность предотвращения ПТСР; имеющиеся в наличии народные средства; русская баня как элемент национальной культуры; различные функции бани у разных народов; баня туристическая; эквиваленты бани.
Школа «Аутуорд-баунд» как пример деятельностной, активной реабилитации; Российские аналоги и апробации; роль климатогеографических условий при проведении реабилитационно-восстановительных процедур.
Роль психоделиков в древних культурах, закономерности их применения, существующие ограничения на применение; недопустимость использования несвойственных данным культурам психоделиков.
Существующие методики замещения; стрессовые, эмпатические, душевные и духовные заместители психоделиков; возможность предотвращения зависимостей.
Проводится специалистами, имеющими лицензию на медицинскую преподавательскую деятельность.
Переизбыток информации как причина стресса; «вечные вопросы», их роль в формировании сознания в натуралистических, созерцательных и деятельностных обществах; скрытый смысл сакральных текстов; причины суицида и возможность его предотвращения.
Методика поиска ответов на жизненно важные вопросы в натуралистических и созерцательных философиях и мировоззрениях.
Одно- и многоосновные сообщества; многоосновность России; возможность снижения информационной нагрузки на личность в социальных ЭС.
ИТОГО: (55/95) часов
ВСЕГО: (150) часов
Автор программы: Чеурин Геннадий Семенович
Россия 620049, г. Екатеринбург, ул. Мира, д.23, к.305.
Тел./факс: (343) 376-46-64, 374-82-40
E-mail:eco@ural.ru