[an error occurred while processing the directive]
ПОДПРОГРАММЫ

На главную страницу проекта     К оглавлению раздела


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА
(«Экологическое выживание» (ЭВ))

Учебно-тренировочный семинар для специалистов и населения по освоению навыков предотвращения чрезвычайных ситуаций, выживанию в природных и социальных экстремальных ситуациях и воспитанию экологического системного мышления.

Продолжительность: 150 часов.
Лекций — 55, практических занятий — 95.
Состав слушателей: Группы по 8-20 человек (одного уровня физической и профессиональной готовности).

Содержание конкретных занятий (не менее 36 часов) определяется для группы путём анкетирования и собеседования. Выдаётся удостоверение, дающее право на проведение занятий в общеобразовательных школах по курсам ОБЖ и Экологии.

Сертификат № 0188 НМП от 15.04.97 Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (Повышение квалификации методистов и преподавателей курса Основы Безопасности Жизнедеятельности и Экологии).

1.Вводная лекция-беседа ((выживание при полном отсутствии оборудования, снаряжения (в т.ч. медикаментов) и подготовки (на основе этнического опыта коренных народов Севера, Урала и Сибири)) — (7/-)

Причины возникновения чрезвычайных ситуаций; факторы тревожности человека ; понятия экстремальных условий (ЭУ) и экстремальных ситуаций (ЭС); «натуралистическая», «созерцательная» и «деятельностная» методики преодоления ЭС; условия совместимости и несовместимости методик в странах Запада, Востока и в России.

Методики выживания коренных северных народов; история создания и формирования курса «Экологическое выживание», экологическое мышление как основной принцип выживания, три методики воспитания экологического мышления — популяционная, промышленная и системная.

Климато-географические условия России как факторы формирования российских традиций жизнеорганизации.

Обзор методических пособий и Российской литературы по теме (демонстрация библиотеки Центра ЭВБ — 280 изданий).

2. Древнероссийские методики выживания — (3/-) часа

Связь северных и российских методик; казачьи методики воспитания воина; роль народных сказок в воспитании личности безопасного типа, дохристианские и православные традиции сохранения жизни и здоровья.

Роль «зоны рискованного земледелия» как системообразующего фактора формирования русского (российского) характера; многонациональность понятия русскости и российскости.

Психофизиологические особенности, свойственные восточно-европейскому, уральскому и сибирскому населению.

3.Проблемы всемирного экологического кризиса (2/-часа)

Международная Экологическая Конференция ООН в Рио-де-Жанейро 1992 года и в Йоханесбурге в 2002 году. Концепция устойчивого развития и её кризис. Алармистский (катастрофический) и оптимистический прогнозы развития человечества в XXI веке.

Роль и место России в мировом сообществе на пути разрешения экологического кризиса. Фактор северных территорий . Опыт зарубежных стран в использовании этнического опыта.

4.Методика проведения походов без специального оборудования и снаряжения — (4/-) часа

Принципиальное отличие методики «ЭВ» от классического туризма.

Специфика обеспечения безопасности участников занятий.

Принцип равного участия учащихся и инструкторов.

Принципы формирования одновозрастных групп; особенности работы со взрослыми и детьми; понятие «тайна группы», роль и функции инструктора-наблюдателя.

Роль и место тренировочных походов на природе в структуре курсов ОБЖ и экологии.

5.Нравственное и половое воспитание в различных культурах (4/- часа)

Традиции нравственного и полового воспитания в натуралистических, созерцательных и деятельностных системах жизнеорганизации.

Древнерусское половое воспитание, роль детских и юношеских игр, ритуалы народных праздников как система нравственного воспитания.

Исторические примеры правильного и неправильного полового воспитания в России.

Современное состояние проблемы.

Несовместимость различных методик нравственного и полового воспитания; необходимость их совершенствования и сосуществования в России и других странах.

6.Первая помощь без лекарств и фитотерапия — (2/- часа)

Возможность оказания первой медицинской помощи без лекарств по натуралистической, созерцательной и деятельностной методикам; бытовые приемы; фитотерапия.

Необходимость предварительного нравственного воспитания; резервы человеческого организма; взаимопомощь; роль общинности.

7. Тренировочный поход без снаряжения в экстремальной природной среде (по методике экологического выживания) — (3/60 часов)

Возможность жизнеобеспечения без специального снаряжения; совершенствование повседневной одежды; утепление жизненно важных органов тела.

Разведение костра ночью, из сырых дров, под дождем, в условиях снегопада; устройство укрытия зимой и летом при наличии, а также при отсутствии топора и пилы; долговременный костер; организация ночевки; само- и взаимосогревание.

Подача сигналов бедствия; организация питания при отсутствии запасов продовольствия (не используя приемы охоты и рыбной ловли).

8.Рефлексия (разбор) похода — (3/4 часа)

Принципы организации рефлексии; роли участников; обсуждение событий, произошедших в тренировочном походе.

9.Приемы выживания в зимнем лесу без снаряжения — (1/-) час

Авторский видеофильм. (Чеурин Г.С., Смолин П.П.) «Выживание в зимнем лесу без снаряжения», 40 мин.

Разведение костра зимой, в сложных условиях, из сырых дров.

Устройство укрытия и долговременный костер из толстых сухих бревен (кодья) в лесу при отсутствии топора и пилы.

10.Правила поведения в горах — (1/- час)

Принципы формирования групп; передвижение по склонам гор; правила само-и взаимоторможения при срывах на снежных и травянистых склонах; действия по командам «срыв» и «камень».

11.Плавание в экстремальных ситуациях (-/8 часов)

Принципиальное отличие спортивного плавания и плавания в ЭС.

Определение способности плаванию в ЭС; плавание с сохранением одежды сухой;

Плавание в легкой одежде; плавание в тяжелой одежде и обуви; организация обучающих игр на воде.

12.Основы системотехники (3/- часа)

Критерии устойчивости системы, закономерности трансляции информации.

13.Закономерности поведения в экстремальных социальных ситуациях -(2/5 часов)

Натуралистическая, созерцательная и деятельностная методики преодоления социальных ЭС; демонстрационная игра первого уровня (мозговой штурм и выявление ключевых конфликтных вопросов).

Комплиментарные и конфликтные методики общения.

14.Организационно-деятельностная игра (моделирование конфликта, принятие коллективного решения) — (3/10 часов)

Введение в конфликтологию; ключевые конфликтные слова; понятие организационно-деятельностных игр (ОДИ); язык жестов; распредмечивание группы. Необходимость проведения ОДИ как системообразующего звена в курсах ОБЖ и экологии.

Шесть уровней проведения игр: мозговой штурм, деловая, ролевая, имитационная, креативная оргдеятельностная и мыследеятельностная игры.

Демонстрационные игры второго-третьего уровней — принятие коллективного решения; имитационная социальная игры, рефлексия игры.

15.Проблемы общения в экстремальных ситуациях — (3/- часа)

Закономерности трансляции и восприятия информации, язык жестов.

Командные, индивидуалистские и эмпатийные методы общения в ЭС;

Различие общения в повседневной обстановке; в ЭУ и в ЭС; традиции обращения к личности в различных ментальностях.

Сакральная и профанная инвективная вокатива (ИВ) как элемент общения в ЭС, ИВ как элемент русской мужской культуры; связь ИВ с ритуалами древнерусских праздников; закономерности и табуированность применения ИВ.

Причины возникновения деструктивного поведения. Возможность предотвращения терроризма.

Различие языка жестов у разных народов; формы выражения благодарности за действия в ЭС у различных народов; древнерусские и православные методики общения.

16.Закономерности формирования коллектива в различных сообществах (1/- час)

Критерии жизнеспособности коллектива; необходимые и достаточные роли в коллективе;

Выбор стратегий поведения; натуралистический, созерцательный и деятельностный подходы к формированию коллектива.

17.Постэкстремальные процедуры — (3/8 часов)

Понятие постэкстремального стрессового расстройства (ПТСР);

Кратковременные и долгосрочные ПТСР; понятие «длинного стресса»; пассивная и активная реабилитации.

Физиологические процессы, происходящие в организме человека в «штатном» режиме, при стрессе, в пострессовой обстановке; различие «мужского» и «женского» стрессов.

Традиционные ошибки в процедурах реабилитации; алкоголь и реабилитация.

Возможность предотвращения ПТСР; имеющиеся в наличии народные средства; русская баня как элемент национальной культуры; различные функции бани у разных народов; баня туристическая; эквиваленты бани.

Школа «Аутуорд-баунд» как пример деятельностной, активной реабилитации; Российские аналоги и апробации; роль климатогеографических условий при проведении реабилитационно-восстановительных процедур.

18.Предотвращение зависимости от психоделиков — (3/- часов)

Роль психоделиков в древних культурах, закономерности их применения, существующие ограничения на применение; недопустимость использования несвойственных данным культурам психоделиков.

Существующие методики замещения; стрессовые, эмпатические, душевные и духовные заместители психоделиков; возможность предотвращения зависимостей.

19.Оказание экстренной квалифицированной медицинской помощи (4/8 часов)

Проводится специалистами, имеющими лицензию на медицинскую преподавательскую деятельность.

20. Проблема «информационного взрыва» — (5/- часов)

Переизбыток информации как причина стресса; «вечные вопросы», их роль в формировании сознания в натуралистических, созерцательных и деятельностных обществах; скрытый смысл сакральных текстов; причины суицида и возможность его предотвращения.

Методика поиска ответов на жизненно важные вопросы в натуралистических и созерцательных философиях и мировоззрениях.

Одно- и многоосновные сообщества; многоосновность России; возможность снижения информационной нагрузки на личность в социальных ЭС.

21. Заключительная пресс-конференция, ответы на вопросы, вручение удостоверения — (2 часа)

ИТОГО: (55/95) часов
ВСЕГО: (150) часов

Автор программы: Чеурин Геннадий Семенович
Россия 620049, г. Екатеринбург, ул. Мира, д.23, к.305.
Тел./факс: (343) 376-46-64, 374-82-40
E-mail:eco@ural.ru


Наверх    На главную страницу проекта    К оглавлению раздела

[an error occurred while processing the directive]