ПРИМЕРЫ

На главную страницу проекта     К оглавлению раздела


Форма описания проекта:

1. Название проекта "Я - исследователь!"

2. Организация - заявитель: Клуб друзей Национального парка "Башкирия"

3. Контактные координаты, в т.ч.:

4. Ссылки на информацию о проекте в сети Интернет - нет

5. Направление (выберите из перечисленных выше или впишите свое):

ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ, ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ; Охрана природы

6. География осуществления проекта: Мелеузовский, Кугарчинский и Бурзянский районы Республики Башкортостан, в перспективе - вся территория Республики и России

7. Период осуществления проекта: с конца 2002 года по настоящее время

8. Целевая аудитория: население районов расположения национального парка

9. Возрастные группы: все. Основной упор делается на работу с дошкольниками и школьниками, которые являются распространителями экологических знаний среди местного населения.

10. Краткое описание проекта (в том числе, содержание, технология, образовательные результаты, уни-кальность и актуальность проекта) (не более 1 страницы)

Актуальность проекта. Развитие общественной поддержки особо охраняемых природных территорий - одно из главных условий успешной деятельности ООПТ. Деятельность одного из первых национальных парков в России, сохраняющего уникальные природные комплексы Южного Урала, осложняется в результате низко-го уровня экологической культуры населения, недостаточного понимания различными социальными груп-пами целей и задач национального парка. Деятельность Клуба друзей национального парка "Башкирия" на-правлена на преодоление этих проблем.

Уникальность проекта состоит в том, что комплексная деятельность Клуба друзей строится на основе прин-ципа непрерывности образования, на сочетании экологического и культурологического подходов с исполь-зованием форм и методов, показавших свою высокую эффективность. Обучаемые регулярно выступают на страницах ежемесячных газет национального парка "Умырзая" (в переводе с башкирского - подснежник) и детской ежемесячной экологической газеты "Лучик солнца".

Содержание занятий определяется междисциплинарным характером экологических проблем современности с учетом возрастных особенностей обучаемых. Естественнонаучные знания дополняются элементами тех-нологических и культурологических. Большое внимание на занятиях уделяется изучению башкирского фольклора, экологически традиций населения, истории родного края. Обучаемые получают основы знаний и навыков по самоспасению человека в различных экстремальных ситуациях, которые помогут не только вы-жить самому, но и спасти других.

Перечисленное выше основное содержание занятий периодически дополняется занятиями знакомства с при-родой. Целью которых является воссоздание первоначальных, исторических позиций отношения человека к природе, слияние его с ней, а также осознание единой целостности.

11. Технология: применяется непрерывная образовательная технология: занятия в Клубе друзей националь-ного парка начинаются в детском саду, продолжаются в рамках школьного и дополнительного образо-вания в местных образовательных учреждениях и в информационном центре национального парка, в рамках деятельности школьного лесничества, что способствует профессиональной ориентации школь-ников. Широко используются интенсивные и высокоэффективные формы: ролевые и имитационные иг-ры, организация творческой, исследовательской и практической экологической деятельности детей, подготовка их к роли проводников экологических знаний в местном сообществе. Клуб друзей нацио-нального парка сотрудничает с педагогическим сообществом Мелеузовского, Кугарчинского и Бурзянского районов Республики Башкортостан, со средствами массовой информации.

Образовательные результаты:

Дети, занимающиеся в Клубе Друзей национального парка, отличаются от сверстников более широким кругозором, лучшим уровнем знаний о природе, истории и культуре родного края, значительно более высоким уровнем понимания экологических проблем. Школьное лесничество Иргизлинской школы Бурзянского рай-она вошло в число лучших в Республике Башкортостан. Члены Клуба друзей национального парка - активные участники конференции "Я - исследователь!".

Результаты анкетирования, проведенного членами Клуба друзей национального парка, среди местного насе-ления и отдыхающих закрепили экологическую позицию ребят и усилили понимание необходимости эколо-гического просвещения и воспитания людей.

Каждый член Клуба Друзей ведет подшивку практических и информационных материалов проведенных занятий.

12. Опыт распространения Ваших методик, подходов, результатов, где реализован проект, кем может быть использован

Опытом работы по проекту персонал делился на учебном семинаре для работников заповедников и нацио-нальных парков, который прошёл в Москве в апреле 2000 года. Тема семинара "Экологическое просвещение и работа с местным населением".

Постоянно ведется распространение методик среди учителей, непосредственная работа с детьми. Результаты проекта могут быть использованы в практике работы любой федеральной ООПТ

13. Наличие информационных материалов о проекте, методиках, результатах (методические пособия, бук-леты и другие раздаточные материалы) и порядок их получения.

Разработана система занятий с детьми различного возраста. Методические пособия, созданные персоналом проекта, существуют в виде компьютерных распечаток и могут быть предоставлены в электронном виде всем заинтересованным лицам и организациям. На занятиях используются буклеты о национальном парке "Башкирия", которые могут быть получены в информационном центре национального парка.

14. Источники административной, информационной, материальной и финансовой поддержки

Поддержку деятельности Клуба друзей национального парка осуществляет отдел экопросвещения, рекреа-ции и туризма национального парка "Башкирия", методическую поддержку оказывают экоцентр "Заповед-ники", Центр охраны дикой природы (г. Москва), региональное представительство ВВФ (г. Уфа); Клуб дру-зей национального парка сотрудничает с учителями естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

15. Источник получения информации о создании справочника "Общественные ресурсы образования": ин-формация получена от Киселевой Н.Ю.

16. Примечания и дополнения (все, что вы бы хотели добавить)

Разрушительную позицию современного общества относительно природы, без исключения осознает каждый из нас. Но начать пытаться что-то изменить в этой ситуации современный человек как минимум, откладывает на самый последний пункт своих жизнедеятельных планов, не считая разрушительные дейст-вия человека в отдельности. Считая, что изменение его поведения относительно природы и повышение его экологической культуры, навряд ли изменят экологическое положения в стране или в мире. Но именно эта, стойкая позиция человека оказывает большое сопротивление деятельности природоохранных организаций. В России не стали беречь природу. Многие живут как будто временно, загрязняя все вокруг и не убирая за собой. И не случайно экология стала одним из наиболее значительных факторов влияющих на здоровье и продолжительность жизни человека. В нашем обществе возникла необходимость природоохранной пропа-ганды и экологического просвещения. Одним из наиболее действенных методов данной работы является работа с детьми, т.к. в этом случае полученную информацию дети передают родителям. Из различных воз-растных групп населения, только дети могут сказать вслух о том, что чувствуют и видят.

 


Наверх    На главную страницу проекта    К оглавлению раздела