[an error occurred while processing the directive]
БАЗОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

На главную страницу проекта     К оглавлению раздела


Проект

Решение V Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе»

г. Москва 24-25 ноября 2003 г.

Участники V Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе» - ученые и педагоги, руководители детских садов, специалисты федеральных и региональных органов образования. Управлений природных ресурсов, представители общественных организаций и средств массовой информации отметили важность и своевременность обсуждения данной проблемы.

Они выразили благодарность президиуму Центрального совета Всероссийского общества охраны природы за организацию и проведение очередной конференции по такой важной проблеме. Отметили большой вклад организаций Всероссийского общества охраны природы в развитие экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе, оказание им активной методической и практической помощи в работе.

Были обсуждены проблемы устойчивого развития детских дошкольных учреждений и начальной школы; формирования основ экологической культуры и экологического мировоззрения у дошкольников и младших школьников. Большое внимание было уделено охране здоровья детей, роли семьи в экологическом воспитании, методической работе с кадрами по экологическому воспитанию, созданию условий для экологического образования дошкольников и младших школьников, педагогическим технологиям в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, участию в практической природоохранной работе, вопросам; организации экологического образования в условиях преемственности дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. Обсуждены пути внедрения концепции «Детский сад - эталон экологической культуры» и «Повестка дня на XXI век» для дошкольных учреждений, пути развития духовной сферы ребенка в рамках типовой модели экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе и др.

Анализ обсуждаемых проблем показал, что во многих регионах страны наблюдаются прогрессивные тенденции расширения рамок экологического воспитания от ознакомления детей с природой к воспитанию экологического мировоззрения на современном уровне.

Сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей дошкольного и младшего школьного возраста знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры, духовности, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков, развития познавательной и творческой активности ребенка, как части природы. В работе используются разнообразные формы и методы в зависимости от местных условий, наличия квалифицированных кадров и материальных ресурсов.

Изучение регионального компонента: природы родного края, народных традиций, народного творчества, краеведения, экологических проблем своего региона способствует воспитанию у детей гражданского чувства ответственности за то, что рядом.

Дети дошкольных учреждений и начальной школы приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической работе по охране окружающей среды. Тем самым формируется активная жизненная позиция ребенка, воспитываются те нравственные критерии, которые в дальнейшем определят его экологически грамотное отношение к окружающей природе.

Расширяется сеть создаваемых в последние годы комплексов «Детский сад - начальная школа», реализующих принцип непрерывного экологического образования и воспитания. В данных комплексах проводится работа по внедрению инновационных эколого-образовательных технологий, отрабатываются наиболее эффективные методы организации личностно-ориентированной педагогики в работе с детьми.

Но, вместе с тем, наряду с положительными аспектами в работе дошкольных учреждений и начальной школы на конференции были отмечены основные трудности и серьезные проблемы. В первую очередь к ним по-прежнему следует отнести отсутствие необходимых финансовых средств и слабую материальную базу большинства дошкольных учреждений и начальной школы, что отрицательно сказывается на постановке экологического образования воспитания на современном уровне.

Участники конференции решили:

  1. Считать экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста приоритетным направлением и важным звеном в системе непрерывного экологического просвещения России.
  2. Одобрить «Повестку дня на XXI век» по устойчивому развитию дошкольных образовательных учреждений и пути реализации концепции «Детский сад - эталон экологической культуры».
  3. Президиуму Центрального совета Всероссийского общества охраны природы продолжить работу по ориентированию своих местных организаций и структурных подразделений Общества на дальнейшую поддержку ДОУ, начальной школы в развитии и совершенствовании экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этой связи необходимо:
    • совместно с заинтересованными организациями рассмотреть вопросы реализации концепции «Детский сад - эталон экологической культуры» и «Повестки дня на XXI век», содействия в работе по укреплению материально-технической базы, оказанию природоохранных услуг, по созданию системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров ДОУ и начальной школы, учреждений дополнительного образования, экологической подготовки родителей;
    • обратиться к Главам Администраций субъектов Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос об оказании финансовой поддержки ДОУ, начальной школе для создания в них эколого-развивающей среды, способствующей их развитию, как эталонов экологической культуры;
    • обратиться с просьбой к руководству Министерства образования РФ, Министерству природных ресурсов РФ ориентировать свои местные органы на поддержку инициатив и мероприятий по созданию эталонных по уровню экологической культуры детских дошкольных учреждений и начальной школы, на принятие конкретных программ и практических мер по их реализации в интересах детей;
    • оказывать помощь в проведении экологической экспертизы состояния дошкольных учреждений (составление экологического паспорта ДОУ), в определении приоритетов в решении задач превращения каждого дошкольного учреждения в эталонное;
    • активнее привлекать методы музейной педагогики, потенциал национальной культуры, краеведения в экологическом воспитании дошкольников и младших школьников;
    • развивать и совершенствовать обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления личности ребенка (семья, детский сад, школа);
    • выявлять, обобщать и распространять лучший опыт педагогической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, используя средства массовой информации, проведение научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» и другие массовые экологические мероприятия.
  4. Просить президиум Центрального совета Всероссийского общества охраны природы:
    • обобщить и издать материалы настоящей конференции для дальнейшего использования в практической работе ДОУ и начальной школы;
    • провести в 2005 году следующую VI Российскую конференцию по проблемам и перспективам развития экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.


Наверх    На главную страницу проекта    К оглавлению раздела

[an error occurred while processing the directive]