БАЗОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
На главную страницу проекта К оглавлению раздела
Проект
г. Москва 24-25 ноября 2003 г.
Участники V Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе» - ученые и педагоги, руководители детских садов, специалисты федеральных и региональных органов образования. Управлений природных ресурсов, представители общественных организаций и средств массовой информации отметили важность и своевременность обсуждения данной проблемы.
Они выразили благодарность президиуму Центрального совета Всероссийского общества охраны природы за организацию и проведение очередной конференции по такой важной проблеме. Отметили большой вклад организаций Всероссийского общества охраны природы в развитие экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе, оказание им активной методической и практической помощи в работе.
Были обсуждены проблемы устойчивого развития детских дошкольных учреждений и начальной школы; формирования основ экологической культуры и экологического мировоззрения у дошкольников и младших школьников. Большое внимание было уделено охране здоровья детей, роли семьи в экологическом воспитании, методической работе с кадрами по экологическому воспитанию, созданию условий для экологического образования дошкольников и младших школьников, педагогическим технологиям в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, участию в практической природоохранной работе, вопросам; организации экологического образования в условиях преемственности дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. Обсуждены пути внедрения концепции «Детский сад - эталон экологической культуры» и «Повестка дня на XXI век» для дошкольных учреждений, пути развития духовной сферы ребенка в рамках типовой модели экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе и др.
Анализ обсуждаемых проблем показал, что во многих регионах страны наблюдаются прогрессивные тенденции расширения рамок экологического воспитания от ознакомления детей с природой к воспитанию экологического мировоззрения на современном уровне.
Сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей дошкольного и младшего школьного возраста знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры, духовности, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков, развития познавательной и творческой активности ребенка, как части природы. В работе используются разнообразные формы и методы в зависимости от местных условий, наличия квалифицированных кадров и материальных ресурсов.
Изучение регионального компонента: природы родного края, народных традиций, народного творчества, краеведения, экологических проблем своего региона способствует воспитанию у детей гражданского чувства ответственности за то, что рядом.
Дети дошкольных учреждений и начальной школы приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической работе по охране окружающей среды. Тем самым формируется активная жизненная позиция ребенка, воспитываются те нравственные критерии, которые в дальнейшем определят его экологически грамотное отношение к окружающей природе.
Расширяется сеть создаваемых в последние годы комплексов «Детский сад - начальная школа», реализующих принцип непрерывного экологического образования и воспитания. В данных комплексах проводится работа по внедрению инновационных эколого-образовательных технологий, отрабатываются наиболее эффективные методы организации личностно-ориентированной педагогики в работе с детьми.
Но, вместе с тем, наряду с положительными аспектами в работе дошкольных учреждений и начальной школы на конференции были отмечены основные трудности и серьезные проблемы. В первую очередь к ним по-прежнему следует отнести отсутствие необходимых финансовых средств и слабую материальную базу большинства дошкольных учреждений и начальной школы, что отрицательно сказывается на постановке экологического образования воспитания на современном уровне.