404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0 (Ubuntu)
БИБЛИОТЕКА СТАТЕЙ

На главную страницу проекта     К оглавлению раздела


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Т.В. Потапова.

В наши дни эффективное решение задачи формирования основ экологической культуры в дошкольном и младшем школьном возрасте требует на практике комплексного подхода к образовательному учреждению как к эколого-развивающей среде. Важная задача всего общества - помочь педагогам и родителям улучшить качество экологического образования и воспитания детей за счет коренного улучшения экологического состояния самих детских садов и школ усилиями специалистов разных ведомств и местной общественности. Почему это так важно?

Основы начального воспитания, заложенные в отечественной педагогике К.Д. Ушинским еще в XIX веке и с тех пор надежно закрепившиеся в сознании миллионов наших сограждан и в педагогической практике детских садов и начальной школы, требуют наглядности обучения, формирования начальных трудовых навыков, воспитания в единстве с природой и закрепления этих основ при освоении родного языка. Какие формы и методы работы с детьми позволяют сберечь эти классические основы в контексте современных требований к экологизации образования и как с их помощью эффективно выполнять эти сложные современные требования?

1. Наглядность. Восприятию ребенка следует предлагать наглядные образцы того, как старшие (школьники, студенты, педагоги, родители, чужие люди разных профессий) убежденно и ответственного знанием дела оценивают экологическое состояние окружающей среды и принимают меры по улучшению этого состояния. Чем больше таких примеров воспримет ребенок в дошкольном детстве, тем больше шансов, что в его сознании именно такое поведение укоренится как норма. Наиболее удачные методические находки в этом направлении необходимо эффективно тиражировать и доводить до широкого круга прямых пользователей.

2. Трудовые навыки. Воспитание навыков трудовой деятельности следует максимально наполнять экологическим содержанием: мотивами экономии материалов, бережного использования природных ресурсов, творческого подхода к приданию второй жизни вещам, радостью общения по поводу наиболее удачных находок такого содержания. Образцов творческого решения таких задач в самом современном ключе также немало. Необходим более интенсивный обмен опытом.

3. Условие единства с природой в начальном обучении требует в наши дни особого внимания. Все природные объекты на территории и в помещениях детского сада должны помогать приобщению ребенка к основам экологической культуры. Но для этого необходимо в корне переосмыслить задачу использования территории детского сада: придать ей в рамках существующего законодательства статус особо охраняемых природных территорий, обеспечить экологическую чистоту почвы, тщательно подобрать и разместить виды деревьев и кустарников, так чтобы и демонстрировать видовое разнообразие, и максимально обеспечивать защиту от шума и пыли, и привлекать птиц и т.п. Подбор живых объектов в помещениях детского сада и уход за ними следует организовать так, чтобы не вызывать у детей чувств обиды и жалости к природе, а тем более - бездумного причинения ей вреда. Напротив - все живые объекты в детском саду должны быть в таком состоянии, чтобы стимулировать в ребенке жажду исследования тайн живой природы. Этот круг задач силами одних лишь специалистов ДОУ решить практически невозможно. Следовательно, нужно внимательно оглядеться вокруг и понять, как и кто мог бы помочь специалистам ДОУ в решении этих проблем. 4. И, наконец, в процессе изучения родной речи ребенок должен усвоить доступные его возрасту слова и понятия, закрепляющие экологический смысл происходящих вокруг явлений. Необходимы новые книги для чтения, отвечающие современным требованиям.

Как обстоит реально ситуация с этими и близкими к ним проблемами?

В 1992-93 г.г. из госбюджета были выделены средства на научные разработки по созданию в России системы непрерывного экологического образования, отвечающей требованиям нового (1992 г.) Федерального Закона "Об охране окружающей среды". На эти средства, по заданию Минэкологии РФ, были выполнены несколько сотен НИР, в том числе, по дошкольному экологическому образованию. На основе этих разработок, которые проводились пущинскими и московскими учеными при участии известного педагогам специалиста по экологическому образованию дошкольников С.Н. Николаевой, были подготовлены рекомендации для детских садов России. Благодаря участию С.Н. Николаевой эти рекомендации были составлены с учетом проекта новой Концепции дошкольного воспитания, подготовленного коллективом под руководством В.В. Давыдова.

Рекомендации, как выполнять на уровне детских садов современные требования к содержанию и формам экологического образования, изложенные в статьях 73-78 ФЗ "Об охране окружающей среды", получили высокую оценку широкого круга специалистов при обсуждении их в 1994 г. на Форуме "Экология России" и первой Московской научно-практической конференции по развитию непрерывного экологического образования. По инициативе зав. ДОУ N1901 г. Москвы Л.С. Журавлевой эти рекомендации были положены в основу учебно-воспитательной работы руководимого ей логопедического коррекционного учреждения, а по инициативе зам. пред. президиума ЦС ВООП Г.Г. Гана - в основу работы ЦС ВООП с детскими садами России.

Дальнейшими шагами по внедрению разработанных в 1992-93 гг. рекомендаций были:

На днях ЦС ВООП при поддержке МПР и НИА-Природа выпускает в свет новое дополненное и переработанное издание справочника "Детский сад - эталон экологической культуры", в которое вошли основные материалы, определяющие экологическую политику президиума ЦС ВООП в отношениях с ДОУ. Основа этих отношений - оценка разных сторон деятельности детского сада под углом современных требований к полноценному экологическому образованию и воспитанию, экологически грамотному использованию различных ресурсов, обеспечению экологической безопасности окружающей среды и самого процесса обучения. Основная цель проводимых ЦС ВООП мероприятий - привлечь внимание разных групп населения к экологическим проблемам детских садов, стимулировать общественную активность, чтобы помочь конкретным детским садам в их конкретных условиях максимально эффективно обеспечить здоровый образ жизни детей, их полноценное физическое, интеллектуальное и духовное развитие. Детским садам нужна помощь в тщательном экологическом обследовании всех сторон их работы, грамотном анализе полученной информации и принятии на основе этого анализа оптимальных управленческих решений.

Вокруг президиума ЦС ВООП объединяются высококвалифицированные специалисты, обладающие своим видением этих проблем. Они открыты для общения и приглашают всех заинтересованных лиц к широкому обсуждению и разработке на основе такого обсуждения на местах комплексных межведомственных целевых программ поддержки детских садов. Безусловно, в каждом конкретном случае самой сложной проблемой будет создание механизмов реализации такого рода комплексных межведомственных целевых программ. Однако, имея перед собой не очень простую задачу экологически грамотного использования ресурсов территорий и помещений детских садов для наиболее эффективного решения ими задач оздоровления, обучения и воспитания детей, мы можем все-таки надеяться на успех.

Во-первых, речь идет о детях. Во-вторых, - об очень маленьких по площади территориях. В-третьих, таких типовых территорий по стране более сорока тысяч, а это значит - будет широкий круг единомышленников и уникальные возможности обмена опытом.

Удачное продвижение российского общества в серьезном комплексном рассмотрении и плодотворном решении на основе системного подхода задачи идеального с экологической точки зрения выполнения детскими садами как природо-хозяйственными структурами важных для общества оздоровительных, образовательных, рекреационных и просветительских функций, безусловно, поможет оздоровлению нашей общественной жизни.

Научно-обоснованные рекомендации требуют наполнять элементами экологической культуры все стороны взаимодействия с дошкольником. Опыт работы базовых ДОУ убедительно показывает, что педагоги, воспитатели и руководство ДОУ прекрасно справляются с этой задачей. Лучшие образцы такой работы включены в материалы проводимых ЦС ВООП конференций и в последнее издание справочника. "Детский сад - эталон экологической культуры". Огромной проблемой остается организация жизненного пространства вокруг ребенка таким образом, чтобы систематически включать в его восприятие образцы разнообразной эколого-позитивной деятельности окружающих старших: сотрудников ДОУ, родителей, местных жителей. Основные положения, сформулированные в Концепции "Детский сад - эталон экологической культуры", с трудом прокладывают дорогу в жизнь, тормозясь барьерами внутриведомственной инерции и межведомственных взаимодействий. Рассмотрим конкретные примеры.

  1. ДOУN1901 г. Москвы. Начиная с 1995 г., педагоги осуществили полную экологизацию учебно-оздоровительной работы с детьми, но в отсутствии понимания со стороны управления образования ВАО г. Москвы все инициативы по межведомственным взаимодействиям были сведены на нет. Вместо создания на базе этого ДОУ образовательного центра по теме ГЭП происходит постепенная утечка высококвалифицированных кадров. В то же время, стало понятно, какие из положений двух Концепций, апробировавшихся в этом ДОУ, надежно вошли в практику эколого-воспитательной работы с детьми.
  2. Дубна. В 2000 г. в рамках конференции МОО "ЖНО" педагоги и общественность были ознакомлены с материалами по теме "Детский сад -эталон экологической культуры" и выразили готовность заняться их внедрением. Инициатива также погасла в отсутствие поддержки со стороны управления образованием.
  3. Якутия. В 2000 г. была достигнута договоренность с руководством Министерства по охране окружающей среды PC (Якутия) о совместных действиях по программе "Детский сад - эталон экологической культуры", Министерство профинансировало издание справочного пособия. Начало работы планировалось на весну 2001 г. в рамках Республиканского Съезда по охране природы. Тяжелая паводковая ситуация весной и в августе 2001 г. помешала проведению Съезда, а смена президента PC (Якутия) зимой 2001 г. вообще отменила все предыдущие договоренности.
  4. Королев. Здесь программа постепенно разворачивается под патронажем специалиста городской администрации В.А. Волкова. Сообщение о начале этого эксперимента было представлено на конференции 2001 г. Новые данные будут представлены на настоящей конференции В.А. Волковым и руководителями 3 детских садов - участников эксперимента.
  5. Астрахань. Удачная форма реализации Концепции "Детский сад - эталон экологической культуры" зародилась здесь осенью 2003 г. в рамках VIII Международной конференции "Образование. Экология. Экономика. Информатика" серии "Нелинейный мир" совещания по программе "Ученые -детям", под руководством д.б.н., члена президиума ВООП Т.В.Потаповой. В совещании приняли участие более 40 человек: ученые, педагоги, руководители системы образования, представители общественных организаций, студенты, школьники. Был проведен семинар по теме "Детский сад - эталон экологической культуры", консультации для школьников и студентов по оценке здоровья природной среды методом флуктуирующей асимметрии, открытый экологический урок в детском саду № 107 по теме "Воздух", круглые столы в детском саду №107 и областном центре творческого развития молодежи по вопросам участия представителей разных ведомств и групп в повышении экологической культуры детских садов. Студенты факультета "Биологии и природопользования" АГТУ провели экспресс-оценку состояния территории детских садов № 107 и № 136 представили результаты исследования на заключительном заседании конференции. Участники и гости конференции высоко оценили работу секции "Ученые - детям" и рекомендовали астраханским специалистам продолжить работу в этом направлении после завершения конференции.

Астраханские ученые, педагоги, руководители системы образования, студенты, принимавшие участие в работе секции "Ученые - детям", наметили ряд конкретных шагов по улучшению экологического состояния детских садов объединенными усилиями разных ведомств и разных групп населения. А именно:

Интересное видение этой проблемы сложилось в результате ее обсуждения на секции по работе с дошкольниками и младшими школьниками конференции "Общественные ресурсы экологического образования" (27-28 октября, Балашиха, Моск. обл.). Результаты обмена опытом работы и обсуждения дискуссионных вопросов можно коротко объединить в три группы.

  1. Общественные организации реально помогают детским садам и начальной школе, используя широкий спектр методов и подходов к решению задач экологического образования и воспитания:
    • 1.1. проводят научно-исследовательские разработки;
    • 1.2. разрабатывают, издают и доводят до прямых пользователей программы и пособия, обучают по ним педагогов и родителей;
    • 1.3. организуют и проводят экологические лагеря, экскурсии, экологические праздники, конкурсы и выставки, олимпиады и игровые акции;
    • 1.4. помогают в озеленении, устройстве экологических троп, изготовлении и распространении экологических листовок;
    • 1.5. организуют экологические театры, выставки моделей одежды из вторичных материалов, поделок из отходов;
    • 1.6. готовят из числа своих членов кадры для системы образования;
    • 1.7. продвигают педагогов на конференции;
    • 1.8. принимают сами участие в тематических конференциях по данному направлению;
    • 1.9. публикуют материалы в журналах для дошкольников и младших школьников и на тематических страничках взрослых журналов;
    • 1.10. привлекают к работе школьников и студентов.
  2. Реализация различных форм и методов эколого-образовательной работы общественных организаций с дошкольниками и младшими школьниками осуществляется:
    • 2.1. на безвозмездной волонтерской основе;
    • 2.2. путем проведения тренингов, семинаров, учебных курсов: (а) по заказу органов образования; (б) за счет собственного привлечения вневедомственных ресурсов;
    • 2.3. на договорной основе между 00 и образовательными структурами (без денег);
    • 2.4. через совместное планирование в рамках бюджетного финансирования;
    • 2.5. путем участия в целевых проектах и программах;
    • 2.6. на грантовой основе;
    • 2.7. путем участия в рабочих группах по разработке ведомственных планов и программ.
  3. В плодотворном и заинтересованном обсуждении перспектив развития работы и наиболее эффективного преодоления существующих трудностей были сформулированы следующие предложения:
    • 3.1. Довести до сведения Минобразования РФ итоги работы секции с пожеланиями: Оказывать впредь более продуктивное содействие выявлению и поддержке программной продукции, пособий и материалов, создаваемых по линии 00. Оказать содействие созданию электронной библиотеки методик, наработанных 00, и удобного доступа к этим методикам заинтересованных пользователей. Распространить по детским садам России проект документа "Повестка дня на 21 век для ДОУ", разработанного в инициативном порядке представителями 00 и специалистами-экологами (опубликован в журнале "Управление ДОУ" №3. 2002.), для широкого ознакомления и анализа отзывов практических работников.
    • 3.2. Руководителям 00 предусмотреть в составе всех ЭО-программ и проектов как обязательную компоненту участие дошкольников и младших школьников, наладить систематический и эффективный обмен опытом между специалистами 00, работающими по данному направлению, используя возможности электронных средств связи и прямых встреч в рамках конференций и семинаров. Активнее заниматься фандрайзингом в интересах экологического образования дошкольников и младших школьников, для чего помочь специалистам детских садов и начальных школ представить свои экологические проблемы в виде конкретных программ и проектов.
    • 3.3. Педагогам и специалистам 00 на местах организовать проведение экспериментов по теме "Детский сад - эталон экологической культуры" по рекомендациям, разработанным и апробированным при участии ВООП и Межрегиональной ассоциации "Женщины в науке и образовании".
    • 3.4. Специалистам системы образования и 00 разного уровня разработать и апробировать подходы к организации эколого-воспитательной работы с дошкольниками и младшими школьниками в полевых условиях с привлечением родителей, организовать обучение детей культуре взаимодействия с домашними и дикими животными.
    • 3.5. Всем заинтересованным специалистам шире пропагандировать участие 00 в работе с дошкольниками и младшими школьниками.
    • 3.6. Создать Координационный совет для более эффективного взаимодействия между 00 на государственном и межгосударственном уровне, выработки единой политике 00 в данном направлении, согласования отдельных видов деятельности.

Учитывая опыт последних лет работы, при формировании проекта решения настоящей конференции сделан упор на активизацию общественных ресурсов образования наряду с традиционными обращениями в заинтересованные министерства и ведомства. Отрадно, что проведение этой конференция было включено в план Минобразования РФ и в нашей работе участвует Юрий Евгеньевич Антонов - представитель этого министерства. Финансовую поддержку работе конференции оказало МПР, представители которого - Оксана Юрьевна Цитцер и Надежда Федоровна Церцек также участвуют в нашей работе. В нашей работе сегодня принимает участие председатель правления МОО "ЖНО" профессор МГУ Галина Юрьевна Ризниченко.

Это очень хорошо, что мы такие разные и мы - вместе !

Приложение:

  1. 1. С ходом работы в Астрахани можно ознакомиться у профессора АГТУ Ангелины Борисовны Ольневой (E-mail: angelma@telecomnet.ru olneva@astu.astranet.ru, телефон 543721), также можно связываться для консультаций с Татьяной Васильевной Потаповой potapova@genebee.msu.ru.
    1. По вопросам взаимодействия со школой и детскими садами просьба контактировать с ведущим специалистом Комитета по образованию г. Астрахани Жанной Харитоновной Пышненко (33-98-19 и 33-98-39) и методистом городского научно-методического центра Управления образованием адм. г. Астрахани Любовью Матвеевной Евлевой (33-98-19).
    2. По вопросам взаимодействия со студентами просьба обращаться в доценту кафедры инженерной экологии и природообустройства Марии Николаевне Мироедовой.
    3. Кроме того, была достигнута договоренность, что работе по внедрению концепции "Детский сад - эталон экологической культуры" и выполнению рекомендации совещания будет оказывать помощь Михайлов Герман Михайлович - заместитель начальника Главного Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Астраханской области (тел. 39-19-17).

2. Список участников конференции "Общественные ресурсы экологического образования", готовых принимать участие в реализации Концепции "Детский сад - эталон экологической культуры" и требований "Повестки дня на 21 век для детского сада":


Наверх    На главную страницу проекта    К оглавлению раздела

[an error occurred while processing the directive]