[an error occurred while processing the directive]
ЧТО, ГДЕ, КОГДА?

На главную страницу проекта     К оглавлению раздела


INITIUM HISTORIAE - НАЧАЛО ИСТОРИИ
ровесники тысячелетия исследуют его историю

Международный открытый Конкурс школьных исследовательских работ по истории и гуманитарным проблемам современности
на русском языке
(Интегративный международный мегапроект)

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ АВТОРОВ
и НАУЧНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
КОНКУРСНЫХ РАБОТ

"Исторический конкурс"

Сайт конкурса: www.openweb.ru/iskon

Скачать конкурсную документацию(zip-архив, 52 Мб)

АДРЕСА: АЯ; 119017, Москва, Новокузнецкая 16, МГПУ, кафедра методики преподавания истории; тел./fax (095) 959 5551; e-mail: <cyr-g-m@hist.mgpu.ru>.

Москва

2003


Условия участия в конкурсе

На конкурс представляются написанные на русском языке работы учащихся I - XI классов средних учебных заведений - независимо от формы регистрации (государственные средние школы, лицеи, гимназии, колледжи, негосударственные учебные заведения) и города (страны), где находится школа. Отдельно оцениваются работы участников трех возрастных групп: 1-5 класс, 6-9 класс, 10-11 класс.

Заявки на участие в конкурсе отправляются до 1 ноября 2003 г. по адресу: АЯ; 119017, Москва, Новокузнецкая 16, МГПУ, кафедра методики преподавания истории; тел./fax (095) 959 5551; e-mail: cyr-g-m@hist.mgpu.ru.

Заявка должна быть РАЗБОРЧИВО заполнена в соответствии с прилагаемой формой. Постарайтесь ответить на все вопросы. Этим вы поможете Оргкомитету избежать ошибок при переписке с вами.

Методические материалы будут высланы по адресу, указанному в заявке (эти материалы предполагается также опубликовать в еженедельнике "История" и на сайте конкурса: www.openweb.ru/iskon.

На конкурс принимаются только индивидуальные работы.

Работы должны быть отправлены в Оргкомитет не позднее 1 марта 2004 г.; работы полученные позднее, к участию в конкурсе не допускаются (дата отправки определяется по почтовому штемпелю).

Оглавление

Понимая прошлое как часть настоящего, создаем будущее

Седьмой год мы проводим конкурсы исследовательских работ школьников. В первом, московском, конкурсе 1998 г. уже участвовали сотни юных исследователей из соседних регионов, а в третьем, всероссийском, были тысячи участников из стран СНГ и Балтии. Растет число участников, расширяются территориальные границы конкурса, и тематика работ становится все более разнообразной. Кроме того, растет и научный уровень работ. Оказывается, юные гуманитарии хотят и могут исследовать такие темы, которые по тем или иным причинам оказываются за рамками внимания большой науки. Наши конкурсанты видят настоящее и прошлое иначе, чем взрослые специалисты. Сегодняшние школьники - завтрашние граждане нашей страны благодаря конкурсу получают трибуну, с которой они могут рассказать о том, что привлекает их внимание в нашей недавней истории, изложить свою точку зрения на проблемы современности и механизмы истории. Таким образом, мы видим главное назначение конкурса в том, что он стал инструментом мобилизации перспективных интеллектуальных ресурсов и, быть может, будущих лидеров. Всем этим и определяется постоянное изменение тематических рамок конкурса.

Уникальность нового мегапроекта

Мы хотим привлечь школьников к изучению острых проблем современной жизни и их исторических корней в реальном контексте их класса, школы, малой родины. Если для исследования больших тем требуется широкий охват материала, то для осмысления недавних событий локальной истории гораздо важнее для достижения успеха умение ограничить проблему и найти источники (печатные и рукописные документы, воспоминания непосредственных участников событий). В этом плане у внимательного исследователя, присутствующего на месте недавнего события, всегда больше возможностей, чем у того, кто пытается осмыслить это событие со стороны, только по материалам прессы и официальным документам.

Основными целями мегапроекта выступают:

Задачами данного проекта являются:

Актуальность проекта

С одной стороны, участие в Конкурсе - это шанс современному поколению школьников для самовыражения и обнародования своих суждений о мире и о себе в мире. С другой стороны, это возможность почувствовать свою личную связь с современной отечественной историей.

При всех очевидных успехах последнего десятилетия в области становления независимых конкурсов детских творческих работ по учебным предметам, до сих пор в России не было попыток осуществления проекта столь широкого тематического охвата. Кроме того, нельзы не учитывать тот факт, что академическая гуманитаристика нашего времени все более переориентируется на междисциплинарные исследования, перспективные для понимания современных проблем. Именно на стыке наук оказывается то новое пространство для поисков, которое не связанно с рутиной и узостью подходов конкретных дисциплин. И это не случайность. Дело в том, что в рамках предметного конкурса ученик получает задачу, локализованную в абстрактном предмете конкретной научной дисциплины. Никто не спрашивает, как это может быть применено на практике. В нашем Конкурсе ученик сам находит проблемную зону, а затем, уже в процессе исследования, уточняет какого рода эта проблема и каким должен быть исследовательский инструментарий. При исследовании конкретных событий ближайшей истории к локальном контексте исследователю далеко не всегда ясно, в какой предметной области располагается проблемная зона. Очень часто это исследование проводится как case study (исследование индивидуального казуса). При этом наличный компонент социальных, социально-психологических, экономических и исторических по своей природе факторов, определивших картину развития события, определяется только в результате исследования события и его комплексной реконструкции. Вот почему ближайшая история на локальном микроисторическом уровне не может исследоваться только при помощи набора классических для макроистории методов и инструментов.

При всей широте тематического спектра Конкурса, все работы будет объединять познавательный интерес к идее социальной консолидации на базе русской культуры и традиций во всей широте проявлений, территориальной и социальной вариативности.

Международный открытый Конкурс школьных исследовательских работ по истории и гуманитарным проблемам современности на русском языке примечателен также и тем, что является не только междисциплинарным образовательным проектом, но и социальной акцией широкого охвата. Мы убеждены, что знакомство школьников с разнообразным личным и семейным опытом их близких и друзей приводит к формированию плюралистического образа прошлого. Сравнение разных версий недавнего прошлого в режиме открытого диалога между поколениями и социальными группами (а именно таким путем собирается материал для исследования) становится полигоном для воспитания толерантности к чужим оценкам и мнениям.

Конкурс уникален еще и тем, что его целевую аудиторию составляют не только школьники, но и взрослые, потому что в круг его деятельности вовлекаются педагоги, родители, профессиональные исследователи и др.

Аудитория проекта (социальные группы населения)

Целевой группой проекта являются школьники России и зарубежья, интересующиеся гуманитарными проблемами современности, актуальной историей, изъявившие желание послать на Конкурс исследовательскую работу на русском языке, а также взрослые, выступающие в качестве консультантов и научных руководителей юных авторов и исследователей.

Привлеченные организации.

В рамках реализации проекта региональная общественная организация содействия распространению исторических знаний среди молодежи "Исторический конкурс" сотрудничает со следующими организациями:

Информационную поддержку проекту оказывают:

Региональными координаторами проекта уже согласились быть:

Структура конкурса:

Конкурс проводится в 3 цикла, продолжительность каждого из них - один учебный год.

В конкурсе может участвовать каждый школьник, вне зависимости от его возраста и места проживания, владеющий русским языком. У каждой работы должен быть научный руководитель.

Структура конкурса открыта. Каждый участник может подключиться на любом этапе (подготовить работу в соответствии с темой года).

На конкурс принимаются только ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ работы. Каждая работа оценивается тремя независимыми экспертами.

В конце каждого учебного года (апрель) завершается тема цикла и подводятся итоги. По итогам каждого цикла определяются победители в каждой из трех возрастных групп (1-5 класс, 6-9 класс, 10-11 класс). В каждой возрастной группе присуждается одно 1 место, три вторых места и пять третьих мест. Победители получают ценные призы и подарки. Диплом лауреата в старшей возрастной группе обеспечивает льготы при поступлении в ВУЗ на гуманитарные специальности.

По окончании трех циклов конкурса проводится итоговый "Большой финал". Для участия в "Большом финале" приглашаются 100 школьников и студентов: победители каждого цикла всех возрастных групп (всего 9*3*3= 81 человек) и 19 участников всех трех циклов конкурса, набравших максимальные баллы по сумме трех циклов (без учета баллов победителей). "Большой финал" представляет собой площадку "коллективного соавторства", задачей которого является создание гипертекста по актуальным проблемам современности (реальным процессам и тенденциям российской действительности). Планируемый результат - пробный раздел учебника новейшей отечественной истории, написанный самими школьниками.

Рамочная тема, предлагаемая вам на 2003-2005 годах, называется: INITIUM HISTORIAE - НАЧАЛО ИСТОРИИ.

Что это значит? В 2000 году, а точнее, по истечении даты "31 декабря 2000 года" мы отпраздновали Миллениум. Сменился не только порядковый номер века, но и тысячелетия. Человечество всегда со вниманием относилось к таким хронологическим рубежам. Они рассматривались как судьбоносные и переломные вехи истории. Если ХХ век, как сейчас признано многими, начался в 1914 году: с началом Первой мировой войны и все ранее накопленные социальные и технологические новеллы сложились для решения вопроса о переделе мира, то про XXI век можно сказать, что он начался раньше формальной календарной даты: кризис мировой социалистической системы и революция в сфере информационных технологий определили физиономию нового столетия задолго до пересечения соответствующей точки на линии времени. Мы предлагаем вам задуматься над тем, как начиналось новое тысячелетие в вашем городе, поселке, школе, регионе. Понятно, что осветить все стороны этого процесса довольно трудно, поэтому вам надо определить для себя ключевое - по тем или иным параметрам - событие. Или ряд однотипных или связанных между собой событий. Кроме того, у других людей может быть иная точка зрения на это событие. Поэтому вам нужно доказать, что в этом событии проявились черты нового тысячелетия.

Каждый из нас живет в кругу друзей, приятелей, знакомых и незнакомых людей. Мы общаемся с разными людьми. Мы все отличаемся по возрасту и опыту, по вкусам и убеждениям. Если мы с другом мало чем отличаемся, то с ним проще общаться. Все нам видится одинаково. Но если друг не похож на меня, то разговор становится более сложным, но одновременно и более содержательным. Мы предлагаем вам не только рассказать о вашем событии своими словами, но и показать его глазами других людей. Все же последнее слово должно остаться за вами. Дав описание события на основе разных источников, вы должны прийти к некому обобщенному описанию. И совсем хорошо будет, если у вас получится модель, в которой будет ясно, сложение каких сил и интересов двигало развитие события на каждом этапе. Это не значит, что у вас не останется вопросов. Даже при описании локального события небольшого масштаба (забастовка на заводе в 1993 г., выборы директора школы в 1991 г.), опираясь на свидетельства очевидцев и участников, вы можете не достичь абсолютной полноты описания и непротиворечивости реконструкции. Это нормально. Истина в последней инстанции - это категория редко приложима к реальной жизни. Расскажите о Событии, с уважением относясь к чужим точкам зрения, но, не теряя единство цели, и вы достигнете успеха.

Тематические рамки конкурса

Чтобы вам было проще найти свою тему исследования, мы предлагаем список примерных направлений поиска. Предлагаемые формулировки не могут быть такими конкретными, как в привычных вам сочинениях по литературе. Здесь несколько причин, и сказать о них важно именно здесь, потому что это поможет более выпукло показать специфику настоящего исследования по ближайшей истории. Во-первых, сочинения по литературе пишутся на материале произведений художественных, то есть обязанных своим существованием авторскому вымыслу. О реальных прототипах персонажей и событий можно говорить особо, но ключевым является единство авторской воли. Вы же будете исследовать реальное событие, и элемент вымысла, вероятный в воспоминаниях очевидцев, вами должен быть выявлен и соответственно скорректирован в сторону большей объективности. Во-вторых, автор, даже предоставляя трибуну персонажам и допуская полифонию точек зрения, дает в конечном счете цельную картину изображаемого. А у вас, как у следователя, будет в распоряжении несколько, иногда противоречивых версий одного и того же. Как хотите, так и синтезируйте цельную картину события. В-третьих, развитие события в художественном повествовании мотивировано, оно объяснено автором, часто не на прямую. А у вас будет реконструирована на основе источников цепь кадров, но сам механизм развития события его участники, как правило, не видят и не могут увидеть. Если бы им была дана цельная картинка, они бы действовали иначе или не действовали бы вообще. Раскрыть механизм события вам может помочь только ваш собственный анализ. Есть еще "в-четвертых" и "в-пятых" и т.д. Но сказанного достаточно, чтобы предостеречь вас от художественности и призвать к объективности.

Итак, темы следующие:

ГОД ПЕРВЫЙ:

Герои и сюжеты постсовременной ("последней") истории.
(Как писать реальную историю и про что)

Основной предмет интереса Конкурса - взгляд школьников на события последних 20 лет. В первый год мы фокусируемся на работах, которые посвящены реальной истории последних десятилетий, выявлению новых героев, сюжетов, факторов, схем на локальном уровне. Важное требование - оригинальность материала для исследования и самостоятельность авторской концепции. Источниками материала могут быть пресса, в частности - местная, неофициальная, неформальная, а также школьные и семейные архивы, интервью с очевидцами и участниками событий, фотографии, письма, воспоминания, дневники и т.д.

Темы второго и третьего годов будут уточняться в зависимости от выбора участников и степени актуальности проблем.

Образцы примерных формулировок возможных тем
Приблизительные тематические рамки, интересные с точки зрения организаторов Конкурса

  1. Новые социальные группы. Новые субъекты истории.
  2. Литературно-исторический образ современного героя истории.
  3. Новые обряды, ритуалы, традиции: реставрация или новодел? Исследование, описание и анализ.
  4. Новые ценности, статусы, символы, представления. Исследование, описание и анализ.
  5. 5. Новые слова - новые понятия - новые смыслы жизни.
  6. Какие позитивные идеи вносились в понятие россияне за последние 20 лет? Эволюция интегрирующего понятия.
  7. Какой народ пришел на смену "исторической общности - советский народ"? Россияне - это кто?
  8. История последних 20 лет как драма?
  9. История последних 20 лет как трагедия?
  10. История последних 20 лет как комедия?
  11. История последних 20 лет как фарс?
  12. История последних 20 лет как парадокс?
  13. Ироничная история последних 20 лет.
  14. Историко-лингвистический анализ современных анекдотов про русских.
  15. Оптимистическая история последних 20 лет.
  16. Пессимистическая история последних 20 лет.
  17. Мистическая история последних 20 лет.
  18. Опасности и риски занятия историей.
  19. В. П. Астафьев: "Историки в большинстве своем... не имеют права прикасаться к такому святому слову, как правда. Они потеряли это право своими деяниями, своим криводушием"
  20. Когда закончилась советская история и началась новая? Как проявилась ее новизна на локальном уровне?
  21. Конец великой истории, начало какой?
  22. И жили они долго и счастливо...
  23. Как мы определяем, что является историей, а что нет… (на примере последних 20 лет)
  24. Зачем нужен исторический взгляд? В разные времена история нужна для разных целей. В разные времена история объясняет прошлое по-разному.
  25. "История не учительница, а надзирательница она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков" .
  26. Что интересно для детей в учебнике истории ?
  27. Свободная тема

Жанровые рамки конкурсных работ

Тема определяет, какие герои и в каких хронологических и географических рамках будут вами описаны. Тема определяет многое, но не все, многое в способе подачи исследованного материала и полученных выводов зависит и от выбранного жанра. В плане выбора жанра вам предоставляется широкая свобода для маневра.

Мы понимаем, что сбор материала, его обработка и осознание выявленных проблем в рамках серьезной и объемной темы иногда занимает больше времени, чем отводится на подготовку работы в течение одного года. Поэтому мы предоставляем вам возможность развивать объявленную в нынешнем году тему конкурса в течение трех лет. Темы последующих двух лет будут созвучны теме первого года, хотя в них, по всей вероятности, выйдут на первый план некоторые новые аспекты. Они определятся в результате проверки и анализа ваших работ. По этой причине нет опасности, что ваши наработки, не использованные в течение первого года, останутся без применения.

Это даст возможность для реализации более значительных исследовательских и социальных проектов. Жанр работы определяется автором. Это может быть:

o эссе, o реферат, o статья (аналитическая публицистика), o исследование (с дневником исследователя или без оного), o презентация материалов исследования, o описание социального проекта.

Эссе - это краткая постановка проблемы, с характеристикой объекта исследования, обоснованием путей исследования и небольшим по объему анализом оригинального материала, собранного лично вами. Поскольку жанр эссе понимается по-разному, его характеристике мы посвятили особый раздел. После представления на конкурс эссе перед вами открывается несколько возможностей: 1) удовлетвориться достигнутым и предоставить желающим дальше разрабатывать эту тему; либо в тот же год, или на второй или третий год конкурса включиться в него снова, прислав: 2) реферат; 3) статью; 4) исследование (и дневник исследователя); 5) материалы исследования; 6) описание социального проекта - в развитие данной темы.

Реферат - это небольшая самостоятельная работа, выполненная по определенной теме на основе изучения источников и литературы. Отличие реферата от эссе состоит в том, что он пишется по определенному плану: введение с формулировкой проблемы, исследование проблемы, подведение итогов, приложение. Отличие реферата от исследования - относительное преобладание анализа литературы над собственными материалами. Например, если вы обнаружили хиппи 70-х (это пятидесятилетние люди), то вы можете собрать и проанализировать их воспоминания, а потом изложить их на фоне анализа литературы по истории этого движения. Если при этом доля ваших собственных материалов будет меньше, чем обзор литературы, то это реферат. Если обзор литературы будет играть вспомогательную роль, а ваш материал - главную, то получится исследование.

После представления на конкурс реферата вы можете: 1) удовлетвориться достигнутым; либо в тот же год, или на второй или третий год конкурса включиться в него снова, прислав: 2) статью; 3) исследование (дневник исследователя); 4) материалы исследования; 5) описание социального проекта.

Статья (аналитическая публицистика) - это жанр, который вам может приглянуться, если у вас душа не лежит к формальному изложению результатов исследования. Например, вы выбрали проблему "отцов и детей", опыт в области изучения собственных родителей как Других, как и в области стратегий общения с ними, у вас обширный, но документировать очевидные для вас вещи вам нет нужды. Вы можете изложить материал в публицистическом стиле, собрав мнения одноклассников и сравнив их со своими собственными представлениями.

После представления на конкурс статьи вы можете: 1) удовлетвориться достигнутым; либо в тот же год, или на второй или третий год конкурса включиться в него опять, прислав: 2) исследование (дневник исследователя); 3) материалы исследования; 4) описание социального проекта.

Исследование как жанр описано в наших предыдущих методических материалах. Они доступны в Интернете. [???] При необходимости они могут быть вам высланы (укажите это в виде пожелания в заявке). Кроме того, ниже мы повторяем некоторые общие рекомендации применительно к данной теме конкурса.

Дневник исследователя не является формально обязательной составной частью конкурсной работы, но мы будем рады провести конкурс дневников, если вы захотите поделиться с нами тайнами своей исследовательской "кухни".

После представления на конкурс исследования вы можете: 1) удовлетвориться достигнутым; либо: 2) в тот же год, или на второй или третий год конкурса включиться в него, выбрав другой объект исследования и выполнив работу в любом из предлагаемых жанров.

Презентация материалов исследования - это жанр, продиктованный самой жизнью. Некоторые участники присылают настолько богатые приложения, что бывает жалко, что они их как следует не прокомментировали. С этого года у вас есть возможность не только в качестве приложения, но и вместо текста исследования представлять на конкурс тщательно составленный, прокомментированный материал к исследованию.

После представления на конкурс материалов исследования вы можете: 1) удовлетвориться достигнутым; либо в тот же год, или на второй или третий год конкурса включиться в него снова, прислав: 2) реферат; 3) статью; 4) исследование (и дневник исследователя); 5) описание социального проекта - в развитие данной темы.

Описание социального проекта было охарактеризовано выше.

После представления на конкурс описания социального проекта перед вами также открывается ряд возможностей: 1) удовлетвориться достигнутым; либо в тот же год, или на второй или третий год конкурса включиться в него снова, прислав: 2) реферат; 3) статью; 4) исследование (и дневник исследователя); 5) материалы исследования, посвященные изучению результатов вашего социального проекта.

Как видите, мы предоставляем вам максимально широкий выбор форм участия. Вы можете развивать исследование, представляя на конкурс более солидный результат каждый год, или менять каждый год объект исследования. Мы надеемся, что новая схема работы конкурса удовлетворит и тех, кто пишет кратко и насыщенно, и тех, кто любит работать обстоятельно и не торопясь, и тех, кто от исследования придет к практическому социальному проекту, и тех, кто, предложив проект, будет следить за его реализацией.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКАМ

Схема работы

Независимо от выбранного вами жанра изложения материала, в вашей работе уже можно наметить те моменты, которые в ней будут присутствовать обязательно. Они таковы:

1. Постановка проблемы. Формулировка названия работы, цели (проблемы) и задач исследования. Это то, что вы находите сами на основе уточнения тех "точек удивления", которые вам удастся разглядеть в жизни, привычках, обычаях, поведении, одежде, речи окружающих вас людей.

2. Обдумывание способов и путей решения поставленных задач. Выдвижение гипотез.

3. Сбор материала. Беседы. Опросы. Статистика. Анализ специальной литературы. Первичный анализ материалов, дневников, мемуаров. Уточнение задач.

4. Анализ собранного материала. Поиск и выбор формы предъявления результатов работы. Аргументация.

5. Оформление работы. Формулировка новой проблемы, новых задач, выявленных "точек непонимания".

Вас удивило, что ваше исследование должно от проблемы прийти не к ее решению, а продвинуться чуть дальше - к следующей проблеме, более высокого уровня. Что же делать? Никто не ждет, что вы выявите истину в последней инстанции и после вас на этом участке уже не останется "неперевернутых камней". Но истина - как горизонт. Она недостижима. Но смысл ведь в движении, а не в утверждении окончательной правды для всех.

Эти 5 пунктов вы обязательно пройдете, но в эссе они отразятся менее формально, в исследовании - более пространно и детально, в презентации материала исследования они определят структуру его предъявления, в статье помогут вам уйти от легковесных обобщений, а в социальном проекте - определить план действий и привлекаемые ресурсы.

Кратко говоря, задача участника - по-своему увидеть актуальную проблему, сформулировать ее, провести исследование и рассказать о его результатах, или предложить способ решения социальной проблемы.

При реализации этих пунктов автор, скорее всего, будет задавать себе вопросы, неизбежные при проведении любого исследования. Выделим, на наш взгляд, главные.

Что такое исследование?

Начнем с того, что исследование - это профессиональное дело ученых, но и любой из нас в какой-то области может выступить экспертом и исследователем, если он потратил достаточно усилий на изучение проблемы. Исследование всегда начинается с вопроса, с постановки новой проблемы (о которой речь ниже), что позволяет уточнить старую или открывает новую истину. Например, ученый говорит: "Кит и дельфин не похожи на других рыб. Почему у них нет жабр? А они вовсе и не рыбы, как вы думали раньше".

Понятно, что объект исследования с его проблемами существует давно, но остается незамеченным. И тут приходите вы и открываете, например, что события недавнего прошлого в вашем городке еще не исследованы. И участники не против рассказать вам о нем, а вы - нам. Это может быть событие любого масштаба: снос памятника, организация первого частного кафе, митинг или забастовка, выборы или появление беженцев. Это может быть событие, важное в рамках вашей школы, или изменение, существенное для жизни региона. Это может быть отдаленная война и участие в ней ваших земляков, или постройка нового предприятия и участие в ней приезжих. Это может быть политика, экономика, повседневная жизнь или новый праздник. Главное - что вы ничего не прочтете об этом в учебниках, это будет ваше открытие.

Исследование содержит доказательства новой точки зрения. Уверяю вас, ваши слушатели и читатели будут требовать доказательств. Поэтому с самого начала пишите, что вы услышали, что поняли, что не поняли. Особенно важно последнее. Ведь новое потому и новое, что оно зачастую не сразу понятно и даже заметно. Не всегда и ваш респондент, иначе - информант, может внятно объяснить все, что с ним происходило и что он наблюдал. Ведь он не думал тогда, что участвует в Истории. Поэтому пишите. И ставьте дату. А потом снова и снова думайте, что складывается в итоге.

Исследование не только направлено на новое, но и дает новый, уникальный, неповторимый результат. С этим у вас не будет проблем. Каждое событие уникально. Нужно только это доказать.

Результат исследования должен быть интересен многим. И если вам удастся помочь разным людям лучше понимать друг друга, то ваша работа тоже будет многим интересна.

Бывает, что все остальные выслушивают аргументы и не соглашаются. Поэтому, принимаясь за исследование, всегда нужно быть готовым и к непониманию. На всякий случай, чтобы даже горькая истина звучала приемлемо: результаты исследования излагаются корректно, то есть так, чтоб никого не обидеть. Старайтесь все излагать корректно, то есть разделяйте свое мнение и суждение информанта. Что это значит?

Образец неправильного оформления рабочих материалов:

"Предприниматель не понимал, чего хотят рабочие".

Образец правильного оформления рабочих материалов:

"По мнению информанта Н., Предприниматель не понимал, чего хотят рабочие, беседа 12.11.2003, библиотека".

Чувствуете разницу? Это же не ваша оценка, это суждение вашего респондента. Потом это и, возможно, противоположные высказывания будут проанализированы вами, суммированы и составят материал исследования. Но сразу указать, кто, что, где, когда, в связи с чем сказал, невероятно важно. Потом это забывается, в речь респондента вкрадывается ваша интерпретация, а это опасно.

Бывает и так, что исследование забегает вперед своего времени. Это большая удача для общества, которое потом долго пользуется результатами, но большое несчастье для ученого, усилия которого не оцениваются. (Вспомните Галилея, Коперника и Джордано Бруно.) Тут нечего добавить. Кому как повезет. Будем надеяться, что с вами этого не случится.

Как работать над темой "Начало истории"?

С чего начать? Еще раз повторим: ищите Событие и Вопрос. Нас, как вы понимаете, интересует в деталях, как вы выйдете на свое Событие, как будете его изучать, что нового для себя откроете, а также как это обогатит ваш социальный опыт, как изменит ваше отношение к жизни и другим людям.

Как увидеть проблему?

Выбор объекта, то есть события или явления, которое вы будете изучать, только намечает, в каком направлении искать проблему, но это еще не всё. Дальше нужно увидеть проблему. Она не задается ни характером события, ни методом исследования однозначно. В самом общем виде можно сказать, что за проблемой всегда стоит некое противоречие интересов или тенденций, это и определяет направление развития события.

Перебор возможных проблем, выбор формулировки проблемы и обоснование рамок вашего выбора - достойный вопрос для введения. Если вам кажется, что тут все ясно и нет предмета для разговора, попробуйте рассказать, что же именно вам ясно. И вскоре вы обнаружите, что кое-что все-таки надо объяснить поподробнее.

Далее, когда объект исследования найден и проблема обозначена, следует думать над составлением списка литературы и источников по теме. Тут вам поможет взрослый, научный консультант, учитель, библиотекарь, Интернет.

Так уж получается, что по мере углубления в тему изменяется и ваше представление о проблеме. Не нужно бояться об этом писать. После изучения литературы и выписок по теме можно уточнить проблему и сформулировать новые вопросы для исследования.

Можно сказать, что исследование - это циклический процесс. Вы ходите по кругу, уточняя свое представление вопросами к источникам и информантам. И так - до ощущения исчерпанности темы. Или хотя бы до ощущения завершенности какой-то ее частички.

Поиск и формулировка проблемы являются главной задачей для самостоятельного исследователя. Это очень индивидуальный выбор. Так что мы ограничились лишь рекомендациями общего характера, чтобы не навредить слишком детальными советами.

Как собрать материал для исследования?

Объект исследования в известном смысле сам подсказывает схему для сбора материала. Не в том смысле, что он вам продиктует, как его изучать. Существуют самые общие схемы исследования объектов. Игнорировать их - это значит создавать себе проблемы на ровном месте и изобретать велосипед. Но и следовать им буквально, без учета специфики своего объекта - тоже не лучший путь. Нетривиальная работа предполагает сочетание стандартных алгоритмов и некий прорыв, мощное авторское соло. Приведем пару примеров традиционных схем исследования-описания. При изучении племени обычно выясняют особенности по определенной схеме: территория, демография, возрастная структура, генеалогия, структура подчинения, занятия, мифология, фольклор, ритуалы, быт, орудия труда, кухня, одежда. Но если вы изучаете молодежное "племя", напр., футбольных фанатов, или племя местной элиты, то некоторые пункты описания трансформируются с учетом сегодняшнего дня и особенностей объекта описания, а некоторовые вопросы и снимаются вовсе. Так, своей территории у фанатов нет, а вот маршруты и места сезонных тусовок могут быть у тех и у других. И т.д. Но если вы описываете военную или производственную структуру в действии, то у вас будет уже другая схема описания. Цель - уточнение задачи на достижение цели - средства и препятствия - как разворачивалась игра и почему - результаты, достигнутые сторонами, фиксация новой ситуации.

Теперь очень хороший вопрос - где найти эти схемы. Справочника такого нет однозначно. Читайте труды предшественников с карандашом в руках. Учите себя сами. Так вы сможете добыть рабочую схему исследования. Чем больше вы труда затратите на ее создание, тем она будет лучше и традиционнее. А потом вы начнете ее перестраивать, ломать и разрушать, подстраивая ее под свой неповторимый материал.

И еще один замечательный вопрос - нельзя ли не создавать, а сразу перестраивать. Многие пытались, но получалось плохо. Все-таки очень важно узнать, что там накопило человечество, прежде чем кидаться рассказывать ему что-то абсолютно новое и неизвестное никому.

Теперь перейдем к методам сбора материала.

Все методы опроса респондентов можно разделить на две группы: интервью (беседа) и анкетирование (устное или письменное).

1. Беседа / интервью. В принципе этот жанр интервью для вас не новость. Но есть и некоторые отличия от тех разговоров, которые вы вели раньше. К интервью надо готовиться. Обдумайте, что вы хотите уточнить. Будьте готовы к неточным и неопределенным ответам. Не топчитесь долго на неудобном вопросе. Если клиент не созрел - трясти его бесполезно.

Кроме прямых вопросов, важно умело использовать косвенные вопросы. Они дают возможность узнать позицию человека на смежном материале, в этом случае меньше вероятность, что у него возникнет желание отредактировать свое суждение из каких-то личных побуждений. То есть, попросту, соврать, прихвастнуть, скрыть важные детали. То есть ваш вопрос подается как жизненная ситуация, случай, происшествие, а от респондента требуется оценка, реакция. Например: А вот говорят, что молодежь политикой не интересуется ... А вот говорят, что финансовые потоки - это миф ... А вот говорят, что современное казачество - это марионетка в руках ... А потом включайте диктофон. Хорошенько подумайте, прежде чем озвучить провоцирующую формулировку.

Кстати, некоторые технические рекомендации.

Замечено, что более 45 минут беседу тянуть не стоит, устает человек, да и вы тоже. Ставьте сначала нейтральные вопросы для привыкания, то есть (например, в беседе с молодым политическим лидером) не начинайте с того, что - мол - "Как же ты, Вася, дошел до жизни такой, что стал ребят на митинги подписывать?", а спросите, что-нибудь простое. Тут два основных подхода: от общего и от единичного. От общего это так: "Как же современное поколение видит будущее России?". Есть большая вероятность, что от общего человек спустится к частному: как организуются митинги. А от единичного - это так: "Крекер с Эдом были на вашем митинге, классно. Че там было вообще?" Опять же у человека будет шанс осветить свою скромную особу всесторонне, при этом формально говоря о других.

Что такое "не лукавить с респондентом": сообщите ему, что это ваше частное дело, а не школьное задание, скажите, что вы хотите поучаствовать в конкурсе, объясните, что такая работа многим интересна, что это настоящее научное исследования, практическая значимость которого состоит в том, чтобы написать важные фрагменты истории нашего времени. До нее пока никому нет дела, а вы ее уже пишите.

Обязательно поблагодарите человека за помощь и сотрудничество.

Избегайте критических оценок полученной информации. Может оказаться, что ценность информации вы поймете позже. Если некоторые данные нуждаются в уточнении, лучше не уточнять без конца что-то у одного представителя группы ваших информантов, а коснуться этих вопросов в беседе с другими. Вы услышите их мнение по этому поводу и сможете разделить личную позицию респондента и общие представления группы.

Встреча окончена. Информант отдыхает, а вы - нет. Прослушав запись, зафиксируйте важнейшие реплики на бумаге дословно. Примерно так:

Политический активист Н., 12.11.2003. Мы работаем в местной организации нашей партии. Мы знаем, как нужно руководить городом.

Теперь можно идти на вторую беседу.

2. Анкета. Фиксируйте число розданных и возвращенных анкет. Не мудрите с вопросами. Не перегружайте анкету. Постарайтесь составить так, чтоб поменьше было писать.

В идеале вам подойдут закрытые альтернативные вопросы. Типа:

На последних выборах нам удалось провести в законодательное собрание области ... - несколько цифр (нужное подчеркнуть).

Мы - партия оппозиции, варианты ответа: ДА, НЕТ.

Или не альтернативные - перечислите главные мероприятия месяца.

Стоит обратить внимание на то, чтобы блоки вопросов группировались по темам. Так легче и вам и опрашиваемым.

Открытые вопросы предполагают развернутый ответ. Например, как я стал членом этой партии.

3. Документы, письменные источники.

В эпоху всеобщей грамотности люди пишут дневники, манифесты, письма и записки, украшают одежду надписями, а стены - лозунгами и графитти (малоизученный тип документа). Также можно фиксировать фольклор: поговорки, цитаты, анекдоты, устные рассказы. Все это отражает не нормативную точку зрения, а реальные взгляды представителей социальной группы. Все это можно и нужно документировать и анализировать. И по возможности указывать автора текста, место и время изготовления документа, назначение и смысл.

К письменным документам примыкают: звуковые, визуальные (кино, фото, видео). И обобщающие таблицы, которые вы составите сами.

Все это составит ценные документальные приложения к вашей работе.

4. Предметы материальной культуры. Особые предметы одежды и атрибуты (головные уборы, пояса, браслеты, галстуки, инструменты) - все это может нести печать групповой принадлежности и отражать вкусы и систему ценностей владельца. "Прочитать" вещи иногда непросто. Но информант и сам вам объяснит, что ему нравится, а что он никогда носить не станет. Фиксируйте. Размышляйте. Сопоставляйте.

Вещи в приложении помещать не нужно, а сфотографировать можно. И добавить комментарий, кто носит, когда и почему.

??? Есть еще один путь сбора материала, мы его не скрываем, но и не рекомендуем. Метод включенного наблюдения (в частности, агентурного внедрения) может быть использован лишь в том случае, если есть уверенность, что группа примет вас и признает своим. Но и в этом случае есть риск вызвать "кризис терпения", потому что очень много вопросов о простых (с точки зрения респондентов) вещах вызывает раздражение. И тогда вы получите неадекватные ответы. Или даже настроите респондентов против себя.

Как вы помните, на конкурс могут представляться и собранные материалы, как основа для будущей исследовательской работы, которую вы можете перенести на будущий год. Но и без нее ваш материал уникален, содержателен и представляет научный интерес и для историка, и для социолога, и для политолога и т.д. Он является результатом творческого труда и будет оценен по достоинству.

Как исследовать материал?

1. Анализ материала.

Еще раз задумаемся над тем, зачем вам нужен материал. Материал должен помочь вам дать реконструировать событие или путь возникновения явления, показать его неповторимость и индивидуальность. Именно на основе материала вы будете обосновывать свои выводы, то есть приводить мнения разных людей, сравнивать аргументы, оценивать документы.

При всем разнообразии источников вам важно будет сохранить ценность оригинального материала. Что это значит? Пример:

Из записи беседы: "Одноклассник С.: Наша семья переехала с юга. Мы казахи. 12.11.2001". Вы это переписали "Семья С. приехала из Казахстана". Что не так? А они на самом деле уехали из <другой южной республики>, потому что они казахи. Своим сокращением вы сняли косвенное объяснение причины отъезда. Вывод: цитату надо уважать и беречь.

При анализе сведений следует учитывать и частоту некоторого оценочного суждения в собранных материалах (то есть стараться понять, это индивидуальное или коллективное мнение). Вообще элементы статистики играют в исследовании важную роль. По очередности и встречаемости какой-то темы, мотива можно судить о месте его в системе ценности изучаемого коллектива. Проще говоря, о чем люди чаще говорят: о музыке или о технике, об учебе или о спорте, о деньгах или о политике.

Вот, пожалуй и всё, что можно сказать об анализе материала в общем. Конкретный материал сам подскажет более детальные подходы к себе. Но вдогонку хотелось бы все же предостеречь вас от одной опасности, она обоюдоострая: нельзя принимать все, что человек говорит о себе за 100-процентную истину, но не следует и сомневаться во всем. Каждый из нас имеет право на субъективность (приятно чуть-чуть себя приукрасить). И каждый имеет право субъективность своего собеседников чуть-чуть для себя подкорректировать (ага! это он прихвастнул, ну да ладно!).

2. Теперь о пользе литературы. И о ее вреде. И в прежних методичках мы твердили: "Не нужно бросаться к словарям и справочникам, тормошить библиотекарей и рыться в каталогах в поисках соответствующей научной и научно-популярной литературы". Вначале соберите свой материал. И это правильно. Никому не понравится, если вы придете, чтобы расспросить о событии, в котором он участвовал, а станете ему рассказывать, как это на самом деле было. То, что вы можете прочесть, тоже является авторской версией события. А ваш информант не просто имеет право на индивидуальную точку зрения, а именно ею и интересен. И вам важно в первую очередь понять и зафиксировать это. А потом уже добавить комментарии из умных книг. Когда у вас сложится свое собственное представление об объекте "в конкретном времени и месте", то и чужие выводы не навредят, а помогут вам.

Как представить результаты?

Письменное изложение результатов исследования - самое трудное. Все интересное и волнующее уже позади. Вам уже все ясно. Осталось рассказать об этом другим. И тут накатывается предательская усталость. Как быть? Писать небольшими порциями и строго придерживаться плана.

В принципе мы ведь вас формально не ограничиваем. Пишите хоть в стихах. Как душа споет. Но вообще-то существуют и традиционные формы изложения результатов исследования. В тех скупых рекомендациях, которые следуют далее, накоплен опыт поколений. Так что отнеситесь к ним лояльно. Но без робости. Кому-то эти рекомендации помогали, а кто-то шел своим путем, и всех обогнал.

Вы пишете свою собственную работу. Поэтому у вас есть очень важное право. Вот решили вы исследовать событие недавнего прошлого. Так у вас запланировано. Вопросники составили. Ответы проанализировали и сгруппировали. Ну, не получается текста. Писать нечего. Так и не мучайтесь. Вы этот вопрос исследовали. Результаты исследования не вполне совпали с планом. Что делать? Меняйте план изложения.

У вас огромные права в исследовательской работе. Такого с вами не случалось еще никогда. Никто лучше вас не знает, про что вам надо писать. Огромные права - и никакой ответственности. Ну, почти никакой. Победить-то все-таки хочется, правда? А судить вас будут по тому тексту, который вы представите.

И еще, не путайте научность и наукообразие. Это две большущие разницы. Это не значит, что научные термины запрещены. Они нужны, если уместны. Если помогают что-то назвать кратко и точно. А так в принципе лучше писать, чтоб было понятно многим. Тогда и эксперты вас поймут.

Письменное изложение результатов исследования

Формальные требования

Объем работы не ограничен. Страницы нумеруются. Приложения даются в конце также на нумерованных страницах. Лучше продолжить сплошную нумерацию страниц и на приложение, а документы пронумеровать особо.

На титульном листе указать
INITIUM HISTORIAE - НАЧАЛО ИСТОРИИ:ровесники тысячелетия исследуют его историютема: ВАША ФОРМУЛИРОВКАавтор: Ф.И.О., ученик 00 класса ... школынаучный руководитель: Ф.И.О., учитель (специальность)Текст - 00 страницПриложение - 00 страницМесто написания (город, село)2004
При оформление приложений следует помнить некоторые рекомендации из методичек прошлых лет. Повторим важнейшие:

o Копии документов, расшифровку рукописных материалов, иллюстративный материал можно включить в текст работы или оформить в виде приложений. Каждый документ приложения нумеруется. По номерам даются ссылки на документы в тексте работы.

o Документы располагаются в хронологическом порядке, или в соответствии с иной логикой. Главное, чтобы выбранный принцип был один и строго выдержан.

o При использовании изображений одного и того же объекта в разное время постарайтесь расположить их на одном листе или поблизости, чтобы сравнение стало особенно наглядным и не вызывало у читателя затруднений.

o Если ссылка на книгу или документ невозможна, не забывайте отмечать, кто именно сообщил вам те или иные сведения, кратко описывайте ваших информаторов и характер вашего с ними общения. Фиксируйте место и дату беседы.

Структура изложения результатов исследования:

1. титульный лист,

2. текст (основная часть),

3. список литературы,

4. приложения.

Содержательные требования и план

Структура текста (основной части) вам знакома: 0. план - 1. вступление - 2. основная часть - 3. заключение. В принципе это напоминает сочинение по литературе. Однако путь написания работы - это не просто последовательное движение от пункта "0" к пункту "3". Тема, проблема и список задач могут неоднократно уточняться в процессе сбора материала.

Что вы имеете, приступая к написанию текста? Проверьте. Материал оформлен. Материал проанализирован. Сделаны какие-то мелкие выводы. Есть выписки из соответствующих книг с краткими отсылками к ним, с указанием страниц.

Что дальше? Не надейтесь написать все от первой буквы до последней сразу. Обычный путь написания работы - это, скорее, подготовка кусков текста, а потом монтаж. Понятно, что введение можно написать в окончательном виде только уже после того, как вам ясно, какие выводы удалось обосновать в основной части. Так что в реальности пишется и переписывается несколько раз кусками основная часть, а потом под нее корректируется заключение и введение.

Ваши вопросы (формулировки "малых" исследовательских задач) во введении, и ответы на них - отдельные куски основной части (параграфы, разделы, главки - как назовете) и пункты заключения будут параллельны:
Введение Основная часть Заключение
задачи: 1)… 2)… 3)… их решение: 1)… 2)… 3)… выводы: 1)… 2)… 3)…
Невероятно важный совет: В грамотной работе должна быть одинаковая структура (лучше держаться и одинаковой нумерации разделов, подразделов):

1) в той части введения, где дается детализация задач работы.

2) в основной части,

3) в той части заключения, где даются сухие выводы,

Но это не все, что нужно во введении. Вернитесь к формулировке проблемы: рассмотрите путь вашей мысли: как вы находили и выбирали то, что вам надо исследовать.

Надеемся, что наши советы помогут вам самостоятельно овладеть сложным искусством излагать свои мысли просто.

Итоговая схема работы над текстом исследования (для самоконтроля)

Дневник исследователя

И в завершение этого раздела напоминаем, что дневник исследователя является важной, хотя формально необязательной частью исследовательской работы. Записывайте свои планы, фиксируйте ход своих мыслей, впечатления. Путь ваших исканий интересен для экспертов и жюри, знакомство с дневником поможет им более объективно оценить работу.

Дневник исследователя пишется в свободной форме.

Что дает дневник? Он позволяет видеть то, как меняется ваше представление о теме, как уточняются мелкие вопросы. Если не записать предварительно, каким было ваше мнение до беседы, то после беседы вы и не вспомните, что вы поняли сами, а что в вашу позицию прямо перешло от рассказчика. А это очень важный момент в исследовании - выделить то новое, что вам удалось разглядеть самостоятельно.

Что такое проблемное эссе?

Поиск проблемы, обоснование ее выбора и окончательная формулировка могут стать основным содержанием конкурсной работы, если вы решили написать проблемное эссе. Вам надо будет кратко представить увиденную вами проблему.

Французское слово эссе можно перевести как "проба пера, попытка, набросок". Поскольку этот вид письменной работы стал популярным в последние годы, появились и различные попытки формализовать этот жанр. Прямо скажем, это не очень хорошо получается. Ведь цель эссе - уйти от формальных рамок, в свободной форме выразить свое видение проблемы. Из формальных требований к эссе можно принять только одно - наличие заголовка. Остальные требования нельзя считать обязательными.

Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма, то нет нужды повторять выводы в конце. Они могут быть включены в текст или даже в заголовок. Ваши доводы и фактический материал могут предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с финальным выводом. Все разрешено.

В отличие от реферата или сочинения, которые рассчитаны на восприятие любого читателя, эссе - адресуется именно подготовленному читателю. То есть человеку, который уже представляет себе в общих чертах, о чем пойдет речь. Это позволяет сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями (по крайней мере пока, - ибо не исключено, что если тема вас задела за живое, то потом вам захочется написать и исследование полного формата).

Попробуйте написать так, как пишется, а потом уже правьте. Содержанием эссе будет ваша личная позиция. Все у вас получится, если вы найдете некоторую "точку удивления", то есть то, что поразило вас, остановило ваше внимание. Такая "точка удивления" и является поводом для эссе. Ведь парадоксальность эссе - это одна из жанровых черт, считают специалисты. Выбрав необычный поворот в формулировке проблемы, вы уже не будете описывать Другого всесторонне по заданному извне плану. История его народа, религия, философия, праздники и традиции, семья, быт, кухня, традиционные вещи и одежда - все это включается в текст по мере необходимости в виде вкраплений, упоминаний, аргументов. Если вы сосредоточились, например, только на отношении Другого к живой природе, то вам понадобится одно, а если - на отношении к родному языку, то другое.

Нередко для эссе характерна ориентация на разговорную, непринужденную речь. Подумайте, как вам легче рассказывать о Другом, обращаясь к читателю на "вы", или на "ты", или адресуя свое послание конкретному собеседнику (например, самому Другому).

Заключение. Как будет оцениваться ваша работа

Как и прежде, самым главным критерием, по которому будет оцениваться ваша работа, станет качество аналитической деятельности исследователя, умение извлечь из источников неочевидные факты и обосновать свои выводы.

Как и прежде, работу будут оценивать несколько экспертов. Их оценки суммируются.

Отдельно будут оцениваться конкурсные работы разных жанров: эссе, реферат, статья, материалы исследования, исследовательская работа с приложением (и дневником исследователя), описание социального проекта.

Мы надеемся, что каждый из вас приступит к работе с надеждой на успех и с уверенностью, что, даже не победив в конкурсе, он сделает полезное для себя и всех дело - внесет свой вклад в науку, опишет такую часть российского общества, до которой у ученых руки не дошли.

В этом году мы решили больше внимания при оценке работ уделить оценке вашего собственного умения работать со своим текстом и текстами источников. По этой причине в бланк эксперта будут включены новые параметры, которые помогут вам получить дополнительные баллы за умение корректно представить текст своей работы и интерпретировать источники.

ТЕМЫ ПОДРОБНО

INITIUM HISTORIAE- НАЧАЛО ИСТОРИИ

ровесники тысячелетия исследуют его историю

Международный открытый Конкурс школьных исследовательских работ по гуманитарным проблемам современности на русском языке
(Интегративный международный мегапроект)

ГОД ПЕРВЫЙ:

Как писать реальную историю и про что

В первый год мы фокусируемся на работах, которые посвящены реальной истории последних десятилетий, выявлению новых сюжетов, факторов, конфигураций на локальном уровне. Важное требование - оригинальность материала для исследования и самостоятельность авторской концепции. Источниками материала могут быть пресса, в частности - местная, неофициальная, неформальная, а также школьные и семейные архивы, интервью с очевидцами и участниками событий, фотографии, письма, воспоминания, дневники и т.д.

Мы искренне надеемся, что участники конкурса применят в исследованиях новые подходы, отразят свой взгляд на выбранную тему, обнаружат забытые или не уведенные ранее аспекты. Ни в коей мере не ограничивая инициативу авторов, хотелось бы поделиться с ними небольшой методологической подсказкой. А именно: обратить их внимание на один из возможных инструментов анализа. При описании конкретного исторического события мы обычно определяем силы, или факторы, или участников. Это, условно говоря, композиция. Связи между ними представляются нам вторичными, вытекающими из свойств участников. Анализ ситуации предполагает и иной взгляд: мы можем рассматривать связи между участниками как некую условно первичную характеристику ситуации, как силовую сетку отношений, которая в значительной мере задает "роли" и свойства участников. Это и есть конфигурация. Различение композиции и конфигурации является одним из требований системного подхода и помогает лучше понять и более корректно выстроить динамическую модель развития ситуации.

Образцы примерных формулировок возможных тем

Приблизительные тематические рамки, интересные с точки зрения организаторов Конкурса

Форма заявки

(заполняется печатными буками)

Автор работы (при выполнении работы группой авторов предоставляются данные на КАЖДОГО автора)__

Фамилия_________________________________

Имя_____________________________________

Отчество_______________________________

Домашний адрес (с индексом)

_________________________________________

_________________________________________

Домашний тел.___________________________

Номер паспорта или свидетельства о рождении

________________________________

Дата рождения __________________________

Школа № ________________ класс______

Адрес школы (с индексом)___________________________

___________________________________________

Телефон школы _________________________

Факс (указать, школьный, домашний или иное) ________

Электронная почта (указать, школьный, домашний или иной адрес) _____________________________________

Руководитель работы (учитель, библиотекарь, студент, и т.п.) При наличии у работы двух и более руководителей предоставляются данные на каждого руководителя

Фамилия__________________________________________

Имя______________________________________________

Отчество________________________________________

Место работы, должность _________________________

Домашний адрес ___________________________________

_________________________________________________

Домашний тел._______________________________

Индивидуальная или групповая работа (пожалуйста, подчеркните).

Первоначальное название работы:

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Нужно ли вам высылать методичку 2000-2001 гг.?

__________________________________________________

Наш адрес: АЯ; 119017, Москва, Новокузнецкая 16, МГПУ, кафедра методики преподавания истории; тел./fax (095) 959-55-51; e-mail: <iskon@aport2000.ru>


Наверх    На главную страницу проекта    К оглавлению раздела

[an error occurred while processing the directive]