Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Публикации

Заявление об экологических последствиях создания судового хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты

Журнал "Судоходство" (Одесса) 14 апреля 2004

   Постановлением КМУ от 20 марта 1998г. #346 "Об утверждении Программы создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров в Украине" предусмотрено создание 7-го Международного транспортного коридора на украинской части дельты Дуная: проходит по Дунаю и включает участки Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Югославии, Болгарии, Румынии, Молдовы, Украины. По украинской части дельты Дуная коридор проходит по речной артерии от морского порта Рени через морской порт Измаил до выхода в море.

   Освоение Дунайского международного транспортного коридора с использованием практических возможностей Ренийского и Измаильского морских портов и других инфраструктур Придунавья позволит задействовать потенциал промышленно-транспортного комплекса региона и комплекса на внутренних водных путях Украины для перевозки экспортно-импортных и транзитных грузов, позволит оптимизировать процесс и схемы перевозок, более эффективно использовать морской и речной транспорт, а также решить социально- экономические проблемы региона.

   В послании Президента Украины Верховной Раде Украины на 2000-й год (IV раздел "Повышение конкурентоспособности национальной экономики") сказано: "…в 2000-2004 годах значительно активизировать работу по созданию национальной сети международных транспортных коридоров и ее интегрирование в транспортные системы стран Европы и Азии, Балтийского и Черноморского регионов".

   Указом от 10.06.2003 г. #502/2003 Президент Украины ввел в действие решение СНБО от 06.06.2003г. и поручил Кабинету Министров "обеспечить определение в установленном порядке в трехмесячный срок по результатам комплексной государственной экспертизы наиболее обоснованный с экологической, экономической, технической и иных точек зрения вариант глубоководного судового хода Дунай - Черное море и с учетом принятого решения создать экспериментальный судовой ход, а также проведение иных экспериментов, дополнительных научных исследований с целью предотвращения негативных экологических последствий создания глубоководного судового хода, привлечения средств, необходимых для реализации проекта".

   Во исполнение решений разработано технико-экономическое обоснование инвестиций (ТЭОи) "Создание глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты", по которому 31.07.2003 г. за #14/03 вынесен позитивный сводный комплексный вывод государственной экспертизы. ДП Центральной службы Укринвестекспертизы "Украгроинвестэкспертиза" рекомендует принять вариант создания глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море по рукаву Быстрый как наиболее целесообразный с экологической, экономической, технической и гидрологической точек зрения. Вывод государственной экспертизы Украины поддержанмеждународными экспертами из Вьетнама, Греции, Грузии, Литвы, Польши, России и Украины. Кабинет Министров Украины распоряжением от 13.10.2003 г. # 598-рут-вердил ТЭОи строительства глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море на украинской части дельты, по варианту "гирло Быстрое".

   В ТЭОи выполнена оценка экономико-социальных аспектов создания глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинской части дельты. Рассмотрены 9 вариантов создания глубоководного судового хода (ГСХ) в соединении Дунай - Черное море на украинской части дельты. Строительство в дельтовой части именно ГСХ возможно только в 5 случаях, среди которых следует выделить две группы:
А - создание ГСХ с использованием существующих водотоков.
Б - создание ГСХ по искусственному каналу.
В группе А разработаны 3 варианта:
1. Рени - Вилково - гирло Быстрое;
2. Рени - Вилково - Старостамбульское гирло;
3. Рени - Вилково - Старостамбульское гирло - гирло Цыганка.

   В указанном ТЭО и по группе Б разработан вариант трассы канала: Соломонов рукав - затон Базарчук - Жебриянская бухта и оценен вариант трассы Соломонов рукав - оз. Сасык - Жебриянская бухта. Вариант трассы Очаковское гирло (6 км) - акватория порта Усть- Дунайский разработан институтом "ЧерноморНИИПроект" в 1998г. Все варианты трассы затрагивают интересы Дунайского Биосферного заповедника (ДБЗ), площадь которого охватывает всю территорию украинской части дельты Дуная от истока Соломонова рукава до морского края дельты. По группе А рекомендован вариант трассы глубоководного судового хода Рени - Вилково - гирло Быстрое по существующим водотокам. Учитывая рекомендации Президиума АН Украины по группе Б избран вариант трассы канала Соломонов рукав - затон Базарчук - Жебриянская бухта.

   На основании проведенного анализа факторов воздействия рассматриваемых в ТЭОи вариантов глубоководного судового хода на окружающую среду установлено, что основная часть процессов воздействия, прогнозируемых в период его строительства и эксплуатации, прямо или косвенно определяется объемом извлекаемого грунта и площадью отводимых земельных угодий. Количественное сравнение этих ключевых показателей однозначно указывает на преимущества трассы по рукаву Быстрый по отношению к варианту шлюзованного канала Соломонов рукав - Жебриянская бухта.

   В ходе создания ГСХ Украина действует с позиций национальных интересов развития регионов и транспортных коридоров, широко обсуждая проект строительства ГСХ с общественностью, в прессе. Проектно-изыскательские и экспертные работы осуществляются в соответствии с действующим законодательством, на высоком техническом уровне с привлечением национальных институтов и международных экспертов. Соблюдаются принятые в международной практике шаги поэтапной реализации проекта, они полностью отвечают духу и принципам Севильской стратегии гармоничного сочетания экономической, экологической и гуманитарной составляющих.

   Восстановление Дунайского судового хода будет иметь не только большое экономическое и транспортное, но также политическое и стратегическое значение, что совершенно необходимо для развития Придунайского региона и Украины.

   При проведении строительных работ и в период эксплуатации ГСХ Заказчик гарантирует в полном объеме реализацию предусмотренных проектом природоохранных мероприятий, выполнение существующих нормативных требований в области охраны окружающей среды и компенсацию наносимого экологического ущерба.


P.S. OcоЭС -
Ранее Заявление об экологических последствиях создания судового хода Дунай-Черное море на украинском участке дельты опубликовано ГП "Дельта лоцман" дважды: "Одесские известия", 03.07.2003г., "Голос Украины", 20.01.2004г.

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность