На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Публикации
Опыт прошлого, ошибки настоящего
"Вечерняя Одесса". 08.06.02
Экологическая общественность, от имени которой выступает ОСоЭС, была и остается сторонником возврата судоходства на украинской части дельты Дуная, что подтверждается публикациями прошлых лет и обращениями в адрес Президента, КМУ, Минтранса Украины и других инстанций с одной целью – способствовать грамотному решению проблемы.
ИЗ ДОСЬЕ ОСоЭС
Дельта Дуная является крупнейшим водно-болотным угодьем Европы международного значения. Для сохранения биологического разнообразия и уникальных ландшафтов украинского участка дельты р. Дунай принят ряд документов:
- Постановлением Совета Министров УССР №84 от 20.02.1973г. был учрежден Дунайский филиал Черноморского Государственного заповедника площадью 7758 га.
- Украинская часть дельты Дуная под названием “Килийское гирло” в 1975г. получила високий статус рамсарских угодий в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом как среды обитания водоплавающих птиц.
- 23.04.1981 г СМ УССР принял Постановление №203 об организации самостоятельного заповедника "Дунайские плавни" (ЗДП) при АНУ.
- Главное управление геодезии, картографии и кадастра при КМУ в соответствии с Постановлением КМУ от 23.11.1995г. №935 обеспечило нанесение границ охраняемой территории в Килийском районе Одесской области на карту Украины.
- Указом Президента Украины от 10.08 на базе ЗДП был
создан "Дунайский Биосферный заповедник", подчиненный НАНУ. Этим же Указом Президента заповеднику переданы все внутренние водоемы и протоки (включая и гирло Быстрое). Структура зон с различным природоохранным статусом составляет организационно-правовую основу для обеспечения охраны заповедника.
- Решением ЮНЕСКО от 02.02.1999 заповедник получил соответствующий международный сертификат биосферного резервата.
- Этим же решением ЮНЕСКО создан единый румыно-украинский билатеральный Резерват "Биосфера Дельты Дуная" - один из пяти билатеральных резерватов в мире.
- Государственным актом от 08.02.2000 р. эта территория и акватория уже закреплена за Дунайським биосферным заповедником (ДБЗ).
- Водно-болотные угодья Дунайской дельты включены в состав 200 наиболее ценных и богатых по биоразнообразию угодий мира, которые составляют планетарную сеть, известную как Global 200 (WWW International).
- Кроме вышеперечисленных актов территория резервата "Биосфера Дельты Дуная" вошла еще и в состав Нижнедунайського зеленого коридору, соглашение о создании которого представители правительств Болгарии, Молдовы, Румунии и Украины подписали 5.06.2000р.
Перечисленных выше документов и заключения Института государства и права НАН Украины (Малышева) вполне достаточно для прекращения всяких попыток даже близко приблизиться к запретной территории. Однако, даже если бы эта территория вдруг стала доступной для хозяйственной деятельности, то все-равно по Быстрому канал строить нельзя.
ЧТО ТАКОЕ ДЕЛЬТА
О том, что такое дельта в общем понимании и как в результате сложного взаимодействия речного стока, морского волнения, приливов и сгонно-нагонных явлений происходит ее образование, как при формирование дельты возникают короткие приустьевые косы и подводные отмели в самом русле руки и перед устьем, так называемые, приустьевые бары, можно прочесть в любом энциклопедическом словаре. Но при этом каждая из дельт рождается, живет и отмирает по своим, только ей присущим законам. Галилей, глядя однажды сказал: я постиг движение тел небесных, но до сих пор не разгадал, по каким законам движется ручеек у ног моих.
Благоприятными условиями для быстрого роста дельты являются значительные объемы твердого стока и крупность его наносов. Дунай – как раз та самая мутная река Европы, которая выносит в море в среднем 65 миллионов тонн грунта в год. И в этом ее сила, слабость и особенность. При встрече пресного речного и соленого морского потоков, содержащиеся минеральные и органические вещества, перемешиваясь и поглощая загрязнения, оседают на дно. Так родилась 250 лет тому назад и развивается дельта Дуная.
По принятой классификации дельта Дуная относится к дельтам выдвижения, а по возрасту – к молодым. Она устойчиво разрастается в южном направлении и уже вплотную подступает к Сулинскому гирлу…О неизбежности и скоростях процессов заиления дельты Дуная говорит маяк, построенный в 1802 году при входе в Сулину, а сейчас маяк находится в 2-х километрах от морского берега.
Дельта Дуная начинается в районе румынского города Тулча, где река распадается на три рукава: Килийский, граничащей с Румынией, Сулинский и Георгиевский, проходящих по территории Румынии. Килийский рукав создает целую сеть проток, из которых на Белгородском и Очаковском, с его последующими разветвлениями на гирла второго порядка (Полуночное, Потаповское, Прорва) в разные годы и столетия ходили суда, строились причалы и даже порт, жила надежда… Но, со временем, судоходство все-таки замирало. Человеческие старания не в силах были остановить природные процессы одной из самых могучих рек Европы: водные пути заиливались и неизбежно закрывались для человека. Именно по этой причине с 1997 года в украинской части дельты прекратилось судоходство и страна стала терпеть убытки. Именно по этой причине, не ожидая указов сверху, специалисты стали искать альтернативные пути организации судоходных путей для украинской части дельты.
ПОИСК РЕШЕНИЯ
Поиск решения начался с обращения к опыту прошлого. Это особенно важно потому, что неправильно принятое решение повлечет увеличение цены при эксплуатации объекта, и цена будет нарастать в геометрической прогрессии, а изменить что-либо станет невозможным.
Сулинский рукав привлекал внимание со времен парусного флота. Отсюда начинается история судоходства в дельте Дуная. На его развитии сказывались частые войны, делившие ценнейшую, то расширяя, то сужая владения придунайских государств. После Крымской войны, когда Россия потеряла выход к Дунаю, в 1856 году под эгидой Англии и Франции была создана Европейская Дунайская Комиссия (ЕДК), в которую вошли все крупные страны Европы. Целью этой комиссии была нормализация судоходства в устье Дуная. В 1856 году по Парижскому соглашению Дунай объявлен рекой, по которой гарантировалось свободное плавание судов под любым государственным флагом.
Однако, все внимание ЕДК сосредоточилось на территории Румынии, на Сулинском и Георгиевском рукавах. Руководство работ было поручено английскому инженеру Гартлею – выдающемуся специалисту в области динамики русловых потоков. Создание генеральных карт дельты, составление подробных планов побережий, организация наблюдений за баровыми отмелями позволили инженеру Гартлею прийти к важным выводам по формированию устьевых морских баров, их удалении от берега, глубины над гребнем, зависимости от половодья и режимов ветра. Гартдеем было выяснено, что:
годовое количество отлагающихся перед устьем рукава наносов прямопропорционально объему его жидкого стока,
дноуглубительные работы на баровой отмели без возведения гидротехнических сооружений – направляющих дамб – бесперспективны .
Эти выводы вытекали из практики и подтверждаются до сих пор.
В 1858 году инженер Гартлей и капитан Спрат, опять предложили проекты по Георгиевскому и Сулинскому руслам (стоимость 18 и 25 млн. франков), в основе которых лежало регулирование речного потока с помощью продольных параллельных дамб, которые пристраивались к руслам и служили определенными ограничителями для образования песчаных наносов. ЕДК решила создать независимую техническую комиссию для рассмотрения представленных проектов.
Техническая комиссия инженеров из Франции, Англии, Пруссии и Сардинии выссказались за Георгиевский рукав и сделали два важных вывода о том, что
- строительство парных молов в устье крупной реки, впадающей в бесприливное море, является мерой, не обеспечивающей полного, кардинального решения поставленной задачи, поскольку дамбы не в состоянии приостановить вынос речных наносов в море и образование бара на выходе из дамб,
- и что единственным средством, кардинально решающим проблему, является устройство самостоятельного шлюзованного канала в стороне от существующего устья.
Инженер Гартлей, согласившись с предложениями этой комиссии, педставил проект канала со шлюзом для Георгиевского гирла стоимостью 17,5 млн франков или 5,8 млн русских рублей... Поскольку быстро собрать такие деньги было затруднительно, “в качестве временного варианта с целью скорешего обеспечения интересов терпящего большие убытки судоходства…обустроить Сулинское устье двумя дешевыми временными дамбами с увеличением глубин на баре до 4,5 – 5 метров”. Приняли до боли знакомое решение… Оно было не только конструктивно ошибочным, но и не учитывало выдвижение в море Килийской дельты и надвижение устья Старостамбульского рукава на устье Сулинского.
Произошло еще и непредвиденное никем “отклонение в сторону моря ветви постоянно действующего вдольберегового южного течения и устье Сулины осталось вне влияния этого течения…и перед дамбами начали интенсивно откладываться наносы…”. Суда с осадкой 6,3 метра не могли пройти над образовавшимся баром, их разгружали на лихтера, а после входа судна в Сулину суда загружались повторно.
Тем временем в Париже в 1889 году на международном Конгрессе по внутренним водным путям Европы инженер Гартлей сделал доклад, где подвел итоги 28-летней эксплуатации Сулинского канала и сформулировал основные положения, которые вошли в рекомендации Конгресса. Главная из них:
- устройство двух параллельных молов и дноуглубление являются не радикальным решением проблемы улучшения условий судоходства в устье реки, впадающей в бесприливное море, а лишь полумерой, поскольку при этом требуется постоянное удлинение молов по мере нарастания перед ними нового устьевого бара.
Это было блестящим подтверждением заключения Технической Комиссии 1858 года!
Отметим также, что проектные глубины (7.3м) Сулинского канала в устье (1904г.) и в русле (1915г.) были достигнуты через 57 лет! Сейчас дамбы уходят в море на более чем 10 километров. Общая сумма затрат к 1895 году составляла 70 млн. франков (для строительства шлюзованного канала в устье Георгиевского рукава требовалось 17.5 млн. франков). Удлинение параллельных дамб в сочетании с большими объемами дноуглубительных работ и в настоящее время являются основным средством поддержания глубин на этом канале, что постоянно увеличивает оплату за проход судов. В переводе на нашу ситуацию это означает, что многие последующие десятилетия Украина будет тратить всевозрастающие суммы, пока Быстрый не "захлопнется". Как Прорва и, в скором времени. Сулина.
Был и свой – отечественный опыт. Для входа в Дунай со стороны Килийской дельты были предприняты попытки: по Очаковскому гирлу в 1857г. и 1882г.– рассматривались проекты и были отклонены; по гирлу Белгородское в 1893г. – с тем же результатом; на Полуночном в 1900г. построен ход, через год, в 1901 закрыт.
В этой затянувшейся истории покорения природы появился просвет – проект инженера Петра Чеховича. Справедливо считая судьбу любого канала, расположенного в активной части дельты, предрешенной, П. Чехович в 1901-1902 годах провел детальные изыскания от Килии до устья и, с учетом накопленного опыта, разработал и предложил проект шлюзованного канала из Соломонова (Степного) рукава в Жебриянскую бухту. В проекте П. Чеховича канал имел два поворота, проходил по плотным грунтам коренного берега (примерно там, где проложен сейчас канал Дунай-Сасык), предполагал устройство шлюза и строительство устьевого порта. Стоимость работ оценивалась в 12 млн. франков. Однако, проект реализова не был. Войны и революции унесли с собой даже память о талантливом инженере. Но осталась книга "Русский рукав реки Дунай, результаты изысканий 1901-1902гг.", Одесса, 1904г., которая донесла до нас это замечательное инженерное решение. В 1918 году генерал Потапов прорыл канал в очаковском устье. Канал “захлопнулся” довольно быстро.
Через 14 лет, в 1918 году, генерал Потапов прорыл канал в Очаковском устье, который очень быстро также захлопнулся. Правда, не без пользы для генерала: на карте дельты появилось гирло Потапово.
Следующая попытка относится к 1957г., когда вопреки здравому смыслу, отечественному и зарубежному опыту, через Прорву была построена судоходная прорезь. Единственная неувядающая заслуга строительства этого объекта: в приобретении современного опыта, выраженного в объемах и затратах. Объем дноуглубительных работ в первые годы составлял в размере 200 тыс. кубических метров грунта в год. Потом стал расти. К средине 80-х годов объем работ увеличился в 20 раз. Работы по расчистке велись практически непрерывно. Отсутствие средств на проведение дноуглубительных работ привело сначала к уменьшению проходных глубин, а затем и к полному прекращению судоходства на украинской части дельты Дуная. Это случилось в 1997 году.
Именно к такому исходу приведет строительство судового хода по рукаву Быстрый, предлагаемое Минтрансом. И более тго, негативные процессы, характерные для дельты выдвижения, по рукаву Быстрый будут происходить более интенсивно, чем в Прорве, со всеми вытекающими последствиями: объемами дноуглубления и с затратами бюджетных средств.
ЕСТЬ ВАРИАНТ
ИСПОЛЬЗУЯ ОПЫТ П.Чеховича, ПКФ "Проектгидрострой" (В.П.Зизак, Одесса) разработал вариант трассы канала “Дунай-Черное море”.
Предложения "Проектгидростроя" таково:
1-я очередь. Обустройство соединительного канала акватории порта Усть-Дунайск с Дунаем (с наплавным затвором, береговыми устоями, разворотным кругом и средствами навигационного обеспечения, с доведением глубин до 5.5 м) для пропуска судов типа "река-море", общая стоимость строительства приблизительно 3,0 млн. долл., срок 8-12 месяцев от начала проектирования до ввода в эксплуатацию, без прекращения работы канала по временной схеме. Это дает возможность нормально работать порту Усть-Дунайск и прекратит ежегодное поступление порядка 2,5 млн. метров кубических наносов в Жебриянскую бухту.
2-я очередь. Строительство канала с затворами глубиной 8,5 метров, проходящего выше г.Вилково, из Соломонова рукава по Вилковским кучугурам в Жебриянскую бухту. Канал решит проблему морского судоходства по Дунаю и будет способен конкурировать с Сулинским каналом (Румыния). Стоимость строительства приблизительно 60 млн. долл. Срок строительства – 3 года с начала проектирования.
Предлагаемый "Проектгидростроем" вариант шлюзованного канала обладает следующими преимуществами:
- Трасса канала проходит в буферной зоне ДБЗ, где допускается хозяйственная деятельность.
- Трасса канала проходит вне активной части дельты и на выходе в Жебриянскую бухту не встречает отсутствующий в бухте вдольбереговой поток наносов, питающий, как правило, баровые отмели.
- Вынос твердого стока Дуная ограничивается конструкцией шлюзов с затворами.
- Канал будет построен на грунтах с хорошей несущей способностью.
- Сброс грунта при строительстве будет произведен в береговые отвалы и ремонтные черпания (ежегодное поддержание глубин на канале) будут на порядок ниже, чем при других вариантах.
- Позволит перенести порт Усть-Дунайск на материковую часть бухты.
- Позволит подвести железную дорогу к порту
- Трасса канала начинается из Соломонова рукава – внутреннего рукава Украины – что исключает какие-либо согласования с Румынией.
- Шлюзованный канал позволит усилить водообмен и оздоровить Стенцовско-Жебриянские плавни.
- Решает проблему сброса воды при наводнениях в г.Вилково.
Ни один из перечисленных выше пунктов не может быть реализован в варианте по Быстрому.
Алла Шевчук,
Председатель Одесского отделения международного социально-экологического союза.
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|