Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Публикации

Канал в заповеднике - семейный бизнес Кучмы

"Вечерние Вести", N 101 (1399) 19 июля 2005 г.

   Почему Владимир Литвин хочет заставить министров нового правительства продолжить его строительство?

   В прошлом году Леонид Кучма и Георгий Кирпа с помпой открыли канал "Дунай - Черное море". Новая власть стала разбираться и с этим наследием прежнего режима. Министр транспорта Евгений Червоненко распорядился провести у заказчика стройки, николаевского "Дельта-Лоцмана", комплексную проверку. Вскрылись факты чудовищного разбазаривания государственных средств. Всего одна деталь - директор предприятия В. Бездольный выписал сам себе материальную помощь в размере 864,3 тыс. грн. Возбуждены два уголовных дела.

   "ЧУКЧА УМЕР ОТ ВСКРЫТИЯ"
   Глава Минприроды Павел Игнатенко направил на стройку комиссию, выявившую множество фактов грубого нарушения природоохранного законодательства, и приостановил работы по углублению дна. Широко разрекламированные экономические выгоды от работы нового канала на деле оказались похожими на старый анекдот: "Вскрытие чукчи показало, что чукча умер от вскрытия". В том смысле, что практически все средства, заработанные "Дельта-Лоцманом" на проводке судов по каналу, Минтранс должен сейчас вложить в повторные дноуглубительные работы в русле, уже занесенном могучим Дунаем.
   Поневоле задумаешься: а нужен ли вообще стране канал именно в этом месте? Председатель Верховной Рады Владимир Литвин убежден, что нужен.
   Директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко принес в редакцию "ВВ" копии двух документов. Первый - письмо Владимира Литвина премьер-министру Юлии Тимошенко по поводу строительства канала "Дунай - Черное море". Второй - письмо президента НАН Украины академика Бориса Патона главе Минприроды Павлу Игнатенко по тому же поводу. Сопоставляя их содержание, приходишь к весьма интересным выводам.

   ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ - БОЛЬШОЙ УЧЕНЫЙ
   Начинает Литвин (тоже, кстати, ученый, доктор исторических наук) с заявления о важности для экономики Украины строительства канала. Кстати, специалисты никогда с этим не спорили. НАН Украины, по словам Патона, разработала 7(!) вариантов проекта специального судового хода из Дуная в Черное море. А принят был 8-й, совершенно неприемлемый, поскольку он затрагивал целостность Дунайского биосферного заповедника. Единственным аргументом в пользу последнего проекта была его относительная дешевизна (но мы уже знаем, чем она обернулась на деле). Чтобы обосновать вторжение в заповедник, Леонид Кучма, грубо нарушая законодательство, издал несколько указов, меняющих зональность заповедника так, что хозяйственные работы становились возможными только в самой ценной части Дунайского биосферного.
   Тем не менее, Литвин утверждает, что "выбор оптимального варианта проекта осуществлен с учетом требований национальных и международных норм". Это, мягко говоря, неправда. Патон вносит ясность: "строительство канала через заповедник игнорирует множество законодательных норм Украины". Кроме того, добавляет Борейко, при этом нарушается сразу 6(!) международных соглашений, подписанных нашей страной.
   Предложения Литвина вызывают у Борейко, по меньшей мере, удивление. "Что значит "стабилизировать обстановку" вокруг "Дельта-Лоцмана"? - спрашивает он. - Может быть, разрешить его руководителям продолжать разбазаривание бюджетных денег? Вдумайтесь в смысл такой фразы: "Предоставить "Дельта-Лоцману" соответствующие полномочия для срочного выполнения разрешительной процедуры и всего комплекса строительных и технических работ". Означать этот "канцелярит" может только одно: Литвин требует предоставить предприятию чрезвычайные полномочия с тем, чтобы строители канала сами себя контролировали, и сами себе все разрешали. Но можно ли так доверять руководителям "Дельта-Лоцмана", против которых возбуждено два уголовных дела? И, в соответствии, с каким, спрашивается, законом это можно сделать?" - спрашивает директор эколого-культурного центра.

   КУДА ВЕДЕТ "УКРАИНСКИЙ ФАРВАТЕР"?
   От правительства председатель парламента требует, разумеется, срочного "решения вопроса о государственном финансировании национального проекта, а также привлечение в него негосударственных средств (инвестиций и так далее)".
   Тут мы подошли к самой сути дела. Если заглянуть в генеральное соглашение о строительстве канала, то становится ясно, что на самом деле существует два заказчика работ: государственное предприятие "Дельта-Лоцман" и... частная компания "Украинский фарватер". Зарегистрирована последняя была всего за два дня до подписания соглашения с уставным фондом 20,5 тыс. грн. Акционерами ее в равных долях являются некий киевлянин К. Бухонский и днепропетровское ООО "Обертон-Уголь", близкое к "Интерпайпу". Так, по крайней мере, утверждается в "Зеркале недели" (N 12, от 2 апреля 2005 г.). То, что "Интерпайп" принадлежит зятю Кучмы Виктору Пинчуку, знает вся страна.
   Ларчик, как видим, просто открывался. Канал "Дунай - Черное море" замышлялся как всего лишь еще один бизнес семьи "гаранта". Главная идея сводилась к тому, чтобы построить канал за госсчет, а большую часть прибыли от его эксплуатации направить в собственный карман. Поэтому содержанием генерального соглашения все время вертели, как цыган солнцем. Если гарантировалось бюджетное финансирование, то "Украинский фарватер" тут же становился вторым заказчиком. Если не гарантировалось, что и случилось при новой власти, платить должен был государственный "Дельта-Лоцман". В результате постоянной игры в переписывание генерального соглашения так и не построили защитную дамбу, что свело все дноуглубительные работы в канале к нулю. Чтобы продолжить их, нужно рассчитаться с генподрядчиком, немецкой компанией Mobius, которой задолжали 13,6 млн. евро.
   Кто именно должен платить? Ответ можно найти только в генеральном соглашении. Но заглянуть в него в "Дельта-Лоцмане" не дают, ссылаясь на коммерческую тайну. Хотя, как нетрудно догадаться, скорее всего, соглашение теперь будет выглядеть так, что государство - в должниках, а "Украинский фарватер" - ни при чем. Можно ли до сих пор мириться с подобными играми? Новая власть вроде бы декларирует открытость, но в данном случае сам председатель Верховной Рады предлагает правительству махнуть рукой на пропавшие при прежней власти деньги и просто продолжить финансирование семейного бизнеса Леонида Кучмы. Если так на самом деле и получится, то ни о каких переменах в стране можно вообще не говорить.
   "Мы считаем, - сказал в заключение Владимир Борейко, - что затеянную при Кучме аферу с вторжением в Дунайский биосферный заповедник нужно немедленно прекратить, а канал "Дунай - Черное море" начать строить по одному из вариантов проекта, разработанного в НАН Украины".

Валентин Смага,

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность