Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Публикации
Канал в заповеднике - семейный бизнес Кучмы
"Вечерние Вести", N 101 (1399) 19 июля 2005 г.
Почему Владимир Литвин хочет заставить министров нового правительства продолжить его
строительство?
В прошлом году Леонид Кучма и Георгий Кирпа с помпой открыли канал "Дунай - Черное
море". Новая власть стала разбираться и с этим наследием прежнего режима. Министр
транспорта Евгений Червоненко распорядился провести у заказчика стройки,
николаевского "Дельта-Лоцмана", комплексную проверку. Вскрылись факты чудовищного
разбазаривания государственных средств. Всего одна деталь - директор предприятия В.
Бездольный выписал сам себе материальную помощь в размере 864,3 тыс. грн. Возбуждены
два уголовных дела.
"ЧУКЧА УМЕР ОТ ВСКРЫТИЯ"
Глава Минприроды Павел Игнатенко направил на стройку комиссию, выявившую
множество фактов грубого нарушения природоохранного законодательства, и приостановил
работы по углублению дна. Широко разрекламированные экономические выгоды от работы
нового канала на деле оказались похожими на старый анекдот: "Вскрытие чукчи показало,
что чукча умер от вскрытия". В том смысле, что практически все средства, заработанные
"Дельта-Лоцманом" на проводке судов по каналу, Минтранс должен сейчас вложить в
повторные дноуглубительные работы в русле, уже занесенном могучим Дунаем.
Поневоле задумаешься: а нужен ли вообще стране канал именно в этом месте?
Председатель Верховной Рады Владимир Литвин убежден, что нужен.
Директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко принес в редакцию
"ВВ" копии двух документов. Первый - письмо Владимира Литвина премьер-министру Юлии
Тимошенко по поводу строительства канала "Дунай - Черное море". Второй - письмо
президента НАН Украины академика Бориса Патона главе Минприроды Павлу Игнатенко по
тому же поводу. Сопоставляя их содержание, приходишь к весьма интересным выводам.
ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ - БОЛЬШОЙ УЧЕНЫЙ
Начинает Литвин (тоже, кстати, ученый, доктор исторических наук) с заявления о
важности для экономики Украины строительства канала. Кстати, специалисты никогда с
этим не спорили. НАН Украины, по словам Патона, разработала 7(!) вариантов проекта
специального судового хода из Дуная в Черное море. А принят был 8-й, совершенно
неприемлемый, поскольку он затрагивал целостность Дунайского биосферного заповедника.
Единственным аргументом в пользу последнего проекта была его относительная дешевизна
(но мы уже знаем, чем она обернулась на деле). Чтобы обосновать вторжение в
заповедник, Леонид Кучма, грубо нарушая законодательство, издал несколько указов,
меняющих зональность заповедника так, что хозяйственные работы становились возможными
только в самой ценной части Дунайского биосферного.
Тем не менее, Литвин утверждает, что "выбор оптимального варианта проекта
осуществлен с учетом требований национальных и международных норм". Это, мягко
говоря, неправда. Патон вносит ясность: "строительство канала через заповедник
игнорирует множество законодательных норм Украины". Кроме того, добавляет Борейко,
при этом нарушается сразу 6(!) международных соглашений, подписанных нашей страной.
Предложения Литвина вызывают у Борейко, по меньшей мере, удивление. "Что значит
"стабилизировать обстановку" вокруг "Дельта-Лоцмана"? - спрашивает он. - Может быть,
разрешить его руководителям продолжать разбазаривание бюджетных денег? Вдумайтесь в
смысл такой фразы: "Предоставить "Дельта-Лоцману" соответствующие полномочия для
срочного выполнения разрешительной процедуры и всего комплекса строительных и
технических работ". Означать этот "канцелярит" может только одно: Литвин требует
предоставить предприятию чрезвычайные полномочия с тем, чтобы строители канала сами
себя контролировали, и сами себе все разрешали. Но можно ли так доверять
руководителям "Дельта-Лоцмана", против которых возбуждено два уголовных дела? И, в
соответствии, с каким, спрашивается, законом это можно сделать?" - спрашивает
директор эколого-культурного центра.
КУДА ВЕДЕТ "УКРАИНСКИЙ ФАРВАТЕР"?
От правительства председатель парламента требует, разумеется, срочного "решения
вопроса о государственном финансировании национального проекта, а также привлечение в
него негосударственных средств (инвестиций и так далее)".
Тут мы подошли к самой сути дела. Если заглянуть в генеральное соглашение о
строительстве канала, то становится ясно, что на самом деле существует два заказчика
работ: государственное предприятие "Дельта-Лоцман" и... частная компания "Украинский
фарватер". Зарегистрирована последняя была всего за два дня до подписания соглашения
с уставным фондом 20,5 тыс. грн. Акционерами ее в равных долях являются некий
киевлянин К. Бухонский и днепропетровское ООО "Обертон-Уголь", близкое к
"Интерпайпу". Так, по крайней мере, утверждается в "Зеркале недели" (N 12, от 2
апреля 2005 г.). То, что "Интерпайп" принадлежит зятю Кучмы Виктору Пинчуку, знает
вся страна.
Ларчик, как видим, просто открывался. Канал "Дунай - Черное море" замышлялся как
всего лишь еще один бизнес семьи "гаранта". Главная идея сводилась к тому, чтобы
построить канал за госсчет, а большую часть прибыли от его эксплуатации направить в
собственный карман. Поэтому содержанием генерального соглашения все время вертели,
как цыган солнцем. Если гарантировалось бюджетное финансирование, то "Украинский
фарватер" тут же становился вторым заказчиком. Если не гарантировалось, что и
случилось при новой власти, платить должен был государственный "Дельта-Лоцман". В
результате постоянной игры в переписывание генерального соглашения так и не построили
защитную дамбу, что свело все дноуглубительные работы в канале к нулю. Чтобы
продолжить их, нужно рассчитаться с генподрядчиком, немецкой компанией Mobius,
которой задолжали 13,6 млн. евро.
Кто именно должен платить? Ответ можно найти только в генеральном соглашении. Но
заглянуть в него в "Дельта-Лоцмане" не дают, ссылаясь на коммерческую тайну. Хотя,
как нетрудно догадаться, скорее всего, соглашение теперь будет выглядеть так, что
государство - в должниках, а "Украинский фарватер" - ни при чем. Можно ли до сих пор
мириться с подобными играми? Новая власть вроде бы декларирует открытость, но в
данном случае сам председатель Верховной Рады предлагает правительству махнуть рукой
на пропавшие при прежней власти деньги и просто продолжить финансирование семейного
бизнеса Леонида Кучмы. Если так на самом деле и получится, то ни о каких переменах в
стране можно вообще не говорить.
"Мы считаем, - сказал в заключение Владимир Борейко, - что затеянную при Кучме
аферу с вторжением в Дунайский биосферный заповедник нужно немедленно прекратить, а
канал "Дунай - Черное море" начать строить по одному из вариантов проекта,
разработанного в НАН Украины".
Валентин Смага,
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|