На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Публикации
ТСН продолжает расследование подробностей конфликта между Минтрансом и
Национальной Академией Наук, которые давно ломают копья, решая, как строить
судоходный канал Дунай - Черное Море
До сих пор большие украинские морские суда пользуются румынскими каналами
для того, чтобы входить в Дунай из Черного моря. Строительство собственного
глубоководного канала должно решить многие проблемы украинского Придунавья.
Вместе с тем вариант канала через гирло Быстрое, предлагаемый Минтрансом,
должен пересечь зону наиболее суровой охраны Дунайского биосферного
заповедника. Экологи отмечают, что судоходный канал уничтожит заповедник, а
транспортники спорят - мол, судоходство повредит дельте меньше, чем
поведение самих экологов.
Измаил. Когда-то - популярный транспортный узел между западной Европой и
странами Средиземноморья. Теперь - провинциальный городок с высоким уровнем
безработицы. Порт, товарооборот которого когда-то достигал 8 миллионов тонн
в год, теперь принимает 1 морское судно в неделю.
Через Дунай - румынские берега. На соседей здесь немного обижены. Когда-то
братская Румыния после распада варшавского блока оставила на своей
территории все три судоходных канала, которые соединяют Дунай с Черным
Морем. Теперь все большие морские суда, в том числе украинские, платят
румынам за использование их глубоких протоков и порта Констанц.
Все попытки выстроить канал в украинской части дельты пока что успеха не
имели - еще в 97 году на протяжении нескольких месяцев работал канал
"Прорва", тем не менее, через значительное заиление, разрушение берегов и
несколько корабельных аварий Прорвой большее не пользуются. Новый канал
транспортники предлагают строить через гирло Быстрое - говорят, что это
наиболее дешевый, скорейший и наилучший вариант, который составит достойную
конкуренцию румынским соседям.
Большая часть Килийской дельты - это Дунайский биосферный заповедник, одно
из пяти мест на планете, где до сих пор формируются ландшафты. Гирло
Быстрое, через которое транспортники предлагают пустить корабли, - в центре
заповедника. До сих пор ни министерство экологии, ни академия наук не дали
разрешения на строительство, объясняя, что оно нарушит законодательство об
охране заповедных территорий. Природоохранники обвиняют Минтранс в том, что
канал через гирло Быстрое не только уничтожит заповедник, а и станет обузой
для государственного бюджета.
Конфликт между экологами, Минтрансом, властями Измаила и дунайским
пароходством длится с 98-го года, когда в состав биосферного заповедника
вошли все протоки дунайской дельты. Сторонники строительства обвиняют
академию наук в том, что она действует под давлением ЮНЕСКО, которое будто
бы защищает румынских портовиков.
Строительство канала через гирло Быстрое лишит бюджет 38 миллионов долларов.
Отсутствие результатов экологической экспертизы едва ли станет причиной для
откладывания строительства. Ожидая открытия канала уже на следующую весну,
из Киева в Измаил планируют открыть регулярное авиасообщение. Сохранение
заповедника, который в Измаиле называют государственной ошибкой, оказывается
под большим вопросом.
На протяжении ближайших месяцев конфликт между бизнесменами и экологами
может перейти в новую фазу. По неофициальной информации, решение о начале
строительства уже принято, уже в конце 2003 года на морских картах можно
будет увидеть новый судоходный украинский канал - Дунай - Черное море -
через гирло Быстрое.
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|