На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Другие номера газет
"Дельта и человек" №9
Судоходный канал: аргументы и методы наших оппонентов
Наша газета выходит раз в декаду. Третья декада марта прошла для заповедника в обычном для последних двух лет режиме: подготовка писем и работа с очередной комиссией по вопросам, связанным с судоходным каналом. Однако на этот раз обвинения в наш адрес и логика наших оппонентов были чрезвычайно любопытны.
Госсекретарь Минтранса Е. Абдуллаев направил 25 февраля 2002 года письмо и фильм Министру экологии и природных ресурсов Украины В.Я. Шевчуку. В фильме был отснят горящий тростник, об этом же шла речь и в письме. И в одном, и в другом случае делается странный вывод: если горит тростник, то судоходный канал нужно рыть именно по гирлу Быстрое.
Мы действительно в свое время тщательно исследовали необходимость возобновления традиционных среднезимних выжиганий тростника на ряде участков дельты. Достаточно сказать, что в подготовке научного обоснования еще в 1995 - 1997 годах принимали участие более 30 ученых Киева, Одессы, Мелитополя - представители самых разных специальностей. Такие запланированные выпалы были в Стенцовско-Жебрияновских плавнях, однако это не зона строгой охраны, и делались они не для коммерческих заготовок тростника, как сказано в письме, а для оздоровления экосистемы. Как уже отмечалось в статье Е. И. Жмуд в № 5 от 21 февраля 2003 года в нашей газете, частые пожары в плавнях могут привести к повышению доли осоки. Вообще, детально мы об этом писали еще 5 и 9 апреля 2002 года в газете "Дунайская заря" в статье В.А. Федоренко "Пожары в наших плавнях". В ней рассказано об отрицательной роли пожаров, о делах, переданных по этому поводу в суд, к прокурору.
Стихийные пожары были, есть, и, к сожалению, наверное, неизбежны, особенно в сухой период в плавнях, прилегающих к огородам, когда там сжигается прошлогодняя растительность. Как и на оживленной автодороге Вилково-Приморское, длиной 14 км и проходящей вдоль Стенцовско-Жебрияновских плавней, пожар сейчас может возникнуть в любой момент.
Но почему, почему из этого делается вывод, что рыть судоходный канал надо именно по гирлу Быстрое?
25 марта 2003 года мы отправили пакет документов по этому поводу Министру В. Я. Шевчуку. Но на следующий день к нам приехала комиссия по этому же вопросу, так как выяснилось, что Минтранс отправил абсолютно одинаковое письмо в тот же день и заместителю Генерального Прокурора Украины Т. В. Корняковой. В концовке письма говорится, что администрация заповедника уничтожает огнем живую природу, гибнет растительный и животный мир.
Если непосвящённый человек прочитает концовку этого письма, его может глубоко тронуть озабоченность чиновников Минтранса состоянием наших плавней. Я же вспоминаю попытку строительства Минтрансом автодороги в районе Паланки через Днестровские плавни без всяких проектов и согласований. Как хорошо знают читатели региона, в этом месте мы проезжали несколько километров через молдавскую территорию. В своё время из-за осложнений в договоренностях с молдавской стороной, вместо того, чтобы решить их путём переговоров, были тут же пригнаны военные машины, и на произвольно выбранном участке плавней попытались начать строительство новой дамбы.
Этот вопиющий беспредел буквально взорвал общественное мнение в Одессе и прилегающих сёлах. Руководители экологических организаций И. Т. Русев и А. И. Шевчук в прямом смысле слова легли под колёса гружёных машин. Дети из школы с. Маяки тоже стали перед машинами, спасая свои плавни.
Эти драматические события широко освещались в прессе и на телевидении. Минтранс отступил, с Молдовой договорились, и сейчас, проезжая в Одессу, мы можем любоваться спасёнными плавнями, обилием птиц над ними и мысленно благодарим людей, сделавших для них так много.
К сожалению, это не первые попытки наших оппонентов использовать в борьбе за канал обращение к такому уважаемому ведомству как Генеральная Прокуратура. Народный депутат Ю. Б. Крук возглавлял в Верховной Раде прошлого созыва Комитет по транспорту, строительству и связи. В нынешней Верховной Раде он тоже работает в этом комитете, и мне по-человечески понятна его озабоченность необходимостью строительства судоходного глубоководного канала. Однако его обращение 30 января 2003 года непосредственно к Генеральному Прокурору С.М. Пискуну с просьбой проверить заповедник базировалось на трех жалобах вилковчан: Гончарова Н., Москвичева Н. и Кабанова Н. Все три жалобы датировались 12 января 2003 года, и в них содержатся просьбы принять меры прокурорского реагирования в отношении деятельности заповедника. Вилковчане знают выступления этих людей на сессии городского совета. Мы сейчас не будем подробно останавливаться на этом, чтобы не уйти от темы, но нам пришлось подготовить прокуратуре около сотни страниц документов за последние десять лет нашей деятельности.
В № 6-7 нашей газеты мы говорили о подписанном 20 января 2003 года спикером Верховной Рады В. Литвиным постановлении, за принятие которого проголосовало 293 депутата (большинство), в котором говорилось о недопущении реализации хозяйственных проектов за счет территорий природно-заповедного фонда. Мы встретили это постановление радостно, но сдержано, так как уже хорошо знаем наших оппонентов. И не ошиблись.
Прокурор Килийского района И.А. Цымбалару 14 марта 2003 года неожиданно вынес протест на решение сессии Килийского райсовета ещё от 17 марта 1999 года о выдаче Дунайскому биосферному заповеднику Госакта на право пользования землями и водами бывшего природного заповедника "Дунайские плавни". Суть протеста в том, что, якобы, неправильно выполнена процедура закрепления водной территории площадью 2541 га. Откуда взялась именно такая площадь при разделении всей акватории на морскую и пресную, мы уже писали в номере № 2 нашей газеты от 24 января 2003 года.
Прокурор утверждает, что акт инвентаризации земель, подписанный головой г. Вилково и руководителями заинтересованных организаций, утвержденный 5 февраля 1999 года председателем Килийской райгосадминистрации и рекомендованный для рассмотрения на сессии райсовета, является недостаточным, и надо было проводить его решением сессии через Вилковский горсовет.
Как и в случае с сессией Вилковского горсовета и письмом городского головы премьер-министру, мы сразу поняли, что здесь должен быть след "Дельта-Лоцман". И опять не ошиблись! Протест Прокурора базировался на справке Килийского отдела земельных ресурсов ещё от 11 декабря 2002 года. Получив её копию, мы увидели, что она адресована… конечно же, директору "Дельта-Лоцман" В. В. Бездольному. Пропутешествовав 3 месяца в далёком Николаеве и, наверное, в Минтрансе, она закончила свой славный путь опять в Килии.
Однако в справке чётко записано, что "Земельный участок общей площадью 2541,06 га под протоками и внутренними водоёмами, переданный Дунайскому биосферному заповеднику, согласно земельно-кадастровой документации числился до 17 марта 1999 года как земли общего пользования, не предоставленные в собственность и пользование Вилковскому городскому совету".
Как Одесский филиал Института землеустройства, так и их головной институт в Киеве, официальной справкой от 25 марта 2003 года подтвердили, что эта земля не входит в границы г. Вилково, и все документы по выдаче Госакта заповеднику сделаны правильно. Кроме того, напомним, что в Указе Президента Украины от 10 августа 1998 года записано: "Установить площадь Дунайского биосферного заповедника в размере 46402, 9 га с протоками и внутренними водоемами и двухкилометровой полосой Черного моря, в том числе 22662 га, которые передаются ему в постоянное пользование как заповедная зона, и 23740,9 га, которые включаются в его состав без изъятия у пользователей" (дополнение № 1 и № 2).
Последним резонансным событием, отраженным во многих центральных изданиях (читатели нашего региона могли с ним ознакомиться 22 марта 2003 года в "Вечерней Одессе"), стал приезд Министра транспорта Г. Н. Кирпы в Одессу, где, говоря о строительстве канала, он заявил: "До конца марта должно состояться заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины (далее СНБОУ), на котором будет рассмотрен этот вопрос с позиции исправления фальсификации, допущенной при подготовке Указа Президента Украины по созданию биосферного заповедника в 1998 году. Тогда в состав биосферного заповедника вместе с сушей были переданы и водные протоки. Нигде в мире в состав заповедников водные протоки не передаются (это совершенно не соответствует действительности - А. Волошкевич). Мы подготовили все документы, которые доказывают, что была допущена фальсификация. В связи с этим необходимо уточнить первый пункт Указа Президента, исключив оттуда положение о передаче в состав заповедника озер и протоков. Если СНБОУ это решение утвердит, и в Указ Президента будут внесены соответствующие изменения, мы до конца года откроем по гирлу Быстрое канал, который соединит Дунай с Черным морем…"
В статье в журнале "Судоходство" (№ 1-2/2003) заместитель директора "Дельта-Лоцман" К.И. Сизов тоже применяет термин "фальсификация", говоря об отведении нам 2541 га проток и внутренних водоёмов.
В чем же суть продекларированной фальсификации, почему употребляется именно этот термин, и кто, на взгляд Министра, мог фальсифицировать документ такого ранга (ведь подготовка Указа длилась два года с тщательным анализом), пока не говорится. Безусловно, что речь пойдет о водной акватории, ведь именно этот вопрос Г. Н. Кирпа уже поднимал 24 декабря 2002 года на совещании в СНБОУ, где ему уже давались исчерпывающие разъяснения.
Подводя итог, хочется привести слова Президента Национальной академии наук Украины академика Бориса Евгеньевича Патона о том, что ситуация, которая сложилась сегодня вокруг Дунайского биосферного заповедника, является принципиальной как с морально-этической и правовой, так и социально-экономической точек зрения.
Как будут развиваться события дальше, мы оперативно проинформируем читателей.
Александр Волошкевич,
директор Дунайского
биосферного заповедника
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|