На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Другие номера газет
"Дельта и человек" №27-28
Лебединая песня Дуная
Президентский Указ - всегда конкретный документ, который четко очерчивает вопроса и исчерпывающе указывает способы их решения. Именно под таким углом зрения я прочитал Указ Президента Украины "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 6 июня 2003 года "О состоянии выполнения Указа Президента Украины от 10 августа 1998 года N 861 "О создании Дунайского биосферного заповедника" и перспективы строительства судоходного пути Дунай - Черное море".
Указ решает две взаимосвязанных проблемы: сохранение и приумножение национального природного наследия, как подчеркнуто в президентском акте, путем "оптимизации границ Дунайского биосферного заповедника, заповедной зоны, проведения зонирования его территории с учетом необходимости комплексного решения общегосударственных, региональных, местных проблем, международных обязательств Украины, дополнительного заповедания ценных природных комплексов", и, вместе с тем, определение "по результатам комплексной государственной экспертизы наиболее обоснованного с экологической, экономической, технической и других точек зрения варианта глубоководного судоходного хода Дунай - Черное море, и, с учетом принятого решения, создания экспериментального судового хода, а также проведение других экспериментов, дополнительных научных исследований с целью предотвращения отрицательных экологических последствий создания глубоководного судового хода".
С таким вот выверенным компасом: оптимально соединить законодательную неприкосновенность заповедной территории с экономической, хозяйственной потребностью проложить судоход Дунай - Черное море, - я отправился в "украинскую Венецию" - городок Вилково, в юго-западном углу Одесской области. Помня при этом, что в президентском Указе на первое место поставлена "экологическая обоснованность" проекта будущего каналостроительства.
"По Быстрому" не означает "надежно"
Удостоверив свою законопослушность записью в журнале пограничного поста на выходе из Вилково, мы с директором Дунайского биосферного заповедника Александром Волошкевичем на моторной лодке прошли разлив Килийского гирла на два рукава - и вышли на фарватер Старостамбульского гирла.
Широкое, достаточной глубины Старостамбульское русло транспортники сразу приметили как готовый судовой ход, который осталось соединить по левому рукаву с морем. То обстоятельство, что этот водный рукав проходит через абсолютно заповедную зону, не взволновало чиновников Министерства транспорта.
Через полчаса плавания хрупкая белая цапля, наш добровольный лоцман, угадав наше намерение, направляет свой полет влево в зелено-храмовые ворота, пропускающие дунайскую воду между островами Песчаный и Кубанский в море. Это - Новостамбульское гирло, ныне известное всему экологическому миру как гирло Быстрое. Сегодня название "гирло Быстрое" - это тест на понимание неприкосновенности законодательной заповедности украинского Придунавья. "По Быстрому в Европу!" - этот девиз транспортников подвергается серьезному сомнению в украинском парламенте, не воспринимается в международных экологических организациях, мобилизует на священную войну "зеленую армию" Украины, стран СНГ. Фракция "Наша Украина" горой стоит за неприкосновенность заповедника.
Но сейчас это где-то там, за горизонтом, за пределами Вилково, за живой зеленой изгородью Дунайского биосферного заповедника. А здесь... здесь довольно двух слов, чтобы нарисовать величественную картину: тишина и покой... Над Быстрым лишь пролетит азбукой Морзе утиный выводок... Или прошумит лебединая пара, решившая переселиться в другого угол озера... Всплеснет загулявший сазан... Тишина и покой.
Чем дополнит строительство канала через Быстрое эту картину? Струенаправляющей дамбой на входе из Старостамбульского гирла длиной 380 метров, которая отсечет часть вод из подпертого морем Быстрого. И пока что мы плывем по нетронутому руслу, среди подвижных камышовых стен, пасленовых и облепиховых полос - и где-то на четвертой версте вылавливаем глазами большой щит с надписью: "Дунайский биосферный заповедник. Охраняется законом".
Приглушаем двигатель, ведь входим в нерукотворный храм природы, в ядро заповедника, в абсолютно заповедную зону, где Закон Украины установил полнейшее господство птиц, зверей и рыб, а человека наделил единым правом: быть защитником живой природы. И в какое бы волшебное зеркало я не смотрел, не могу увидеть морские суда, которые перерезают мирные волны гирла, серебристые не столько от солнца, сколько от дунайской селедки, плотно идущей весной по Быстрому в Дунай на нерест.
И впереди нас ждут новые изобретения каналостроительства. Вход в Быстрое с моря может обеспечить лишь трехкилометровый канал для судов с 7-метровой осадкой, прокопанный, верней вычерпанный, на баре - морском мелководье. Конечно, такой канал будет существовать лишь до первого шторма, сравняющего его с морским дном. Ничего другого не остается, как огородить морской канал гранитными дамбами...
Впереди работы, которые можно сравнить с сооружением египетских пирамид. С одним отличием: пирамиды стоят вечно, а укрепление на песке могущественный Дунай, живая, подвижная дельта, снесут, как карточный домик. Законы могущественному Дунаю, его рукавам и протокам неписаны. Галилей однажды сказал: "Я постиг движение тел небесных, но и до сих пор не разгадал, по каким законам двигается струйка возле ног моих". Каждый год Дунай выносит в море 65 миллионов тонн грунта. Сдерживаемые морской волной эти наносы вытягиваются многокилометровыми песчаными косами. На карте заповедника они называются как Новые земли.
Ветер быстро засевает Новые земли травами, еще скорее их обживают птицы: лебеди, гуси, пеликаны, утки. Это могущественные инкубаторы живой природы, работающие без потерь, ведь сюда не могут добраться ни лисы, ни кабаны. Если вам посчастливится ступить на Новую землю в майские дни, вы станете очевидцем зарождения новой жизни. Под каждым кустиком, на переплетении нескольких веточек вы увидите пушистые комочки, - и эта беззащитная жизнь лона Дуная может быть разрушена, утеряна каналостроительством в абсолютно заповедной зоне.
Сама природа протестует, чтобы ее разрезали каналом, как на манеже цирка Дэвид Копперфильд режет женщину, - с одной лишь разницей, что это будет не трюк иллюзиониста, а геройский поступок транспортников, которые так любят слово "прорезь". Неужели не хватит силы Указа Президента Украины, чтобы сохранить экосистемную целостность Дунайского заповедника?
Экосистемная целостность - это новый биоэкологический термин, рожденный нашим временем, когда интересы природы все более игнорируются, и разворачивается наступление на остатки первозданной красоты. Этот термин как наиболее весомый аргумент подарили мне в заповеднике ученые из Киева: доктора наук, гидробиолог Тарас Харченко и ботаник Дмитрий Дубина, которые проводят в дельте многолетние исследования.
Сохранение экосистемной целостности заповеданных "клочков" украинской природы - для нас чрезвычайно актуальная и острая проблема. Слово "клочок" я употребил не случайно - сознательно. Судите сами, сравнивайте. Даже дельта Дуная заповедана неравномерно: заповедная территория румынской дельты Дуная составляет 580 тысяч гектаров, украинская, вокруг Вилково, в 12 раз меньше. Мировое сравнение еще большее поражает: в Евразии Украина стоит на предпоследнем месте: у нас заповедано 4,2 процента территории, после Украины - только растерзанный Афганистан. Территория заповедников в европейских странах составляет в среднем 10 процентов. Есть к чему стремиться, на что равняться.
Лоббисты канала по гирлу Быстрое уверяют, что они внимательно, даже нежно будут относиться к экологической чистоте приканальной полосы, установят мониторинговые посты, будет задействован общественный контроль. Может, руками будут собирать нефтяные пятна, заглушат пароходные гудки, металлическое скрежетание якорных стоянок? Но сегодня, скажем, на кордоне Восточный экологическую заповедность обеспечивает один человек - егерь Евгений Лесик.
Кордон Восточный, что на острове Кубану, в самом деле, образец и пример экосистемной целостности. Егерь здесь - человек с ласковой фамилией - Лесик Евгений. Скоро уже тридцать лет на границе, как приехал с Львова погостить к товарищу в Вилково, да и остался в заповеднике - среди камышей и птиц. В ядре заповедника остров с загадочным названием Кубану - драгоценнейшее зернышко. Здесь сформировался мощнейший биоинкубатор восстановления свободной природы - от мышки-малютки до красавца орлана-белохвоста. Мне казалось, что птицы здесь летают так близко, что готовы сесть на плечо егеря Евгения Лесика. И сам егерь готов подставить плечо, протянуть руку. Когда возле нас низко пролетела большая серая цапля, приветствуя егеря взмахом крыла, я спросил у Евгения Лесика, знает ли он, как по-румынски будет большая серая цапля (я недавно возвратился из румынского заповедника "Дельта Дуная", и мне запомнилось название этой почтенной птицы - "чапура").
- По-румынски не знаю, а по-латыни - Ardea cinerea, - удивил меня своим ответом Евгений Лесик.
Ломались старые представления, что егерь - этот просто обходчик, служка при начальстве. Нет, он представитель свободной природы, эколог, философ и поэт. Птицы приветствуют Лесика пением. Он, их защитник, отвечает им стихами:
Натхнення на мене якось надійшло,
І друзів згадав я, і маму, й село.
Й додому в дитинство в думках потягло,
Недавно неначе, та давно це було.
Я згадую маки червоні у полі,
Їх мати-природа зростила на волі.
В них бачив красу я і ніжність дівочу,
І трепет душі цей відчути я хочу...
Евгений Лесик уверенно говорит: "Наши транспортники должны иметь судоходный канал, но и птицы, звери, растения имеют священное право на свой нетронутый оазис, где бы они чувствовались свободно, были полными хозяевами. Провести здесь канал - значит убить душу природы. Думаю, что хватит ума и у хозяйственников, и у экономистов, и у экологов, чтобы найти тот правильный маршрут, по которому без вреда для природы проляжет лента канала..."
Назад мы возвращались с вилковскими лодочниками, которые плыли из прирусловых дач, и везли горы яблок и винограда. Более мирной и уютной картины мне не приходилось видеть нигде - а я попутешествовал немало.
Есть соломоново решение
Судоходный канал Дунай - Черное море нужен, но трасса его не может быть определена однозначно, единолично, лишь преимуществом линии на карте. Таков закон большого строительства. Сегодня существует несколько альтернатив проектируемому судоходу. Национальная академия наук, в чьем ведении находится Дунайский биосферный заповедник, поддерживает вариант трассы канала: затон Базарчук - Соломоново гирло - Жебриянская бухта.
Уже на второй день мы с заместителем директора заповедника Василием Федоренко стояли возле слияния вод Базарчука и Соломонова рукава, так сказать, на "нулевом цикле" возможного гидростроительства. В самом деле, нетрудно представить, как высокобортный корабль входит в широкое объятие Соломонова русла, - глубокое и вдобавок обвалованное со стороны острова Ермаков, оно уже является гостеприимным судоходным каналом.
Лучшего проводника по избранному маршруту я не мог и желать. Кандидат наук Василий Федоренко как настоящий путешественник познал эти места подошвами своих сапог, - остров Ермаков, и Соломоново русло, и Стенцовско-Жебриянские плавни, входят в границы заповедника, но имеют режим антропогенной или экономической зоны. На этой территории жители сел Лески и Приморского занимаются традиционными хозяйственными делами: выпасают скот, ловят рыбу, заготовляют камыш. И все в этих краях хорошо знают немногословного Василия Арсентиевича и егерей, несущих охрану заповедника, прижимающих браконьеров, привлекающих помощников, настоящих любителей природы.
От Соломонова гирла через Вилковские Кучугуры поворачиваем на Жебриянскую гряду. Может показаться, что маршрут этот мы выбрали второпях, приложив линейку к карте. Это не так. Еще в начале двадцатого столетия по этом пути, от Килии до Жебриянской бухты прошел с геодезической партией инженер Петр Чехович, и в 1902 году подал проект шлюзованного канала из Соломонова гирла в Жебриянскую бухту, - с его главным преимуществом: выше Вилково, в обход активной части дельты. Только общественные и государственные потрясения: революционные события 1905 года, Первая мировая война и революция 1917 года - не дали возможности осуществить этот наиболее оптимальный проект.
Выбор был правильной. Наш джип, обойдя село Приморское, петляет земным коренником, не сравнимый с трепетной, молодой дельтой - канал здесь может врезаться в уплотненные грунты, работать без постоянных расчисток и песчаных отсасываний. Останавливаемся мы на пригорке над Жебриянской бухтой среди цветущего ковра солончаковой астры, которая так пахнет медом. Василий Федоренко сходит на рыболовные мостики и показывает рукой на вздымающиеся краны порта Усть-Дунайск. Оттуда, говорит, придут первые суда и прошлюзуются в канал, а дальше - вверх по Дунаю, в Европу. Это сначала. Со временем в Жебриянской бухте обрастет причалами морской порт, а к нему подойдут, опять же, по твердым почвам, железная и автомобильная дороги. Вилково и окружающие села - Приморское, Лески, город Килия, - наберут новый жизненный темп.
Это не картина из волшебного зеркала. Детально разработанный проект канала из Жебриянской бухты в Соломоново гирло сегодня представляет на тендер одесская организация "Проектгидрострой", возглавляемая Вилемиром Зизаком. Более того, проект готовы инвестировать частные фирмы, а это большое облегчение для перегруженного государственного бюджета.
И каждый год воздушные стаи лебедей, гусей, пеликанов, одолевая путь юг - север и наоборот, благодарно будут приветствовать корабли в канале по Соломонову руслу и осядут на гнездование или на отдых на Новых землях нетронутого ядра Дунайского заповедника. И это главный аргумент в пользу проекта, поддержанного Национальной академией наук Украины.
Во время путешествия Соломоново русло у меня постоянно ассоциировалось с древним царем Соломоном, который вошел в историю мудростью своих приговоров. В самом деле, настало время соломонова решения - взвешенного и продуманного, а потому, правильного и мудрого.
Откладывать нельзя. Когда этот материал был подготовлен в печать, и оставалось поставить наиболее точный заголовок, вышло распоряжение Кабинета Министров, в котором вторым пунктом указано: "Разрешить государственному предприятию "Дельта-лоцман" выполнить первоочередные строительно-монтажные работы по созданию экспериментально-эксплуатационной прорези на баре гирла Быстрое до утверждения проектно-сметной документации".
При подобном волевом повороте дела заголовок может быть только такой - "Лебединая песня Дуная". Прощальная, последняя песня Дунайского заповедника... Ведь распоряжение Кабинета Министров требование указа Президента Украины - "Создать экспериментальный судовой ход, а также проведение других экспериментов, дополнительных научных исследований..." - переиначивает сразу в "создание экспериментально-эксплуатационной прорези".
Итак, без оглядки, без научного обоснования "По Быстрому в Европу!" Третьи петухи пропели...
Владимир СТАДНИЧЕНКО, заслуженный журналист Украины
Газета "Украина молодая", 2003. 10. 22
P. S. От ЭкГ "Печенеги":
Распоряжением от 27 октября 2003 г. N 643-р Кабмин Украины отменил свое предыдущее решение о создании экспериментально-эксплуатационной прорези до утверждения проектно-сметной документации.
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|