Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Другие номера газет

"Дельта и человек" №5-6

от 9 ноября 2006

Не верилось, что все это начнется сначала...
Интервью директора Дунайского биосферного заповедника А.Н. Волошкевича

   - Александр Николаевич, чем живет сейчас заповедник?

  - У нас было несколько комиссий, только вчера мы закончили работу над актом областного КРУ, которое работало у нас три недели. Сегодня у нас уже была встреча с директором ГП "Измаильское лесное хозяйство" Скараевым О.В. и руководителями организаций, ведущих заготовку тростника. В зависимости от погодных условий сезон заготовки может начаться уже через неделю-другую, а для тех же вилковчан по экономической значимости он не меньше, а, зачастую, и больше, чем сезон сельдевой путины. Мы обсудили организационные моменты, уточнили границы территорий заготовки тростника, выделили те проблемы, которые еще надо решать.

   - Насколько я знаю, приезжали две специальные комиссии облгосадминистрации по проблеме заготовки тростника и по итогам работы первой сам губернатор области проводил совещание?

  - Да, в середине июля на протяжении недели работала первая комиссия по этой проблеме, но уже при подведении предварительных итогов в Килийской райгосадминистрации в ее выводах обнаружилось много неточностей. В процессе работы этой комиссии ее члены задавали различные вопросы по определению таксы (норматива сбора) за гектар зарослей тростника, ведь от этого зависит будущее новой отрасли. Безусловно, это волнует и администрацию заповедника, потому что если многие сотни людей опять останутся без работы, это усложнит охрану природы дельты. Кроме того, как мы уже много писали в нашей газете, при правильной организации заготовки тростника, это важнейшее мероприятие положительно влияет на экосистему плавней, благодаря вывозу за ее пределы большого количества различных веществ, улучшению проточности, предотвращению губительных весенних пожаров и т.д.
  Однако позже мы с удивлением узнали, что еще до приезда этой комиссии, в конце июня, облгосадминистрацией уже было принято решение, что такса за один га на землях лесного фонда, где тростник в основном и заготавливают, составляет 150 грн.

   - Что это будет означать на практике для деятельности тростниково-заготовительных организаций?

  - Я не могу точно ответить на этот вопрос, так как не знаю экономику тростниковых организаций. Но эта цена не может быть одинаковой для всей дельты, потому что продуктивность зарослей варьирует от 150 до 550 снопов с га, участки находятся на разном удалении, на островах потребуется еще и перегрузка с лодок, не все участки пригодны для работы специальными комбайнами и т.д. Мы обосновывали в нашем заключении, что должна быть разная кадастровая плата за те или иные участки. Одесская область уже не единственная в Украине, где ведется заготовка тростника, поэтому тут необходимо взвешенно вести ценовую политику. Ведь перебросить главное - дорогостоящие специальные комбайны - в другие регионы Украины не составляет особого труда. На прошлой неделе из побратима Вилково - голландского городка Хитгорн приезжал Риехандел Биёкерк, один из крупнейших закупщиков тростника. Он привел яркий пример, когда в Турции, которая достигла уровня экспорта в 3 млн. снопов тростника (общий объем европейского рынка составляет около 10 млн. снопов) были введены высокие налоги и заготовка сократились до 0,5 млн. снопов.
  С другой стороны Китай поставил в прошлом году на европейский рынок 40 тыс. снопов тростника, а в этом - уже 900 тыс. При этом китайцы очищают каждую тростинку от верхнего слоя, в результате чего их беленькие снопы, каждый из которых запакован в целлофан, имеют привлекательный товарный вид, а работают они вообще за 1 доллар США в день.
  Стали возникать проблемы и с качеством поставляемого тростника. Мы их прогнозировали еще несколько лет тому назад, когда в наших письмах в адрес бывшего главы Килийской райгосадминистрации и различных других инстанций, обращали внимание на неудовлетворительное качество тростника на нелегальных пунктах его переработки на дому. Одним из важнейших аспектов качества является зрелость и сухость тростника. Так, например, на севере Германии, у одного известного режиссера тростниковая крыша начала гнить через несколько лет после установки при гарантии службы 80 лет из-за того, что внутри снопов был влажный тростник. Не долго думая, он снял нашумевший фильм под примечательным названием "Конец тростникового бизнеса", и количество заказов на тростниковые крыши резко сократилось. Ведь тростниковые крыши - это определенные традиции и даже мода. Выловленную рыбу, собранные овощи все равно кто-то купит, а вот, например, часть тростника из Херсонской области уже продать не удалось, так как возникли повышенные требования к качеству. Как представители зарубежных фирм, так уже и наши заготовители теперь ходят с влагомерами.
  Пользуясь случаем, хочу еще раз обратиться к тем людям, которые начали с прошлой недели заниматься нелегальным браконьерским выкосом тростника - ваши действия не только незаконны, но вы сами рубите сук, на котором сидите.
  В своем обращении к властям по поводу заготовки тростника мы просили решить вопрос долгосрочного закрепления земли за организациями, которые ведут его заготовку, так как это является главным условием успешной работы, выполнения природоохранного законодательства, охраны территории от пожаров и т.д. Важной проблемой является утилизация отходов тростника, а также вопрос использования толстого тростника диаметром более 5 мм.

   - В последнее время в прессе появилось много сообщений о возобновлении строительства канала Дунай - Чёрное море через гирло Быстрое. Что там сейчас происходит?

  - Да, действительно, 31 октября 2006 г. мы получили официальное сообщение от директора ГП "Дельта-лоцман" В. Бездольного о возобновлении работ, а 2 ноября 2006 г., в район гирла Быстрое подошла с моря землечерпалка "Цюрупинск". Последний проход судна по каналу зафиксирован 29 марта этого года. Как мы и предупреждали, канал заилился: глубины упали с 8,5 м до естественных, а то и меньше их - до 1,5 м - 1,7 м.
  Как Вы помните, Счётная Палата Украины, проверив строительство канала, сделала вывод: "неефективно використані кошти в сумі 71,0 млн. грн., у тому числі витрачені на днопоглиблювальні роботи на морській частині глибоководного суднового ходу Дунай - Чорне море - 55,8 млн. грн.". В довершение ко всему, 10 июля 2006 г. в Женеве ещё и Европейская экономическая комиссия ООН сделала вывод, что канал по г. Быстрое будет иметь значительное трансграничное влияние на окружающую среду. Я, честно говоря, думал, что кто-то серьёзно ответит за то, что произошло с каналом, начиная от учёных, "заказанных" Минтрансом и прогнозировавших уровень заиления на порядок ниже существующего, и заканчивая людьми, принимавшими окончательное решение в пользу этого варианта. Думалось, что если не ответит, то хоть покается кто-то за эту ошибку, и дальше сообща будет разрабатываться оптимальный вариант глубоководного канала. Однако этого не произошло.
  Всё начинается сначала, в том же месте и с теми же действующими лицами. Работы начаты в сезон штормов, и вряд ли к весне останется какой-то след от этих первых 18 миллионов гривен бюджетных денег. Сто миллионов гривен уже безрезультатно закопали на гирле Быстром, и можно не сомневаться, что точно так закопают ещё и эти 250 млн. Самое грустное, что одни хладнокровно знают, и мы об этом детально писали в нашей газете, что вариант по гирлу Быстрое бесперспективен, но копают, а другие не очень-то в это дело хотят вникать.
  Более того, на рассмотрении в администрации заповедника недавно находился ещё один "интереснейший" вариант канала - между городами Измаилом и Рени. Цель его в том, что, якобы, повышенный объем воды промоет мелководья гирла Быстрого и создаст благоприятные условия для судоходства. Но главная проблема на этом гирле, с точки зрения судоходства, - это необходимость постоянных работ на его морских мелководьях, или, как говорят специалисты, на баре. Ведь в гирло Быстрое пойдёт не чистая отфильтрованная вода, а обычная дунайская, и чем больше её зайдёт, тем больше наносов на баре останется, а речь идёт о многих миллионах тонн ила. ГП "Дельта-лоцман" и Минтранс усиленно жаловались на повышенную водность Дуная в 2005-2006 г.г., что способствовало заилению канал. Более того, проектными документами запланирована струеотталкивающая дамба в самом начале гирла Быстрое с целью уменьшения его водности. Почему же теперь вдруг надо выделять дополнительно сто миллионов гривен, чтобы эту водность еще более увеличивать? Это ещё раз свидетельствует о том, что как не было, так и нет серьёзных проработок судоходного канала Дунай - Чёрное море в самых различных его аспектах.
  С другой стороны, совершено непонятно, почему нельзя за десятую часть этой суммы восстановить работу порта Усть-Дунайский. Именно столько стоит, согласно ТЭО, реконструкция соединительного канала с доведением глубин до 5,5 м и сооружение затвора, который предотвратит заиливание порта. После этого он мог бы пропускать практически 100 % имеющихся в Украине судов типа река - море. Без этих работ порт обречён. Обречен и канал по г. Быстрое без устьевого порта. В ноябре прошлого года и новый директор ГП "Дельта-лоцман" А. Голодницкий и и.о. Министра транспорта С.С. Кроль на основании тщательного анализа экономики работы канала назвали реальные показатели процента выполнения плана - 57,5 % по количеству судопроходов, 40,4 % по суммарному модулю (объему) прошедших суден и наконец 14,6 % от запланированного годового дохода. Сейчас новым старым руководством опять называются какие-то цифры только по судозаходам по г. Быстрое, ничего не говорящие сами по себе, без тоннажа суден и реальной экономики канала.
  Ещё несколько лет назад нам рассказывали, нас уверяли, что через канал по г. Быстрое в массе пойдут иностранные суда, оставив свои проходы через Румынию. Однако вхождение Румынии в Евросоюз и создание единого денежного, пограничного, таможенного и других пространств поставило под большое сомнение эти заверения. Ещё раз повторим, что конкуренцию может выдержать только канал вместе с устьевым портом. Никакой экономики под каналом через гирло Быстрое попросту нет. Это просто Тришкин кафтан и перераспределение государственных денег, денег наших налогоплательщиков, когда у одних забирают, а другим дают.

   - Что Вы имеете в виду?

  - Возьмите хотя бы статью Александра Арбузова (см. статью на стр.7. - Ред.) о возвращении В. Бездольного в ГП "Дельта-лоцман" и выплате ему средней заработной платы за 14 месяцев за "вынужденный прогул" - 2 млн. 364 тыс. 446 грн. (в 2005 году его среднемесячная зарплата составляла 168889 грн.).
  У нас в заповеднике работает 51 человек, которые изучают и охраняют более 50 тыс. га территории. Все вместе мы получаем в месяц из бюджета на заработную плату, охрану, налоги и содержание всего нашего международного биосферного резервата 47,6 тыс. грн., что в 3,5 раза (!!!) меньше только официальной заработной платы одного человека в государственном предприятии! Это нормальная арифметика и логика? После всего этот человек ещё и пишет различные письма с просьбой возбудить против нас уголовное дело, проверить, куда мы, "ворюги", деньги деваем и насылает на нас всевозможные комиссии.
  Прошёл год относительно спокойной жизни для заповедника, но тут опять восстанавливается на работе В. Бездольный, опять восстанавливается идея канала через гирло Быстрое и опять поднимается старая, уже подзабытая версия о пятой колонне, агентах Румынии и т. д. Казалось бы, прошло больше года, можно было бы многое переосмыслить, начать с белого листа, тем более, что жизнь и природа всё расставили на свои места и уже не было никаких оживлённых дискуссий по варианту канала. Но закручивается новая спираль какой-то борьбы, превентивных ударов и т.д. С правовой точки зрения в этом вроде бы нет особой необходимости - гирло Быстрое уже переведено из зоны строгой охраны в антропогенную зону, хотя и осталось в составе ДБЗ, где мы обязаны осуществлять природоохранный контроль. Вероятно, очень хочется, чтобы или вообще контроля не было, или после окончательного краха строительных планов кивнуть на то, что кто-то мешал.
  Я сразу хочу оговориться, что если плюнуть на всякую экономику, брать деньги из бюджета, устроить вечный финансовый "двигатель" во имя какой-то провозглашённой цели и постоянно рыть, рыть и рыть, то действительно, такой канал может существовать.

   - Какие могут быть эти провозглашенные цели?

  - Цель может быть самой разной, просто желательно, чтобы она звучала для широкой общественности немного загадочно, таинственно и непонятно. Например, я помню, когда в декабре 2002 г. проходило совещание по каналу в Совете национальной безопасности и обороны Украины, и шла речь о том, что под строительством канала нет никакого экономического обоснования. Тогда Министр транспорта Г. Н. Кирпа заявил, что канал необходим на случай войны. Невозмутимый Секретарь Совета Е. К. Марчук сначала спокойно спросил командующего пограничными войсками Н.М. Литвина, пройдут ли их суда через существующий соединительный канал, и получив утвердительный ответ, попросил Г. Н. Кирпу уточнить, с кем же он там вверху по Дунаю собирается воевать - с Германией, Австрией, Венгрией? То есть, всё это уже было и просто не верилось, что начнется сначала. То, что строительство канала закончится ничем, опять пострадают люди и природа, международный имидж Украины, - неважно. Сейчас одни устраивают вечный финансовый двигатель и обеспечивают себя работой, другие искренне верят в дезинформацию, и ждут - вдруг и им что-то перепадёт из бюджетного пирога, а третьим - равнодушным, просто все равно, что делают с их деньгами добропорядочных налогоплательщиков. Так надо, так всех учили относиться к нашим налогам ещё в прежние годы советской власти.

   - На какой стадии сейчас находится решение проблемы Стенцовско-Жебрияновских плавней в контексте разрыва договора с Килийским районным обществом охотников и рыболовов (КРООР), о котором мы много писали в газете?

  - Мы разорвали договор в одностороннем порядке из-за злостного невыполнения многих его пунктов КРООР и эти причины мы действительно детально излагали читателям газеты. Замечу только, что кульминация конфликта с КРООР тоже в определенной степени связана со строительством судоходного канала. Первые письма о том, что КРООР не выполняет договор, начали появляться уже через месяц после его заключения в 1999 году. Через некоторое время стало ясно, что никаких кардинальных перемен в этом вопросе не будет.
  Вы помните, как наши оппоненты из ГП "Дельта-лоцман" и Минтранса пытались дискредитировать заповедник всяческими путями, и использовали для этого любые подходящие темы, чтобы отвлечь внимание от проблемы канала. В начале 2004 года началась организованная ими шумная кампания по проблеме Стенцовско-Жебрияновских плавней (СЖП). На совещании 13 апреля 2004 года у заместителя председателя райгосадминистрации А.А. Максимова руководитель Вилковского филиала ГП "Дельта-лоцман" Прокопенко В.Ф. прямо заявил, что СЖП у заповедника надо забирать. Я думаю, что руководство КРООР искренне поверило в такую возможность, ведь перед этим вышли два Указа Президента Украины, ущемляющие заповедник, а Министр транспорта Кирпа Г.Н. волевым порядком решал многие вопросы. К тому же главному охотоведу КРООР С.И. Иванову уже удалось взять в аренду, как частному лицу, часть СЖП - Большой Соленый лиман площадью 838 га.
  Начались многочисленные письма руководства КРООР в различные инстанции, комиссии, заказные статьи, приезды телевидения и передачи на ведущих каналах и т.д. Все это закончилось ничем для руководства КРООР, плавни остались в заповеднике. В результате конфликта и приезда многочисленных проверяющих комиссий мы не смогли продолжить уже начатые мелиоративные работы в СЖП. Напомню также, что Международный фонд охраны природы (WWF) после наших длительных просьб и обоснований перечислил Придунайскому управлению каналов, защитных сооружений и водохранилищ 64 тыс. долларов США для капитальной реконструкции запускающего и выпускающих шлюзов. Сейчас мы не можем обращаться в различные грантодающие организации, так как они не работают в конфликтных зонах, где нет однозначности в отношениях различных пользователей.
  КРООР сам ничего серьезного не делает в СЖП, и мы оказались скованными в наших возможностях, а ведь плавни сейчас - это не кусок естественной дельты, а искусственная экосистема, на поддержание которой в нормальном состоянии нужны определенные затраты.
  После разрыва договора в г. Килию уже приезжала комиссия областного совета, куда обращался КРООР. Она сделала заключение, что разрыв договора в одностороннем порядке с нашей стороны был незаконным, так как такого пункта нет в договоре. На самом деле такой пункт под № 2.3.15 - есть. Более того, и районная прокуратура, куда обратился за разъяснениями Килийский райсовет, и областная прокуратура дали официальные заключения, что разрыв договора в одностороннем порядке является законным. Поэтому разрыв договора с КРООР остается законным фактом. В связи с этим мы отправили новое письмо председателю областного совета с приложением документов, подтверждающих нашу правоту.
  Уже в последнее время, при нашей встрече с директором областного управления лесного хозяйства Подольским Д.А., выяснился еще один примечательный факт. Этот специально уполномоченный государством орган в области охотничьего хозяйства, договор с которым об использовании угодий в Килийском районе руководство КРООР всегда называло единственно необходимым, - этот самый договор и отказался переоформлять. Выяснилось, что руководство КРООР в свое время получило решением областного совета острова дунайской дельты, находящиеся в постоянном пользовании у лесников, без всякого согласования с ними!
  Еще раз подчеркну, что СЖП не простое сельскохозяйственное поле или виноградник, где при проведении охоты не особо озираются на хозяина территории. Это сейчас зона регулируемого заповедного режима биосферного заповедника - объекта общегосударственного подчинения, имеющего международный сертификат ЮНЕСКО. В Указе Президента Украины от 10 августа 1998 года № 861, согласно которого нам была передана эта территория, вообще указано, что там должна быть заповедная зона, исключающая охоту. Мы долго доказывали необходимость учета традиций и сохранения охоты и вот на свою голову доказали...
  Поэтому проблему плавней надо решать комплексно, увязывая все с вышеперечисленным и последовательно двигаясь по различным инстанциям. Мы не испытываем иллюзий, что все решится очень быстро, но решать проблему надо, иначе плавни будут продолжать погибать.

   - А какие радостные события были в заповеднике в последнее время?

  - Их тоже достаточно много. На прошлой неделе наш бывший сотрудник Леонид Федоренко, поступивший в аспирантуру при Институте зоологии Национальной академии наук Украины, успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук.
  Дунайский Молодежный Клуб г. Вилково, который возглавляет сотрудница нашего информационно-туристического центра Татьяна Балацкая, провел ряд акций к Дню Дуная. Они стали победителями национального конкурса "Митець Дунаю - 2006", и теперь будут представлять Украину на конкурсе в Вене в декабре этого года.
  Приятной новостью стало то, что меня и заместителя директора Василия Арсеньевича Федоренко приняли в Союз журналистов Украины.
  Большим событием для нас стал выход книги Владимира Яковлевича Стадниченко - "Лоно Дуная", рассказывающей об украинской и румынской дельте Дуная, о борьбе за целостность заповедника, о проблемах заповедности вообще. Такого капитального издания (550 стр. и около 400 прекрасных цветных фотографий) в истории заповедного дела Украины еще не было.
  Но, безусловно, самым большим резонансным событием последнего времени стало награждение Ольги Мелень - юриста, которая очень много помогала нашему заповеднику, Экологической Премией Голдмана. Она приравнивается по значимости к Нобелевской премии в сфере защиты окружающей среды, и вручается один раз в год одному представителю от каждого континента планеты. Ольга стала первой украинкой в списке лауреатов этой престижной премии за все время ее существования. Лауреаты Премии Голдмана отбираются международным жюри из конфиденциального списка кандидатов, составляемого всемирными экологическими организациями и отдельными лицами. Вообще, нам чрезвычайно повезло, что в свое время судьба нас свела с Международной благотворительной организацией "Экология-Право-Человек", где Ольга возглавляет юридический отдел.
  Мы чрезвычайно многому научились у нее и ее коллег. Это совершенно новая генерация граждан Украины, которые убеждены, что главным в государстве должен быть Закон и верховенство права, и в его отстаивании не надо бояться высоких лиц и высоких инстанций. Они доказали, что если чиновники недобросовестно готовят документы, то можно обжаловать всё, начиная от экспертизы Минприроды и заканчивая указами Президента Украины в судах самых различных инстанций, включая высший Хозяйственный суд и Верховный суд Украины. Ольга Мелень доказала, что туда можно ходить и доказывать свою правоту. Хочу напомнить, что это было во времена Кучмы, когда люди еще не начали привыкать к демократическим нормам.
  Парадокс, но именно эта неправительственная организация научила многих столичных чиновников уважать взятые, причем добровольно, Украиной международные обязанности, и показала настоящую силу общественности. При этом высокий профессионализм сотрудников Международной благотворительной организации "Экология-Право-Человек", объединяется с глубоким, искренним переживанием за долю нашей природы и именно они и есть патриоты Украины.
  Пользуясь случаем, мы еще раз поздравляем Ольгу с такой высокой заслуженной наградой и желаем ей творческих успехов и энергии в деле защиты нашей природы.

   Вопросы задавал А.Николаев


Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность