На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Другие номера газет
"Дельта и человек" №3-4
6 мая 2005
Хамса и хамство
Украина и Россия снова «тузлятся»: рыбаки двух государств не могут поделить Керченский пролив.
Из года в год, покоряясь загадочным законам природы, украинская хамса вырастает в Азовском море, но, достигнув зрелости, уходит через Керченский пролив к берегам Краснодарского края и Грузии. Поскольку рыба украинского происхождения, в советские времена ее вылов почти полностью контролировали керченские рыбаки. После распада СССР ситуация изменилась. Украинским судам заходить в территориальные воды России и Грузии стало проблематично. Тамошние бизнесмены и сами были не прочь получить сверхприбыли на вылове хамсы.
Справедливость была восстановлена только в 1993 году. На российско-украинских переговорах линия прохода косяков рыб протяженностью около 250 км была объявлена зоной совместного промысла. Эта зона тянется от крымского мыса Меганом до мыса Дооб (Краснодарский край). Однако в 2003 году, почти одновременно с международным скандалом вокруг принадлежности острова Тузла, снова обострились и отношения рыбопромышленников двух государств.
В конце прошлого года Россия и вовсе запретила украинцам вылов рыбы в зоне совместного промысла, сославшись на то, что их суда не соответствуют новым требованиям к техническому оснащению. Причина запрета была воспринята керченскими рыбопромышленниками с иронией, поскольку связывали запрет со строительством россиянами дамбы к острову Тузла, и надеялись, что после вмешательства высшей дипломатии все нормализуется.
Тузла, как известно, осталась украинской, а вот керченские рыбаки так и не получили доступа в российские территориальные воды. На сегодняшний день они уже провели модернизацию судов, вложив немалые средства ради соответствия международным требованиям. Но окупятся ли затраты в этом году, еще вопрос. Прошлый же сезон считается потерянным. На протяжении 20 дней простоя, пока Россия спокойно пропускала рыбу в свою 12-мильную зону, удерживая украинские суда на границе, убытки наших рыболовов составили 25-30 млн грн. Одно из крупнейших предприятий отрасли, Керченский рыбообрабатывающий комбинат, в прошлом сезоне выловил всего 149 тонн хамсы, недобрав около 500-600 тонн, а в деньгах — 1,5-2 млн грн.
Керченские рыболовы попробовали разобраться в ситуации самостоятельно, и выяснили, что винить нужно не Москву, а... Киев. Оказалось, что свои требования к техническому состоянию иностранных судов россияне передали Украине еще в декабре 2002 года. Госдепартамент рыбного хозяйства Украины попросту забыл предупредить рыбаков о такой мелочи. Это стало поводом для публичных обвинений в адрес украинских чиновников в лоббировании интересов иностранных производителей рыбы. А импорт рыбы с начала 2004 года (по крайней мере, до скандала с норвежской рыбой) действительно стал резко расти. Главными импортерами стали компании из Прибалтики и Норвегии.
Теперь украинским рыболовным предприятиям приходится заниматься лоббированием своих интересов сразу на двух фронтах. Во-первых, они требуют от правительства любыми путями ограничить активность импортеров, поскольку из-за забывчивости Госрыбхоза отечественные производители достойную конкуренцию в этом году составить не могут. Во-вторых, все еще не решенным остается вопрос доступа в российские территориальные воды для вылова фактически украинской хамсы.
Не исключено, что итогом именно этого лоббирования в последнее время является агрессивная политика украинского департамента ветеринарной медицины по ограничению ввоза рыбы из Норвегии и России. Один из последних наездов — в начале сентября ветдепартамент задержал 40 тонн российской селедки. Как и в случае с запретом норвежского импорта, департамент аргументировал свое решение наличием в рыбе личинок.
Впрочем, эти меры вряд ли что-то дадут отечественным игрокам рыбного рынка, если до начала сезона не будет заключен договор с Россией о совместном промысле. До начала путины хамсы остается 1,5 месяца. Именно такой срок есть у Госдепартамента рыбного хозяйства Украины, чтобы получить все необходимые разрешения в Москве. На протяжении августа-сентября специалисты керченского научно-исследовательского института ЮгНИРО ведут «съемку» хамсы для определения ее запасов, времени выхода из пролива и оптимальных сроках вылова. Аналогичную работу проводят и российские коллеги. Керченские рыболовы надеются, что в октябре будет все-таки создана совместная комиссия, которая и определит квоту по вылову на текущий сезон. Ранее квота делилась в соотношении 50:50. Но в прошлом сезоне по уже упомянутым причинам на россиян пришлось рыбы в 5 раз больше, чем на украинцев.
Кстати
Морскую границу никак не поделят. Пока украинские рыболовы ждут решения правительств Украины и России по проблеме совместного промысла, Москва сменила представителя на переговорах о делимитации морской границы. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков уволил Виктора Калюжного с должности руководителя переговорной группы по вопросам правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и разграничения морских пространств в Черном море. Причины увольнения не разглашаются. На эту должность назначен Игорь Савольский, специальный представитель МИД России по вопросам отношений со странами СНГ.
Цена вопроса
Объем отечественного рынка рыбы оценивается в 600 тыс. тонн в год (около 5 млрд грн). 350 тыс. тонн в год из них составляют импортные поставки. Основными поставщиками рыбы в Украину являются Норвегия и страны Прибалтики.
После распада СССР украинцы значительно уменьшили потребление рыбы, что объяснялось неплатежеспособностью. В советские времена Украина потребляла около 1 млн тонн рыбы в год. 700 тыс. тонн из этого объема импортировалось. В самом кризисном 1995 году, на одного украинца приходилось лишь 3,6 кг рыбы в год. В 2003 году — 11,3 кг на человека.
Максим НИКОЛАЕНКО
«Галицкие контракты»