Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Другие номера газет

"Дельта и человек" №22-24

30 декабря 2005

Резолюция I Съезда Всеукраинского экологического движения "Хортицкий форум" относительно продолжающегося нарушения властями Украины экологических и законодательных норм при сооружении канала Дунай - черное море.

  I Съезд Всеукраинского Экологического Движения "Хортицкий Форум" (Горловка, 25 декабря 2005 г.) отметил, что политические силы, пришедшие к власти в Украине после президентских выборов 2004 г., в экологической сфере в целом повторяют весь спектр нарушений своих предшественников.
  Ярчайшим примером такой политики является продолжение сооружения правительством Украины судоходного пути Дунай - Черное море через гирло Быстрое Дунайского биосферного заповедника. Реализация данного проекта уже на сегодня привела к масштабной антропогенной трансформации природных комплексов заповедника, сокращению их площади, и численности редких видов биоты, в том числе, занесенных в Красную книгу Украины. По данным Минтранса Украины, на 01. 11. 2005 г. на этот проект было израсходовано 96,8 млн. грн. (около 17,6 млн. $ США) - при том, что реальная глубина канала на Быстром лишь на полметра больше естественной глубины гирла.

  Съезд отметил, что за текущий год властями Украины ничего не было сделано для исправления нарушений национального законодательства, связанных с реализацией данного проекта, в частности, ст. 51 - 54 Закона "О природно-заповедном фонде Украины", нарушенных экс-президентом Кучмой при принятии указа об изъятии гирла Быстрое из абсолютно заповедной зоны Дунайского биосферного заповедника.
  Так же не сделано реальных шагов для исправления нарушений ряда международных обязательств Украины вызванных данным проектом: Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных (Боннской конвенции), Соглашения о сохранении афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц, ратифицированного в рамках Боннской конвенции, Конвенции о сотрудничестве по защите и устойчивом использовании реки Дунай (Дунайской конвенции), Конвенции об оценке влияния на окружающую природную среду в трансграничном контексте (Конвенции Эспо), Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом как среда обитания водоплавающих птиц (Рамсарской конвенции), Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернской Конвенции), Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской конвенции).
  До сих пор на официальном уровне объективно не оценены экологический вред и экономическая целесообразность данного проекта. Несмотря на возвращение выводом № 290 государственной экологической экспертизы данного проекта на доработку, заинтересованные лица на уровне депутатов и председателя Верховной Рады Украины и руководства Министерства транспорта и связи Украины лоббируют долгосрочное бесперебойное финансирование данного проекта за счет Государственного бюджета Украины. При этом, выполнение запланированных показателей прибыли за первый год эксплуатации канала составляет 14,6 % от запланированных.
  Со стороны руководства Министерства охраны окружающей природной среды Украины продолжается давление на администрацию Дунайского биосферного заповедника, выраженное в никак необоснованном саботаже выдачи лимитов и разрешений на заготовку камыша местным населением, чем Министерство обостряет социально-экономическую ситуацию в регионе.
  В процессе принятия решений властью, вопреки требованиям Орхусской конвенции, было проигнорировано мнение общественности, отображенное, в частности, в резолюциях IV Конференции "На Зеленой платформе" (4 - 5 июня 2005 г., Евпатория), Хортицкого форума (4 - 6 июня 2005 г., Запорожье) и общественных слушаний по поводу строительства глубоководного судового хода "Дунай - Черное море" через территорию Дунайского биосферного заповедника (7 июня 2005 г., Одесса). Мнение международной общественности властями Украины игнорируется так же, как и мнение украинской.

  Учитывая изложенное выше, Съезд обращается к Президенту, КМУ, ВРУ, Минтрансу и Минприроды с требованием:
  1. Не предоставлять проекту "Восстановление ГСХ Дунай - Черное море" статуса стратегического проекта общегосударственного значения при условии его реализации на гирле Быстрое.
  2. Обратиться в Счетную палату и Генеральную прокуратуру Украины с поручением провести проверку обоснованности затрат и соблюдения инвестиционного и проектно-строительного законодательства при строительстве ГСХ Дунай - Черное море" с привлечением экспертов НАН Украины, Минприроды и Госэкоэкспертизы.
  3. Учесть мнение экологической общественности Украины относительно данного проекта, отображенное в резолюциях IV Конференции "На Зеленой платформе" (4 - 5 июня 2005 г., Евпатория), Хортицкого форума (4 - 6 июня 2005 г., Запорожье) и общественных слушаний по поводу строительства глубоководного судового хода "Дунай - Черное море" через территорию Дунайского биосферного заповедника (7 июня 2005 г., Одесса).
  4. Отменить Указы Президента Украины "О расширении территории Дунайского биосферного заповедника" от 2. 02. 04 N 117/2004 и "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 6 июня 2003 года "О состоянии выполнения Указа Президента Украины от 10 августа 1998 года N 861 "О создании Дунайского биосферного заповедника" и перспективы строительства судоходного пути Дунай - Черное море" от 10. 07. 03 N 502/2003 как нарушающие национальное законодательство и не отвечающие международным обязательствам Украины.
  5. Поручить НАН Украины осуществить комплексную оценку социально-экономических аспектов существующих вариантов сооружения судового хода Дунай - Черное море в украинской части дельты, и на ее основании выбрать экономически, социально и экологически наиболее оптимальный вариант строительства.
  6. Не выделять из Государственного бюджета Украины средства на данный проект до проведения указанной Оценки.

  Мы считаем, что подобное игнорирование властью национального законодательства, экологических норм и мнения общественности несовместимо с европейским выбором, к которому якобы стремится нынешняя власть Украины. В случае дальнейшего игнорирования властью мысли общественности относительно данного проекта, мы оставляем за собою право обратиться с соответствующими заявлениями о реальном состоянии выполнения в Украине положений международных конвенций и других обязательств Украины к международным учреждениям.


Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность