На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Другие номера газет
"Дельта и человек" №1-2
9 апреля 2005
«Усилия на ложном пути множат заблуждения»
После выхода последнего номера нашей газеты прошло три месяца. Как они прошли в Дунайском биосферном заповеднике, какие есть проблемы, планы, перспективы – с этими и другими вопросами мы обратились к директору ДБЗ, кандидату биологических наук Александру Николаевичу Волошкевичу.
- Александр Николаевич, последние номера газеты «Дельта и человек» в конце 2004 года посвящались теме выборов президента Украины. Вы были координатором штаба Ющенко в Вилково. Что-то изменилось в судьбе заповедника с приходом новой власти? Какие Ваши первые впечатления?
- Новая власть в Киеве работает не полных три месяца, а на местах ещё меньше. Поэтому выводы делать трудно, но какие-то тенденции, иногда противоречивые, уже очевидны. С одной стороны, меня, например, искренне удивило и огорчило, что ни Президент Украины во время своей инаугурационной речи, ни Премьер-министр во время представления в Верховной Раде словом не обмолвились о будущей экологической политике Украины, а ведь она является приоритетом в развитых странах. С другой стороны, новая власть распорядилась вернуть в заповедный фонд участки Ялтинского горно-лесного заповедника, Донецкого ботсада, Пущи-Водицы и Конче-Заспы. Пока выполнена относительно небольшая часть требований экологической общественности.
Есть уже Поручение Президента Украины В. А. Ющенко от 02.03.2005 г. № 1-1/102 и Премьер-министра Ю. В. Тимошенко от 04.03.2005 г. № 9100/1/1-05, касающиеся непосредственно нашего заповедника. Согласно этим документам необходимо обеспечить проведение консультаций с румынской стороной и соответствующими международными организациями относительно разрешения проблем в связи с восстановлением Украиной судового хода через гирло Быстрое в дельте р. Дунай в срок – 30 июня 2005 года. Предпринять в установленном порядке с привлечением соответствующих международных организаций мер относительно экологического мониторинга на всей территории дельты р. Дунай. Срок – 29 июля 2005 года. Это логично и понятно – новая власть провозгласила европейский выбор, надо садиться за стол переговоров, отказаться от сведения всех проблем только к поиску врагов.
- Что Вы имеете в виду конкретно?
- То, что, когда читаешь предложения некоторых горячих голов как с украинской, так и с румынской сторон, создаётся впечатление, что мы живём не в цивилизованном 21 веке, а где-то в средневековье. Например, действительно существует проблема перераспределения стока Дуная в пользу Румынии. Мы уже писали, что оно может быть обусловлено как естественными, так и искусственными причинами, в первую очередь строительством больше 100 лет тому струенаправляющей дамбы на Тульчинской развилке, спрямлением Сулинского и Георгиевского рукавов, вскрытием баровой части).
Что же, на наш взгляд, надо делать? Сесть за стол переговоров, согласовать процентное распределение стока для каждой стороны, и изменением длины вышеупомянутой дамбы, как водопроводным краном, точно его изменить. Что предлагается вместо этого? Румынский предприниматель Редуцу, арендующий нижний участок Дуная, предлагает перехватывать воду у Украины рытьём нового канала из Старостамбульского гирла в залив Мосура, а наши - масштабными работами на баре напротив каждого дунайского гирла… Или, например, мы обвиняем румын в том, что они при дноуглублении сбрасывали грунт в Дунай, а они отвечают, что мы делаем то же самое. Выходом могут стать общие участки свала грунта в местах с наименьшим биологическим разнообразием, приемлемых с гидрологической, экологической и других точек зрения, или взаимосогласованные свалки. Такой список можно продолжать и продолжать…
- Вы верите, что может быть успех в таком сотрудничестве?
- Верю еще и потому, что соседи просто обречены на сотрудничество, другого пути нет. Почему, например, мы с румынским заповедником очень успешно сотрудничаем больше десяти лет, выполнили целый ряд проектов и завершили всё это выпуском трёхстороннего (вместе с Молдовой) менеджмент-плана, а в других отраслях сотрудничать не могут? Да, тут есть объективный фактор – птицы, звери, рыбы не знают государственных границ, учёные мыслят категориями одной общей дельты, а транспортники видят друг в друге, в первую очередь, конкурентов. Но главное, мне кажется, это необходимость изменения менталитета и избавление от пережитков прошлого. На официальном совещании в Министерстве иностранных дел 15 марта 2005 года, где были делегации Румынии и самых различных международных организаций (ЮНЕСКО, Международного фонда охраны природы (WWF) и т. д.), этот пример приводился как положительный. Есть, как я уже сказал, прямые указания новой власти интенсифицировать это сотрудничество. В понедельник, 11 апреля 2005 года, по запросу МИДа мы командируем в составе украинской делегации нашего эксперта, заместителя директора по охране и природопользованию В.А. Федоренко в Румынию, для участия в подготовке визита в эту страну Президента Украины. Но, как вы помните, еще недавно заказная пресса старого Минтранса и мэр г. Вилково И.В. Тимошенко обвиняли нас в том, что мы агенты Румынии.
- Конечно, тему канала через гирло Быстрое мы не обойдем, и хотелось бы именно от Вас узнать последние новости и услышать последнюю оценку…
- О канале можно рассказывать очень много - начиная от реальных результатов мониторинга и заканчивая реальной экономикой, но это, наверное, лучше сделать в виде отдельных статей. И одну из них мы даем в сегодняшнем номере. Назову только два примечательных последних факта. Как Вы помните, мы в газете неоднократно писали, что чисто экономически канал не мыслим без полноценного устьевого порта со своими коммуникациями, а в устье Быстрого такой порт не построить. Во время вышеупомянутого совещания в МИДе, у меня состоялась дискуссия с директором ДП «Дельта-Лоцман» В.В. Бездольным, который теперь заявляет, что такой порт надо делать в черте г. Вилково. Опять же, в нашей газете мы предупреждали, что такая опасность существует. К чему приведет неизбежное загрязнение? Как это скажется на садах, огородах, рыболовстве, на жителях самого города? Ведь Вилково - не Измаил и Рени, где жилищная зона удалена, здесь люди живут у самого уреза реки. Сейчас в ход пойдут до боли знакомые аргументы: сколько денег уже вложено, они не должны пропадать и т. д. Я вспоминаю такие аргументы в наших острых дискуссиях с мелиораторами, когда я работал в институте рыбного хозяйства (ЮгНИРО) при различных стройках на придунайских озерах, одамбованиях, отсечении нерестилищ и т. д. Интересно было бы сейчас пообщаться с этими людьми на заброшенных чеках и прудах, отсеченных деградировавших плавнях…
Экономисты Национальной академии наук Украины подчеркивали, что необходимо не препятствовать строительству альтернативного шлюзованного канала с устьевым портом, а дальше сама экономика все поставит на свои места в споре, какой вариант лучше. Но в последнее время руководство ДП «Дельта-Лоцман» предпринимает отчаянные попытки зацепиться за бюджетное финансирование, даже внести бюджетное финансирование канала в проект Концепции устойчивого развития Украины. На «Дне открытых дверей» 16 марта 2005 года в «Дельта-Лоцман» об этом тоже шла речь. Поэтому, если канал посадят на бюджет и устроят вечный финансовый двигатель, то, конечно же, наш тезис о том, что экономика сама все поставит на свои места, будет неприменим.
Можно вспомнить не только обещанные 900 рабочих мест на канале, но и громадные отчисления в бюджет от его эксплуатации. Где они? Депутаты горсовета не добились от И.В. Тимошенко ответа на этот вопрос, ему уже был сделан запрос районной газетой «Наше время», но ответа нет.
С другой стороны, посмотрите на лов дунайской сельди на этом гирле, которое было основным местом промысла. Если раньше тут производили лов 7 сетями, теперь это можно делать только двумя, так как мешают расставленные буи. Но, главное, что хозяйственники не приготовились к зиме, буи сорвало льдом, они приплыли в гирло Быстрое и стоят тут сиротливо группами по 3-5 штук. На совещании в мэрии 6 апреля 2005 года председатель ассоциации рыбаков Гончаров Г.К. с горечью рассказывал - сколько уже сельдевых сеток (по 500 гривен каждая) потеряли рыбаки и просил вмешательства нового главы райгосадминистрации О.А. Гречанного. Я же им предложил активировать все такие случаи и передавать дело в суд, за понесенные убытки и упущенную выгоду.
О всех этих проблемах с каналом мы предупреждали. Я до сих пор считаю, что надо не терять время, а вернуться к проработке полноценных альтернативных вариантов строительства. С Быстрым же мы имеем пример, когда усилия на ложном пути множат заблуждения…
- То есть Вы не поменяли свое мнение?
- Нет. А наши оппоненты, притихнув во время оранжевой революции, потом развернули новую пиар-кампанию. Вы, наверное, видели многочисленные телепередачи и статьи. Но меня поражает, что часто называются цифры, отличающиеся на целый порядок. Или, например, пишут, что благодаря каналу производительность нашего Килийского СРЗ возросла в 8 раз? Понятно, что все это связано с попыткой обелиться перед новой властью и зацепиться за бюджетное финансирование.
Но при этом в ход опять идет ложь и клевета, причем, часто какая-то странная, легко опровергаемая и очевидная для всех. Посмотрите, например, публикации в местных газетах и высказывания нашего мэра Тимошенко И.В. («Одесские известия» от 17 февраля 2005 г.). В частности, он пишет, что строители судоходного канала начали расчистку Белгородского в черте города. Но ведь любой вилковчанин видит, что обещания по расчистке Белгородского канала тоже не выполнены, и никакие работы не проводятся. Или, например, высказывание И. Тимошенко, что мы «искусственно высушиваем Стенцовско-Жебрияновские плавни и превращаем их в пустыню….». Но ведь благодаря тому, что заповеднику удалось найти деньги и отремонтировать запускающие и выпускающие шлюзы, в прошлом году в плавнях был самый высокий уровень воды за последние 20 лет, много ее уже запустили и в этом. Это очевидно для всех и может подтвердиться данными наблюдений за уровнем режима. В этой же газете и во время нашей встречи 24 марта 2005 года с членом Парламентской Ассамблеи Европейского Союза Лео Платвутом, которому он передал свое обращение, И. Тимошенко утверждал, что решением суда городу Вилково переданы Дунайские протоки.
На самом деле мы ему уже многократно объясняли суть решения суда, ведь наша судебная тяжба закончилась тем, что суд удовлетворил иск горсовета только частично. В решении суда утверждается, что нам по неправильной процедуре был выписан Госакт на протоки и внутренние водоемы, что нужна была не только печать и роспись мэра города Вилково, но еще и решение сессии. Сейчас мы базируем нашу деятельность на Указе Президента Украины № 117 от 2 февраля 2004 г., где расписано зонирование заповедника. К ДБЗ присоединен остров Стамбульский площадью 1295 га. Сейчас решается вопрос о ревизии предыдущих Указов, дальнейшем расширении заповедника и т.д., и тогда будет уже ясно, на какие территории нужно делать Госакт. Позавчера я вручил решение суда новому председателю райгосадминистрации О.А. Гречанному с просьбой дать юридические разъяснения И. В. Тимошенко. Я еще раз объяснял, что не может быть куска Дуная Вилковского, Килийского, Лесковского или Кислицкого. Мэр, исполком, могут распоряжаться землей в пределах городской черты. Другая земля находится только в ведении горсовета, т.е. на учете, и сюда входят земли и лесников, и заповедника, и порта «Усть-Дунайск» и других организаций и жителей города. Всегда тяжело иметь дело с людьми юридически неграмотными. Но в данном случае это высказывание, не только дезориентирует людей, но и носит характер подстрекательства к противоправным действиям.
Есть у Ивана Васильевича и свой путь видения, как решить эту сложную канальную проблему. Он просит природозащитные организации при ЮНЕСКО, Европейской комиссии, Всемирный фонд дикой природы и т.д.: «обратиться к Академии наук (такой организации уже давно нет, – А.В.) Украины, в ведении которой находится Дунайский биосферный заповедник, с настоятельно просьбой убрать отсюда лжеэкологов….».
Кстати, как вы помните, тема Стенцовско-Жебрияновских плавней активно фигурировала в фильмах, посвященных необходимости строительство канала по г. Быстрое. Для этого активно использовался охотовед УООРа С. Иванов. Сейчас в газете «Наше время» от 15 марта 2005 года в его интервью опять упоминается Быстрое и традиционные клеветнические измышления, о которых мы уже писали во время весенней предканальной эпопеи по Стенцовско-Жебрияновским плавням. Сейчас же, пользуясь случаем, я хотел бы отметить другое. У нас есть большие претензии к руководству КРООР и к тому, что они плохо ведут хозяйство в Стенцовско-Жебрияновских плавнях, которые переданы им на срок 15 лет. В свое время наш заместитель директора В.А. Федоренко и ведущий научный сотрудник М.Е. Жмуд были членами президиума и совета КРООР, где выступали с критическими замечаниями. Естественно, председателю КРООР С. Скопкину и С. Иванову это не нравилось, и на отчетно-выборное собрание на новый срок наших сотрудников просто не пригласили. Однако я считаю, что люди с таким богатыми знаниями и опытом, кандидаты наук, только могли усилить работу этой организации, если бы ее руководство действительно хотело заниматься конструктивом и организацией реальных работ в плавнях. Вместо этого С. Иванова привлекли к участию в организации различных писем, комиссиях, интригах и т.д. Мы обязательно расскажем нашим охотникам о реальном положении дел и наших планах.
- Александр Николаевич, давайте в конце, традиционно о планах газеты.
- Мы планируем детально рассказать в ближайших номерах нашей газеты о проблеме Сасыка. Напомню, что в составе заповедника сейчас находится без изъятия у пользователей вершина этого водоема площадью 3450 га. У нас уже есть первый сотрудник в Татарбунарском районе - Ирина Выхристюк, хорошо известная многим местным жителям. Уже имеются результаты последних исследований, доказывающие необходимость восстановления связи Сасыка с морем.
Нам звонят учителя и школьники и просят продолжить рубрики об обитателях нашей дельты, которые помогают им в написании различных работ и рефератов. Конечно же, мы не будем оставлять без внимания и проблему канала. И, наконец, я тоже прошу читателей сообщить, какие темы для них были бы наиболее интересны. К нам приезжает очень много экспедиций, крупных ученых, известных экспертов, и у нас всегда есть возможность взять у них интервью или попросить написать интересную статью.