На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Другие номера газет
"Дельта и человек" №6-7
Библия об отношениях "человек-природа"
При внимательном исследовании Книги книг можно увидеть, что тема отношений "человек-природа" проходит зеленой нитью через все Священное Писание. Важно, что эта зеленая нить на всем своем протяжении переплетается с красной нитью учения о взаимоотношениях человека с Творцом и Божьей любви, явленной в жизни, смерти и воскресении Его Сына. Решение экологической, точнее - нравственно-экологической, проблемы теснейшим образом связано со многими из тех духовных вопросов, которые поднимаются и рассматриваются в Библии. Проанализировав библейский взгляд на экологическую проблему, подведем некоторые итоги.
1. Согласно Библии, человек является "домоправителем" планеты Земля (Быт.1:27-28; 2:15; Мф.24:44-51; Лк.12:40-46), Владелец которой - Бог (Пс.23:1; Мф.24:44-51). В отличие от других живых существ, человек несет ответственность за происходящее в биосфере. Судьбы человека и других созданий тесно взаимосвязаны (Быт.9:10; Иона 4:11).
2. Не рассматривая экологическую проблему изолированно, Библия указывает, что первопричина экологического кризиса в разрыве человека с Творцом, произошедшем в результате человеческого недоверия к Создателю (Ис.59:2; Еккл.7:29). Из-за оторванности от Бога человек не способен выполнять свои обязанности "домоправителя" исправно и самостоятельно.
3. Для воссоединения с человеком (2Кор.5:18-21), а значит и для преодоления экологического кризиса (Рим.8:19-23), Бог воплотился в человеческую плоть, прожил праведную жизнь в полном соответствии с Божьим законом и принял на себя наказание за грехи людей (Ин.1:29). Благословения жертвы Христа распространяются как на людей, так и на все остальные творения.
4. Окружающая среда указывает, с одной стороны, на Божью мудрость и любовь (Пс.32:5; 35:7; 103), а с другой - на отступление человечества от Бога (Ис.24:5; Рим.8:20-22). Изучение окружающего мира есть один из важнейших путей познания духовных истин (Иов.12:9; Рим.1:20).
5. Убежденность в Божьей любви побуждает уверовавшего к покаянию и изменению взаимоотношений с Богом, ближними и природой (Деян.3:19), рождает в его сердце печаль о соделанном зле, радость прощения и ответную любовь к Творцу (1Ин.4:11-12). В свою очередь, такая любовь побуждает, исполняя Божьи заповеди (Ин.14:15), бережно относиться к другим творениям (Прит.12:10).
6. Представленная в форме заповедей Божьего закона, библейская этика, в числе прочего, регулирует и отношение человека к окружающей среде (Исх.23:10-11; Втор.23:12-13) и ее живым составляющим (Исх.23:4-5; Втор.20-19, 22:1-2,4,6-7). Допуская природопользование, закон препятствует разорению природных богатств, а преступления против природы не менее греховны, чем преступления против человека или человеческого общества.
7. Согласно библейским пророчествам, духовное возрождение человечества и преодоление экологического кризиса одними лишь человеческими усилиями невозможно (Мф.24:12; 2Тим.3:1-5). Ожидая второе пришествие Спасителя (2Петр.3:13), христианин имеет надежду на разрешение всех проблем нашей жизни, не исключая и проблемы экологической (Отк.22:3). При этом ожидание обновления земли в будущем усиливает заботу о ней сегодня (Мф.24 гл.).
8. Наиважнейшая задача нравственно-экологического воспитания состоит в сближении с Богом (Иак.4:8; Ин.15:1-14). Прежде чем пытаться исправить поведение, необходимо сначала изменить мировоззрение и характер. Чтобы отношения человека с природой и Богом изменилось в сторону сотрудничества, человеку следует поверить в Божью любовь и довериться преобразующему влиянию Святого Духа (Рим.8:1-11).
9. Церковь и отдельные верующие могут и должны способствовать сохранению природы, проповедуя словом и жизнью поклонение Творцу и бережное отношение к Его творениям (Отк.14:7).
Итак, мы видим, что основанное на Библии христианство может дать необходимую духовную основу для развития экологической культуры. Полное доверие Священному Писанию исключает то сугубо потребительское отношение к природе, которое господствует сейчас. Возможно, некоторые выводы звучат категорично, но Библия - это Книга, называющая вещи своими именами; кроме того, в наш век многих кризисов твердость и решительность в распространении добра и противостоянии злу необходимы. Однако, борясь со злом, следует помнить: чтобы победить зло в окружающей среде, необходимо избавиться от него самому. Как это сделать, рассказывает Книга книг - Библия. Хочется пожелать, чтобы глубокое и непредвзятое изучение Священного Писания помогло многим избавиться от пороков и научиться правильным отношениям с природой и ее Создателем. "Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его" (Лк.11:28).
Сергей Хрибар
Глава из книги "Экологическое в библии. Библия об отношениях "человек-природа""
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|