На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Другие номера газет
"Дельта и человек" №21
Канал на Быстром: Мнение общественности фальсифицируется так же, как и воля избирателей
Как гражданин своей страны, я, конечно, не надеялся, что после признания Верховным Судом Украины фальсификации второго тура выборов, подобные подтасовки сразу прекратятся. Нам необходимо время, чтобы привыкнуть к тому, что власти не имеют права лгать, а властям - отучиться от этой привычки.
Но все-таки теплилась надежда на то, что решение Верховного Суда станет своеобразным предупреждением властям. Я ошибся. Слишком долго нашим чиновникам позволялось игнорировать мнение граждан, чтобы они вот так, враз, отучились от своих привычек. Подтасовка данных, фальсификация общественного мнения, ложь, огульные обвинения оппонента и административное давление на него - все это давно стало обычным набором способов воздействия на инакомыслящих.
Весь этот набор я увидел на общественных слушаниях "Создание глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты на полное развитие", которые 17 декабря 2004 года провел Измаильский горсовет.
ПРЕДЫСТОРИЯ. СУДОХОДСТВО: "ЧЕРНАЯ ДЫРА" В БЮДЖЕТЕ УКРАИНЫ
Дунайская вода несет большое количество твердых частиц. Эти взвеси, в соответствии с законами физики, оседают на дно там, где заканчивается речное течение, то есть, при впадении реки в море, - здесь образуются широкие отмели. Эти отмели серьезно мешают судоходству - чтобы суда могли проходить по ним, отмели приходится постоянно углублять.
В 50-х годах Советский Союз соорудил собственный судоходный ход в Дунайской дельте через гирло Прорва. Однако с каждым годом объемы дноуглубительных работ росли, пока к концу 90-х годов, уже при независимой Украине, углублять Прорву стало нерентабельно, и канал забросили. Украина лишилась собственного выхода из Дуная в Черное море.
Прекращение транзитного судоходства в украинской части Дуная повлекло катастрофические последствия для портов Измаила, Рени, Вилково и Килии - с каждым годом фактического простоя, без грузооборота, без зарплат, все больше портовиков уходило искать "лучшей доли", а бездействующее оборудование начало разрушаться. К началу нового века разлад в этой отрасли перерос в глубочайший кризис - порты обрабатывали продукции до 10 % от расчетных мощностей. А весь грузопоток фактически шел через румынскую часть дельты.
Необходимость восстановления судоходного пути в украинской части Дуная была понятна всем. На словах к этому стремился и Минтранс Украины. Транспортное ведомство принялось лоббировать сооружение нового судового пути через другое гирло дельты - Быстрое. При этом минтрансовцы не обращали внимания, что судовой путь на Быстром ждет судьба Прорвы - принципиально эти гирла ничем не отличаются. И именно этой особенностью Быстрое стало привлекательным для чиновников Минтранса: большие объемы дноуглубительных работ (которые, кстати, еще и невозможно проконтролировать!) - прекрасный повод для получения бюджетных средств! Забегая вперед, отметим, что через две недели после начала строительства на Быстром министр транспорта Кирпа зарегистрировал свою партию - "Возрождение". Почему не раньше? Может, из-за стесненности в финансах?
Пробивая свой проект, Минтранс упорно саботировал его альтернативы - например, канал через Стенцовско-Жебриянские плавни, обходящий дельту с севера. В этом канале течение обещает быть незначительным, а значит, будут невелики и объемы дноуглубления - выгодность такого варианта канала несомненна. Более того, из-за экономической целесообразности этот вариант быстро нашел своего инвестора, то есть для его сооружения бюджетные средства, наши с вами налоговые отчисления, не нужны. И чем такой проект мог заинтересовать Минтранс?
Проигнорировал Минтранс и то, что Быстрое является одним из ценнейших участков Дунайского биосферного заповедника. Множество обитающих здесь видов уже исчезли в других частях Европы. Причем существование большинства из них с каналом несовместимо... Именно поэтому против сооружения канала на Быстром выступили правительства США, стран Евросоюза, Румынии; Национальная академия наук Украины, Киевский государственный университет им. Шевченко, ряд международных экспертов и более 50.000 организаций и отдельных граждан из 90 стран мира.
И население Придунавья, и природа Быстрого стали заложниками узковедомственных интересов: спекулируя на безработице портовиков, Минтранс не остановился перед уничтожением уникальной природы гирла, пресекая при этом любые экономически обоснованные попытки восстановления судоходства. Если бы не упорство Минтранса, судоходство на украинском Дунае вполне могло бы быть восстановлено еще в прошлом году.
Ожидания Минтранса начали сбываться 11 мая этого года, с началом сооружения канала, и сбылись окончательно 26 августа, когда Президент Украины Кучма торжественно открыл судоходный путь на Быстром...
"ПРАВИЛЬНАЯ" ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
К 26 августа на Быстром была реализована лишь первая очередь проекта: подготовлен судовой путь для судов с осадкой до 6 м. На повестке у Минтранса встала новая задача - углубить канал до 8 м. Однако, чтобы в дальнейшем не было нареканий, подобные проекты должны быть "освящены" не только специалистами, но и общественностью.
Для этого и проводились слушания в Измаиле. Общественные слушания всегда предполагают как можно более широкое ознакомление общественности с их предметом, сутью обсуждаемого вопроса. И обеспечить это ознакомление должны организатор слушаний (в данном случае - Измаильский горсовет) и заказчик (он же заказчик работ на Быстром - госпредприятие "Дельта-Лоцман").
Организатор и заказчик измаильских слушаний со своей главной задачей справились знакомым образом. За три дня до начала слушаний, еще 14 декабря, об обсуждении всеукраинской проблемы (а ведь восстановление судоходства на Дунае является такой проблемой и с экономической, и с социальной, и с экологической точек зрения!) за пределами Измаила, кроме посвященных, никто не знал. На слушания были созваны почти исключительно работники транспортной отрасли (т. е. в конечном счете, подчиненные руководству "Дельты-Лоцман" - министру транспорта Кирпе) и научные работники, деятельность которых в настоящее время финансируется "Дельта-Лоцманом". "Лишних" на слушания не звали...
Кому как, а мне это сильно напоминает, как власти организовывали "правильное" голосование за "правильного" кандидата на первом и втором туре президентских выборов.
"ПРАВИЛЬНАЯ" ПОДАЧА ИНФОРМАЦИИ
Организаторы приложили немало усилий, чтобы участники слушаний не только не разобрались в проблеме, а и вообще не особо в нее вникали. Так, несколько киевских общественных организаций "Дельта-Лоцман" привезла на слушания на микроавтобусе. Причем сначала их привезли в Вилково - городок, где находится и филиал "Дельты", непосредственно отвечающий за канал, и контора Дунайского заповедника. В офис заповедника киевлян, не знавших Вилково, просто не пустили ("не было предусмотрено программой"). Зато в офисе "Дельты" им в красках расписали все "чудеса" канала, накормили и отправили спать, чтобы на следующий день отвезти на слушания. Сразу по окончанию слушаний их отправили в Киев. (У меня возникает ассоциация с "донбасскими" поездами последних недель - минтрансовцам проворачивать подобные мероприятия не привыкать.)
Проект резолюции, главного документа, который должны принять слушания, участникам раздали чуть ли не перед самым их окончанием. Характерно на слушаниях подавалась и сама информация: всячески выпячивались достоинства канала на Быстром (часто - мнимые), скромно обходились его недостатки, а об альтернативных проектах выступающими не было сказано вообще ни слова. В результате большинство участников слушаний искренне верило, что канал на Быстром - единственно возможный способ восстановления судоходства в украинской части дельты, и лишь от этой панацеи зависит благополучие портовиков Измаила и Рени.
Работники придунайских предприятий в этой ситуации вызывают лишь сочувствие: прожив несколько лет в условиях жестокого экономического кризиса, человек будет хвататься за самую призрачную надежду. В безвыходной ситуации веришь любым обещаниям... И здесь нет никакой разницы, где ты работаешь: на верфи или в шахте.
Особенно хорошо виден выход из ситуации, когда ясно, кто виноват. Враг дунайских рабочих сейчас хорошо известен - это, естественно, Дунайский биосферный заповедник. Именно он "препятствует восстановлению судоходства". В "нашизме" природоохранников почему-то не обвинили, зато за ними было найдено немало других грехов.
Директор "Дельты-Лоцман" В. Бездольный обвинил заповедник в коммерческой деятельности (не уточняя, что именно он при этом имеет в виду), в сжигании тростника и выдаче лицензий на его заготовку. Мэр Вилково И. Тимошенко - выдаче лицензий на посещение заповедника, и отъеме у местных жителей 1000 коров (?). Ничего общего эти обвинения с фактической действительностью не имеют.
Но главный смертный грех - сопротивление сооружению канала на Быстром! Иными словами - стремление сотрудников заповедника сохранить уникальную территорию, кстати, в соответствии с законом, "достояние народа Украины"... Многие выступающие также туманно намекали что против канала на Быстром борются исключительно радетели интересов Запада - естественно, в ущерб государственным интересам Украины.
Кому как, а мне подобная ситуация напоминает "объективную" подачу новостей на ТРК "Украина" и листовки с изображением Ющенко верхом на карте Украины.
ПРЕССИНГ
Есть в этой ситуации и аналогии с 5 каналом.
За прошедшие два года строптивый Дунайский заповедник пережил около 20 проверок различными инстанциями. Ни одна проверка (!) нарушений не обнаружила.
Однако 3 сентября 2004 года В. Бездольный предложил прокурору Одесской области возбудить уголовное дело против должностных лиц заповедника за противодействие сооружению судоходного пути через Быстрое. В Измаиле директор "Дельты" заявил, что он в прокуратуру не обращался, а лишь переслал ей жалобы местных жителей. Уголовное дело было возбуждено 25 сентября.
2 ноября 5 работников милиции во главе со следователем Дунайской транспортной прокуратуры (не имеющей, кстати, никакого отношения к заповеднику: транспортная прокуратура наблюдает за соблюдением законодательства на транспорте) С. В. Кузнецовым предъявили сотрудникам заповедника постановление о возбуждении уголовного дела и изъяли 3 компьютера и 340 томов документации. Почти месяц заповедник не мог выплатить зарплаты, закупить горючее для охраны территории от нарушителей, оплатить коммунальные услуги.
Часть изъятого прокуратура вернула 30 ноября.
Но уже 1 декабря произошел новый налет. На этот раз с постановлением о проведении инвентаризации налетела транспортная прокуратура, Одесский ОБЭП (бывший ОБХСС) и КРУ области. Инвентаризаторы описывали в заповеднике все - до электророзеток, комнатных цветов и старых половиков. Закончилась «инвентаризация» 13 декабря.
Сейчас транспортная прокуратура вызывает на допросы сотрудников заповедника, выискивая "блох", чтобы обосновать обвинение. При этом следователи всячески стараются уклониться от пояснений - в каком качестве они вызывают природоохранников: в качестве обвиняемых, подозреваемых или свидетелей.
А В. Бездольный на слушаниях неоднократно отмечал, что он - за цивилизованное решение проблемы.
ГОЛОСОВАНИЕ
Неудивительно, что в сложившейся ситуации слушания практически единогласно (где-то 98 % - странно что не 102 или 105 %) дали четкий "одобрямс" дальнейшей канализации Быстрого. Против выступило лишь Украинское общество охраны птиц.
Как написано в резолюции, "участники общественных слушаний, выражая волю своих коллективов и организаций, решили…". Помнится, когда 22 ноября люди начали собираться на Майдане, "президент от власти" тоже был поддержан "трудовыми коллективами"...
БУДУЩЕЕ ДВУХ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ
У двух фальсификаций - выборов и слушаний - схожие причины: стремление чиновников сохранить влияние на денежные потоки. Но признание первой фальсификации все же повлияло на другую.
Если два месяца назад железнодорожные вагоны были оклеены листовками "Так! Бущенко!", а еще две недели назад Укрзализныця не продавала простым смертным билеты до Киева, в течение последней недели в средствах массовой информации снова появились публикации о большой экономической целесообразности канала через Быстрое и автобана Одесса - Киев. Это и понятно - Минтранс во главе со своим министром теперь стремится заранее понравиться любому будущему Президенту: кого бы ни выбрали.
Новому Президенту Украины придется выбирать: на словах или на деле он будет следовать нормам Конституции и законов, прислушиваться к общественному мнению и соблюдать международные обязательства.
Наш выбор определит Президента, его выбор - команду, с которой он будет работать, чтобы оправдать наши надежды на лучшее.
Сергей Шапаренко,
Экологическая группа "Печенеги"
Измаил, Одесская область,
18. 12. 04 г., 8 дней до повторного голосования на выборах Президента Украины 2004 г.
Наш комментарий
Администрация Дунайского биосферного заповедника выразила свое мнение в отношении таких слушаний в следующем официальном письме:
16.12.2004 г. № 230
Председателю рабочей группы
по проведению общественных слушаний
Репникову С.П.
На Ваш № 07/18-3041
от 09.12.2004 года
об общественных слушаниях
Непонятно почему информация о слушаниях, объявленных еще 15 ноября 2004 года, была разослана лишь через 25 дней – 9 декабря 2004 года. Учитывая, что в понедельник выходной день на почте г. Вилково, к нам это письмо поступило лишь 14 декабря, то есть за два дня до слушаний. Это делает невозможным достижение их главной цели – свободного ознакомления с проектной документацией (об этом в письме вообще не идется).
Такие действия не только нарушают действующее законодательство относительно проведения общественных слушаний, а вообще дискредитируют саму идею свободного доступа общественности к информации. В связи с этим администрация Дунайского биосферного заповедника не может принять участие в таком формальном, не легитимном действии.
С уважением,
директор Дунайского
биосферного заповедника
А.Н. Волошкевич
Я просмотрел видеосюжет о слушаниях, и Тимошенко И.В. меня в очередной раз очень сильно удивил. В отношении В. Бездольного можно допустить, что, живя в далеком Николаеве, он просто не ориентируется в природоохранном законодательстве и местных реалиях. Заповедник никогда не выдавал и не выдает лицензии на добычу тростника. Этот вид деятельности вообще не лицензируется. Минприроды выдает лимит, а на их основе областное управление выписывает разрешение. О пожарах мы уже много писали в нашей газете, как и о том, что выиграли суд за клевету в наш адрес по этой теме.
Но как понимать высказывание И.В. Тимошенко, что мы «насильно забрали и не возвратили местным жителям 1000 голов крупного рогатого скота?». Где вообще в заповедной зоне, на приморских косах, даже теоретически, могло прокормиться такое количество? Или человек не владеет порядком цифр? Может быть, при сидящем рядом на пресс-конференции реальном «хозяине» В. Бездольном наш мэр обязан клеветать, да еще в таких масштабах?
Ведь 10 лет назад, когда на трех заповедных косах незаконно пребывало в среднем только по 50 голов скота, они в ряде мест напоминали откормочные площадки колхозов с толстым слоем навоза. Мы уже писали, с каким трудом удалось этот одичавший скот совместно с теми же местными жителями частично изгнать и частично отстрелять. Мы уже объясняли И.В. Тимошенко многие вопросы, и еще в июле 2004 года, после отъезда экспертов Евросоюза, он в присутствии нашего коллектива, говорил, что надо начать жить «с чистой страницы». Когда же наш мэр искренен?
Я аккуратно складываю все документальные свидетельства клеветы и лицемерия в папку «Интриги мэрии» и мы еще вернемся к этому вопросу.
А. Волошкевич