Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Другие номера газет

"Дельта и человек" №13

Малоизвестная фауна дельты Дуная.
Наши лягушки.

   В одном из прошлых номеров мы писали о том, что нами запланирована публикация цикла статей о малоизвестных представителях фауны дельты Дуная, а именно об амфибиях, или земноводных и рептилиях, или пресмыкающихся. Начнет этот цикл статья о наших лягушках, тех созданиях местной фауны, которые чаще всего попадаются нам на глаза, голос которых не умолкает с весны и до осени, амфибиях, без которых невозможно представить себе небольшой ерик возле дома или огромный кут в заповедных плавнях. Казалось бы, что интересного таят в себе обычные лягушки? Судите сами…
   На территории Украины обитает пять видов лягушек. У трех из них - травяной (Rana temporaria), остромордой (Rana arvalis) и прыткой лягушки (Rana dalmatina) окраска спины коричневая - это бурые лягушки. У двух других - прудовой (Rana lessonae) и озерной (Rana ridibunda) спинная часть зеленоватого или оливкового цвета. Их объединяют в группу зеленых лягушек. На территории украинской дельты Дуная обитают только зеленые лягушки. Наличие здесь одного вида бурых лягушек – остромордой было отмечено только один раз в 1979 году герпетологом С.В. Таращуком. Впоследствии этот вид земноводных не был обнаружен герпетологами, которые проводили свои исследования непосредственно на территории заповедника и в украинской дельте Дуная. Поэтому вопрос существования бурых лягушек в фауне украинской дельты Дуная является спорным.
   Впервые первую зеленую лягушку как отдельный вид описал известный зоолог и систематик Карл Линней в 1758 году и дал ей название «рана эскулента» (Rana esculenta L.), что в переводе с латинского означает «лягушка съедобная». Видимо, это название было связано с гастрономическим интересом, который представляли лягушки в то время в Европе. Позже, детально рассмотрев морфологию, строение и образ жизни зеленых лягушек, ученые обнаружили существенные отличия между зелеными лягушками и был описан новый вид – лягушка озерная. После этого открытия было уже два вида зеленых лягушек – съедобная и озерная. Еще позднее утверждали, что в Европе встречается отдельный подвид съедобной лягушки - прудовая. Однако оказалось, что съедобная лягушка – это гибридная форма. Она образуется при скрещивании озерной лягушки и «подвида» прудовая лягушка, которая в действительности является отдельным видом. Таким образом, ученые на некоторое время «расставили точки над «і». То есть, на данный момент большинство отечественных герпетологов в группе зеленых лягушек выделяют два вида и одну устойчивую гибридную форму между ними. Хотя есть немало батрахологов и генетиков, которые выделяют съедобную лягушку в отдельный вид.
   Что же значит «устойчивая гибридная форма»? Согласно концепции биологического вида, за редким исключением, гибриды от скрещивания (если скрещивание по каким либо причинам возможно) двух отдельных видов животных должны быть бесплодны. Но в случае с зелеными лягушками оказалось, что гибриды могут размножаться, но довольно своеобразным путем, используя при этом чужие гены. Ученые назвали такой путь «кредитогенезом» - путем взятия в кредит, одалживания. Так, съедобная лягушка имеет один набор генов озерной лягушки и один – прудовой. Однако когда у такой лягушки образуются половые клетки, то в них попадают гены только озерной лягушки. Гены прудовой исключаются. Но ведь для развития новой съедобной лягушки нужен набор генов не только озерной лягушки, но и прудовой. Значит, для нормального существования съедобной лягушки она должна обитать совместно с прудовой, чтобы была возможность постоянно «одалживать» у нее набор генов?
   И действительно, исследования отечественных ученых в западной Украине показали, что такие смешанные популяции имеются в некоторых районах Карпат и Прикарпатья.
   Вместе с тем в ситуации с зелеными лягушками остается еще много неясного и противоречивого. Так, на территории западной Европы также обнаружены смешанные популяции, но состоящие из гибридной съедобной и озерной лягушки. Здесь гибридные самцы съедобной лягушки передают гены прудовой «сыновьям», а набор генов озерной – «дочерям». Та же ситуация наблюдается и в украинской дельте Дуная. Прудовая лягушка известна здесь по единичным находкам, и вопрос нахождения этого вида требует уточнения.
   В ряде мест на территории Дании, Германии, Польши, у нас в Закарпатье обнаружены популяции, состоящие только из гибридных съедобных лягушек. Это говорит о том, что гибридная форма «ухитряется» размножаться и без родительских видов.
   Да, загадали зеленые лягушки ученым загадку. И окончательная разгадка, по-видимому, еще далеко впереди.
   Немного о биологии зеленых лягушек. Озерная лягушка является одним из самых крупных видов земноводных дельты Дуная, длина ее тела достигает 170 мм. Самки всегда крупнее самцов. Конкуренцию этому виду по величине может составить лишь серая жаба (Bufo bufo), длина которой достигает 200 мм, но об этом виде амфибий речь пойдет в следующих номерах газеты.
   Неподвижную озерную лягушку нелегко заметить среди водной или прибрежной растительности, благодаря тому, что она окрашена сверху в зеленый, оливковый или темно-коричневый цвет с большим или меньшим количеством черных или темно-зеленых пятен. Иногда вдоль спины у нее тянется светлая полоса. Снизу она грязно-белого или желтоватого цвета, обычно с темными пятнами. У квакающих самцов по углам рта бывают видны серые или почти черные резонаторы.
   Прудовая лягушка значительно уступает по размерам озерной. Максимальная длина ее тела – 100 мм. Внешне от озерной лягушки отличается лишь более светлой окраской спины, желтым брюхом, белыми резонаторами у самцов и величиной и формой пяточного бугра.
   Съедобная лягушка сочетает в себе признаки двух родительских видов. Внешне и размерами она больше похожа на озерную, от прудовой ей «достались» более светлые резонаторы у самцов, более яркая окраска спины и брюха и светлая линия вдоль спины в большинстве случаев, а также величина и форма пяточного бугра, который является наиболее точным признаком отличия зеленых лягушек.
   Биология зеленых лягушек во многом сходна. Это виды земноводных, жизнь которых полностью связана с водой. В водоемах они находят пищу, убежища, здесь они и зимуют и размножаются. Но предпочитают водоемы не всякие, - их практически невозможно найти в водоемах с сильным течением, с большой площадью открытого зеркала воды, в густых тростниковых массивах с водой, насыщенной сероводородом. Идеальным для лягушек вариантом является неглубокий водоем с плавающей или погруженной водной растительностью и чистой водой. По отношению зеленых лягушек к чистоте экосистемы, в которой они обитают, ученые причислили их к «видам-индикаторам» чистоты окружающей среды.
   Пробуждение от зимней спячки происходит в начале – середине весны, в теплые зимы можно увидеть греющихся на солнце лягушек и в конце февраля. От времени первого появления лягушек до начала икрометания происходит одна-две недели. В период размножения самцы держатся на поверхности воды, образуя большие скопления. Они очень подвижны и громкоголосы. Гул от лягушачьего хора порой не дает спать по ночам. Откладке икры предшествует спаривание. Икра откладывается в виде комка, образовавшегося от склеивания слизистых яйцевых оболочек. Диаметр яйца озерной лягушки – 1,5-2 мм, а всей икринки 7-8 мм. Верхняя половина яйца темно-бурая, а нижняя белая. Число икринок у озерной лягушки в среднем составляет 5-8 тыс., у прудовой – 2-3 тыс., причем количество откладываемых икринок пропорционально размеру самки. Через 7-10 суток из икринок выклевываются личинки или головастики. Их длина 5-8 мм. Они имеют довольно длинный хвост, окруженный плавательным плавником. Наружные жабры разделены на ряд лопастей. Окраска только что вылупившихся головастиков светло-желтая или коричневая. По мере взросления они заметно зеленеют. Они ведут дневной образ жизни, плавая в мелких местах водоема, где вода хорошо прогревается. На ночь опускаются на дно и прячутся под камнями и растительностью. Питаются головастики главным образом диатомовыми, зелеными и сине-зелеными водорослями, тем самым участвуя в «естественном самоочищении» водоемов.
   По мере взросления у головастиков сначала начинает исчезать хвост, изменяется строение глаз, перестраивается ротовой аппарат и только после этого, когда личинка приобретает вид взрослого животного, исчезают органы водного дыхания – жабры. У личинок наземных бесхвостых земноводных исчезновение жабр происходит гораздо раньше, вслед за появлением передних конечностей. Это превращение или метаморфоз продолжается около 5 суток.
   Только что метаморфизировавшие сеголетки озерной лягушки по размерам обычно меньше головастиков. Их размер от 14 до 25 мм. На зимовку они уходят, достигнув 30-35 мм длины. Во время спячки лягушки почти не растут.
   На следующий год, в начале весны молодые лягушата пробуждаются от спячки, и к концу мая их длина достигает 40-49 мм, в конце июня – 50-59 мм, а в конце июля – 70-79 мм. До конца августа часть самцов остаются такой же величины. Некоторые самцы достигают 80-89 мм. В течение следующего лета двухгодовалые самцы достигают длины более 90 мм, а самки – 90-99 мм. К 5 годам самки имеют тело длиной 130-139 мм. С возрастом рост замедляется, хотя и не прекращается полностью всю жизнь.
   Половозрелости озерные лягушки достигают на третьем году жизни, когда длина тела самцов равна 80-89 мм, а самок 90-99 мм. Продолжительность жизни озерной лягушки в природе 6-7 лет. Особенно велика смертность сеголеток.
   Список поедаемых озерной лягушкой кормов очень велик, большинство из них беспозвоночные, главным образом насекомые. Первое место в списке поедаемых насекомых занимают жуки, на втором месте двукрылые, к которым принадлежат «всеми любимые» комары и мухи, за ними идут перепончатокрылые и прямокрылые. Преобладающими кормами озерной лягушки везде оказываются наиболее массовые животные. Большое количество молодых зеленых лягушек поедают исключительно комаров.
   Интересно, что, существуя главным образом за счет насекомых, озерная лягушка в отличие от других бесхвостых нашей фауны нападает и на позвоночных. В некоторых случаях добычей этого вида становятся мелкие млекопитающие, например, землеройки или молодые полевки. Многочисленны указания на схватывание лягушкой, сидящей у воды, мелких птиц; описано нападение ее на птенцов поганки, гнездящейся на воде. Однажды была найдена мертвая лягушка с торчащим изо рта пуховым птенцом чибиса. Встречаются в желудках озерной лягушки и ужата, некрупные земноводные (квакши, другие лягушки), головастики, лягушата, в том числе и свои собственные. Поедают озерные лягушки иногда мальков рыб и мелких рыбешек. Однако рыбы, земноводные, птицы и млекопитающие – редкие объекты питания озерной лягушки. И порой слухи о вреде, который могут приносить озерные лягушки рыбным хозяйствам, поедая мальков ценных видов и пород рыб, сильно преувеличены.
   Наверное, многих это удивит, но иногда зеленых лягушек выгоднее разводить, чем рыбу. Употребление лягушек в пищу – давно сложившаяся традиция. Как было сказано выше, знаменитый Карл Линней, присваивая научное наименование одному виду зеленых лягушек, назвал ее «съедобная». Во Франции, например, их съедают от 3 т в 1943 г. до 8 тыс. т в 1980 г., в Швейцарии – примерно 300 т, в США в 1984 г. было употреблено в пищу 2772,6 т. Блюда из лягушек часто украшают меню престижных ресторанов Бельгии, Италии, Голландии и других стран. Да и ни для кого не секрет, что в последнее время большинство отечественных ресторанов, в том числе и местных, желая привлечь и удивить клиента, имеют жареные лягушачьи лапки в своем ассортименте. Но что, как говорится, является «обратной стороной медали» нескольких кусочков нежного лягушачьего мяса на столе?
   При налаживании интенсивного промысла, численность зеленых лягушек может существенно снизиться. Например, в той же Франции численность зеленых лягушек снизилась настолько, что сейчас такую продукцию для французов закупают в других странах. Для сравнения, из 8 тыс. т лягушек в год, которых потребила Франция в 1980 г., 90 т было добыто в самой стране, а остальные 7910 т импортировали. До последнего времени крупнейшим экспортером этого товара была Индия (около 60 млн. экземпляров лягушек в год). По официальным данным, отлов лягушек обеспечивал Индии занятость 160 тыс. человек и приносил около 10 млн. долларов дохода. Но сейчас здесь принят специальный закон, запрещающий вывоз лягушек.
   Дело в том, что, как показали специальные исследования, изъятие из природы такого огромного количества лягушек ведет к выживанию 200 тыс. т вредителей сельского хозяйства. А для их уничтожения приходится увеличивать количество ядохимикатов, которые Индия ввозит примерно на сумму 100 млн. долларов. Кроме того, лягушек обычно отлавливают на рисовых полях ночью, что существенно вредит посевам. А главное, люди, которые ловят лягушек, часто подвергаются укусам различных насекомых, что приводит к заболеванию малярией и энцефалитом, смертность от которых составляет 3 тыс. человек в год.
   Экспортировал лягушек в 60 - 80 гг. прошлого столетия и бывший Советский Союз, причем стоимость их мяса, по словам известного украинского герпетолога Н.Н. Шербака, «в инвалюте была в 3 раза выше, чем рыбы». В украинской дельте Дуная промысел зеленых лягушек в экспортных целях проводился в 60 – 70 гг. и был прекращен в 1981 г. Ежегодно вылавливали не менее 70 – 80 т лягушек. Основным импортером была, конечно же, Франция. Да и сейчас неподалеку от Вилково можно увидеть остатки огражденных прудов и конструкций предприятия, которое занималось промышленной заготовкой и экспортом зеленых лягушек. По оценкам многих отечественных специалистов, которые проводили целенаправленные исследования в украинской дельте Дуная по установлению ресурсного потенциала зеленых лягушек, потенциал только одних Стенцовско - Жебрияновских плавней составляет не менее 20 т лягушек.
   Однако, несмотря на массовость этих амфибий в дельте Дуная, которых можно увидеть практически «на каждом углу», жизненный цикл их настолько уязвим, что, подорвав популяцию перевыловом родительских форм, можно повторить вышеописанный печальный опыт Индии и самим остаться без лягушек. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что в дикой природе лягушками на разных стадиях их жизненного цикла питается не один вид хищников, начиная от червей, насекомых и заканчивая многими млекопитающими. Согласно простому экологическому правилу, выпав из пищевой цепи, лягушки повлекут за собой и гибель видов, стоящих на более высоком уровне экологической пирамиды. Множество лягушек гибнет и от многочисленных паразитов, и неблагоприятных погодных условий. Немало гибнет и от так называемых заморов, когда в воде катастрофически падает уровень кислорода и она насыщается сероводородом от гниющих органических веществ, в основном растительных остатков. Поэтому промысел зеленых лягушек – вопрос комплексный, как в экономическом, так и в экологическом и биологическом отношении, и без комплексного изучения и мониторинга популяции этих видов амфибий, ни о какой заготовке речь идти не может.
   Лягушки являются одними из тех животных, которым человек воздвиг памятник, и даже не один. Дело в том, что лягушки являются важным объектом изучения биологических дисциплин в учебных заведениях и ценным материалом для проведения научных лабораторных исследований. Осенью, с похолоданием воздуха и воды, зеленые лягушки забираются на дно водоемов, прячутся под нависающими над водой берегами или в подводную растительность и цепенеют. Начинается зимняя спячка, в течение которой они не принимают пищи. Вот эту их способность месяцами обходиться без пищи и используют люди. Каждую осень, когда еще стоят теплые солнечные дни, отлавливают лягушек, а затем хранят их в прохладных помещениях в специальных ваннах. Здесь они как бы дремлют и всегда к услугам преподавателей, студентов, научных работников.
   Если оценивать количественное участие животных в различных научных опытах, то одно из первых мест в этом заслуженно принадлежит лягушкам, которых не без оснований называют ветеранами среди лабораторных животных. Лягушки - постоянные помощники ученых, обогативших своими исследованиями науку и практику. В течение многих столетий они служили и сейчас служат зоологам, анатомам, физиологам, врачам, фармакологам. В свое время лягушки сослужили неоценимую службу в разработке важных вопросов физики. Опыты выдающихся итальянских ученых Луиджи Гальвани и Алессандро Вольта, проведенные в XVIII веке на лягушках, привели к открытию гальванического тока, что оказало огромное влияние на дальнейшее развитие естествознания и техники. Л. Гальвани доказал наличие в организме - в мышцах и нервах лягушки - собственного электричества. Его опыты положили начало важной науке - электрофизиологии.
   Большое количество опытов на лягушках проводил и великий ученый физиолог И.М. Сеченов. Многие открытия, обогатившие физиологию, сделаны им именно на них. Опыты И.М. Сеченова на лягушках и других животных помогли ему обосновать рефлекторную теорию, которая стала важным оружием в руках ученых-материалистов, воевавших со сторонниками признания особой «души», якобы ведавшей всеми действиями животного организма. Результаты своих опытов ученый обобщил в знаменитом произведении «Рефлексы головного мозга». Научные положения И.М. Сеченова утверждали материалистические принципы в естествознании и наносили удар по идеализму.
   Опыты с лягушками проводили и многие другие отечественные и зарубежные ученые. Они были постоянным объектом в исследованиях знаменитого французского физиолога и патолога Клода Бернара. И, как считают, именно ему принадлежала мысль об открытии памятника лягушкам. Памятник открыли еще в конце XIX века в прославленной Сорбонне - Парижском университете. Так ученые отблагодарили своих помощников-лягушек за участие во многих важных исследованиях и научных открытиях. Еще один мемориал лягушкам был воздвигнут в 60-е гг. прошлого столетия в Токио. Когда число послуживших на благо науки лягушек достигло там 100 тыс., студенты-медики воздвигли им памятник.
   Для экспериментов и обучения США в конце 60-х гг. использовали 9 млн. особей в год, а уже в начале 70-х гг. - 22 млн. т. В бывшем СССР эта цифра составляла более 1 млн. особей в год. Очевидно, что никакие памятники не искупят вину человека перед этими животными.
   Вот какие интересные факты таят в себе казалось бы обычные, и вместе с тем такие таинственные лягушки. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть важность и «полезность» лягушек (хотя ученые уже давно отказались от термина «полезные» или «вредные» животные или растения) в дикой природе, в жизни и деятельности человека. Несмотря на многочисленность и даже некоторую «надоедливость» лягушек, их все равно необходимо беречь и рассматривать их не как «мерзких, скользких и холодных гадов», а как неотъемлемую часть дикой живой природы родного края, без которых невозможно представить тот уникальный колорит, который являет собой Вилково – «украинская Венеция», дельта Дуная и Придунайский регион в целом. Пускай хорал лягушачьих песен не одно столетие не даст уснуть не одному поколению человека и избавит его от комариной напасти.

Андрей Матвеев,
герпетолог Дунайского
биосферного заповедника


Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность