На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Другие номера газет
"Дельта и человек" №1-2
Апрель 2004
Значение острова Змеиный в формировании биологической продуктивности Черного моря
С момента выхода последнего номера нашей газеты прошло уже три месяца. Как и чем жил в этот период Дунайский биосферный заповедник, какие проблемы решены, а какие возникли - с этими и другими вопросами мы обратились к директору ДБЗ, кандидату биологических наук Александру Николаевичу Волошкевичу.
- Александр Николаевич, конечно же, главной проблемой Вашего коллектива, да и не только Вашего, была ситуация, возникшая с различными вариантами строительства судоходного пути Дунай - Чёрное море, в том числе и через гирло Быстрое. Как Вы теперь её оцениваете?
- Наша оценка ситуации не изменилась, наоборот, благодаря поступающей новой информации, ещё больше укрепляется вера в нашу правоту. Публикуемая в этом выпуске газеты статья академика Б.В. Буркинского - ещё одно тому подтверждение. Мы действительно можем выиграть конкурентную схватку у румын, если у нас будет канал вместе с устьевым портом. В варианте же только одного канала этого не произойдёт. Даже в своём, опубликованном уже в январе 2004 года "Заявлении об экологических последствиях", ГП "Дельта-лоцман" признаёт, что 84 % судов по каналу через гирло Быстрое должны составлять иностранные суда, ведь значительных отечественных грузов у нас нет. Иностранным судам путь в Дунай через румынский канал Констанца -Черновода на 350 километров короче. Б.В. Буркинский своими расчетами показывает, что даже если проход через канал по гирлу Быстрое будет полностью бесплатным, планируемым иностранным судам всё равно будет невыгодно проходить через него, совершая такой крюк.
Я уже не говорю о всевозможных отрицательных экологических последствиях, о которых мы рассказывали в прошлом году в номерах нашей газеты. Кстати, те наши новые читатели, которые заинтересованы в детальной информации по этому поводу, могут ознакомиться с ней на WEB-страничке по адресу http://www.seu.ru/projects/dunay/gazeta/, где имеются все номера нашей газеты.
- Но для чего тогда хотят строить этот канал?
- А для чего построили нефтепровод Одесса - Броды, опреснили Сасык, построили Чернобыльскую АЭС, делали крупномасштабные мелиоративные работы на севере и юге Украины, погубившие земли на огромных площадях? Ведь Национальная академия наук Украины (НАНУ) тогда тоже выступала против этих авантюрных планов, которые не имели ни экономического, ни экологического обоснования. Сейчас наши экономисты тоже не могут получить никаких серьёзных экономических обоснований от Минтранса по судоходному пути по гирлу Быстрое. И то, что этот канал ждёт судьба Потапово, Полуночного, Прорвы, не вызывает никаких сомнений, хотя в советское время был и грузопоток, и деньги для дноуглубления и борьбы с дельтообразованием Дуная - самой мутной реки Европы. А это многие миллионы кубометров ила ежегодно. Может, именно они и влекут копателей. Понимает ли это "Дельта-лоцман"? Я думаю, что да. Ведь посмотрите, насколько аргументировано выступал против канала по г. Быстрое нынешний представитель "Дельта-лоцман" в Вилково В.Ф. Прокопенко в газете "Дунайская заря" от 11 декабря 2001 г.
- Но ведь вышел уже 2 февраля Указ Президента Украины по этому поводу и есть заявление Министра транспорта о том, что ко Дню Независимости Одессы 24 августа канал будет сооружён...
- Да, действительно, такой Указ под названием "О расширении Дунайского биосферного заповедника" вышел, хотя ни администрация заповедника, ни НАНУ не только его не визировали, а в своих письмах обосновывали, что такое расширение нецелесообразно. Указом Президента у заповедника не изъято ни одного гектара земли, как это иногда трактуется нашими оппонентами в комментариях к Указу. Президент Украины не может вопреки законодательству Украины делать это. Это прерогатива Верховной Рады согласно статье 150 Земельного Кодекса. Указ Президента в оригинальном виде, а не в комментариях, публиковался в печати, (хотя часто его публиковали и без дополнения №2). И из него видно, что 348 гектаров земли вдоль гирла Быстрое переведены из заповедной в зону антропогенных ландшафтов. Мы выступали против передачи нам 3850 га вершины озера Сасык без изъятия у постоянных пользователей, потому что передача части акватории этого многострадального водоёма таким способом не даёт администрации заповедника реальных рычагов воздействия на ситуацию, которая сложилась.
С другой стороны, в нашем письме еще в октябре 2003 года Министру Минприроды С.В. Полякову (а именно это Министерство отвечало за подготовку Указа) мы категорически выступали против передачи нам острова Стамбульский в постоянное пользование. Он уже находился в составе заповедника без изъятия у пользователей, здесь относительно малое биологическое разнообразие, часто случаются пожары. В этом году около 90 % острова снова выгорело. Однако власти проигнорировали позицию заповедника и НАНУ. Слишком велико было желание изменить зональность вдоль гирла Быстрое и замаскировать всё это декларациями о расширении заповедника. Пытаясь решить одну проблему, они создали другую. Главное, на о. Стамбульском расположено около 300 огородов вилковчан, которые теперь зачем-то переданы заповеднику. Перспектива получения вилковчанами документов на огороды, расположенные на этом острове, лично для меня теперь совершенно неясна, поэтому мы сделали соответствующие запросы в Вилковский горсовет и Килийскую райгосадминистрацию.
- В прессе было много сообщений о том, что строительство глубоководного судового хода Дунай - Чёрное море по гирлу Быстрое начнётся в середине марта, сейчас на дворе апрель, а стройка до сих пор не начата...
- В прессе уже неоднократно назывались разные даты начала строительства, но финансирование не может быть открыто, если до сих пор нет положительной экологической экспертизы. Экспертная оценка, выполненная группой учёных НАНУ (в ее состав входили десятки ученых - академиков, докторов и кандидатов наук), была отрицательной. Тогда срочным образом материалы были переданы на географический факультет Киевского университета, шесть сотрудников которого сделали положительную экологическую экспертизу, а замминистра Минприроды А.В. Гриценко утвердил её, несмотря на то, что в ней был целый ряд нарушений. Благотворительный фонд "Экоправо-Львов" обратился в Хозяйственный суд г. Киева с иском к Минприроде о признании недействительным вывода этой экспертизы. Иск был удовлетворён полностью.
В решении суда, в частности, говорилось и о том, что нарушены права общественности о доступе к информации и участии в процессе принятия решения в вопросах, которые касаются окружающей среды. Ведь будущий канал, согласно Перечню видов деятельности и объектов, является объектом повышенной экологической опасности. Поэтому государственная экологическая экспертиза проводится только после объявления заказчиком через органы массовой информации "Заявления об экологических последствиях".
Безусловно, это правильный и цивилизованный путь, потому что местные жители не должны пользоваться какими-то слухами и устными заверениями. Многие вилковчане, например, спрашивают, правда ли, что порт Усть-Дунайский будет перенесён в черту города? Правда ли, что в нём будут перегружать бокситы и фосфаты прямо в черте города? Насколько будет безопасен пункт регулирования движения судов с радиолокационной станцией в городе Вилково в десяти метрах от портовского дома, если в других местах зона отчуждения превышает 200 метров? Останется ли рыболовство на важнейшем участке - гирле Быстром? И т. д.
- Но опять же, в средствах массовой информации много говорилось о проведенных в Вилково общественных слушаниях по этим вопросам.
- После того, как Украина подписала Орхусскую Конвенцию о доступе общественности к информации, и после того, как недавно вышел приказ Министра Минприроды С.В. Полякова (он зарегистрирован в Минюсте 4 февраля 2004 года), проведение таких слушаний стало обязательным. Тем более в контексте вышеупомянутого выигранного суда. Но наш европейский выбор, как всегда, проходит с азиатским оттенком.
Объявление о слушаниях сделал почему-то не заказчик "Дельта-лоцман", а Вилковский горсовет, сославшись на то, что документы будут у заместителя городского головы А.В. Делюкова. Последний стал утверждать, что документы - это собственность "Дельта-лоцман" и являются закрытыми, только для служебного пользования. Мы написали официальное письмо о ненормальности такой ситуации И.В. Тимошенко и, в конечном итоге, составили акт о том, что документы нам не предоставлялись. Ещё раз подчёркиваю, что тут дело не только в заповеднике как природоохранной организации. Любой житель города Вилково или любой другой гражданин на протяжении месяца с момента объявления о слушаниях имеет право ознакомиться с полным набором необходимых документов. Ещё вечером перед слушаниями на вопрос И.В. Тимошенко, почему заповедник не объявит таких слушаний, я объяснил ему, что они делаются той организацией, которая располагает проектной документацией. До этого общественный совет при Одесском областном управлении Минприроды в лице его председателя - проректора Одесского госуниверситета Романова Ю.С. безуспешно пытался получить документы по каналу у "Дельта-лоцман". Возникает вопрос: что такое опасное скрывается в этих документах (или чего-то существенного не хватает), что их так тщательно скрывают? То, что там нет положительной экологической экспертизы, известно точно, она сейчас только делается опять же в Киевском университете.
Как происходили слушания 3 марта Вы (обращение к корреспонденту) видели сами. Больше 80% зала составляли привезённые из различных городов Придунавья работники предприятий Минтранса. Часть людей имела чёткую установку выступать за гирло Быстрое. Часть присутствующих выступала в целом за канал, но почему именно гирло Быстрое лучше, чем любой из восьми других вариантов, они вряд ли могли бы объяснить. Доводы ряда выступающих были предельно просты - если ты за гирло Быстрое, то значит, ты стоишь на государственных позициях, а если за какой-либо другой вариант - то враг Родины, агент Румынии и т. д. Всё очень просто, приклеивается ярлык, как в 1937 г., и не надо ни о чём думать. Тональность ряда выступлений - как в лучшие советские времена. Привезли даже толпу с огромными флагами, представитель которой отрекомендовался, что они от партий "Собор", Украинских националистов, УНА-УНСО, Украинского казачества. Меня это несколько удивило, потому что летом лидер "Собора" А. Матвиенко был у нас вместе с народными депутатами, и член "Собора" академик К.М. Сытник нас очень активно поддерживает.
Никому другому, даже депутатам горсовета, чьё мнение не совпадало с заказанным, слова не дали. Вспоминались, казалось, навеки канувшие в лету коммунистические собрания. Протокол этих слушаний, который мы запросили, горсовет, как их организатор, отказался предоставить.
Поэтому то, что произошло, ни с юридической, ни с логической, ни с моральной точки зрения назвать общественными слушаниями нельзя. Они просто еще раз очень ярко показали, что Минтранс полностью дирижирует действиями местных органов власти, исходя из своих односторонних оценок и расчетов.
- Что касается заявления об экологических последствиях, то его второй, последний вариант (уже переработанный по сравнению с июльским 2003 года), в январе 2004 года публиковался в "Голосе Украины"... Можете ли Вы его прокомментировать?
- По сравнению с июльским вариантом был учтён ряд критических замечаний и внесено большое дополнение по материалам прошедшего в октябре в Одессе семинара. С последним связана почти детективная история.
Министр транспорта Г.Н. Кирпа 10 июля 2003 г. издал большой приказ, в котором есть два примечательных пункта. Согласно одного, необходимо было организовать проведение научно-практической конференции по определению влияния канала через гирло Быстрое на экосистему Килийской дельты Дуная. Удивительным было то, что в приказе поручалось решение научной конференции согласовать с органами местного самоуправления (я таких прецедентов не вспоминаю), и на неё выделялось 100 тыс. гривень. А отвечал за всё это директор "Дельта-лоцман" В.В. Бездольный. Согласно второму пункту, Килийская райгосадминистрация вместе с Одесской облгосадминистрацией должны были решить вопрос об изъятии у заповедника проток и водоёмов общей площадью 2541 га.
Конференция в Одессе состоялась, причём её участники даже не приезжали на Дунай, их не могли нигде вычислить представители прессы, но, безусловно, они дружно одобрили планы Минтранса. Согласно же Указа Президента Украины от 10 июня 2003 года и соответствующего поручения Кабинета Министров, Министерство иностранных дел Украины пригласило официальных экспертов ЮНЕСКО и Рамсарской Конвенции для изучения вопроса, связанного с проблемой сооружения судоходного пути Дунай - Чёрное море. С определёнными приключениями мы смогли привезти их из Одессы в Вилково для осмотра различных трасс канала (представители Минтранса и представители Минприроды пытались их увезти в штаб-квартиру "Дельта-лоцман" в Николаев). В Одессе и в Киеве эти эксперты встречались с представителями Одесского университета, облгосадминистрации, Кабмина Украины, общественности, Минтранса, НАНУ, получив массу необходимых документов. В результате ещё 23 декабря 2003 года они прислали в Минприроды своё заключение, в котором вариант по гирлу Быстрое был признан самым худшим и бесперспективным, а вариант, предлагаемый НАНУ, в обход активной зоны дельты, наиболее приемлемым. Это заключение находится на официальном сайте Рамсарской Конвенции (www.ramsar.org/index_ram.htm), и желающие могут с ним ознакомиться. Однако это заключение утаили, а 20 января 2004 г. в "Голосе Украины" "Дельта-лоцман" опубликовал заявление своей одесской группы экспертов. Но так как посол Украины во Франции одновременно является представителем Украины в ЮНЕСКО, ему в Париже было официально вручено заключение экспертов, которое стало известно широкой общественности.
Что же касается конкретных последствий строительства для природы дельты, то о главных из них уже говорилось в заключениях учёных. Это изъятие миллионов кубических метров грунта и сброс его в море, ущерб рыбному хозяйству и от гибели кормовой базы рыб, и от гибели молоди рыб, уничтожение кос, основных мест гнездования птиц, неизбежное перераспределение стока и отмирание протоков и ериков г. Вилково, загрязнение нефтепродуктами, шум на многие километры в сердцевине заповедника в связи с необходимостью постоянного углубления морского бара, вырубка деревьев и т.д. и т.п. Поэтому, когда читаешь в газетах бодрые рапорта с различных коллегий, что вопрос решен - при прохождении через заповедник суда не будут давать гудки, и на палубе не будет транслироваться музыка, то я не перестаю удивляться циничности этих заявлений.
- Как развивалась ситуация по другому пункту приказа Минтранса, с протоками?
- Это тоже очень интересная история, но в рамках интервью мы не можем о ней рассказать детально. Приказ Минтранса в отношении проток и внутренних водоёмов выполнялся по схеме, при которой Вилковский горсовет подал в суд на Килийский райсовет о том, что нам неправильно был выдан госакт и требовал передать земли под протоками и водоемами в земли запаса Вилковского горсовета. Состоялось больше 10 заседаний в судах двух инстанций. От Вилковского горсовета на судах присутствовал консультант головы Прокопенко В.Ф. Потом, после его перехода на постоянную работу в "Дельта-лоцман" (что само по себе тоже примечательно), интересы громады Вилково представляли только киевские юристы Минтранса. В решении апелляционного суда от истца фигурируют только они. Читателям будет, наверное, любопытно, что один из этих юристов - А. Мамула представлял не только Вилковскую громаду. На суде в Киеве по экологической экспертизе у него была доверенность, подписанная лично Министром С.В. Поляковым о том, что он представляет ещё и это ведомство. Другому - Ю. Сливчуку - министр Г.Н. Кирпа как раз и поручал своим приказом отвоевывать протоки.
Суд не смутило то, что с момента получения госакта прошло более трёх лет, то есть, пропущен срок исковой давности. Напомню, что протоки и внутренние водоёмы в составе ДБЗ специально упоминаются в первом же пункте Указа Президента Украины от 10 августа 1998 года. Было много ожесточённых споров по самым разным пунктам, особенно по процедуре согласования акта инвентаризации земель, занятых ДБЗ. Юристы Минтранса утверждали, что печати и подписи мэра Вилково на акте недостаточно, и этот вопрос необходимо было проводить через сессию горсовета. Килийский районный совет и мы поясняли, что решение сессии необходимо только в случае, если бы это были земли в черте города. Указанные же протоки расположены за 20-30 километров от города и находились в ведении Вилковского горсовета, что есть совершенно разные понятия. Так, непосредственно в городской черте находится лишь 466 га земли, а в ведении городского совета находится около 35000 га земель, куда входят земли заповедника, лесничества, ВРАКП (бывший рыбколхоз), порта Усть-Дунайск и т. д. Землями за пределами городской черты распоряжался районный совет, на сессии которого и было принято решение, при чём на ней присутствовали и мэр, и депутаты от г. Вилково.
В конечном итоге суд иск удовлетворил частично. Протоки Вилковскому горсовету не были переданы, что закономерно, потому что река Дунай может быть только государственной собственностью, а не коммунальной. Образно говоря, не может быть Дуная вилковского, лесковского, кислицкого и т. д., но процедура выдачи нам госакта была признана неправильной. Мы не согласились с таким решением, и сейчас это дело принято к рассмотрению Высшим хозяйственным судом Украины.
О многом говорит и следующий факт. Мы с Килийским райсоветом должны были получить на руки решение в апелляционном суде 12 февраля 2004 г. Но уже за день до этого, выступая на коллегии облгосадминистрации, Г.Н. Кирпа поблагодарил суд за правильное решение, сказав, что он уже имеет его на руках, крича при этом, что мы бандиты и т.д. Этот "образец демократии" был продемонстрирован переполненному залу, в присутствии прессы и телевидения!
Я думаю, когда закончатся судебные процессы, можно будет более детально и спокойно рассказать о сути происходящего. Это будет интересно многим, особенно нашим фермерам. Ведь, получая госакт, люди хотят верить, что этот документ является гарантом незыблемости. Именно так, 3 марта 2004 г. высказывался председатель райгосадминистрации И.И. Поджаров, торжественно вручая государственные акты 27-и жителям села Червоный Яр, подчеркнув, что они являются гарантией их будущего, достоянием детей и внуков (см. газету "Наше время" от 12 марта 2004 г).
На самом деле, на примере заповедника мы видим, что это не так. Завтра какому-нибудь министру или другому чиновнику могут понравиться берега озера Китай, и он тоже издаст новый приказ. Ведь прецедент уже есть, а гарантии, что не будет новой земельной революции, нет. Почитайте многочисленные публикации о том, как сейчас стремительно идёт приватизация ценных живописных уголков Украины. И у многих разгораются глаза, когда они видят обширные участки неприватизированного заповедника.
Однако страшного ещё ничего не произошло, мы опираемся на Указы Президента Украины, а наша территория является землями природно-заповедного фонда с вытекающими отсюда последствиями. На Украине ещё очень много организаций вообще не имеют госактов на землю, его никогда не имело вилковское лесничество - наш самый крупный землевладелец. Насколько мне известно, лишь несколько жителей Вилково имеют такой документ на свои личные земельные участки, хотя во многих придунайских районах такие работы начаты раньше и процент получивших госакт намного больше. Пользуясь случаем, зная и прогнозируя будущую ценность участков в нашем крае, я бы все-таки рекомендовал жителям такие документы делать.
- Чувствуется, что заповеднику приходится сейчас нелегко...
- Да. Не имея сильных аргументов, наши противники используют самые грязные технологии - клевету, дезинформацию, ложь, подкуп, подстрекательство местного населения, административное давление, организацию заказных жалоб и проверок по ним, всевозможных заказных статей и телепередач. Конечно, по наиболее явной клевете можно подать в суд, и такой положительный опыт по защите чести и достоинства нашей организации мы уже имеем. Однако мы обязаны сейчас сосредоточиться на главном - не дать разорвать на куски заповедник с последующей передачей его в частные руки, а с клеветой можно разобраться потом. Ведь срок исковой давности по таким делам - три года. Мы абсолютно уверены, что если мы не удержим позиций, то такой обвал начнётся и в других заповедниках Украины, менее защищённых и менее известных, то есть мы действительно являемся "экологическим Сталинградом".
- Есть ли у Вас конструктивные планы на этот год, не связанные с каналом?
- Безусловно, есть. Радует рост туризма в дельте Дуная, причём вся эта история с каналом попутно сыграла роль большой рекламы для заповедника. Главное, на чём хотелось бы сосредоточиться, это использование ресурсов толстого тростника, который не годится на укладку крыш и не уходит на экспорт. Его запасы в дельте составляют около 80%, а на придунайских озёрах ещё больше. Актуальность этой задачи вызвана несколькими причинами.
Во-первых, в Западной Европе стал падать спрос на тонкий тростник, эти страны переживают не лучшие времена. Резко возросла стоимость транспортных перевозок, и, например, находящаяся вблизи Западной Европы Венгрия, как поставщик тростника оказалась в более выгодном положении, во-вторых, в огромных массивах неубранного тростника рано или поздно происходят губительные пожары, как, например, в этом году (краткая информация о них помещена в этом номере). В-третьих, грамотно организованная уборка тростника очищает экосистему от накапливающейся в ней избыточной органики и различных вредных веществ. В четвёртых, если уже сейчас количество рабочих мест во время сезона уборки тростника достигает тысячи, то можно только представить, сколько рабочих мест можно организовать в регионе с его огромными массивами толстого тростника. Мы уже несколько раз подступались к этой работе. К сожалению, длительная война, связанная с проблемой канала, не даёт возможности сосредоточиться на этом большом конструктивном деле. Есть и другие большие задумки, и мы о них еще расскажем.
- Что бы вы хотели сказать в заключение?
- Я хотел бы поблагодарить свой родной коллектив за его стойкость в этой трудной ситуации, поблагодарить за поддержку Килийский районный совет, Национальную академию наук Украины, многочисленные украинские и международные организации, просто неравнодушных людей, поддержка которых, тысячи и тысячи писем и телеграмм в наш адрес, просто тёплые слова при встречах помогли и помогают нам в этот судьбоносный для заповедника период.
Записал А.Н. Кольяков