Неделя в Дельте


В Дельте я мечтал побывать давно. Даже самый беглый взгляд на карту юго-западного угла страны возбуждал интерес: разветвленная сеть рукавов могучего Дуная, безлюдные затопляемые острова, множество соленых озер и лиманов, рисовые чеки и т.д. Как живут там люди? Какая природа? - задавал я себе вопросы.

И вот свершилось - в середине июля 2003 года на базе Дунайского заповедника состоялось совещание активистов кампании по спасению гирла Быстрого от посягательств "канализаторов", желающих рыть канал Дунай - Черное море через самое сердце заповедника. Присутствовал там и я.

Но о канале позже. Вначале - впечатления.

Впечатление номер 1. Вилково - оазис в пустыне. После пыльной дороги, проходящей через выжженную солнцем Бессарабию, городок Вилково встречает буйством растительности, прохладой и обилием влаги. Ароматные цветки гибискуса и клематиса, вишни, сливы, абрикос, виноград, бесконечные заросли тростника - все это создает неповторимый антураж эдемского сада.

Впечатление номер 2. Вилково - затерянный мир. Огромные, издалека напоминающие птеродактилей, великаны-пеликаны, пролетающие на рассвете, цапли, деловито снующие промеж лодок чуть ли не в центре города, глухое уханье выпи - все это заставляет поверить, что затерянный мир Конан-Дойля совсем рядом, где-то за очередным изгибом реки. И он действительно там. Дунайский биосферный заповедник - тот самый приют для "изгоев" из животного и растительного мира, которые так и не сумели подстроиться под правила, диктуемые этому миру человеком. Редкие и исчезающие виды, живущие на территории дельты, чем-то напоминают предков современных вилковчан - староверов-липован и беглых казаков - те тоже долго прятались от режима в непроходимых плавнях.

Впечатление номер 3. Вилково - город контрастов. Они в Вилково на каждом шагу: аккуратные дома и опрятные дворики соседствуют с грязными улицами, разбитыми кладками и засыпанными мусором ериками; город живет за счет рыбной ловли, но цены на рыбу на городском рынке выше киевских и одесских; в городе есть централизованный водопровод, но треть населения берет питьевую воду прямо из грязных ериков; есть спрос на отдых в Вилково, но практически полностью отсутствует предложение, ужасные условия в единственной гостинице, неосвещенные улицы, и т.д. У человека, впервые попавшего сюда, невольно возникает вопрос: "Чем же занимаются местные власти?".

Вышеизложенные "впечатления" пришли ко мне уже позже, по возвращении в Киев. Точнее не пришли, а явились синтезом воспоминаний и обдумывания ситуации. Пока же я находился в Вилково, гуляя по городу или проносясь на моторной лодке мимо сплошной тростниковой стены, разглядывая в бинокль колонию бакланов или угощаясь рыбной юшкой по местному рецепту, напряженно думал одну и ту же мысль: как изменятся эти места, если здесь построить канал? Мы видели громадину порта Усть-Дунайск в лучах заходящего солнца, стоя на буграх песчаных отвалов, оставшихся после чисток Прорвы. Неужели та же участь должна постигнуть и Быстрое? Неужели безжизненные отвалы должны прийти на смену живописным плавням, кишащим птицами и рыбой?

С проблемой, вызванной проектированием и строительством этого канала, должного обеспечить судоходные глубины для прохода из Дуная в Черное море и обратно, читатели "Дельты" знакомы хорошо. Поэтому я не стану в очередной раз пересказывать известные аргументы, а вкратце остановлюсь лишь на наиболее ощутимых последствиях строительства канала по варианту Минтранса для вилковчан:

Во-первых, углубление гирла Быстрое повлечет за собой перераспределение стока, от чего еще более обмелеют и без того мелкие ерики в городе;

во-вторых, Быстрое является одним из основных мест рыбной ловли - если его превратят в канал, рыбу там ловить будет нельзя, да и водиться она там, скорее всего, перестанет;

в-третьих, для обслуживания канала и судов необходим будет порт, со всей погрузочно-разгрузочной, ремонтной, таможенной, и др. инфраструктурой, и строить его будут в Вилково, для чего, возможно, придется "пожертвовать" некоторыми жилыми кварталами.

И это еще не все. На местном уровне прямо либо косвенно "аукнутся" и другие последствия, начиная от ухудшения международной репутации страны (что повлечет за собой и экономические санкции) и заканчивая утратой этим краем своей туристической привлекательности. Ведь туристам канал безынтересен, им дикую природу подавай.

Но мне, как и десяткам тысяч людей по всему миру, которые выступили в защиту здешней природы, хочется верить, что прекрасное и разумное все-таки возьмет верх над корыстными интересами небольшой группы людей, готовых принести в жертву "всемогущему доллару" нетронутый уголок в дельте Дуная.

Закончить свой очерк мне хотелось бы еще одним ярким впечатлением, лирическим.

Впечатление номер 4. Вилково - город с будущим. В своей последней вылазке в город, я решил пройтись не по основной автомобильной дороге, а малоизвестной тропой вдоль ериков. Следующим утром нужно было уезжать, и я, прыгая по скользким после дождя кладкам и делая последние снимки, злился на судьбу, которая не позволяет мне оставаться в полюбившихся сердцу местах столько, сколько хочется. В то же время, думал я, многие жители Вилково, особенно молодежь, наверняка, при первой возможности, уедут отсюда в другие города, где и пополнят плотные ряды строителей цивилизации. Диалектика человеческого бытия, выраженная известным афоризмом "там хорошо, где нас нет", не давала мне покоя. Но у одной из калиток повстречались мне две девочки, Даша и Марина, которые искренне заявили мне, что в большой город они переезжать не собираются, даже когда вырастут, а вполне довольны перспективами жизни в родном городе, любят свой родной край и уверены, что смогут найти свое счастье именно здесь. А это значит, что Вилково переживет трудные времена, у него прекрасное будущее, и это будущее будут определять они - Даша, Марина, их друзья и подруги, а не посторонние дяди из Министерства транспорта.

No pasaran!

Владимир Сесин, Киевский эколого-культурный центр