Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Другие номера газет

"Дельта и человек" №12

Природа - храм Божий

  Уже давно стало понятно, что человек на земле - не её властелин и не великий передельщик. Он - такое же живое существо, как и все, что сосуществуют вместе с ним, только обладает разумом и способностью к абстрактному мышлению. Но даёт ли это ему право на власть, право казнить и миловать, право безнаказанно пользоваться другими живыми существами по своему усмотрению? Мир жил, живёт и будет жить по законам, не нами созданными. И всё, что мы можем сделать - принимать, изучать их, пытаться стать гармоничной составной частью этого мира.
  Многие сейчас смотрят модную телепрограмму "Последний герой". Группа людей, оставленная один на один с дикой природой, должна выжить, прокормиться. Мы не говорим о призе и т. д., суть в другом: оказалось, что современный человек совершенно беспомощен и беззащитен перед природой, когда при нем нет никаких "благ цивилизации", стал чуждым, инородным, не понимающим её.
  В нашем регионе очень много верующих людей. Постулаты почти всех религий сходны, отличаются лишь формы, внешние атрибуты проведения обрядов и ритуалов, имена Бога. А суть очень близка, и все знают законы, по которым должен жить человек: не убей, не укради, не обмани…
  И приходят люди в церковь, и ставят свечи, и просят у Бога помощи и прощения, а потом, решив, что они прощены и правы, выходят на улицу и обманывают, крадут, сквернословят. Почему же так? Многие старики рассказывали, как бережно раньше рыбаки относились к богатствам реки - если в сети попадались не достигшие промысловых размеров рыбы - отпускали их. Не рыбачили, когда рыба нерестилась, потому что понимали: не даст она потомства сегодня, завтра им нечего будет ловить. А разве богаче нас материально были они? Духовно, наверное, да.
  А что теперь? На рынке - горы годовалых сомят, щурят, судаков, которым бы ещё расти и расти. В угоду сиюминутной наживе отдаётся совесть, предаётся будущее. Какая разница, что будет завтра, главное - заработать сегодня. А потом с возмущением спрашивают: где же рыба? Раньше было так много, казалось - не переловишь. Что же её не стало в реке?
  Часто мы ведём себя совершенно непонятно, совершенно не думая о том, что завтра снова будет день, и нужно будет вернуться назад. Неужели "после нас хоть потоп"?
  Многие вещи, кажущиеся вечными, неистребимыми и неисчерпаемыми, которые можно брать, брать, брать, ничего не отдавая взамен, как оказалось, в один миг рушатся, переходя невидимую нить равновесия. И начинается беда. Так бывает с человеком - вот он живёт, не замечая своего цветущего здоровья, злоупотребляя всем, чем только можно злоупотреблять, и, кажется, что не сокрушить его природной силы никогда. А потом в один прекрасный день случается какая-то мелочь - и всё, равновесия нет, организм стремительно разрушается, и чтобы хоть частично восстановить здоровье, нужны годы, если это вообще возможно.
  Так мы поступали с рыбными запасами. Сначала, в 60-е годы, построили дамбы. И исчезли огромные заливаемые водой пространства, на которых каждую весну образовывались тёплые мелководья. Под лучами весеннего солнца там кипела жизнь - в огромных количествах развивались мелкие рачки, личинки разнообразнейших насекомых, лягушки лентами откладывали икру, размножались жерлянки, тритоны, птицы строили свои гнёзда на возвышенных местах, кормились и нерестились десятки видов рыб. Там была святая святых - место зарождения и продления миллионов жизней. И через положенный срок стаи мальков уже нагуливались в этих райских природных нерестилищах, а потом вместе с уходящей водой скатывались в реку. Теперь таких мест практически не осталось, взамен мы получили изнывающие под солнцем солончаки, в лучшем случае остались рисовые чеки. А плоды пожинают теперешние рыбаки.
  Почему люди перестали понимать, что Дунай - не бездонная лохань с рыбой, а живая система, имеющая свои внутренние законы? В ней всё - от крошечных одноклеточных водорослей до стай птиц связано сложнейшими взаимоотношениями, и когда какого-нибудь звена этой цепи вдруг не станет, всё рушится, как карточный домик.
  Раньше, когда велось плановое хозяйство, рыбколхозы соревновались, кто больше перевыполнит план. А плоды пожинают теперешние рыбаки.
  Когда человек с аккумуляторами в лодке опускает провода в воду, он думает о своей прибыли. И ему не приходит в голову, сколько жизней он уничтожает в одно мгновение. Ведь в любом водоёме кроме рыбы живут сотни видов беспозвоночных животных, которыми питаются рыбы, птицы. Они не так мобильны, донные сообщества создаются годами, а уничтожаются электроудочкой в считанные секунды. Да, рыба потом приплывёт в это место. Но вспомните люди, опускающие в воду провода - на дне после вас останется мёртвая зона, в которой долго никто не будет жить. Учёные установили, что в тех местах, где уничтожена донная фауна, на её восстановление требуется от 5 до 20 лет.
  Теперешние рыбаки говорят, что Дунай отравили химикатами, рыбе нечего есть - на дне всё вымерло. Это не так! В последние годы в связи с упадком экономики, когда многие предприятия остановились, грузоперевозки и перегрузки уменьшились, река стала намного чище. Снова в большом количестве появились речные раки, которые, как известно, живут только в чистой воде. Что касается кормовой базы рыб - беспозвоночных животных и растений, которые могут быть использованы в пищу рыбами - на протяжении последних лет заповедник проводит детальные исследования в этом направлении. Сравнивая современные показатели численности и биомассы беспозвоночных с аналогичными показателями в работах Г. А. Оливари, Ю. А. Марковского и других ученых, работавших в дельте в послевоенные годы, убеждаешься: они приблизительно одинаковы. Корма для рыб достаточно, другой вопрос, что это всё скоро некому будет потреблять.
  Это в библейской легенде от нескольких людей пошёл человеческий род. А законы природы таковы, что для того, чтобы у любого вида животных осталось жизнеспособное плодовитое потомство, необходимо некоторое оптимальное родительское стадо. Несколько десятков и даже сотен особей одного вида не спасут ситуацию. Какими бы объёмами ни вёлся промысел, должен оставаться некий процент стада для воспроизводства, и должны быть разные поколения рыб.
  Всё чаще теперь, вскрывая совсем маленьких рыб, находишь в них икру. Это - признаки катастрофы в экологической системе. Это значит, что для сохранения вида начинают размножаться рыбы, не достигшие установленного природой продуктивного возраста. Их потомство будет слабым и малочисленным. Происходит перелов маточных стад, и поэтому рыбы становится всё меньше и меньше.
  Кроме того, многие наши рыбаки заявляют об одном количестве орудий лова, а используют нередко в несколько раз большее, не щадя ни недоростков, ни рыбу во время нереста. Чего же нам ожидать?
  Ответом на вопрос должны стать наше понимание ситуации, наша совесть и наша ответственность перед будущим. Надо жить так, чтобы будущие поколения рыбаков не проклинали своих отцов. Переступание рыбацкой и человеческой этики нельзя оправдывать трудными временами, безработицей, безденежьем. Да, многие люди живут сейчас бедно, очень бедно, и для многих рыболовство и охота - единственный способ накормить своих детей, рубка деревьев - единственный способ согреть свои дома. И очень трудно уставшим от нищеты и тяжкого труда людям рассуждать о высоких материях.
  Всё это так, но времена меняются, и некоторые ошибки потом почти невозможно исправить, и многие утраты невозможно вернуть. В конечном итоге, мы сами выбирали себе и правительство, и устройство государства. И не вина заповедника, что в городе перестало работать большинство предприятий, что сотни людей не могут найти себе работу, а те, кто её имеют, едва сводят концы с концами. Охраняя природу дельты Дуная, заповедник выполняет законы, созданные людьми, которых мы выбирали все вместе, и защищает интересы государства, в котором мы все вместе живём.
  А разве не должно задевать наше национальное самолюбие то, что значительную часть средств на охрану природы в Украине дают налогоплательщики - простые люди - из других стран? То, что в поддержку заповедника пришли письма и телеграммы с протестом, поддержкой, предложениями помощи из более чем 70 стран мира? Или иностранцы больше переживают за наши родные места?
  Мы точно знаем, что многие вилковчане поддерживают нас и переживают вместе с нами, хотя есть люди, которых эти проблемы не волнуют. Есть на эту тему прекрасное изречение: "Не бойся друзей, они могут только предать тебя, не бойся врагов, они могут только убить тебя, но бойся равнодушных, потому что с их молчаливого согласия совершаются все предательства и убийства на Земле". Мы все должны осознать себя хозяевами своей земли, имеющими мнение и голос, активную гражданскую позицию и непоколебимую уверенность в своей правоте, обоснованную знанием, чистой совестью и ответственностью перед тем, что будет завтра.
  Понятно, что в Украине совсем другие проблемы, другой уровень жизни. Например, для нашего рыбака поймать рыбу - значит заработать денег себе на жизнь. А жители многих развитых стран Европы, когда ловят рыбу, фотографируются с ней, целуют и отпускают - больше она им не нужна.
  Но то, как живём мы - наша и только наша проблема, которую решать нам. И исправлять свои ошибки - тоже нам. Сейчас пытаются внушить мысль, что заповедник мешает вести местным людям традиционное хозяйство. А мне очень стыдно, что некоторые из местных жителей готовы всё растащить, убить, поймать и вырубить, и природу родного края нужно охранять от них самих.
  Наша природа - наше богатство, наша гордость, наше будущее. Кто, как не местные люди, должны заботиться о том, чтобы завтра на берегах Дуная росли большие тенистые деревья, а не торчали пни, чтобы в сетях рыбаков было много рыбы, и чтобы она не стоила дороже, чем в степных городах. И чтобы каждую весну звенели в небе голоса прилетающих домой птиц.
  И чтобы все люди знали, какими сокровищами владеют они, и гордились, и берегли их. Дельта - наш дом, наша колыбель и последнее пристанище. Может быть об этом чаще должны вспоминать мы, живущие сейчас на этой земле?

  Алена Волошкевич


Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность