Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Другие номера газет

"Дельта и человек" №10-11

Экологи вынуждены обратиться к европейским министрам, чтобы защитить Дунайский биосферный заповедник

  В преддверии Европейского Экофорума в Киеве украинская "Коалиция за дикую природу" обратилась с письмом к министрам окружающей среды европейских стран. В этом письме они просят помочь защитить Дунайский биосферный заповедник от продолжающихся посягательств Минтранса.
  В декабре 2002 года уже чуть было не разразился международный скандал, когда министр транспорта Георгий Кирпа попытался пойти ва-банк и убедить Президента Кучму подписать указ о фактическом расчленении заповедника. Однако тогда факсы из 64 стран мира помогли Леониду Даниловичу проявить политическую волю и отправить разные варианты канала на дальнейшее рассмотрение экспертов.
  При этом, по источникам, близким к происходившим событиям, нам стало известно о серьезном недовольстве Президента Украины поведением Минтранса, который чуть не втянул страну в очередной скандал.
  Однако, видимо, миллионы гривен, которые Минтранс планирует получать ежегодно на рытье и постоянное углубление канала, заставляют господина Кирпу вновь забыть о национальном достоинстве и достоянии.
  В этот раз Минтранс утверждает, что протоки попали в заповедную зону "обманным путем". Ложь в данном случае очевидна - ведь указ о создании биосферного заповедника готовился два года и прошел множество инстанций. Сейчас он имеется в открытом доступе на странице кампании в защиту заповедника www.seu.ru/projects/dunay. И снова загадочным образом из повестки дня исчез альтернативный, минующий заповедное ядро, проект канала, который к тому же уже имеет инвестора.
  "На сайте Президента Украины есть целый раздел - "Европейский выбор". Однако о каком европейском выборе может идти речь, если, несмотря на ясно выраженное мнение всего мирового сообщества, наши власти никак не могут охладить пыл распоясавшегося Минтранса, которому не терпится прорыть канал в не слишком богатый госбюджет Украины", - считает Владимир Борейко, директор Киевского Эколого-Культурного Центра, член Международной комиссии по заповедным территориям Международного союза охраны природы.

  По его данным, под незаконное строительство в госбюджете на 2002 год уже каким-то чудом заложен 27,9 миллионов гривен! По информации, добытой украинским телеканалом ТСН, строительство канала через гирло Быстрое лишит бюджет 38 миллионов долларов.
  Отсутствие результатов экологической экспертизы едва ли станет причиной для откладывания строительства. Ожидая открытия канала уже на следующую весну, из Киева в Измаил планируют открыть регулярное авиасообщение. Сохранение заповедника, который в Измаиле называют государственной ошибкой, оказывается под большим вопросом.
  "В преддверии будущего Экофорума, который состоится в мае, все это выглядит как большая провокация, которая может серьезно сказаться на международной репутации нашей страны. Уничтожение ценнейшей мировой природной территории - это национальный позор", - считает Сергей Шапаренко, "Печенеги".

  Справка
  Почти полтора года мировая научная и экологическая общественность доказывает правительственным структурам Украины ценность Дунайского биосферного заповедника и недопустимость предлагаемого Минтрансом варианта сооружения судоходного хода. Последний раз против сооружения судоходного хода через гирло Быстрое выступили (направили факсы и письма Администрации Президента Украины) более 300 организаций из 64 стран мира.
  Сооружение судоходного хода Дунай-Черное море в гирле Быстрое приведет к изменению гидрологического режима дельты, нарушению природных процессов дельтообразования, неизбежному загрязнению заповедных экосистем нефтепродуктами, нарушит условия существования большинства обитателей данной территории, приведет к сокращению уловов рыбы местными предприятиями, а также поставит под угрозу существование целого ряда редких и исчезающих видов, в том числе и занесенных в Европейский Красный список и Красную книгу Украины. А изъятие всей акватории у заповедника с новообразованиями переднего края дельты существенно ухудшит или даже сделает невозможным гнездование десятков тысяч птиц. При этом заповедник потеряет практически все места массовых сезонных концентраций водоплавающих и околоводных птиц, условия их обитания на этих территориях коренным образом ухудшатся.
  В настоящее время только в зоне проектируемого судового хода встречается 223 вида птиц, в том числе 5 из Европейского Красного списка, 31 - из Красной книги Украины. На данной территории постоянно или временно обитают редкие и исчезающие виды млекопитающих, насекомых, в том числе и занесенных в Европейский красный список и в Красную книгу Украины. Нормальное обитание большинства из них несовместимо с деятельностью, подобной той, что планируется. Фактически, в случае реализации планов Министерства транспорта, Дунайский биосферный заповедник потеряет свое значение как на международном, так и на национальном уровне. Украина может потерять одну из своих ценнейших природных территорий.
  "В Дунайском биосферном заповеднике охраняются действительно уникальные экосистемы дельты второй по величине европейской реки, из-за строительства канала она может быть полностью уничтожена. Мы просим вас обратиться к Президенту Кучме и потребовать от него гарантий сохранения заповедника", - говорится в письме экологических организаций европейским министрам охраны окружающей среды, которые в мае этого года соберутся на форум в Киеве.

  Коалиция "За дикую природу", Украина
  www.seu.ru/projects/dunay


Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность