На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Другие номера газет
"Дельта и человек" №1 16 января 2003 год
"Из архива заповедника"
В заповеднике скопилось большое количество самых разнообразных документов связанных с природопользованием. К нам приезжают многочисленные специалисты с разных уголков Украины, дальнего и ближнего зарубежья. Достаточно сказать, что в 2002 г. только по проблеме судоходного канала у нас побывало больше 300 человек. Наши сотрудники также участвуют в разных совещаниях, конференциях, обучающих поездках.
Мы будем периодически публиковать наиболее интересные и актуальные материалы.
Ниже мы публикуем без комментариев некоторые экономические аспекты, касающиеся проблемы судоходного канала. Они взяты из краткой докладной записки по итогам исследования, которое выполнялось по заказу Минтранса.
"Анализ современного судопотока в дельте Дуная свидетельствует, что в 2000 году по дельте Дуная прошло 2981 судно, в том числе по румынской территории - 1918, по украинской территории, - 1063 судна. Объемы перевозок составили 5,0 млн. т, из их 2,7 млн. т - по территории Румынии, 2,3 млн. - Украины. Суммарное количество судов, которые сегодня пользуются каналами в дельте Дуная, колеблется в границах 2 800 - 3 300 судов в год. Сулинским каналом (Румыния) ежегодно проходит до 200 судов под украинским флагом. За их проход платят владельцы судоходных компаний.
Доля Украины на рынке перевозок в дельте Дуная составляет 40-46%, соответственно 54-60 % рынка принадлежит Румынии.
Анализ судовых проходов на украинском участке дельты Дуная свидетельствует в том, что в связи с обмелением и заилением гирла Прорва и Прорвинского канала, Соединительный технологический канал порта Усть - Дунайск (Жебриянская бухта - Очаковское гирло) стал единой водной трассой в украинской части нижнего Дуная. По ней осуществляется движение малых транспортных судов и судов служебно - вспомогательного флота в порты нижнего Дуная. Это дает возможность речным судам с небольшой осадкой (3,5 м) проходить из Черного моря в Дунай и наоборот. Каналом пользуются судна "Укрречфлота", часть флота УДП и других компаний. Анализ наличия основных типов судов транспортного флота данных компаний показывает, что для свыше 50% судов УДП и 70% судов АСК "Укрречфлот" Соединительный канал при незначительной его модернизации может выполнять важную пропускную функцию.
На сегодня удельный вес украинских судов, которые пользуются Соединительным каналом - 95,2%, остаток приходится на иностранные суда.
Относительно перспектив развития украинских портов на Дунае. Отметим, что в данное время конкурировать по привлечению транзитных грузов с глубоководным портом Констанца, который принимает морские суда с осадкой 18 м и имеет канал Констанца - Черноводе, что сокращает путь по Дунаю, порты Измаил и Рени не смогут. Реальную конкуренцию может составить порт Усть - Дунайск, который мог бы принимать морские суда с осадкой до 20 м. С Дунаем порт необходимо соединить шлюзом. Расположить шлюз можно в районе 6 км Соединительного канала. Его конструкция может прекратить заносимость Усть - Дунайска и обеспечит проход судов длиной до 120 м.
Судоремонтным заводам, которые расположены на Дунае, шлюза такого размера будет достаточно для прохождения судов на ремонт".
Руководители исследования:
Директор Института гидробиологии
НАН Украины, академик НАН Украины В.Д.Романенко
Заместитель Председателя Совета по
изучению продуктивных сил Украины
НАН Украины, доктор экономических наук Б.М.Данилишин
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|