Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Документы

Украинская экологическая академия наук
scisecr@iprei.intes.odessa.ua

Выводы
о научно-исследовательской работе
"Оценка воздействий на окружающую среду (ОВОС) в составе рабочего проекта на полное развитие глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты",
выполненного УкрНИИЭП (г. Харьков)

   1. Создание судоходного канала Дунай-Черное море учитывая необходимость восстановления статуса Украины как морской державы, а также приоритетов освоения грузопотоков 7-го (Дунайского) международного транспортного коридора имеет большое значение для дальнейшего социально-экономического развития Придунайского региона и страны в целом. Министерство транспорта могло решить эту проблему в начале 90-х годов на базе свободных мощностей технического флота Черазморпути. При этом- авторитетным признанным мировым сообществом транспортников проектным научно-исследовательским институтом (Черноморниипроект) предлагался вариант такого канала, однако он не был реализован.
  Тенденция развития портов Украины указывает на то, что дефицит пропускной способности портового хозяйства может составить 30-40 млн. т., а к 2015 году - 60-90 млн. т. Объекты морехозяйственного комплекса -порты, судоходные каналы - объекты, которые функционируют десятки и сотни лет. Поэтому, при обосновании их строительства необходимо учитывать возможность постоянного и непрерывного развития, т.е. дать оценку по мере возможности необходимой пропускной способности на очень дальнюю перспективу.
  Таким образом, становится ясно, что новый канал и порт должен иметь возможность развития с целью увеличения пропускной способности в дальней перспективе до 200-250 млн. т. Конечно, следует отметить, что прогнозы на среднюю и дальнюю перспективу обладают неопределенностью. Вычисленная на их основе необходимая пропускная способность порта может оказаться несколько завышенной. Однако, наличие резервной пропускной способности играет в большинстве случаев положительную роль.
  Несмотря на обострение проблемы и важности для Украины создания в устье Дуная судового хода и учитывая фактор времени, в настоящее время нельзя допустить ошибочных решений и повторения прежней практики решения таких сложных и затратных задач. Преимущественные формы максимизации транспортной составляющей в платежном балансе страны -это эксплуатация торгового флота, морских (транзитных) портов и морских путей, обеспечивающих интенсивность транспортных процессов.
  Один из международных транспортных коридоров (Дунайский) фактически учитывает потерю Украиной не только статуса морской державы, но и крупнейшего перевозчика по Дунаю. В то же время транспортный бизнес остается наиболее привлекательной сферой для инвестиционной деятельности и создания новых высокодоходных рабочих мест. Поэтому, при росте грузопотоков только по 7-му МТК и ТКАСЕСА ошибкой является сосредоточение внимания на минимизации расходов по созданию глубоководного хода в украинской части дельты Дуная - 1- ой и 2-ой очередей варианта Быстрый. Такое решение рассчитано фактически только на украинские судопотоки. Тем более, что при развитии отмеченных МТК к 2012 году возникнет вопрос о несоответствии судового хода по рукаву Быстрый реальным грузопотокам и необходимо будет вернуться к осуществлению строительства канала, что следует из материалов ТЭО.
  Таким образом затраты по реализации всех этапов создания судового хода по гирлу Быстрое окажутся не возмещенными. Только при наличии судового хода, имеющего функциональные и экономические преимущества по сравнению с любым румынским вариантом-конкурентом можно ожидать как увеличения транзитного грузопотока через транспортную сеть Украины, так и перераспределения существующего грузопотока. Однако создание судового хода без его увязки со строительством полноценного устьевого порта с наземными транспортными связями (автомобильными, железнодорожными путями) будет бесперспективным и решающим лишь одну задачу - выход судов Украинского Дунайского пароходства в Черное море, но не перевалку грузопотока " река - море" в обоих направлениях.

  2. Экологическая экспертиза - это вид научно - практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, который базируется на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и предпроектных, проектных и иных материалов или объектов, реализация и действие которых может негативно влиять или влияет на состояние окружающей природной среды, и направлена на подготовку выводов о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рационального использования и возобновления природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.
  Цель экологической экспертизы - предотвращение негативного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах.
  Представленная на экспертизу научно-исследовательская работа (далее Отчет) выполнена на основании требований ДБН А.2.2-1-2003 по договору договора между 000 Проектно-изыскательский и конструкторскотехнологический институт речного транспорта "РЕЧТРАНСПРОЕКТ", г. Киев и Украинским научно-исследовательским институтом экологических проблем (УкрНИИЭП), г. Харьков.
  В работе в соответствии с техническим заданием выполнена оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) глубоководного судового хода (далее ГСХ) протяженностью 162,2 км для судов с осадкой 7,2 м, строительство которого предусмотрено рабочим проектом развития ГСХ на украинском участке дельты р. Дунай.
  Целью работы, согласно п. 1.1 ДБН А.2.2-1-2003, является определение целесообразности и приемлемости проектируемой деятельности и обоснования экономических, технических, организационных, санитарных, государственно-правовых и других мероприятий по обеспечению безопасности окружающей среды.

  3. Детально рассмотрев Отчет УкрНИИЭП, можно установить, что в представленной работе не реализованы в достаточной мере принципы ОВОС:
  - интеграции . (рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных, природоохранных, экономических и других показателей проектных предложений;
  - альтернативности проектных решений;
  - применения ОВОС как инструмента формирования решений на раннихэтапах проектирования.
  Ниже нами обосновывается этот тезис.
  Поскольку рабочий проект первого этапа строительства ГСХ по рукаву Быстрый утвержден, и в период выполнения настоящей ОВОС уже производились дноуглубительные работы на боровом участке трассы, рассмотрение альтернативных вариантов трассы в Отчете не приведено, чем нарушен основополагающий принцип проведения ОВОС -альтернативности. Авторы проекта не обосновали рациональность технико-экономического решения по каналу по фактору комплексного использования природно-ресурсного потенциала территорий дельты Дуная.
  В разделе "Основания для проведения ОВОС" авторы Отчета указывают что: ^Против" высказываются Академия наук Украины, в чьем ведении находится заповедник. В ее позиции преобладающ эмоциональные и необоснованные утверждения сотрудников заповедника о неизбежной его гибели в случае прохождения трассы ГСХ по рукаву Быстрый... Поскольку в их высказываниях не содержится конкретных и обоснованных возражении и замечаний учет этих мнений признан нецелесообразным.
  При этом совершенно не учитывается целый ряд научных обоснований, приведенных НАН Украины в целом ряде научных публикаций и в официальных письмах и обращениях Президента НАН Украины, академика Б.Е. Патона к Премьер-министру Украины №9п/1573-1 от 27 11 02, № 7/86 от 26 09 03. Одним из основных аргументов НАН Украины является отсутствие рассмотрения альтернатив и серьезная угроза нарушения национальной и международной природоохранной нормативно-правовой базы.
  Заказчикам и проектантам строительства судового хода следует обработать на конкурсных условиях все возможные альтернативные варианты. Среди главных критериев определения приоритетности проектов должны быть не только показатели их экономической эффективности из обзора лишь на ближайшую перспективу, а, прежде всего, требования экологической безопасности, долгосрочные интересы постоянного развития государства и обеспечение соблюдения международных обязательств, добровольно взятых на себя Украиной. Следует объявить тендер на проектирование возможного строительства глубоководного судового хода, публичное и прозрачное обсуждение соответствующих альтернативных вариантов, из которых независимая комиссия специалистов должны избрать оптимальный. В Отчете не отражены в полной мере вопросы изъятии земель из состава ДБЗ.
  Следует придерживаться государственно-правовых норм относительно возможного изъятия земель из состава природно-заповедного фонда государства. В частности, земли, в пределах которых предполагается прокладывание судового хода, соответственно статей 19 (пункт "в"), 43 и 44 Земельного кодекса Украины являются землями природно-заповедного фонда. Согласно части первой статьи 92 Кодекса, эти земли находятся в постоянном пользовании биосферного заповедника. Заповедник имеет право владения и пользования соответствующим земельным участком, который находится в государственной собственности, бессрочно. Кроме того, следует отметить, что земли природно-заповедного фонда статьей 150 Земельного кодекса отнесены к особо ценным землям. Для них законодательство предусматривает исключительный порядок изъятия из постоянного пользования для общественных и других нужд. Такие земли могут изыматься лишь по согласию землепользователей (статья 149, часть вторая) на основании постановления Кабинета Министров Украины (статья 149, часть девятая) и по согласию Верховной Рады Украины (статья 150, часть 2 ). К рассмотрению вопроса в Верховной Раде Украины необходимо осуществить ряд согласований, порядок которых детально регламентировано Земельным кодексом Украины, в частности, его статьей 151.

  4. Решение проблемы создания судоходного пути Дунай - Черное море необходимо осуществлять в контексте реальных условий формирующейся украинской стратегии дунайской политики, увязанной с долгосрочной социальной и экономико-экологической перспективой, с учетом законодательно определенных требований охраны Дунайского биосферного заповедника, сохранения и безусловного расширенного воспроизводства интегрального ресурсного потенциала Придунавья.
  Прогнозная оценка доли рынка, которая может быть освоена по каналу (81 % отечественного фрахта, 65 % - зарубежного) в Отчете не достаточно обоснована (оценка, судя по Отчету, дана не по тоннажу, а по количеству судов) . В частности она предполагает существеное, до 20 % перераспределение судопотока, которое следует ожидать в течении не менее 5 лет успешной работы канала, учитывая особенности эластичности фрахтового рынка.

  5. Технические решения канала с устройством струенаправляющей дамбы может привести к гидрологическим последствиям, аналогичным ситуации с каналом "Прорва" и Сулинскмм каналом. Высокая заносимость первого привела к необходимости его полного ежегодного восстановления первого. Длина струенаправляющей дамбы Сулинского канала уже превысила 12 км и продолжает увеличиваться. В вышеупомянутом Отчете совершенно отсутствуют прогнозные обоснования по необходимости дальнейшей реконструкции струенаправляющей дамбы на ближайшие 10-15 лет.

  6. В отчете (раздел 5) не нашли комплексного отражения социально-экономические проблемы региона, нет обоснованных оценок по изменению уровня занятости и решению первоочередных социальных проблем. Очевидно, что возможность снижения реальных доходов рыбаков, вилковчан, имеющих' огороды в дельте, ухудшение экологической ситуации и повышение степени риска экологических угроз, связанных со строительством и функционированием судоходного канала должно быть компенсировано мерами по улучшению социально-экономической ситуации в Придунайских районах и в г. Вилково в частности.
  В Отчете не приведена оценка привлечения трудовых ресурсов региона (и вообще украинских предприятий при работах на канале). Таким образом, высока вероятность передачи подряда II очереди зарубежным исполнителям (МбЬшз и др.). Критическая социально-экономическая ситуация в регионе требует активных действий по стимулированию хозяйственной деятельности: привлечение национальных и иностранных инвестиций в развитие различных экологосообразных направлений бизнеса; создание при этом равных возможностей для субъектов предпринимательской деятельности различных форм собственности; развитие и совершенствование региональной инфраструктуры; формирование рынка услуг, в первую очередь с использованием высокого природного потенциала Придунавья.
  Одним из осуществляемых направлений социально-экономического возрождения региона становится создание свободных экономических зон. С 23 марта 2000 г. действует закон о специальной экономической зоне "Рени". В перспективе - создание СЭЗ в Измаиле, а также СЭЗ рекреационно-туристичес'кого профиля в Вилково. Такая система, представляющая собой "пояс" точек концентрации капитала и технологий, могла бы стать своеобразным экономическим катализатором.

  7. Особо следует отметить оценки авторов в отношении шумовых показателей, рассмотренных авторами: до 55-56,75 ДБа в период строительства и эксплуатации (в 2,8-2,9 раза выше нормы для территории заповедника) (стр. 98 Отчета). Авторы Отчета сетуют на строгость норм по шумовому воздействию, забывая, что эти нормы предполагают защиту основных функций воспроизводства, отдыха, кормления животных на заповедной территории. Вызывает сомнение эффективность "комплексного экрана" со высокой шумопоглащающей способностью - до 21,76 Дба, заявленной авторами. Создание такого экрана способно так же значительно удорожить проект канала и способно серьезно повредить ландшафт в т.ч. эстетически.
  Учитывая возможный комплексный ущерб краснокнижным птицам ДБЗ, считаем недопустимым использование упрощенных заниженных подходов к оценке ущерба. Такая оценка должна проводиться на серьезной экономико-экологической основе, исходя из научной категории интегральной стоимости вида. Значения потенциальной стоимости вида для биосферы Земли составляет 487 млн. долл. США, тогда ущерб от угрозы уничтожения даже 1% популяции редкого вида птиц составит: 4,8 млн. долл.США.
  В целом в отчете не приведена системная оценка ущерба уровню биоразнообразия вследствие разрушения местообитаний и других негативных воздействий строительства и функционирования канала.
  Не учтены потери Украинского Придунавья в связи с утратой и ухудшением в ДБЗ рекреационно-туристического потенциала, условий приема иностранных туристов и "зеленого туризма в1целом".

  8. В Отчете не рассмотрены в достаточной мере возможные последствия аварий судов на канале и при подходе к нему со стороны моря и реки с возможными опасными выбросами, взрывами, разливами. Это направление требует серьезной проработки с учетом структуры будущего судопотока, особенностей условий навигации и вероятностей угроз окружающей природной среде. (При разлитее 100 т нефти ожидаемый убыток составит до 60 млн. долл. США). Вызывает сомнение величина ущерба водной среде в результате поступления взвешенных веществ при разработке грунтов при нормативе платежа 1 грн / т (стр. 178-180). Авторы Отчета ссылаются по этому расчету на неофициальную "методику, описанную в отчете ОФ ИНБЮМ" (Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) ТЭО инвестиций строительства глубоководного судового хода в украинской части р. Дунай, Институт биологии южных морей НАН Украины, Одесский филиал. Одесса, 2001), (Точные указания на ее нормативное утверждение органами охраны природы и исполнительной власти Украины отсутствуют). Учитывая высокую загрязненность грунтов, опасность вторичного загрязнения, высокий природоохранный статус территории эти показатели должны быть скорректированы в сторону увеличения. Это тем более важно при условии, что в процессе эксплуатации канада будут необходимы регулярные повторные дноуглубительные работы.
  В Отчете должны были быть приведены та же расчеты по потере кормовой базы рыбной фауны.

  9. Как отмечено авторами отчета: Акватории водоемов в период проведения строительных работ утрачивают рыбохозяйственное значение, что связано с отсутствием кормовых организмов, повышенным шумом при работе механизмов, повышенной мутностью. Неблагоприятные факторы отпугивают рыбу, перекрывают пути нерестовых миграций и ската молоди. В строительный период будет временно уничтожена кормовая база в местах дноуглубления. Также навсегда изымается из рыбохозяйственного использования акватория в районе строительства ограждающей дамбы. Кроме того, изменение состояния среды в результате углубления боровой части приведет к потере этих участков для условий нагула молоди наиболее ценных представителей ихтиофауны - осетровых. С целью снижения негативного влияния строительных работ на биоценозы водоемов необходимо проводить их только в соответствии с проектом и по согласованию с органами рыбоохраны и с условием разработки комплекса рыбовосстановительных мер. Между тем, в
  Отчете совершенно отсутствует экономическая оценка потерь и затрат в связи с перечисленными условиями.

  Выводы
  С целью не допустить нарушений требований действующего законодательства Украины Министерством транспорта Украины необходимо обеспечить открытое обсуждение возможных альтернативных вариантов строительства глубоководного судового хода Дунай - Черное море в украинской части дельты Дуная. Этот вопрос является актуальным не только для данного строительства, а и для реализации других крупномасштабных народнохозяйственных проектов на территории Украины. Большие социально-экономические и экологические просчеты при реализации крупномасштабных осушительных и оросительных мелиорации на территории Украины, проектировании и строительстве атомных энергетических объектов, интенсивной химизации сельскохозяйственного производства, которые были допущены в недалеком прошлом, требуют разработки глубоких научных прогнозных оценок проявления их возможных отрицательных следствий в будущем. Необходимы комплексный, межведомственный экономический, политический и экологически обоснованный подход к выбору вариантов судоходного канала и подготовка консолидированного, с учетом экономико-экологического риска, решения по поводу принимаемого к реализации варианта судоходного канала р. Дунай - Черное море, с обязательным учетом национальной и международной правовой базы.
  Для организации и координации всего комплекса работ, прежде всего на стадии научных, технологических и проектных разработок, а затем и на стадии воплощения наиболее целесообразного варианта решения дунайских проблем, с учетом национальных интересов Украины, согласованных с интересами социально-экономического развития региона, целесообразно создание на вневедомственной основе Координационного комитета под эгидой Национальной Академии Наук Украины.
  В целом в проекте отсутствует экономическое (социально-экономическое) обоснование прокладки канала по выбранному маршруту: не приводится суммарная экономическая оценка затрат на строительство и эксплуатацию канала в течении срока окупаемости; не обосновывается экономическая выгода Украины от выбранного варианта прокладки канала (в т.ч. в сравнении с альтернативами).
  Учитывая вышеизложенное, считаем представленный Отчет не отвечающим принципам разработки ОВОС, задекларированным в украинской нормативно-правовой базе (ДБН А.2.2-1-2003). Предлагаем Направить Проект ОВОС на доработку с учетом возможных альтернативных вариантов, на основе комплексного экономико-экологического, технико-экономического и социально-экономического обоснования.

Председатель
Черноморского отделения Украинской экологической академии наук
д.е.н., проф. В.Н.Степанов

члены УЭАН
к.е.н., с.н.с.А.Д. Крисилов
к.е.н., с.н.с.О.Е. Рубель

17 января 2004 г

seu-info@seu.ru