Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Документы

ГРОМАДСЬКА ЕКОЛОГІЧНА РАДА
ПРИ ДЕРЖУПРАВЛІННІ МІНІСТЕРСТВІ ЕКОЛОГІЇ ТА ПРИРОДНИХ
РЕСУРСІВ В ОДЕСЬКІЙ ОБЛАСТІ
Вул. Канатна 83, 65017, Одеса, Україна
8 (0482)23 63 20, 268-275


Исх. №9|3 Дата 26.06. 2002г.

В Ы П И С К А
из протокола № 19/3 от 26.06.2002 г. заседания общественного Совета при Государственном управлении экологии и природных ресурсов в Одесской области

  Присутствовали: члены общественного Совета, представители проектных организаций, научно - исследова - тельских институтов, Дунайского биосферного Заповедника.

  Слушали: О создании судоходного канала через украинскую часть дельты р. Дунай

  Выступили:
  1.Шевчук А.И., председатель Одесского отделения международного Социально-экологического союза

   Решением Юнеско от 02.02.1999г. Дунайский биосферный заповедник НАН Украины получил международный сертификат биосферного резервата. Этим же решением ЮНЕСКО создан единый румыно-украинский билатеральный резерват "Биосфера дельты Дуная".
  В 2000 году Президент Украины дал поручение "щодо реалізації конкретних шляхів відновлення судноплавства на українській частині р.Дунай" и "гирло Бистре було визначено місцем будівництва глибоководного судового ходу Дунай-Чорне море"". Заключение института государства и права НАН Украины вполне достаточно для прекращения всяких попыток даже приблизится к запретной теме. Таких резерватов, как этот- всего 5 в мире. НАН Украины и многие общественные организации Украины обращались к Президенту, в Минтранс Украины, КМУ и в другие инстанции с предложением об альтернативных вариантах обеспечения выхода Украины в Черное море через Дунай. Собрано более 600 подписей. Президент Украины распорядился: "З урахуванням чинного законодавства та відповідних міжнародних зобовь"язань України опрацювати проекти альтернативних варіантів вирешення цієї проблеми. Суворо дотримуватись міжнародних зобов"язань". Однако, обращения НАН Украины, ее Президента Патона Б.Е., Вилковского городского совета (решение сессии №166 от 26.02.02) и экологической общественности Украины в Министерство транспорта Украины и КМУ остаются без конструктивного ответа. Строительство канала приведет к нарушению целостности заповедника, снижению природоохранного значения этой территории и, в конечном счете, к полной его потери, что вырастет в международную проблему в соответствии со всей совокупностью международных правовых актов, подписанных Украиной. Необходимо рассмотреть альтернативные проекты строительства канала вне зоны строгой заповедности. Необходимо начать международную кампанию по защите биосферного резервата "Биосфера дельты Дуная".

  2. Александров Б.Г., к.б.н., директор ИНБЮМа.
  Был государственный заказ Министерства транспорта - произвести ОВОС по одному варианту. Мы затребовали от заказчика проект, подсчитали экологический ущерб по гирлу Быстрому. Мнение ученых ИНБЮМа: движение судов с большим водоизмещением принесет несомненный ущерб уникальной природной среде; произойдут крупномасштабные изменения природной среды; будет нанесен экономический и социальный ущерб г.Вилково, порт Усть-Дунайск прекратит свое существование. Хотелось бы, чтобы вы поддержали рекомендации института и Академии наук - заповедник делить нельзя.

  3. Корзюков А.И., к.б.н., доцент ОГУ
  По поручению Рамсарской конвенции я много лет работал в плавневых зонах заповедника и, как никто другой, знаю, как легко можно уничтожить эту заповедную зону.

  4.Зизак В.П. - директор ПКФ "Проектгидрострой"
  Я предлагаю альтернативный проект строительства канала. Карты дельты существуют с 1830 года и видно, как дельта растет к югу вправо. Проект, над которым мы работаем, был предложен еще в 1901г. Канал должен проходить выше г. Вилково с 2-мя затворами. Трасса канала проходит по суше 8,5 км и по акватории - 4.5 км. В материковой части канал проходит по вилковским кучугурам. Такой вариант канала минимизирует вмешательство человека в дельтообразующие процессы. Конструкция канала выбрана с минимальным воздействием объекта на окружающую среду. Откосы канала будут естественными. Этот канал кардинально решит проблему судоходства раз и навсегда с незначительными эксплутационными затратами. Общественный совет рассматривал это предложение пять лет тому и дал положительное заключение. Порт Усть-Дунайск не всостоянии обеспечить очистку акватории порта от все увеличивающейся заносимости акватории порта через соединительный канал (до 2-1.5 мил тонн в год).
  На строительство канала необходимо 60 млн. долларов. Первоочередные мероприятия - обеспечение судов типа река-море и нормальную работу порта Усть-Дунайск - требуют 3 миллионов долларов, инвестор имеется, нужна добрая воля Минтранса Украины.

  4.Игнатьев В.В., Одесское отделение Всеукраинской экологической лиги
  Для решения таких спорных вопросов при общественном Совете необходимо создать научный и экспертный Советы из независимых ученых. В г. Киеве при Всеукраинской экологической Лиге создан ученый Совет. Мнение ученых этого Совета: проект по гирлу Быстрому самый удачный и должен финансироваться государством.

  5.Жмуд Е.И., к.б.н., ст.н.с. Дунайского биосферного заповедника
  Деньги на проработку альтернативных вариантов не выделены. В ТЭО по "Быстрому" есть ущерб не только экономический. Никто не дает ответа об истинном экологическом ущербе, нет таких прецедентов. Мы работаем с космическими снимками: в 1997 г. - было чистое море, в 1999 г. уже появилась коса длиной 100 м. В районе "Быстрого". Огромные изменения идут в районе "Прорвы". Самой ценной территории заповедника при строительстве по "Быстрому" - она будет полностью уничтожена.
  В центре города собираются открытым способом перегружать фосфаты. В этой ситуации г. Вилково вместе с заповедником исчезнет. А жители города до сих пор пьют воду из ериков. Я предлагаю обратиться в Международные организации за помощью о предоставлении льгот при прохождении судов по румынской стороне и не строить канал.

  6. Корзюков А.И., к.б.н., доцент ОГУ
  С экономической точки зрения - канал государству нужен, но по "Быстрому" строить нельзя однозначно. Эта идея не выдерживает никакой критики. Нельзя трогать заповедные территории, рекомендовать строительство по трассе Соломонов рукав-Жебриянская бухта.

  7. Кудинский О.Ю., к.б.н., Союз журналистов Украины
  По - моему мнению, вариант Зизака В.П. наиболее приемлемый.

  9. Романов Ю.С., к.ф.-м.н., проректор ОГУ по науке
  Подводя итоги, предлагаю:
  - еще раз поддержать Президента НАН Украины Б.Е. Патона в стремлении спасти биосферный резерват "Биосфера дельты Дуная " от уничтожения;
  - пригласить на заседание общественного Совета ученых Шуйского, Топчиева, Бондаря и заслушать их мнение по поводу строительства канала.

  Решили:
  1. Повторно поддержать Президента НАН Украины Б.Е. Патона в его мужественном стремлении спасти международный резерват Дунайский биосферный заповедник НАН Украины от уничтожения и разработку варианта строительства канала Дунай-Черное море через Саломонов рукав - Жебриянскую бухту.
  2. Считать недопустимым саму постановку проблемы строительства канала в зоне строгой заповедности международного резервата Дунайского биосферного заповедника НАН Украины.
  3. Обратиться в Кабинет Министров Украины с предложением рассмотреть альтернативные варианты проводки судов, не затрагивающих территории строгой заповедности биосферного резервата ЮНЕСКО.
  4. Выйти с предложением к ОЦНТИ о проведении научно-практической конференции по строительству канала на р.Дунай (в рамках конференции по Черному морю) с привлечением ученых, общественности, представителей власти.
  5. Подготовить письмо в Министерство транспорта об альтернативном проекте строительства судоходного канала.
  6. Подготовить серию информационных публикаций о строительстве канала в СМИ (Шевчук А.И., Зизак В.П., Александров Б.Г.).

  Председатель          Романов Ю.С.

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность