Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Документы

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи (ПУСТОВОЙТЕНКО В.П.)
"О законодательном урегулировании создания глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море и развития Придунайского района"

Обсудив вопросы законодательного урегулирования создания глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море и развития Придунайского региона, Комитет считает, что в связи с приостановкой функционирования канала Прорва перестала функционировать украинская часть Пан-Европейского VII транспортного коридора (далее - ТК), который проходил через украинскую часть дельты Дуная в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 августа 1997 года N 821 "Об утверждении Концепции создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров в Украине" и Постановления Кабинета Министров Украины от 20 марта 1998 г. N 346 "О завершении Программы создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров в Украине".

Отсутствие судоходства на украинской части дельты р. Дунай привело к тому, что отечественные собственники грузов, фрахтовщики, морские порты (Измаильский, Ренийский и Усть-Дунайский), судоходные компании (ОАО "Украинское Дунайское пароходство" и АСК "Укрречфлот") несут громадные убытки за счет нерентабельной перевозки грузов в каботажном и международном соединении через румынский судовой ход (Сулинский канал) и утрачивают возможность выполнять государственные заказы по перевозкам стратегически важных грузов (зерно, нефть, строительные материалы и т.п.). По этим же причинам судостроительные и судоремонтные заводы Измаила и Килии утратили традиционных клиентов по ремонту судов, а высокая цена за проход судов через Сулинский канал для их ремонта или новостройки делают эти заводы неконкурентоспособными по отношению к другим заводам в дунайском регионе.

Уменьшение объемов работ и услуг ОАО "УДГГ" и АСК "Укрречфлот", морских портов, судоремонтных заводов и предприятий, которые связанные с морехозяйственным комплексом, приводит к сокращению рабочих мест и, как результат, к социальному напряжению. Решение этих проблем отвечает стратегическим и политическим интересам государства относительно развития Придунайского региона, а также имеет важное национальное социально-экономическое значение.

Поэтому с использованием мирового опыта гармонического объединения государственной деятельности и защиты природных ресурсов, необходимо решить вопрос создания глубоководного судового хода на украинской части дельты Дуная.

В настоящее время, во исполнение ряда решений Президента Украины и Кабинета Министров Украины, начались проектно-изыскательские роботы по созданию глубоководного судового хода в Дунайской дельте по устью Быстрое, территорию вокруг которого в 1998 году ЮНЕСКО признало трансграничным украинско-румынским биосферным заповедником "Дельта Дуная".

ГП "Дельта-лоцман" с привлечением ведомственных проектных институтов "Речтранспроект" и "ЧерноморНИИпроект", разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) инвестиций "Создание глубоководного судового хода в соединении р. Дунай - Черное море на украинской части дельты Дуная". К роботам над ТЭО и его раздела "Оценка влияния на окружающую среду" были привлечены научные учреждения Национальной академии наук Украины. На сегодня указанное ТЭО проходит комплексную государственную экспертизу. Рекомендованный в ТЭО глубоководный судовой ход р. Дунай - Черное море, которое пролегает по руслу р. Дунай, Килийскому и Старостамбульскому рукавах и рукаву Быстрый, полностью отвечает требованиям судоходства.

Экономическая целесообразность создания глубоководного судового хода по территории гирла Быстрого обусловлена следующим:

  • значительное увеличение объемов переработки грузов в украинских портах г. Дуная и объемов работы судоремонтных заводов вдоль р. Дунай;
  • уменьшение валютных затрат Украины на обеспечение транзита украинского флота через территорию Румынии;
  • привлечение транзитных грузопотоков (судопотоков), что приведет к увеличению денежных поступлений в Украину, в том числе и в Государственный бюджет Украины;
  • устранение монополии Румынии на судоходный путь по р. Дунай - Черное море;
  • повышение занятости населения Придунайского региона Украины. Но существуют определенные преграды в создании этого судового хода - трасса канала проходит через территорию Дунайского биосферного заповедника.
Кроме экологической составляющей преграды в создании глубоководного судового хода по устью Быстрому, требует урегулирования и законодательная составляющая. Для решения этой проблемы необходимо внести изменения в некоторые нормативные акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины. Исходя из немедленной потребности в создании украинского глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи
Решил:
  1. Признать исполнение принятых решений по созданию украинского глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море крайне недостаточным.
  2. С целью решения вопроса в создании украинского глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море и развития Придунайского региона считать необходимым:
Рекомендовать Кабинету Министров Украины:
  1. Создать Межведомственную рабочую группу по вопросам создания глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море.
    Включить в состав Комиссии специалистов Министерства транспорта Украины, Национальной академии наук Украины, Министерства экологии и природных ресурсов Украины, Государственного комитета лесного хозяйства Украины, Госкомитета Украины по водному хозяйству, Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства финансов Украины и др. заинтересованных центральных органов исполнительной власти, научных работников, представителей общественных организаций, народных депутатов Украины (по согласованию).
    Основными задачами Комиссии считать:
    • проведение независимой экологической, юридической (правовой) экспертизы строительства;
    • обоснование экономической целесообразности строительства судоходного канала;
    • расчет будущих трат из госбюджета Украины.
  2. Рассмотреть вопрос об исполнении п. 4 Указа Президента Украины от 10.08.98 г. N 861/98 "О создании Дунайского биосферного заповедника" по разработке зонирования Дунайского биосферного заповедника и Проекта организации территории и охраны его природных комплексов с привлечением специалистов Министерства транспорта Украины, Министерства экологии и природных ресурсов Украины, Национальной академии наук Украины.
  3. Внести изменения в Постановление Кабинета Министров Украины от 12.06.96 г. N 640 "Об утверждении перечня внутренних водных путей, которые относятся к категории судоходных" по внесению устью Быстрого в перечень судоходных путей.
  4. Осуществлять мониторинг и контроль за работой Межведомственной рабочей группы по вопросам создания глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море и других центральных органов исполнительной власти по этому вопросу.
  5. Взять на контроль исполнение процедуры государственной экспертизы и получить заключение в создании глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море.
  6. Определить источники финансирования разработки Проекта организации территории Дунайского биосферного заповедника и координировать работу по разработке Проекта.
  7. Разработать проект Закона Украины о специальном режиме инвестиционной деятельности на Нижнем Дунае.
  8. Рассмотреть вопросы об обеспечении государственного финансирования работ по восстановлению проходных глубин на нижнем украинском участке р. Дунай.
  9. Предпринять конкретные меры по исполнению подпункта 20 пункта 3 Раздела IV Комплексной программы утверждения Украины как транзитного государства в 2002 - 2010 годах, утвержденной Законом Украины от 7 февраля 2002 году N 3022-П:, в строительстве ж/д станции, которая соединит порт Рени с основной железной дорогой.
  10. Рассмотреть и внести в 2004 году на рассмотрение ВРУ проект Закона "О безопасности гидротехнических сооружений".
  11. Рассмотреть вопрос в начале второго полугодия 2003 г. о работах по созданию опытно-эксплуатационной прорези на баровой части гирла Быстрое для экспериментальных пропусков судов с постоянным мониторингом влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду.
  12. Включить в проект Постановления Кабинета Министров Украины "Об утверждении перечня объектов, которые финансируются за счет государственных централизованных капитальных вложений в 2003 году" расходы на строительство барж-зерновозов в объеме 2 млн. грн. для ОАО "Украинское Дунайское пароходство".
Рекомендовать Министерству транспорта Украины:
  1. Подготовить проект Указа Президента Украины "О внесении изменений в Указ Президента Украины от 10.08.98 г. N 861/98 "О создании Дунайского биосферного заповедника" об изменении в структуре площади Дунайского биосферного заповедника.
  2. Разработать рабочий проект "Создание глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинской части дельты Дуная" с учетом выводов экологической, экономической, правовой экспертиз и согласовать их с заинтересованными центральными органами исполнительной власти.
  3. Передать на утверждение в установленном порядке результаты государственной экспертизы технико-экономического обоснования "Создание глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море на украинской части дельты Дуная" и оценки влияния на окружающую среду (ОВОС).
  4. Предать гласности экономические расчеты, которые обосновывают экономическую рентабельность украинского канала р. Дунай - Черное море, ориентировочные размеры тарифов при взыскании канального собрания с судов, которые будут пользоваться каналом.
  5. Разработать проект Закона Украины о третьем флаге на экспортно-импортные украинские перевозки и транзитные перевозки через территорию Украины.
  6. Внести в Кабинет Министров Украины предложения в представлении приоритета отечественным судоходным компаниям при осуществлении экспортно-импортных перевозок грузов, собственниками которых являются резиденты Украины.
  7. Рассмотреть вопрос о создании паевого или корпоративного инвестиционного фонда в соответствии с Законом Украины "Об институтах общего инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)" с целью финансирования создание глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море в украинской части дельты Дуная.
Рекомендовать Министерству транспорта Украины совместно с Министерством экологии и природных ресурсов Украины:
  1. Разработать рекомендации по движению судов с учетом природоохранного законодательства (ограничение скорости, загрязнений, опасных грузов др.) с целью минимизации последствий влияния хозяйственной деятельности человека на развитие биологических процессов на территории эксплуатации глубоководного судового хода.
Рекомендовать Министерству экологии и природных ресурсов Украины совместно с Министерством транспорта Украины, Одесской областной госадминистрацией:
  1. Разработать проект плана организации территории Дунайского биосферного заповедника и охраны его природных комплексов, а также меры по компенсации территорий Дунайского биосферного заповедника, которые будут изъяты под прохождение трассы глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море за счет резервных земель, предусмотренных Указом Президента Украины от 10.03.1994 г. N 79/94.
  2. Ускорить подготовку заключения экологической экспертизы по созданию глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море.
Рекомендовать Министерству транспорта Украины совместно с Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины
  1. Разработать систему мер по возможному привлечению дополнительных денежных средств (кроме бюджетных) для реализации проекта создания глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море.
Рекомендовать Национальной академии наук Украины
  1. Выйти с предложением о внесении изменений в документы ЮНЕСКО по зонированию и прохождению глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море через гирло Быстрое.
Рекомендовать Министерству иностранных дел Украины:
  1. Обратиться в международные финансовые структуры о возможности получения кредитов на льготных условиях на создание глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море.
  2. Осуществить всесторонний правовой анализ соответствия действий Украины по созданию глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море международным договорам и взятым на себя международным обязательствам.
  3. Поручить Посольству Украины в Румынии:
    • исследовать факты хозяйственной деятельности Румынии на территории биосферного заповедника "Дельта Дуная".
    • изучить публикации, заявления, сообщения в румынских средствах массовой информации, которые касаются создания Украиной собственного канала.
  4. Поручить Посольствам Украины в странах - членах Дунайской Комиссии, Постоянным Представителям Украины при международных организациях осуществлять мониторинг реакции стран пребывания и международных организаций на сооружение Украиной глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море, обеспечивая их поддержку украинского проекта.

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность