На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Документы
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, транспорта,
жилищно-коммунального хозяйства и связи (ПУСТОВОЙТЕНКО В.П.)
"О законодательном урегулировании создания глубоководного судового хода р.
Дунай - Черное море и развития Придунайского района"
Обсудив вопросы законодательного урегулирования создания глубоководного
судового хода р. Дунай - Черное море и развития Придунайского региона,
Комитет считает, что в связи с приостановкой функционирования канала Прорва
перестала функционировать украинская часть Пан-Европейского VII
транспортного коридора (далее - ТК), который проходил через украинскую часть
дельты Дуная в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 4
августа 1997 года N 821 "Об утверждении Концепции создания и
функционирования национальной сети международных транспортных коридоров в
Украине" и Постановления Кабинета Министров Украины от 20 марта 1998 г. N
346 "О завершении Программы создания и функционирования национальной сети
международных транспортных коридоров в Украине".
Отсутствие судоходства на украинской части дельты р. Дунай привело к тому,
что отечественные собственники грузов, фрахтовщики, морские порты
(Измаильский, Ренийский и Усть-Дунайский), судоходные компании (ОАО
"Украинское Дунайское пароходство" и АСК "Укрречфлот") несут громадные
убытки за счет нерентабельной перевозки грузов в каботажном и международном
соединении через румынский судовой ход (Сулинский канал) и утрачивают
возможность выполнять государственные заказы по перевозкам стратегически
важных грузов (зерно, нефть, строительные материалы и т.п.). По этим же
причинам судостроительные и судоремонтные заводы Измаила и Килии утратили
традиционных клиентов по ремонту судов, а высокая цена за проход судов через
Сулинский канал для их ремонта или новостройки делают эти заводы
неконкурентоспособными по отношению к другим заводам в дунайском регионе.
Уменьшение объемов работ и услуг ОАО "УДГГ" и АСК "Укрречфлот", морских
портов, судоремонтных заводов и предприятий, которые связанные с
морехозяйственным комплексом, приводит к сокращению рабочих мест и, как
результат, к социальному напряжению. Решение этих проблем отвечает
стратегическим и политическим интересам государства относительно развития
Придунайского региона, а также имеет важное национальное
социально-экономическое значение.
Поэтому с использованием мирового опыта гармонического объединения
государственной деятельности и защиты природных ресурсов, необходимо решить
вопрос создания глубоководного судового хода на украинской части дельты
Дуная.
В настоящее время, во исполнение ряда решений Президента Украины и Кабинета
Министров Украины, начались проектно-изыскательские роботы по созданию
глубоководного судового хода в Дунайской дельте по устью Быстрое, территорию
вокруг которого в 1998 году ЮНЕСКО признало трансграничным
украинско-румынским биосферным заповедником "Дельта Дуная".
ГП "Дельта-лоцман" с привлечением ведомственных проектных институтов
"Речтранспроект" и "ЧерноморНИИпроект", разработано технико-экономическое
обоснование (ТЭО) инвестиций "Создание глубоководного судового хода в
соединении р. Дунай - Черное море на украинской части дельты Дуная". К
роботам над ТЭО и его раздела "Оценка влияния на окружающую среду" были
привлечены научные учреждения Национальной академии наук Украины. На сегодня
указанное ТЭО проходит комплексную государственную экспертизу.
Рекомендованный в ТЭО глубоководный судовой ход р. Дунай - Черное море,
которое пролегает по руслу р. Дунай, Килийскому и Старостамбульскому рукавах
и рукаву Быстрый, полностью отвечает требованиям судоходства.
Экономическая целесообразность создания глубоководного судового хода по
территории гирла Быстрого обусловлена следующим:
- значительное увеличение объемов переработки грузов в украинских портах г.
Дуная и объемов работы судоремонтных заводов вдоль р. Дунай;
- уменьшение валютных затрат Украины на обеспечение транзита украинского
флота через территорию Румынии;
- привлечение транзитных грузопотоков (судопотоков), что приведет к
увеличению денежных поступлений в Украину, в том числе и в Государственный
бюджет Украины;
- устранение монополии Румынии на судоходный путь по р. Дунай - Черное море;
- повышение занятости населения Придунайского региона Украины.
Но существуют определенные преграды в создании этого судового хода - трасса
канала проходит через территорию Дунайского биосферного заповедника.
Кроме экологической составляющей преграды в создании глубоководного судового
хода по устью Быстрому, требует урегулирования и законодательная
составляющая. Для решения этой проблемы необходимо внести изменения в
некоторые нормативные акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины.
Исходя из немедленной потребности в создании украинского глубоководного
судового хода р. Дунай - Черное море, Комитет Верховной Рады Украины по
вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи
Решил:
- Признать исполнение принятых решений по созданию украинского
глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море крайне недостаточным.
- С целью решения вопроса в создании украинского глубоководного судового
хода р. Дунай - Черное море и развития Придунайского региона считать
необходимым:
Рекомендовать Кабинету Министров Украины:
- Создать Межведомственную рабочую группу по вопросам создания
глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море.
Включить в состав Комиссии специалистов Министерства транспорта Украины,
Национальной академии наук Украины, Министерства экологии и природных
ресурсов Украины, Государственного комитета лесного хозяйства Украины,
Госкомитета Украины по водному хозяйству, Министерства экономики и по
вопросам европейской интеграции Украины, Министерства финансов Украины и др.
заинтересованных центральных органов исполнительной власти, научных
работников, представителей общественных организаций, народных депутатов
Украины (по согласованию).
Основными задачами Комиссии считать:
- проведение независимой экологической, юридической (правовой) экспертизы
строительства;
- обоснование экономической целесообразности строительства судоходного
канала;
- расчет будущих трат из госбюджета Украины.
- Рассмотреть вопрос об исполнении п. 4 Указа Президента Украины от
10.08.98 г. N 861/98 "О создании Дунайского биосферного заповедника" по
разработке зонирования Дунайского биосферного заповедника и Проекта
организации территории и охраны его природных комплексов с привлечением
специалистов Министерства транспорта Украины, Министерства экологии и
природных ресурсов Украины, Национальной академии наук Украины.
- Внести изменения в Постановление Кабинета Министров Украины от 12.06.96
г. N 640 "Об утверждении перечня внутренних водных путей, которые относятся
к категории судоходных" по внесению устью Быстрого в перечень судоходных
путей.
- Осуществлять мониторинг и контроль за работой Межведомственной рабочей
группы по вопросам создания глубоководного судового хода р. Дунай - Черное
море и других центральных органов исполнительной власти по этому вопросу.
- Взять на контроль исполнение процедуры государственной экспертизы и
получить заключение в создании глубоководного судового хода р. Дунай -
Черное море.
- Определить источники финансирования разработки Проекта организации
территории Дунайского биосферного заповедника и координировать работу по
разработке Проекта.
- Разработать проект Закона Украины о специальном режиме инвестиционной
деятельности на Нижнем Дунае.
- Рассмотреть вопросы об обеспечении государственного финансирования работ
по восстановлению проходных глубин на нижнем украинском участке р. Дунай.
- Предпринять конкретные меры по исполнению подпункта 20 пункта 3 Раздела
IV Комплексной программы утверждения Украины как транзитного государства в
2002 - 2010 годах, утвержденной Законом Украины от 7 февраля 2002 году N
3022-П:, в строительстве ж/д станции, которая соединит порт Рени с основной
железной дорогой.
- Рассмотреть и внести в 2004 году на рассмотрение ВРУ проект Закона "О
безопасности гидротехнических сооружений".
- Рассмотреть вопрос в начале второго полугодия 2003 г. о работах по
созданию опытно-эксплуатационной прорези на баровой части гирла Быстрое для
экспериментальных пропусков судов с постоянным мониторингом влияния
хозяйственной деятельности на окружающую среду.
- Включить в проект Постановления Кабинета Министров Украины "Об
утверждении перечня объектов, которые финансируются за счет государственных
централизованных капитальных вложений в 2003 году" расходы на строительство
барж-зерновозов в объеме 2 млн. грн. для ОАО "Украинское Дунайское
пароходство".
Рекомендовать Министерству транспорта Украины:
- Подготовить проект Указа Президента Украины "О внесении изменений в Указ
Президента Украины от 10.08.98 г. N 861/98 "О создании Дунайского
биосферного заповедника" об изменении в структуре площади Дунайского
биосферного заповедника.
- Разработать рабочий проект "Создание глубоководного судового хода Дунай -
Черное море на украинской части дельты Дуная" с учетом выводов
экологической, экономической, правовой экспертиз и согласовать их с
заинтересованными центральными органами исполнительной власти.
- Передать на утверждение в установленном порядке результаты
государственной экспертизы технико-экономического обоснования "Создание
глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море на украинской части
дельты Дуная" и оценки влияния на окружающую среду (ОВОС).
- Предать гласности экономические расчеты, которые обосновывают
экономическую рентабельность украинского канала р. Дунай - Черное море,
ориентировочные размеры тарифов при взыскании канального собрания с судов,
которые будут пользоваться каналом.
- Разработать проект Закона Украины о третьем флаге на экспортно-импортные
украинские перевозки и транзитные перевозки через территорию Украины.
- Внести в Кабинет Министров Украины предложения в представлении приоритета
отечественным судоходным компаниям при осуществлении экспортно-импортных
перевозок грузов, собственниками которых являются резиденты Украины.
- Рассмотреть вопрос о создании паевого или корпоративного инвестиционного
фонда в соответствии с Законом Украины "Об институтах общего инвестирования
(паевые и корпоративные инвестиционные фонды)" с целью финансирования
создание глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море в украинской
части дельты Дуная.
Рекомендовать Министерству транспорта Украины совместно с Министерством
экологии и природных ресурсов Украины:
- Разработать рекомендации по движению судов с учетом природоохранного
законодательства (ограничение скорости, загрязнений, опасных грузов др.) с
целью минимизации последствий влияния хозяйственной деятельности человека на
развитие биологических процессов на территории эксплуатации глубоководного
судового хода.
Рекомендовать Министерству экологии и природных ресурсов Украины совместно с
Министерством транспорта Украины, Одесской областной госадминистрацией:
- Разработать проект плана организации территории Дунайского биосферного
заповедника и охраны его природных комплексов, а также меры по компенсации
территорий Дунайского биосферного заповедника, которые будут изъяты под
прохождение трассы глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море за
счет резервных земель, предусмотренных Указом Президента Украины от
10.03.1994 г. N 79/94.
- Ускорить подготовку заключения экологической экспертизы по созданию
глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море.
Рекомендовать Министерству транспорта Украины совместно с Министерством
экономики и по вопросам европейской интеграции Украины
- Разработать систему мер по возможному привлечению дополнительных денежных
средств (кроме бюджетных) для реализации проекта создания глубоководного
судового хода р. Дунай - Черное море.
Рекомендовать Национальной академии наук Украины
- Выйти с предложением о внесении изменений в документы ЮНЕСКО по
зонированию и прохождению глубоководного судового хода р. Дунай - Черное
море через гирло Быстрое.
Рекомендовать Министерству иностранных дел Украины:
- Обратиться в международные финансовые структуры о возможности получения
кредитов на льготных условиях на создание глубоководного судового хода р.
Дунай - Черное море.
- Осуществить всесторонний правовой анализ соответствия действий Украины по
созданию глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море международным
договорам и взятым на себя международным обязательствам.
- Поручить Посольству Украины в Румынии:
- исследовать факты хозяйственной деятельности Румынии на территории
биосферного заповедника "Дельта Дуная".
- изучить публикации, заявления, сообщения в румынских средствах массовой
информации, которые касаются создания Украиной собственного канала.
- Поручить Посольствам Украины в странах - членах Дунайской Комиссии,
Постоянным Представителям Украины при международных организациях
осуществлять мониторинг реакции стран пребывания и международных организаций
на сооружение Украиной глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море,
обеспечивая их поддержку украинского проекта.
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|