На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Документы
Продолжается борьба за Дунайский заповедник
Уважаемые господа!
Из сообщений Национальной Академии Наук Украины, правительственных и
других источников, вам известно о планирующемся в Украине сооружении
глубоководного судоходного канала "Дунай - Черное море".
Министерство транспорта Украины лоббирует его проведение по гирлу
Быстрое Дунайской дельты, - через абсолютно заповедную зону Дунайского
биосферного заповедника, входящего в билатеральный биосферный резерват
ЮНЕСКО "Дельта Дуная". В соответствии с украинским законодательством,
подобная деятельность в абсолютно заповедной зоне биосферных заповедников
запрещена.
Глубина Быстрого недостаточна для функционирования канала, поэтому
гирло планируется углубить. Поскольку Дунай выносит в среднем 65 миллионов
тонн твердых частиц в год, надлежащую глубину канала придется поддерживать
искусственно - постоянно вычерпывая грунт. Берега канала планируется
оградить дамбами. Канал усилит течение в Быстром, что приведет к размыванию
бара - морской отмели перед гирлом.
Как нам стало известно, в настоящее время Министерством транспорта
Украины подготовлен Указ Президента Украины об изъятии гирла Быстрое из
Дунайского биосферного заповедника.
По заключениям украинских экспертов, сооружение канала через гирло
Быстрое будет иметь следующие последствия:
1. Сооружение канала изменит гидрологический баланс дельты: увеличит
водный сток в гирле Быстром и уменьшит его в других протоках, - такие
изменения повлекут негативные последствия как для природных комплексов
дельты, так и для водопотребления г. Вилково.
2. Эксплуатация канала приведет к загрязнению протоки нефтепродуктами.
3. Работы по строительству и эксплуатации канала нанесут ущерб местам
обитания и кормовой базе большинства видов рыб данной территории, в том
числе, 7 видам, занесенным в Европейский красный список, и 16 - в Красную
Книгу Украины. В результате нарушения кормовой базы уловы пресноводных рыб
сократятся на 19 тонн в год, а морских - на 80 тонн в год.
4. Через гирло Быстрое проходит нерестовая миграция дунайской сельди
(Alosa pontica). Строительство и эксплуатация канала нарушат ее естественный
ход и на 90 тонн сократят уловы этого вида в украинской части дельты.
5. Волны от проходящих судов приведут к гибели в Быстром молоди и
личинок рыб, в том числе, дунайской сельди.
6. Углубление дна и поддержание его необходимой глубины приведут к
гибели молоди ценных промысловых рыб, и рыб, занесенных в Красную книгу
Украины: осетровых (Acipenseridae), полосатого ерша (Gymnocephalus
schraetser), большого чопа (Zingel zingel) и малого чопа (Z. streber
streber).
7. Сооружение дамб на берегах гирла Быстрое нарушит условия нереста
многих видов рыб.
8. На баре перед Быстрым происходит нагул (откорм) многих промысловых
рыб. Строительство и эксплуатация канала, а также последующий размыв бара
условия для нагула уничтожат.
9. В Дунайском биосферном заповеднике в настоящее время встречается 257
видов птиц, из которых 9 занесены в Европейский Красный список, и 42 - в
Красную книгу Украины. Здесь гнездится малый баклан (Phalacrосоrax
pygmaeus) - до 1000 пар и орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla) - 3 пары. В
сезонных скоплениях наблюдается до 2.500 розовых пеликанов (Pelecanus
onocrotalus), до 80 кудрявых (Pelecanus crispus). На зимовке отмечается до
800 малых бакланов, до 900 краснозобых казарок (Rufibrenta ruficollis), до
35 орланов-белохвостов. Непосредственно в зоне влияния судового хода,
главным образом в его баровой части, встречается 223 вида птиц, в том числе
5 из Европейского Красного списка, 31 - из Красной книги Украины. При этом
численность только гнездового комплекса составляет до 5.600 гнездящихся пар.
В результате строительства и эксплуатации канала будут утеряны места
массового гнездования птиц, ухудшатся условия их размножения, потеряны места
отдыха, кормежки и зимовки. Таким образом, строительство канала через гирло
Быстрое угрожает существованию на территории Украины Рамсарского угодья
"Дельта Дуная".
10. Флора заповедника насчитывает 950 видов сосудистых растений, из
которых в Красную книгу Украины занесены 16, а в Европейский Красный
список - 3. В районе создания канала по гирлу Быстрое произрастают около
половины видов флоры заповедника. Однако здесь практически не встречаются
адвентивные виды (иммигранты).
Растительный покров заповедника отличается от дельт других рек
северо-западного Причерноморья большим участием в его составе водных и
болотных сообществ, которые занимают около 80% площади.
Воздействие работ по созданию и эксплуатации судового хода через гирло
Быстрое на биценозы, популяции и отдельные виды растений будет иметь двоякий
характер: волнобойные явления в районе движения судов приведут к сменам
растительного покрова и выпадению многих видов и сообществ, в том числе и
редких, с одной стороны, а с другой - к насыщению флоры адвентивными видами,
многие из которых являются карантинными.
Нарушение гидрологического режима Килийской дельты Дуная приведет к
ускоренному зарастанию целого ряда внутренних водоемов, отмиранию ряда
мелких русел, общему олуговению многих участков заповедного растительного
покрова. Это, в свою очередь, приведет к уменьшению важнейшей экологической
функции растительного покрова дунайской дельты - биофильтрационной.
11. Сооружение канала разделит ядро биосферного резервата и приведет к
возрастанию в 5-километровой зоне вокруг канала шумовых раздражителей на его
фауну.
На данной территории постоянно или временно обитают редкие и исчезающие
насекомые, земноводные и млекопитающие, в том числе, и занесенные в
Европейский красный список и в Красную книгу Украины. Обитание большинства
из них с деятельностью, подобной той, что планируется, несовместимо.
Экономика низовий Дуная во многом основывается на рыболовстве. Данный
проект угрожает подорвать эту отрасль, разрушить сложившуюся систему
хозяйствования в регионе. Поэтому против канала через Быстрое выступают не
только научные и экологические организации, но и местные жители, и местные
органы власти.
Сооружение судоходного канала "Дунай - Черное море" через гирло Быстрое
приведет к частичной деградации природных комплексов дельты Дуная, разрушит
традиционные формы хозяйствования, и может привести к обострению
социально-экономической обстановки в регионе. Иными словами, этот проект
нарушает принципы функционирования биосферных резерватов, определенные
Программой ЮНЕСКО "Человек и биосфера".
В конечном счете, канал по гирлу Быстрое ставит под угрозу
существование Дунайского биосферного заповедника и украинского Рамсарского
угодья "Дельта Дуная".
Мы ни в коем случае не выступаем против восстановления судоходства на
украинской части дельты Дуная. Оно необходимо, как и необходим сам канал,
однако его сооружение должно нанести минимальный ущерб уникальным природным
комплексам дельты. Он должен быть проведен вне абсолютно заповедной зоны
биосферного резервата. Такие варианты прохождения канала существуют, однако
власти Украины упорно не принимают во внимание.
Кампанию против "разрезания" Дунайского заповедника научные и
общественные организации Украины ведут с конца 2001 года. По этому поводу
Президенту и Премьер-министру Украины было отправлено около 30 обращений,
собрано около 1000 подписей в защиту заповедника, проведены
пресс-конференции и пикеты. Против такого варианта канала выступает и
местная власть - Вилковский городской совет, о чем свидетельствует его
решение от 22 ноября 2001 года. Общественное мнение и позиция местных
властей властями Украины игнорируется.
Поэтому мы опасаемся, что власти Украины, в нарушение собственного
законодательства и международных обязательств, примут решение соорудить
канал через гирло Быстрое. Кроме угрозы Дунайскому заповеднику, такое
решение может создать опасный прецедент: положить начало уменьшению других
украинских резерватов.
У нас не осталось надежды на возможность сохранения Дунайского
биосферного заповедника "собственными силами". Поэтому мы обращаемся в Вашем
лице к международной общественности с просьбой приложить возможные усилия,
чтобы не допустить сооружения канала "Дунай - Черное море" через абсолютно
заповедную зону Дунайского биосферного заповедника.
Дополнительная информация:
тел. В Киеве: (044) 443-52-62, kekz@carrier.kiev.ua
Киевский эколого-культурный центр
Одесское отделение МСоЭС, alla@eco.odessa.ua