Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Документы

Средствам массовой информации Украины

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Придунайский одобрямс: Минтранс сказал "НАДА!", исполком ответил "ЕСТЬ!"


   3 марта 2004 года в г. Вилково Одесской области Вилковский горисполком и госпредприятие "Дельта-лоцман" провели общественные слушаний "По созданию судоходного хода Дунай - Черное море по гирлу Быстрому". Резолюция слушаний была широко распространена в СМИ.
   Обычные общественные слушания проводятся для информирования населения и являются формой его участия в выработке значимых решений. Вилковские же слушания особые: их провели, чтобы заручиться формальной поддержкой масс для сооружения канала на гирле Быстрое. Это и неудивительно: ГП "Дельта-лоцман" подчинено Минтрансу Украины и является главным исполнителем этого варианта судоходного хода. На слушания, преимущественно, была приглашена общественность, зависимая от Минтранса Украины: работники дунайских предприятий и портов.
   В резолюции слушаний неоднократно подчеркивается важность и для экономики Придунавья, и для экономики Украины в целом судоходного пути Дунай - Черное море. При этом из всех возможных вариантов рассматривается один - через гирло Быстрое, будто бы он единственный из возможных. В лучших советских традициях слушания нашли и врагов, "препятствующих экономическому развитию региона". Ими оказались общественные организации, выступающие в защиту Дунайского заповедника: "В этой связи возникает вопрос, от кого или от чего защищать заповедник? От судоходства, которое в объединенной Европе считается самым экологически чистым видом перевозок и рекомендован для развития".
   Мы заявляем, что НИКОГДА не выступали против возобновления судоходства на Дунае, и полностью согласны с констатирующей частью Резолюции: "Введение в действие ГСХ "Дунай - Черное море", как украинского участка VII-ого международного транспортного коридора, позволит задействовать потенциал промышленно-транспортного комплекса Придунайского региона и Украины, развивать и оптимизировать процессы схемы перевозок национальных и транзитных грузов, судостроения и ремонта судов, более эффективно и комплексно использовать все транспортные пути Украины в интересах социально-экономического развития региона, а также пополнения местных и государственного бюджетов".
   Не подвергая сомнению необходимость создания Украиной своего судоходного пути, мы выступаем, и будем выступать против его проведения через гирло Быстрое. Такой вариант судоходного пути изменит гидрологический баланс дельты, приведет к загрязнению протоки нефтепродуктами, нанесет ущерб местам обитания и кормовой базе большинства видов рыб, распространенных на данной территории, в том числе 7 видам, занесенным в Европейский красный список, и 16 - в Красную книгу Украины, снизит уловы главного для региона промыслового вида - дунайской сельди.
   "Стройка века" приведет к гибели молоди ценных промысловых рыб, а также осетровых, полосатого ерша, большого и малого чопа, приведет к утере мест массового гнездования птиц (а их здесь более 5000 пар!), мест отдыха, кормежки и зимовки. Наконец, канал, если он только вступит в строй, снизит важнейшую экологическую функцию дунайской дельты - биофильтрационную. На Быстром обитают редкие и исчезающие насекомые, земноводные и млекопитающие, в том числе занесенные в Европейский красный список и в Красную книгу Украины. Обитание большинства из них с хозяйственной деятельностью, подобной той, что планируется, несовместимо.
   Экономика низовий Дуная во многом основывается на рыболовстве. Судоходный путь на Быстром угрожает подорвать эту отрасль, разрушить сложившуюся систему хозяйствования в регионе. Сооружение судоходного канала Дунай - Черное море через гирло Быстрое приведет к деградации природных комплексов дельты Дуная, разрушит традиционные формы хозяйствования и может привести к обострению социально-экономической обстановки в регионе.
   В конечном счете, канал по гирлу Быстрое ставит под угрозу существование Дунайского биосферного заповедника и Рамсарского угодья "Дельта Дуная". Причем проект нарушает сразу несколько международных конвенций, ратифицированных Украиной, в том числе Конвенцию о ландшафтном и биологическом разнообразии и Рамсарскую конвенцию об охране водно-болотных угодий.

   Эти аспекты слушаниями, судя по всему, не рассматривались. Более того, судя по резолюции, вариант судоходного пути через Быстрое на них рассматривался как единственно возможный. Что не соответствует действительности.
   И ряд украинских экспертов, и эксперты ЮНЕСКО и Рамсарской конвенции высказались против варианта канала через гирло Быстрое как наиболее вредного с точки зрения сохранения природных комплексов дельты и традиционного хозяйствования. Эксперты высказались на ближайшую перспективу за проведение судоходного пути через Очаковское гирло и соединительный канал порта Усть-Дунайский, а на долгосрочную перспективу - соорудить шлюзованный канал вне динамичной части дельты.
   Подобные варианты прохождения судоходного пути известны давно, и, фактически, именно Минтранс Украины, игнорируя их, тормозит решение транспортных проблем Придунавья. Вариант судоходного пути через гирло Быстрое несостоятелен и с экономической точки зрения: его единственное преимущество перед альтернативными состоит в том, что его придется регулярно расчищать от речных наносов, на что потребуются миллионные бюджетные вливания, проконтролировать использование которых будет практически невозможно.
   Поэтому, если участники слушаний, поддержав вариант по Быстрому, рассчитывали на скорое экономическое развитие региона и рост собственного благополучия, они заблуждались: судоходный путь на Быстром ожидает участь пути на Прорве - работа в течение нескольких лет, закапывание в дельту бюджетных средств и затем закрытие пути... ПРОТИВ ТАКОГО ВАРИАНТА КАНАЛА, ВРЕДНОГО С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, МЫ И ВЫСТУПАЕМ.

   В Резолюции значительное место отведено формальным рассуждениям о функционировании биосферных резерватов со ссылкой на Севильскую стратегию. При этом не упоминается, что по этой стратегии, как и по другим международным, а также национальным документам, биосферные резерваты функционируют в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера". И такое замалчивание неудивительно: эксперт от программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера", Ян Квет, высказался против варианта канала по гирлу Быстрое. Потому фактическое рассмотрение вопроса и пришлось подменить формальными рассуждениями.
   В Резолюции указано, что "Многолетняя мировая практика (Канады, США, Литвы, Великобритании, Польши, России) доказала возможность использования устьевых областей рек для транспортных и других хозяйственных целей без существенного ущерба для природы этих территорий. Это подтверждает успешный опыт нашего соседа Румынии, где практически уже многие годы реализуется принцип гармоничного сосуществования развития человека и природных комплексов в соответствии с Севильской Стратегией". При этом не уточняется, какая именно практика имеется ввиду. Что подразумевается в данном абзаце под устьевыми областями? Судоходные пути в биосферных резерватах не сооружаются. Более того, имеется печальный опыт сооружения судоходного канала на Волге, в Астраханском заповеднике (Россия), нанесшей непоправимый вред его экосистемам. Не на этот ли "положительный" опыт ссылаются слушания?
   Через румынский биосферный резерват "Дельта Дуная" действительно проходит Сулинский канал - один из главных судоходных путей в низовьях Дуная. Только вот слушания почему-то не упоминают, что этот канал существовал более 100 (!) лет до создания резервата и его природные комплексы особой ценности не имеют. Через особо ценные природные территории румыны каналы не проводят...

   Резолюция обвиняет администрацию Дунайского заповедника в "грубейших нарушениях законов Украины и фальсификации при отводе проток и внутренних водоемов в постоянное землепользование ДБЗ, необоснованное их включение в ядро заповедника". В 2003 году в разгар противостояния с транспортниками через заповедник прокатилось более 40 (!!!) проверок. Странно, что они не обнаружили нарушений, выявленных участниками слушаний.
   Что же касается якобы необоснованного включения проток и водоемов в ядро заповедника, так, во-первых, это, на самом деле - ценнейшие территории заповедника, что подтверждается многочисленными исследователями (интересно, на какие исследования опирались слушания при подготовке своих выводов?). Во-вторых, эти территории были включены в заповедник еще в 70-е годы. Странно, почему вопрос "неправомочности" их включения заинтересовал власти только сейчас, когда Минтранс стремится канализовать Быстрое?..

   В Резолюции идет речь о необходимости "Восстановления социальной справедливости для местного населения, предоставив ему возможность заниматься традиционными видами хозяйственной деятельности (рыболовство, скотоводство, огородничество, судоходство, охота и др.)". То есть логично заподозрить заповедник в ущемлении прав местных жителей. Странное обвинение, если учесть, что сейчас в Дунайском заповеднике рыбачат более 400 рыбаков, и более половины вилковчан зарабатывают на заготовке тростника. Заповедник обеспечивает работой значительную часть населения Вилково, и при этом не допускает на эту территорию "пришлых" бизнесменов. Может, организаторам слушаний не понравилась не "нерачительность" администрации заповедника, а, наоборот, - излишний порядок? Браконьерам при нынешней администрации стало действительно неуютно, а так - не будет заповедника - не будет и проблем.

   "Сознавая собственную ответственность за дальнейшее развитие Украины, ее интеграцию в международное сообщество, участники общественных слушаний, выражая волю своих коллективов и организаций, решили..." - фраза из резолюции. Мы сильно сомневаемся, что участники слушаний что-то сознавали, готовя резолюцию. Скорее всего, под всеобщий "одобрямс" единогласно, как в старые добрые времена, был подписан вариант резолюции, подготовленный организаторами.

   Ирония данной ситуации состоит как раз в том, что, поддержав такую резолюцию, именно участники слушаний (не "Дельта-Лоцман" и Вилковский горсовет) взяли на себя ответственность и за будущее Придунавья, и за экономическое развитие Украины. Большинство из них взяли ее на себя, не отдавая отчета в том, что таким образом они всего лишь выполняют заказ Минтранса, помогают ему прорваться к бюджетным средствам. Пусть это останется на их совести.

   Мы же и в будущем не оставим заповедник в беде...

   Председатель Совета ЭкГ "Печенеги", С. Шапаренко

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность