Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Документы

Премьер-министру Украины госпоже Тимошенко Ю.В.
копия: Министру транспорта и связи Украины господину Червоненко Е.А.
9 марта 2005 г.

ПИСЬМО - ОБРАЩЕНИЕ

  Уважаемая Юлия Владимировна!
  Уважаемый Евгений Альфредович!
  Я, Слесаренко Василий Викторович, как настоящий, без преувеличения, патриот Украины, специалист эколог, активный и неравнодушный человек, получил информацию о намерениях Министерства транспорта и связи Украины продолжить достройку второй очереди судоходного хода Дунай - Черное море через ядро Дунайского биосферного заповедника и заявляю по этому поводу свой решительный протест.
  Этой проблемой я лично занимаюсь пять лет и считаю, что имею право привлечь ваше внимание к проблеме с точки зрения этики, законности, целесообразности, защиты народного достояния.
  Не будучи убежденным, что одного моего письма к Министру транспорта и связи Украины будет достаточно (письмо передано лично мной в руки Министра транспорта и связи Украины 3 марта 2005 года на Форуме "Информационное общество Украины", проходившем в Международном центре конгрессов и выставок (г.Киев, ул.Тургеневская, 25) для остановки непродуманных и, на мой взгляд, вредных для государства и его окружающей среды действий от продолжения реализации этого проекта, вынужден обратиться непосредственно к Вам лично.
  Много лет широкие круги общественности и я лично, при поддержке международных организаций и более чем 50 тысяч граждан из 90 стран мира, стараются остановить разрушение национального наследия Украины - Дунайского биосферного заповедника, который находится в Причерноморской среднестепной провинции в дельте Килийского рукава второй по размеру европейской реки - Дуная, где ее воды, закончив свой марафон по Европе, встречаются с Черным морем.
  В соответствии с Рамсарской конвенцией, вся территория заповедника отнесена к водно-болотным угодьям международного значения как место обитания водоплавающих и околоводных птиц. Это край озер, проток, рукавов, болот, островов и царство непуганых птиц, неповторимое произведение природы в самом центре Европы. Животное царство Дунайского биосферного заповедника насчитывает ныне свыше 5 тыс. видов. По численности преобладают насекомые - до 4,5 тыс. видов, среди которых 36 видов из 8 отрядов занесены в Красную книгу Украины и Европейский красный список. Дунайский биосферный заповедник был включен вместе с биосферным резерватом Румынии "Дельта Дуная" в состав Мировой сети биосферных резерватов в качестве трансграничного биосферного резервата под общим названием "Дельта Дуная" и входит в украинско-румынский биосферный резерват "Дельта Дуная" (626.400 га). Это второй на Украине трансграничный биосферный резерват, который Комиссия ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (МАБ) включила в международную сеть. Дельта Дуная, второй по величине европейской реки, является особо ценным в экологическом плане природно-территориальным комплексом в Европе. Очень богата орнитофауна этой территории, насчитывающая 280 видов, в том числе 177 гнездящихся. Именно для гнездования и массовых сезонных скоплений водно-болотных птиц значение дельты Дуная (в целом) тяжело переоценить. Существование ДБЗ позволит сохранить биологическое, экологическое и ландшафтное многообразие уникального на нашем континенте в биогеографическом плане биома в дельте Дуная. С 1999 года ДБЗ включен в международную сеть биосферных резерватов и подчиненный НАН Украины.
  Много лет мировая научная и экологическая общественность доказывала бывшим правительственным структурам Украины ценность Дунайского биосферного заповедника, и недопустимость строительства канала именно через гирло Быстрое. Вопрос строительства канала инициировался еще бывшим временным Министром транспорта господином Пустовойтенко В.П., за что он получил прозвище "неукраинец", так его не интересовало, что этим строительством он разрушает национальное украинское наследие, на которое имеют право все украинцы, а не только транспортный чиновник. По поводу строительства канала через заповедник в 2002-2004 гг. проводились пикетирования Минтранса Украины, Украинского посольства в России, посольства Германии в Украине. Проблема строительства канала рассматривалась на III, IV, V Всеукраинских конференциях экологической общественности, на международной конференции Министров окружающей среды "Окружающая среда для Европы" (Киев, 21-23 мая 2003 г.), и на многих других конференциях и семинарах. Эта проблема поднималась и за границей в Еврокомиссии, которая неоднократно инспектировала этот вопрос в Украине.
  К сожалению, ни противодействие научных работников из НАНУ, ни активное противодействие экологической общественности, ни предупреждения представителей Еврокомиссии, других международных конвенций о нецелесообразности и незаконности строительства именно по гирлу Быстрому не остановили министра транспорта Г.М.Кирпу, который еще упорнее продолжал "проталкивать" свое страшное детище. Под его давлением 10 июня 2003 года был подписан Указ Президента Украины N 502 "О решении совета нац. безопасности и обороны Украины "О состоянии выполнения Указа Президента Украины от 10 августа 1998 года N 861 "О создании Дунайского биосферного заповедника" и перспективы строительства судоходного пути Дунай - Черное море", в котором в предпоследнем абзаце слова "протоками и внутренними водоемами и двухкилометровой полосой в акватории Черного моря" заменяются словами "акваторией Черного моря".
  Вывод N 105 государственной экологической экспертизы относительно доработанного технико-экономического обоснования инвестиций "Создание глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты", осуществленной Киевским национальным университетом им. Т.Г.Шевченко, был подвергнут острой критике, как со стороны экологической общественности, так и со стороны профессиональных научных работников. Принимая во внимание многочисленные нарушения законодательства при проведении государственной экологической экспертизы ТЭО инвестиций создания глубоководного судового хода Дунай - Черное море, БФ "Экоправо-Львов" подал иск в суд на Министерство охраны окружающей природной среды Украины относительно признания вывода государственной экологической экспертизы N 105 от 10.07.2003 г. недействительным. 10 февраля 2004 г. Хозяйственный суд г. Киева вынес решение об удовлетворении иска БФ "Экоправо-Львов" к Министерству охраны окружающей природной среды Украины и признал недействительным вывод государственной экологической экспертизы от 10.07.2003 г. N 105.
  Не тратя времени, Министр Г.Кирпа инициировал рассмотрение проекта нового Указа Президента Украины "О создании Дунайского трансграничного биосферного заповедника, установлении его границ... ", которым из заповедника изымались все внутренние протоки и водоемы, а заповедная зона должна была уменьшена в 10 раз. По своему обыкновению, пренебрегая необходимой процедурой согласования, Министр транспорта Г.Кирпа 23 сентября 2003 года принудил Правительственный комитет по вопросам экономической политики поддержать проект строительства канала по гирлу Быстрое. Пока официальная власть молчала, и не отвечала на обращения общественности, в рамках комплексной государственной экспертизы, организованной Дочерним предприятием Центральной службы Укринвестэкспертизы "Украгроинвестэкспертиза", Минэкоресурсов Украины было осуществлена повторная государственная экологическая экспертиза относительно доработанного ТЭО инвестиций "Создание глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты", исполнитель - профессор Некос из Харьковского национального университета им. Каразина. Заказанная экспертиза была необъективной, то есть по сути незаконной, так как делалась поспешно за три недели, да еще и сомнительной международной группой, профессиональная квалификация которой не была подтверждена. По информации специалистов НАН Украины, такую экспертизу следует выполнять три сезона?!
  Вывод данной экспертизы базировался на научной эколого-экспертной оценке относительно доработанной документации, выполненной Киевским национальным университетом им. Тараса Шевченко (в отличие от харьковских псевдопрофессионалов, специалисты киевского университета в количестве 9 кафедр и 109 экспертов высказались о нецелесообразности принятия такого проекта строительства канала по гирлу Быстрое, но зам. министра охраны природы Гриценко А.В. намеренно забрал, по сути, законченную Киевским университетом экспертизу с отрицательным выводом относительно целесообразности начала строительства канала, утвержденным Ученым советом и передал заказ экспертизы своему учителю в Харьковский университет профессору Некосу, которую тот с блеском сделал за три недели, в глаза не видя ДБЗ, и ту природу, которую он фактически своим положительным экспертным решением отдал на заклание).
  Министр Г.Кирпа так старался выполнить поручение Президента Л.Кучмы, что начисто и осознанно забыл о действующих и обязательных к выполнению законах Украины и международных соглашениях, ратифицированных Украиной. Я убежден, что господин Министр транспорта и связи Украины Червоненко Е.А. отличается от своих предшественников, и не будет нарушать законы Украины и международные конвенции, и приложит максимум усилий для сохранения заповедника и всего, что в нем есть живого. Министр Кирпа Г.М. не учел и не хотел учитывать то, что Дунайский биосферный заповедник решением ЮНЕСКО от 02.02.1999 г. получил международный сертификат биосферного резервата. ДБЗ вошел в состав румынско-украинского билатерального резервата "Дельта Дуная". Также территория Дунайского биосферного заповедника вошла в список водно-болотных угодий международного значения, охраняющихся положениями Рамсарской конвенции (Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом как среда обитания водоплавающих птиц). Таким образом, данная природная территория является одной из ценнейших и наиболее уязвимых в Украине, представляет собой рефугиум для десятков редких и исчезающих видов растений и животных и, в соответствии с положениями Закона Украины "О природно-заповедном фонде Украины", является "национальным достоянием". Промежуточные и итоговые выводы эколого-экспертной оценки могли быть реализованы лишь при отмене абсолютно заповедного режима на рукаве Быстром.
   Охранный режим Дунайского биосферного заповедника как в целом, так и его отдельной территории, регулируются нормами закона Украины "О природно-заповедном фонде Украины". В соответствии со статьями 16 и 18 этого закона, "строительство сооружений, путей, линейных и других объектов транспорта" в абсолютно заповедной зоне биосферного заповедника категорически запрещено. Глубоководный судоходный ход является линейным объектом транспорта. Таким образом, основывая научную эколого-экспертную оценку на отсутствии абсолютно заповедного режима на гирле Быстром, его разработчики проигнорировали нормы действующего законодательства, действовали исключительно в угоду давлению со стороны бывшего Президента Украины Л.Д.Кучмы, министра транспорта и связи Г.М.Кирпы, и тем самим нарушили один из основных принципов экологической экспертизы - законность (п. 6) ст.6 Закона Украины "Об экологической экспертизе". В этой детективной истории много темных пятен.
  Нуждается в расследовании использование государственных средств на проектирование, экспертизы и само строительство первого этапа канала за государственные средства. Каким образом эти средства отображены в бюджете, насколько использованы, где остаток, как были согласованы расценки с капитаном немецкого землесоса "Джозеф Мебиус", почему не привлекли отечественных исполнителей, и т. д.? Так, Указом Президента Украины из подчинения заповеднику были изъяты водные протоки и рукава, которые были переведены в зону антропогенных ландшафтов. А готовил документы об этом изъятии заместитель руководителя Государственной службы заповедного дела Министерства охраны окружающей природной среды Украины господин Комарчук С.С., который по должности должен был защищать эту заповедную территорию, но забывшего, что у него должность и что за обязанности. Так чьим-то росчерком пера была уничтожена ценнейшая природная экосистема мирового значения! И теперь стало возможной делать "канализацию" ядра заповедника. Вот так в заповеднике не стало одновременно природы, птиц, животных, деревьев, и других природных сокровищ. На данный момент уже состоялась реализация первого этапа относительно строительства судоходного канала в украинской части дельты Дуная (построено 3 км пути). Проведены изменения в заповедных территориях для облегчения этого процесса. Этот процесс длится большее трех лет без привлечения общественности и проведение оценки влияния на окружающую среду соответственно международным стандартам. Указом Президента Украины Л.Кучмы от 10 июня 2003 года существенно изменен status quo в дельте Дуная. Им все внутренние воды (протоки и внутренние водоемы) Дунайского биосферного заповедника лишены статуса территории природно-заповедного фонда. Так власть Кучмы и Кирпы бережет собственность и средства народа Украины.
  Я считаю, что министр Червоненко Е.А. должен возвратить заповеднику его территорию, а канал строить в другом месте, выбрав один из семи альтернативных и более дешевых вариантов. 13 октября 2003 года вышло "Распоряжение N 598-р" Кабинета министров Украины, которым разрешается осуществлять строительные работы на территории строгой заповедности Дунайского биосферного заповедника, билатерального заповедника ЮНЕСКО, без разработанного проекта, без государственной экологической экспертизы, без согласования с Верховной Радой Украины, чем были нарушены ст. 39 Закона Украины "Об экспертизе", ст. 150 Земельного кодекса Украины, ст. 16 Закона Украины "О природно-заповедном фонде", ст. 94 Водного кодекса, Указ Президента Украины N 520 от 10. 06. 2003 г. и другие законодательные акты, в том числе международные конвенции и обязательства Украины.
  Общественность понимает, что Дунай и Придунайский регион являются стратегическими объектами международных интересов. Процессы интеграции Украины в мировое сообщество, развитие партнерского взаимовыгодного отношения невозможны без усилий по утверждению Украины в Придунайском регионе. То, что украинская власть в лице первого лица государства Президента Л.Кучмы, его исполнителя министра транспорта Г.Кирпы, а также послушного министра охраны природы С.Полякова, его заместителя А.В.Гриценко, манипулировавшего экспертизами, и его подчиненного зам. начальника Государственной службы заповедного дела С.С.Комарчука (препятствовавшего международным экспертам в инспекции выполнения Украиной международных соглашений при строительстве канала и готовившего документы об изъятии у заповедника проток и водоемов - и это человек, обязанный создавать заповедники, а не уничтожать их!), при молчаливом согласия главы Администрации Президента Украины В.Медведчука и их непосредственных бизнес-партнеров ДП "Дельта-Лоцман" во главе с господином В.Бездольным, принуждавшим руководство НАНУ согласиться со строительством канала, фактически провалила такой важный вектор внешнеэкономических отношений, как "Дунайская политика", и доказывать это уже не нужно. За сознательный вред международному авторитету государства пока никто из государственных деятелей старой власти не ответил, а следовало бы. Сегодняшняя ситуация в Украинском Придунавье сложилась не после заиления Прорвы, как это старается в большинстве случаев показать Министерство транспорта Украины и некоторые народные депутаты Украины, а намного раньше. Отсутствует государственная комплексная программа развития региона. Отдельные мероприятия, которые принимаются, не носят комплексного характера и не приносит ожидаемого эффекта. Никто в данное время не возражает против восстановления полноценного судового хода р. Дунай - Черное море. Однако, через восстановление, а не закапывание государственных средств и осуществления постоянных дноуглубительных работ, через возрождение, а не уничтожение природного заповедного фонда.
  Не надо забывать о том, что наличие высокого биоразнообразия (до 4000 видов растений и животных) и биопродуктивность дельты послужили основой для создания Дунайского биосферного заповедника (указ Президента Украины от 10 августа 1998 г. N 861/98). По оценкам специалистов, потеря хотя бы одного редкого вида животного или растения оценивается сейчас в сумму приблизительно 500 млн. долл. США. Гирло Быстрое является местом миграции 95 % дунайской сельди, от которой, в основном, и зависит ее улов - от 350 до 500 тонн. Экономические потери от падения стада сельди могут составить для украинских рыбаков соответственно 2 млн. грн. ежегодно.
  Дельта Дуная (вторичная дельта Килийского гирла Дуная) - одно из наибольших водно-болотных угодий Европы. В силу природных, географических, исторических и политических причин она на значительных площадях сохранила свой первозданный вид. Водно-болотные угодья дельты Дуная включены в состав 200 наиболее богатых по многообразию угодий в мире, составляющих планетарную сеть Global-200. Министр Червоненко Е.А. как должностное лицо новой власти должен понимать, что Дельта Дуная является объектом действия целого комплекса международных и национальных правовых норм, нарушение которых повлечет за собою ряд отрицательных последствий для всей Украины, как на внутреннем, так и на международном уровне. Кроме того, в данное время тяжело доказать народнохозяйственную необходимость создания судоходного пути по гирлу Быстрое, учитывая, что сегодня, и в особенности в ближайшей перспективе, основной грузопоток по Дунаю будет идти по маршруту "Амстердам - Констанца". Дельта Дуная, как транспортная артерия, в частности канал Сулина, уже в ближайшей перспективе будет исключена из Дунайского грузопотока, как оно уже происходило в конце 2004 года. Где в этой ситуации народнохозяйственная необходимость организации судоходства по гирлу Быстрое? Где экономическое обоснование целесообразности именно этого проекта канала? Его до сих пор нет. Возможно, постоянное отмывание и заиливание средств господином министром Г.Кирпой (миллионы тонн песка и ила по расчетной цене $ 1-1,5/тонна), а по факту ДП "Дельта-Лоцман" (по сообщениям НАНУ) платит немецкому землесосу "Джозеф Мебиус" по $ 2,5/тонну, так куда же уходит разница государственных средств в $ 1-1,5/тонну, причем в течение круглого года?
  Не на избирательную ли кампанию единого кандидата от власти собирались таким образом деньги? Указом Президента Украины Л.Кучмы президент компании "Йозеф Мебиус" Вернер Мебиус "за весомый личный взнос в развитие украинско-немецкого сотрудничества в области судоходства, морского и речного транспорта" награжден орденом "За заслуги" II степени... Наверное, в качестве компенсации за перенесенные страдания при уничтожении колоний птиц и нереста дунайской сельди. Не за это ли награжден капитан немецкого судна высокой наградой Украины?
  Сегодня на население региона совершается давление со стороны ДП "Дельта-Лоцман" и некоторых госслужащих, навязывается мнение, что все социальные проблемы обусловлены отсутствием канала и существованием заповедника. Приверженцы строительства канала по гирлу Быстрое, пренебрегая действующим законодательством Украины, а также всеми международными обязательствами, стремятся превратить его в очередной элемент своих экономических интересов. Ярким примером этого является схема финансирования строительства канала по гирлу Быстрое, помещенная в ТЭО строительства и инвестиций (также утаиваемый документ, который общественность в руках не держала и не видела, поскольку он является частной собственностью ДП "Дельта-Лоцман", как объяснили в Минприроды, а что пока государственное, завтра может стать частной собственностью новых олигархов, - по принципу "Есть деньги, на что взгляну - все мое"). В ней отмечается, что государство вкладывает в строительство глубоководного судового хода Дунай - Черное море через специализированное государственное предприятие "Дельта-Лоцман" безвозвратные целевые капитальные вложения в сумме около 40 млн. грн. В обмен на вложенные средства государство получает в "собственность" канал Дунай - Черное море, который приказом Минтранса Украины закрепляется за той же "Дельта-Лоцман" на правах полного хозяйствования. "Дельта-Лоцман" начинает эксплуатацию канала и открывает в уполномоченном банке сроком на 9 лет кредитную линию под 17 % годовых. Конечно, за 9 лет кредит возвращен не будет, канал будет убыточным, или искусственно будет создана ситуация банкротства. В данном случае сам канал станет собственностью кого-нибудь из доморощенных олигархов или определенных политических структур.
  Да и вообще, анализ ситуации приводит к выводу, что кому-то очередной раз хочется "закопать" подальше от столицы большое количество государственных средств, ежегодно пополняя их через проведение дноуглубительных работ и расчистку наносов. Учитывая активный характер гирла Быстрое и необходимость постоянного поддержания его в рабочем состоянии, в первые годы эксплуатации объемы затрат на ремонтные дночерпания будут превышать 10 млн. грн. ежегодно. Кроме того, дополнительный общий объем годовых эксплуатационных затрат составит почти 25 млн. грн. (по данным проектировщиков). То есть выводы о том, что после обещанного открытия в 2003 году (а реально открытие уже состоялось осенью 2004 года) экспериментально-эксплуатационной прорези все следующие капитальные вложения в строительство и эксплуатацию канала через гирло Быстрое будут осуществляться за счет собственных средств, заработанных при его эксплуатации, неуместны. При современном состоянии проходов, имеющейся тарифной политике и более привлекательном состоянии румынских каналов, основные судопотоки будут сориентированы не на украинскую часть дельты Дуная, тем паче, что судоход через румынские каналы на 300 км короче. Проведение работ, а также проектирование уже проведенного первого этапа строительства канала через территорию заповедника при современном его статусе является незаконным, территории биосферного заповедника является заповедной зоной, в границах которой Законом прямо запрещена хозяйственная деятельность, включая и ту, которая предполагается при осуществлении второго этапа каналостроительства.
  Одновременно с этим, учитывая положительный опыт Румынии по созданию внекатегорийного комплекса Констанца - Черноводе на инвестиционной основе, можно было бы начать разработку предпроектных предложений относительно создания глубоководного шлюзованного судового хода на материковой части украинской дельты Дуная (проект по гирлу Быстрое лишь один из восьми альтернативных проектов, которые специально не рассматривались Минтрансом Кирпы Г.М.). Сейчас крайне необходимо общими усилиями обеспечить разработку комплексной научной программы сохранения биологического и ландшафтного многообразия окружающей среды и постоянного социально-экономического развития украинского Придунавья и мероприятий по практической реализации ее выводов и рекомендаций относительно приоритетных аспектов дальнейшего развития транспортных коммуникаций. Действительно, упрямо игнорируя международное и национальное природоохранное законодательство, министр транспорта Украины Г.Кирпа, при поддержке высших чиновников Украины, втянул нашу страну в серьезный международный скандал. Вместе с тем, как показал первый месяц эксплуатации канала - овчинка выделки не стоит. Иностранные суда так и не пошли по украинскому каналу, отдавая преимущество румынским, путь по которым на 300 км короче. Всего же по каналу через заповедник за сентябрь 2004 года прошло около 50 украинских и несколько иностранных судов, которые ранее проходили по давно существовавшему украинскому Соединительному каналу. А как же реагирует власть на эти события?
  "В мнении мировой общественности произошел перелом в пользу Украины относительно канала Дунай - Черное море", - заявил заместитель председателя Администрации Президента Украины Василий Базив. По его словам, передает корреспондент ЛIГАБiзнесIнформ, "теперь у мирового сообщества преобладает мнение о целесообразности строительства этого канала". Нечего и комментировать - у Администрации Президента Украины, у господина В.Медведчука, судя по всему, была своя мировая общественность, сильно отличавшаяся от остальной общественности.
  25 октября Правительство, согласно решению от 6.06.2003 г. Совета национальной безопасности и обороны Украины, было намерено предоставить ЮНЕСКО новое зонирование и Проект организации территории и охраны природных комплексов ДБЗ. Эти изменения функциональных зон были вызваны стремлением Минтранса Украины, не смотря ни на что, на грани международного скандала, соорудить судоходный ход Дунай - Черное море в гирле Быстром, в ядре заповедника.
  6-8 октября 2004 г. представители правительства Украины пообещали официальной делегации Еврокомиссии вести диалог с общественностью относительно строительства канала Дунай - Черное море, в соответствии с требованиями национального законодательства и положениями Орхусской конвенции.
  Учитывая общее направление деятельности бывшего министра Минприроды С.Полякова, есть основание утверждать о следующем:
- из территории заповедника будут изъяты или переведены в зону антропогенных ландшафтов все внутренние водоемы и протоки и/или;
- изъятие из заповедника проток и водоемов (а это водно-болотные угодья) или их перевод в зону антропогенных ландшафтов, а также "раззаповедание" берегов Старостамбульского и Потапова гирл ослабят режим охраны природных комплексов ДБЗ и фактически сделают невозможным его поддержание, что приведет к катастрофическому ухудшению состояния природных комплексов дельты.
  По состоянию на 23 февраля 2005 года Генеральному Прокурору Украины С.М.Пискуну, Президенту Украины, В.А.Ющенко, средствам массовой информации от украинской и международной общественности было отправлено Открытое обращение "Нет" политическому преследованию коллектива Дунайского биосферного заповедника!"
  В обращении указано, что для прекращения общественной кампании противодействия сооружению канала Дунай - Черное море через одну из ценнейших территорий Дунайского биосферного заповедника, гирло Быстрое, Минтранс Украины последние два года старается ликвидировать сам заповедник, как природоохранное учреждение, за его принципиальную позицию относительно необоснованности и нецелесообразности строительства этого судоходного пути через заповедное ядро. Так, именно Минтрансом был инициирован иск относительно отмены выданного Дунайскому биосферному заповеднику государственного акта на землепользование, которым за заповедником закреплялось право пользования землями островов, протоками и внутренними водоемами. Именно Минтрансом лоббировалось изъятие из абсолютно заповедной зоны Дунайского биосферного заповедника гирла Быстрого и всех проток и внутренних водоемов из его состава, что и было осуществлено без каких-либо природоохранных оснований соответствующим Указом Президента Украины Л.Кучмы. Но главным способом уничтожения заповедника Минтранс избрал травлю его коллектива - путем распространения неправдивой информации и организации проверок фискальными и другими органами. За 2003 - 2004 года было осуществлено более 20 тотальных проверок Дунайского заповедника, причем ряд инстанций проверял его по 3-5 раз, отдельные проверки длились неделями. Характерно, что грубых нарушений в деятельности заповедника ни одна проверка не обнаружила. Кроме того, в коммерческих СМИ была распространенна неправдивая информация о смерти директора ДБЗ, господина Волошкевича. Преследуя свои цели, Минтранс продолжает давить на заповедник.
  3 сентября 2004 директор подчиненного Минтранса госпредприятия "Дельта-Лоцман" В.Бездольный обратился к прокурору Одесской области с предложением возбудить уголовное дело против должностных лиц Дунайского заповедника за противодействие сооружению судоходного пути через гирло Быстрое.
  25 сентября 2004 г. Прокуратурой Одесской области такое уголовное дело было возбуждено.
   2 ноября в Дунайском биосферном заповеднике появились 5 работников милиции во главе со следователем Дунайской транспортной прокуратуры С.В.Кузнецовым. Они предъявили Постановление о возбуждении упомянутого уголовного дела N 051200400099, возбужденного по ч. 2 ст. 364 ККУ "по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами Дунайского биосферного заповедника". Следственной группой в тот же день были изъятые практически все документы относительно финансово-хозяйственной деятельности заповедника, входящая и исходящая документация, приказы и т. п. (всего свыше 300 томов), а также компьютеры, что привело к фактическому блокированию работы заповедника как научно-исследовательского и природоохранного учреждения.
  Также вызывает удивление тот факт, что досудебное следствие осуществляет Дунайская транспортная прокуратура - подразделение Прокуратуры Украины, надзирающее за соблюдением законности на объектах транспорта, к которым Дунайский биосферный заповедник никак не относится. Это ставит под сомнение обоснованность и объективность досудебного следствия, которое осуществляют следователи Дунайской транспортной прокуратуры.
  Учитывая указанные факты, прошу Премьер-министра Украины дать правовую оценку действиям представителей власти и господина В.Бездольного, закрыть криминальное по форме и политическое по сути дело против должностных лиц Дунайского биосферного заповедника, проверить законность преследования работников Дунайского биосферного заповедника органами налоговой службы, КРУ, прокуратуры и привлечь к ответственности лиц, виновных в этих заказных и незаконных преследованиях Дунайского биосферного заповедника.
  В рамках полномочий Премьер-министра Украины, прошу провести проверку информации, изложенной в этом письме, дать объективную правовую оценку всем лицам, которые причастны к планомерному уничтожению Дунайского биосферного заповедника, незаконному препятствованию работе руководства заповедника, незаконные действия которых уже нанесли вред природоохранному делу, прекратить травлю коллектива заповедника и втягивание его в искусственный умышленный конфликт с местным населением.
  Уверен, что вы, господин министр транспорта и связи, Червоненко Е.А., приняли свое решение о достройке канала на основании доверия к рекомендациям ваших нынешних заместителей - бывших заместителей покойного министра Г.Кирпы, с которым они вместе и делали этот эколого-политический заказ на разрушение заповедника и, наверное, не одного его, в пользу личным интересам бывшей властной верхушки и лично Президента Л.Кучмы.
  Прошу вас внимательно взвесить все обстоятельства, изложенные здесь, учесть мое личное мнение и мнение общественности по данному вопросу и приложить усилия, чтобы канал у Украины был, но и чтобы заповедник существовал. Есть альтернативы каналостроительства, используйте их.
  Сегодня главное - остановить строительство судового хода Дунай - Черное море как уже нарушающего ряд законов Украины и ратифицированных международных соглашений и конвенций.
  Для решения экономических вопросов относительно развития Придунавья и сооружения канала, который соединит Дунай с Черным морем, предлагаю провести ряд консультаций и рабочих совещаний с НАН Украины, законного собственника заповедника относительно подготовки нового проектирования и строительства судоходного канала вне границ национальной святыни мирового значения - Дунайского биосферного заповедника.
  Не обманите наших ожиданий. Министр Червоненко Е.А. не должен быть близнецом своих предшественников, и в своей деятельности учитывать уязвимость экосистем от техногенного вмешательства.
  С глубоким уважением, верой в вашу мудрость, справедливость и взвешенность решений, беспристрастность и законность, государственность и профессиональность, знание экологических проблем и поддержку равноправного взаимовыгодного партнерства относительно сотрудничества общественности и власти.

   Сокоординатор Общественного комитета
Национальной безопасности Украины
В.Слесаренко

seu-info@seu.ru