Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Документы

О создании судоходного канала через украинскую часть дельты р. Дунай

  Решением Юнеско от 02.02.1999г. Дунайский биосферный заповедник НАН Украины получил международный сертификат биосферного резервата. Этим же решением ЮНЕСКО создан единый румыно-украинский билатеральный резерват "Биосфера дельты Дуная".
  В 2000 году Президент Украины дал поручение "по поводу реализации конкретних путей востановления судоходства на украинской части р.Дунай" и "гирло Быстрое было определено местом строительства глубоководного судового пути Дунай-Черное море".
  Заключение института государства и права им. Корецкого НАН Украины (17.09.01г.) показало недопустимость всяких попыток даже приблизится к запретной теме. Таких резерватов, как Дунайский биосферный заповедник НАНУ - всего пять в мире.
  Неоднократные обращения НАН Украины, ее Президента Патона Б.Е., Вилковского городского совета (решение сессий №145 от 22.11.01г., №166 от 06.02.02г.), общественности (обсуждение проблемы началось еще в 1997г.) к Президенту Украины, КМУ, в Минтранс Украины, в другие инстанции с предложениями о вариантах обеспечения выхода Украины в Черное море через Дунай, дали свои результаты.
  Президент Украины (18.01.02г.) распорядился: "С учетом действующего законодательства и соответствующих международных обязательств Украины доработать проекты альтернативных вариантов решения этих проблем. Строго придерживаться международных обязательств".
  Сравнительно недавно (27.11.02г.) Президент НАН Украины академик НАН Украины Б.Е.Патон направил премьер-министру Украины В. Януковичу "Научно-экспертную оценку социально-экономических, международно-правовых и экологических аспектов возможного строительства глубоководного судового хода р.Дунай-Черное море в украинской части дельты Дуная" - обобщенные выводы научных экспертных оценок временного творческого коллектива, которые работали на базе Института гидробиологии НАН Украины и Совета по изучению продуктивных сил Украины НАН Украины. Обобщенные выводы подписаны руководителями исследований директором Института гидробиологии НАНУ, академиком НАНУ В.Д. Романенко и заместителем Председателя Совета по изучению продуктивных сил Украины НАН Украины, доктором экономических наук Б.Д. Данилишиным.
  В заключительной части документа сказано следующее. "С учетом вышеупомянутого, есть достаточно оснований сформулировать такие научно-экспертные оценки:
  1. Проектирование и возможное строительство глубоководного судового хода г. Дунай - Черное море через устье Быстрое в границах заповедной зоны Дунайского биосферного заповедника НАН Украины, которая есть составной частью международного трансграничного румынско-украинского биосферного заповедника ЮНЕСКО "Дельта Дуная" в случае их осуществления было бы грубым нарушением ряда статей Конституции Украины, многочисленных норм Законов Украины "Об охране окружающей естественной среды", "О природно-заповедном фонде Украины" и других актов национального законодательства, а также международных обязательств нашего государства.
  Если даже соответствующий проект с точки зрения ближайших экономических показателей признается Министерством транспорта Украины на сегодня эффективным, то с точки зрения долгосрочной перспективы он приведет к многочисленным отрицательным следствиям, причем не только экологического, а и экономического, социального, политического и правового характера; значительную часть из них сегодня можно лишь прогнозировать, а некоторые даже невозможно предусмотреть.
  2. Понимая необходимость строительства соответствующего судового хода на территории Украины, считаем, что заказчикам и проектантам следует сосредоточить внимание на разработке на конкурсных условиях всех возможных альтернативных предложений. Среди главных критериев определения приоритетности проектов должны быть не только показатели их экономической эффективности из обзора лишь на ближайшую перспективу, а, прежде всего, требования экологической безопасности, долгосрочные интересы постоянного развития государства, обеспечение соблюдения международных обязательств, добровольно взятых на себя Украиной.
  Преимущество должно быть предоставлено проекту, который не нарушает норм национального законодательства, возможности реализации которого будут минимально зависеть от необходимости выполнения определенных международных процедур, согласование с международными организациями и иностранными государствами; а главное, он не должен задевать интересы Дунайского биосферного заповедника.
  Должен быть объявлен тендер на проектирование возможного строительства глубоководного судового хода, публичное и прозрачное обсуждения соответствующих альтернативных вариантов, из которых независимая комиссия специалистов смогла бы выбрать оптимальный.
  Вместе с этим, на первом этапе предлагаем принять неотложные меры относительно углубления Соединительного канала порта Усть-Дунайськ на 6 км с затвором, а также основательно изучить возможности расчистки Потаповского канала и проходов к Старостамбульскому устью.
  Замеченная опечатка: не 6, а 3км

  Комментарий. "…а также основательно изучить…". Все изучено 150 лет тому. Потаповское гирло былопрорыто по приказу ретивого генерала Потапова и "захлопнулось", не просуществовав и года, навсегда.

  Одновременно с этим, учитывая положительный опыт Румынии относительно создания внекатегорийного комплекса Констанца - Черноводе на инвестиционной основе, можно было бы начать, проработку предпроэктных предложений по созданию в будущем глубоководного шлюзованного судового хода на материковой части украинской дельты Дуная.

  Комментарий. Проектное предложение по устройству глубоководного шлюзованного судового хода, проходящего по материковой части украинской дельты Дуная, уже разработано ПКФ "Проектгидрострой", ул. Космонавтов,32, оф.1002, 65079 Одесса, +38 0482 374 803, e-mail: port-dunabe@bk.ru
  Предложение запатентовано и найден украинский инвестор. Об этом знают все. Информация широко распространяется, но ее, словно, не замечают. Уже дважды Минтранс выдавал ПКФ "Проектгидрострой" техническое задание на проектирование, и дважды по скрытым причинам заказ срывался.

  3. Проблемы возможного строительства указанного глубоководного судового хода в украинской части дельты Дуная требуют проведения предшествующих консультаций с соответствующими международными организациями и заинтересованными странами.
  4. Необходимо обеспечить общими усилиями разработку комплексной. научной программы сохранения биологического и ландшафтного многообразия окружающей среды и постоянного социально-экономического развития Украинского Придунавья и мероприятия по практической реализации ее выводов и рекомендаций относительно приоритетных аспектов дальнейшего развития транспортных коммуникаций.
  5. Целесообразно принять меры относительно отладки постоянно действующего системного мониторинга территории региона и на этой основе обеспечить сохранение и рациональное использование ресурсов уникальных естественных комплексов, развития туризма и соответствующей социальной инфраструктуры.
  Считаем целесообразным еще раз подчеркнуть, что Украина может формировать имидж государства цивилизованного, которое уважает и придерживается норм национального законодательства и международного права. Только при таких обстоятельствах ее будут воспринимать как надежного партнера в международных отношениях и провозглашенный Украиной европейский выбор действительно будет отвечать европейским стандартам подходов к решению проблем.
  Есть довольно веские основания предполагать, что в случае совершения со стороны Украины действий, которые могут быть расценены международным сообществом такими, которые способны привести к ухудшению условий деятельности Дунайского биосферного заповедника или к ухудшению условий сохранения его природных комплексов, сразу можно ожидать резко отрицательную реакцию со стороны ЮНЕСКО, других межправительственных и неправительственных международных организаций природоохранного профиля, а также мировой экологической общественности. Ведь при современных условиях решения экологических проблем, уровень выполнения соответствующих международных обязательств есть существенным фактором формирования отношение международного сообщества к государствам. В случае принятия недостаточно взвешенных решений или совершение соответствующих действий, Украина может быть поставлена в крайне сложное положение, лишена или значительно ограничена в участии в международном природоохранном сотрудничестве, получении помощи со стороны международных донорских организаций для решения актуальных экологических, экономических, социальных и политических проблем. А это не будет отвечать национальным интересам и основным направлениям внешней и внутренней государственной политики и недопустимо с точки зрения того, что наше государство должно быть принимающей стороной следующей Всеевропейской конференции министров окружающей среды, запланированной на май 2003 года, а значит - должна выступать лидером процесса "Окружающая среда для Европы", демонстрировать на национальном и международном уровнях обоснованные подходы к решению актуальных экологических проблем".
  К этому можно добавить обращения представителей 64 зарубежных стран в разные высокие инстанции Украины о недопустимости уничтожения природной территории такого качества и значения для Биосферы, как Дунайский биосферный заповедник.
  Незаконные действия Министерства транспорта Украины приостановлены. Однако, конструктивного ответа общественность до сих пор не получила ни от одной из власть принимающих организаций. Вместе с тем, мы хорошо понимаем, что строительство канала по варианту Минтранса приведет к нарушению целостности заповедника, снижению природоохранного значения этой территории и, в конечном счете, к полной его потери, что вырастет в международную проблему в соответствии со всей совокупностью международных правовых актов, подписанных Украиной.
  Именно поэтому экологическая общественность, поддерживаемая научными силами, пришла к решению реализовать свое право и провести общественную экологическую экспертизу, документации, представленной Минтрансом для реализации устройства канала Дунай - Черное море на украинской части дельты Дуная.

  Исп. А.Шевчук
(0482) 268 275

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность

Продаем буровые насосы НБ 125 и др.