ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА СУДОХОДНОГО ХОДА ДУНАЙ - ЧЕРНОЕ МОРЕ ЧЕРЕЗ
ГИРЛО БЫСТРОЕ
Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!
За последние месяцы положение Дунайского биосферного заповедника резко
ухудшилась. Как мы уже писали, 2 февраля Президент Украины подписал указ "О
расширении территории Дунайского биосферного заповедника". Указ формально,
"на бумаге", расширяет территорию заповедника (см. НОВОСТИ КАМПАНИИ ... -
Гарант Конституции, как и жена Цезаря - вне подозрений!), но не это главное,
его изюминка - перевод гирла Быстрое из абсолютно заповедной зоны в зону
антропогенных ландшафтов. Указ убрал очередное принципиальное препятствие на
пути Минтранса к канализации заповедника...
Минтранс может начинать рыть канал после положительного заключения
экологической экспертизы проекта канала. Подготовка этой экспертизы поручена
Киевскому национальному университету (КНУ).
В июне - июле 2003 года КНУ провел уже одну такую экологическую
экспертизу - относительно технико-экономического обоснования инвестиций
"Создание глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинском
участке дельты". Экспертиза, во-первых, была сделана с массой нарушений
действующего законодательства; во-вторых, ее вывод был "правильным" -
трактовать его можно было "и нашим, и вашим":
"1. ПО СУЩЕСТВУЮЩЕМУ НА ДАННОЕ ВРЕМЯ ЗОНИРОВАНИЮ ДУНАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО
ЗАПОВЕДНИКА ВЛИЯНИЕ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЮБОГО ИЗ РАССМОТРЕННЫХ ВАРИАНТОВ ПРОЕКТА
НА ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДУ НЕ МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ ДОПУСТИМЫМ (все выделения в
цитате сделаны исполнителями экспертизы - прим. С. Ш.). Тем не менее,
отсутствие в настоящее время научно обоснованного зонирования территории
Дунайского биосферного заповедника СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ВОЗМОЖНОСТИ И СРОЧНОЙ
НЕОБХОДИМОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАКОГО ЗОНИРОВАНИЯ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УЧЕТОМ
ВОЗМОЖНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ В ЗОНЕ АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ ТРАССЫ
ГЛУБОКОВОДНОГО СУДОВОГО ХОДА Р. ДУНАЙ - ЧЕРНОЕ МОРЕ НА УКРАИНСКОМ УЧАСТКЕ
ДЕЛЬТЫ ДУНАЯ".
Трактовать такое умозаключение можно по-разному. Трактовка Минтранса
понятна - "экспертиза дала "добро" каналу на Быстром". Однако, в отличие от
защитников заповедника, транспортники легко подключают к своей трактовке
"админресурс", а этот локомотив любую экспертизу вытянет как "самую
правильную". Вот и вышло, что, с одной стороны, Минтранс все свои действия с
августа месяца строил на основании положительного вывода экоэкспертизы - и
другие ведомства воспринимали этот вывод именно как ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. А с
другой стороны разработчики экспертизы раздраженно доказывали оппонентам,
что они либо не давали положительного вывода для канализации Быстрого, либо
дали ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ вывод, - и многие из коллег прислушивались к их мнению.
Хозяйственный суд г. Киева по иску
"Экоправо-Львов" в феврале отменил этот вывод.
Сейчас история может повториться. Плюс, которого мы
достигли предыдущей кампанией - требование к разработчикам от
Минэкоресурсов утвердить нынешнюю экспертизу на ученом совете университета.
Министерство вынуждено страховаться...
Мы надеемся, что ученому совету не все равно, что о нем будут думать в
мире, и поэтому ПРОСИМ ВАС ОБРАТИТЬСЯ (попросить или потребовать) К РЕКТОРУ
КИЕВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НЕ УТВЕРЖДАТЬ АНТИЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВЫВОД ЭКСПЕРТНОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
КАНАЛ НА БЫСТРОМ ПРИВЕДЕТ К ДЕГРАДАЦИИ ЦЕННЕЙШИХ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ И
ПОСТАВИТ ПОД ВОПРОС САМО СУЩЕСТВОВАНИЕ ЗАПОВЕДНИКА! (Подробнее о
последствиях, которыми грозит данный вариант канала см. в постскриптуме.)
Примерный текст письма:
_______________
Ректору Киевского национального университета имени Тараса Шевченко,
проф., В. В. Скопенко
Уважаемый Виктор Васильевич!
Как нам стало известно, Минэкоресурсов Украины передало возглавляемому
Вами Киевскому национальному университету проект сооружения судоходного пути
Дунай - Черное море по гирлу Быстрое Дунайского биосферного заповедника.
Нам хотелось бы отметить, что, во-первых, КНУ уже имеет негативный опыт
проведения подобной экспертизы: Вашими сотрудниками была подготовлена
"Научная эколого-экспертная оценка технико-экономического обоснования
инвестиций "Создание судоходного хода р. Дунай - Черное море на украинском
участке дельты". Данная оценка, фактически сделала положительный вывод о
возможности сооружения судоходного пути на гирле Быстрое, но была сделана со
значительными нарушениями действующего украинского законодательства; в
результате чего Хозяйственный суд г. Киева по иску "Экоправо-Львов" в
феврале отменил ее вывод.
Во-вторых, по многочисленным заключениям отечественных и иностранных
экспертов, сооружение судоходного пути на гирле Быстрое поставит под угрозу
само существование Дунайского биосферного заповедника и Рамсарского угодья
"Дельта Дуная". Характерно, что данный проект нарушает сразу несколько
международных конвенций, ратифицированных Украиной, в том числе Конвенцию о
ландшафтном и биологическом разнообразии и Рамсарскую конвенцию об охране
водно-болотных угодий.
В-третьих, против данного варианта судоходного пути выступили эксперты
программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера", Ян Квет, и Рамсарской конвенции,
Тобиас Салате.
Учитывая изложенное выше,
мы просим ученый совет Киевского национального университета не
утверждать положительный вывод экспертного заключения о возможности
сооружения судоходного пути Дунай - Черное море через гирло Быстрое.
НА НАШ ВЗГЛЯД, ДЛЯ КИЕВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА, ОДНОГО ИЗ
ВЕДУЩИХ УЧЕБНЫХ И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЕВРОПЫ, ЧЕСТНОЕ ИМЯ ВАЖНЕЕ СИЮМИНУТНЫХ
ВЫГОД! НЕ ТЕРЯЙТЕ ЛИЦО!
___________________-
КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Тараса Шевченко
Ректор - академик Национальной академии наук Украины, докт. хим. наук,
проф., Виктор Васильевич Скопенко
Адрес: Украина, Киев 01033, ул. Владимирская, 64
Тел.: (38-044) 220 86 91, факс (38-044) 220-83-91
E-mail: svv@rector.univ.kiev.ua
Копии Ваших обращений просим пересылать нам - Экологической группе
"Печенеги" - pecheneg@ic.kharkov.ua
Мы также, в меру своих сил, готовы ответить на любые вопросы
относительно этой проблемы.
С надеждой на спасение заповедника, Сергей Шапаренко,
Украинская коалиция "За дикую природу"
P. S.
Канализация Быстрого приведет к таким последствиям:
1) непрогнозированному изменению гидрологического баланса дельты,
2) загрязнению протоки нефтепродуктами,
3) разрушению мест обитания большинства рыб данной территории, в том
числе, 7 видов, занесенных в Европейский красный список, и 16 - в Красную
Книгу Украины,
4) нарушению нерестовой миграции дунайской сельди - основного
промыслового вида в данном регионе - и снижению ее уловов,
5) утере мест массового гнездования птиц (в том числе, 9 видов,
занесенных в Европейский Красный список и 42 - в Красную книгу Украины),
6) исчезновению естественных растительных формаций,
7) исчезновению на данной территории большинства обитавших до сего
времени редких и исчезающих насекомых, земноводных и млекопитающих
(подробнее о негативном влиянии канала на биоту гирла Быстрое см. на
http://www.seu.ru/projects/dunay/documents/pismo_junesko.htm ).
ФАКТИЧЕСКИ, ДАННЫЙ ПРОЕКТ СТАВИТ ПОД УГРОЗУ СУЩЕСТВОВАНИЕ ДУНАЙСКОГО
БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА КАК ТАКОВОГО.