На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Последние события
\\|// БАЙБАК \\|// Украинская коалиция "За дикую природу" (# 190 от 11.01.06)
НОВОСТИ КАМПАНИИ ПО СПАСЕНИЮ ДУНАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА (62)
1_ Украинская общественность в очередной раз обратилась к Президенту Украины по
поводу Дунайского биосферного заповедника.
2_ Хроника событий вокруг канала и заповедника.
(РЕЗОЛЮЦИЯ I СЪЕЗДА ВСЕУКРАИНСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ "ХОРТИЦКИЙ ФОРУМ"
ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОДОЛЖАЮЩЕГОСЯ НАРУШЕНИЯ ВЛАСТЯМИ УКРАИНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОРМ ПРИ СООРУЖЕНИИ КАНАЛА ДУНАЙ - ЧЕРНОЕ МОРЕ
I Съезд Всеукраинского Экологического Движения "Хортицкий Форум" (Горловка, 25
декабря 2005 г.) отметил, что политические силы, пришедшие к власти в Украине после
президентских выборов 2004 г., в экологической сфере в целом повторяют весь спектр
нарушений своих предшественников.
Ярчайшим примером такой политики является продолжение сооружения правительством
Украины судоходного пути Дунай - Черное море через гирло Быстрое Дунайского
биосферного заповедника. Реализация данного проекта уже на сегодня привела к
масштабной антропогенной трансформации природных комплексов заповедника, сокращению
их площади, и численности редких видов биоты, в том числе, занесенных в Красную книгу
Украины. По данным Минтранса Украины, на 01. 11. 2005 г. на этот проект было
израсходовано 96,8 млн. грн. (около 17,6 млн. $ США) - при том, что реальная глубина
канала на Быстром лишь на полметра больше естественной глубины гирла.
Съезд отметил, что за текущий год властями Украины ничего не было сделано для
исправления нарушений национального законодательства, связанных с реализацией данного
проекта, в частности, ст. 51 - 54 Закона "О природно-заповедном фонде Украины",
нарушенных экс-президентом Кучмой при принятии указа об изъятии гирла Быстрое из
абсолютно заповедной зоны Дунайского биосферного заповедника.
Так же не сделано реальных шагов для исправления нарушений ряда международных
обязательств Украины вызванных данным проектом: Конвенции об охране мигрирующих видов
диких животных (Боннской конвенции), Соглашения о сохранении афро-евразийских
мигрирующих водно-болотных птиц, ратифицированного в рамках Боннской конвенции,
Конвенции о сотрудничестве по защите и устойчивом использовании реки Дунай (Дунайской
конвенции), Конвенции об оценке влияния на окружающую природную среду в
трансграничном контексте (Конвенции Эспо), Конвенции о водно-болотных угодьях,
имеющих международное значение, главным образом как среда обитания водоплавающих птиц
(Рамсарской конвенции), Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред
обитания в Европе (Бернской Конвенции), Конвенции о доступе к информации, участии
общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам,
касающимся окружающей среды (Орхусской конвенции).
До сих пор на официальном уровне объективно не оценены экологический вред и
экономическая целесообразность данного проекта. Несмотря на возвращение выводом N 290
государственной экологической экспертизы данного проекта на доработку,
заинтересованные лица на уровне депутатов и председателя Верховной Рады Украины и
руководства Министерства транспорта и связи Украины лоббируют долгосрочное
бесперебойное финансирование данного проекта за счет Государственного бюджета
Украины. При этом, выполнение запланированных показателей прибыли за первый год
эксплуатации канала составляет 14,6 % от запланированных.
Со стороны руководства Министерства охраны окружающей природной среды Украины
продолжается давление на администрацию Дунайского биосферного заповедника, выраженное
в никак необоснованном саботаже выдачи лимитов и разрешений на заготовку камыша
местным населением, чем Министерство обостряет социально-экономическую ситуацию в
регионе.
В процессе принятия решений властью, вопреки требованиям Орхусской конвенции,
было проигнорировано мнение общественности, отображенное, в частности, в резолюциях
IV Конференции "На Зеленой платформе" (4 - 5 июня 2005 г., Евпатория), Хортицкого
форума (4 - 6 июня 2005 г., Запорожье) и общественных слушаний по поводу
строительства глубоководного судового хода "Дунай - Черное море" через территорию
Дунайского биосферного заповедника (7 июня 2005 г., Одесса). Мнение международной
общественности властями Украины игнорируется так же, как и мнение украинской.
Учитывая изложенное выше, Съезд обращается к Президенту, КМУ, ВРУ, Минтрансу и
Минприроды с требованием:
1. Не предоставлять проекту "Восстановление ГСХ Дунай - Черное море" статуса
стратегического проекта общегосударственного значения при условии его реализации на
гирле Быстрое.
2. Обратиться в Счетную палату и Генеральную прокуратуру Украины с поручением
провести проверку обоснованности затрат и соблюдения инвестиционного и
проектно-строительного законодательства при строительстве ГСХ Дунай - Черное море с
привлечением экспертов НАН Украины, Минприроды и Госэкоэкспертизы.
3. Учесть мнение экологической общественности Украины относительно данного
проекта, отображенное в резолюциях IV Конференции "На Зеленой платформе" (4 - 5 июня
2005 г., Евпатория), Хортицкого форума (4 - 6 июня 2005 г., Запорожье) и общественных
слушаний по поводу строительства глубоководного судового хода "Дунай - Черное море"
через территорию Дунайского биосферного заповедника (7 июня 2005 г., Одесса).
4. Отменить Указы Президента Украины "О расширении территории Дунайского
биосферного заповедника" от 2. 02. 04 N 117/2004 и "О решении Совета национальной
безопасности и обороны Украины от 6 июня 2003 года "О состоянии выполнения Указа
Президента Украины от 10 августа 1998 года N 861 "О создании Дунайского биосферного
заповедника" и перспективы строительства судоходного пути Дунай - Черное море" от 10.
07. 03 N 502/2003 как нарушающие национальное законодательство и не отвечающие
международным обязательствам Украины.
5. Поручить НАН Украины осуществить комплексную оценку социально-экономических
аспектов существующих вариантов сооружения судового хода Дунай - Черное море в
украинской части дельты, и на ее основании выбрать экономически, социально и
экологически наиболее оптимальный вариант строительства.
6. Не выделять из Государственного бюджета Украины средства на данный проект до
проведения указанной Оценки.
Мы считаем, что подобное игнорирование властью национального законодательства,
экологических норм и мнения общественности несовместимо с европейским выбором, к
которому якобы стремится нынешняя власть Украины. В случае дальнейшего игнорирования
властью мысли общественности относительно данного проекта, мы оставляем за собою
право обратиться с соответствующими заявлениями о реальном состоянии выполнения в
Украине положений международных конвенций и других обязательств Украины к
международным учреждениям.
* * *
По информации пресс-службы Минтранса Украины в начале декабря 2005 г. были
получены разрешения на дноуглубительные работы на гирле Быстрое - объемом 232 тыс.
м3. По предварительным оценкам к началу января 2006 года проходная осадка на баровой
части гирла будет доведена до 5 м. Подрядчиком определено госпредприятие
"Устьдунайводшлях" - передает УНИАН.
Председатель правления ОАО "Черномортехфлот" Михаил Супрун заявил, что после
зимних штормов глубоководный судоходный канал "Черное море - Дунай" может прекратить
свое существование. При этом М. Супрун заявил о наличии нескольких вариантов
возобновления судоходства на канале: "На мой взгляд, есть более приемлемые варианты,
но я их не буду называть, поскольку моего мнения никто не спрашивал... Есть несколько
вариантов, и Украина их может реализовать" (по материалам Лига онлайн).
* * *
14. 12. 2005 ГП "Дельта-Лоцман" провела пресс-конференцию "Повышение статуса
Николаева в системе международных транспортных коридоров".
Для завершения работ на ГСХ "Дунай-Черное море" на полное развитие проекта
необходимо еще порядка 400 млн. грн. на увеличение стоимости работ в сравнении со
сметой строительства, рассчитанной в ценах 2003 года. На работы по 1 этапу ГСХ
"Дунай - Черное море" уже потрачено около 96 млн. грн. В проекте государственного
бюджета на следующий год на достройку ГСХ предусмотрено 25 млн. грн.
После ознакомления с контрактами между "Дельта-Лоцман" и исполнителем работ -
немецкой фирмой "Джозеф Мобиус" - было обнаружено существенное завышение стоимости
работ по сравнению с тендерными условиями, на основании которых немецкая компания
собственно и была определена как генеральный подрядчик. Сумма такого завышения
составляет до 2,0 млн. евро.
В начале ноября этого года немецкая компания подала в суд иск на "Дельта-Лоцман"
как заказчика на сумму 20,7 млн. евро. Немецкая сторона претендует также и на
упущенные выгоды, вызванные продолжительными простоями по вине прежнего руководства
"Дельта-Лоцман".
* * *
19. 12. 2005 Указом Президента Украины от 19. 05. 05 N 1782/2005 "О присуждении
Государственных премий Украины в области науки и техники 2005 года" Президент
постановил присудить Государственные премии за цикл научных работ "Разработка научных
основ и практических рекомендаций сохранения биоразнообразия в контексте устойчивого
развития Украины" группе научных работников, в их числе - и директору Дунайского
биосферного заповедника НАН Украины Александру Николаевичу Волошкевичу.
* * *
Мы искренне поздравляем Александра Николаевича с этой наградой! Желаем крепкого
здоровья, семейного благополучия и дальнейших побед в научной, природоохранной и
общественной деятельности!
Для поздравлений: reserve@it.odessa.ua
* * *
23. 12. 2005 Государственная служба заповедного дела Минприроды Украины утвердила
лимиты на выкашивание тростника и экологический туризм на территории Дунайского
биосферного заповедника.
Следует вспомнить, что лоббисты канала в Минприроды рассматривали саботаж на
выдачу этих лимитов как способ давления на заповедник.
КОНТАКТЫ:
Экологическая группа "Печенеги" (Харьков): Сергей Шапаренко;
тел. (0572) 52-27-71, pecheneg@ic.kharkov.ua
Подготовлено
ЭкГ "Печенеги", членом Международного Социально-Экологического Союза.
Украинская коалиция "За дикую природу"
12. 01. 2006