Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Последние события

\\|// БАЙБАК \\|// Украинская коалиция "За дикую природу" (# 159 от 23.09.05)

1_ Минприроды не дает согласия на продолжение строительства канала Дунай - Черное море.
2_ Вывод N 290 государственной экологической экспертизы относительно рабочего проекта "Создание глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие".
3_ Заместитель министра охраны окружающей природной среды Е. Яворская - "Экоправу-Львов" "Относительно ГСХ "Дунай - Черное море".


Минприроды возвратило на доработку проект строительства канала Дунай - Черное море. Проект предусматривал достройку открытого в 2004 году канала через гирло Быстрое р. Дунай.

Отрицательное влияние на окружающую среду и недемократичность процесса принятия решения относительно строительства канала вызвало резкую отрицательную реакцию со стороны украинской и международной общественности, Европейского Союза, США, Румынии и других государств.

По мнению международной организации "Экоправо-Львов" строительство канала сопровождалось нарушениями национального законодательства и международных конвенций, что подтверждается решениями международных учреждений. Вместе с тем, национальные суды не обнаружили своей независимости и упрямо не признавали нарушений национального законодательства.

Вывод государственной экологической экспертизы 30. 08. 2005 г. относительно возвращения проекта на доработку предлагает Минтрансу предоставить неопровержимые доказательства отсутствия нарушений национального законодательства и десяти международных соглашений, а также экономических и инженерно-технических преимуществ строительства канала через гирло Быстрое.

В предыдущие годы Минприроды дважды положительно оценивало строительство канала.

Ольга Мелень, юрист БФ "Экоправо-Львов"

* * *

Государственная экологическая экспертиза рабочего проекта "Создание глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие" проведена Минприроды Украины в связи с обращением дочернего предприятия Центральной службы Укринвестэкспертизы - Украгроинвестэкспертизы путем, определенным частью 4 статьи 37 Закона Украины "Об экологической экспертизе" - с привлечением для предварительного экспертного рассмотрения и подготовки научной эколого-экспертной оценки документации (раздела "Оценка воздействий на окружающую среду (ОВОС)") Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

Научная эколого-экспертная оценка ОВОС рабочего проекта (РП) "Создание глубоководного судового хода (ГСХ) Дунай - Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие" подготовлена Харьковским национальным университетом им. В. Н. Каразина, утверждена проректором по научной работе, членом-корреспондентом НАН Украины И. И. Залюбовским, и является неотъемлемой составной частью данного вывода госэкоэкспертизы.


Минприроды Украины считает необходимым отметить следующие аспекты:

I. Обоснованность научной эколого-экспертной оценки обуславливается тем, что к ее подготовке были привлеченные представители научных организаций, которые не имели отношения к проведению ОВОС и проектированию ГСХ.

В подготовке указанной научной эколого-экспертной оценки приняли участие 20 экспертов - научных работников (9 докторов, 10 кандидатов наук и 1 магистр), которые представляли, кроме Харьковского национального университета (ХНУ) им. В. Н. Каразина, также Московский государственный университет (Россия), Афинский университет (Греция), Одесский государственный университет им. Мечникова, Одесский государственный экологический университет, Академию водохозяйственных наук, Харьковский институт управления, Харьковский государственный педагогический университет имени Г. С. Сковороды, Одесский филиал Института биологии южных морей НАН Украины, Одесский центр ЮгНИРО и Общественный совет при Государственном управлении экологии и природных ресурсов в Харьковской области.

Научно-технический Совет научно-исследовательской части Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина утвердил, что указанная работа "выполнена согласно технической задаче, в полном объеме, на высоком научно-техническом уровне, отвечает действующим стандартам Украины".


II. Информированность общественности обеспечивалась следующим образом:

1. Заявление об экологических последствиях опубликовано в газете "Голос Украины" N 155 (3405) от 20. 06. 04.

2. Общественные слушания по сути проблемы, проведенные 17. 12. 04 в г. Измаиле, и Общественные слушания от 7 - 8 июня 2005 года в г. Одесса.

3. Министерство передало материалы ОВОС рабочего проекта полного развития ГСХ в Орхусский информационно-тренинговый центр для информирования и ознакомления с ними заинтересованных общественных организаций. Сообщение об этом было размещено на Веб-сайте Министерства.

Материалы ОВОС находились в этом центре до 01. 04. 05 - 3 месяца. Минприроды Украины получило сообщение Орхусского центра от 04. 04. 05 N 7, согласно которому, с материалами ОВОС были ознакомлены 6 общественных организаций - "Экоправо-Львов", "Мама-86", Национальный экологический центр Украины, Всеукраинская экологическая лига, Центр экологического образования и информации, "Экоправо-Киев", но ни от одной из них письменных предложений и замечаний к материалам ОВОС не поступило.

Вместо этого был предоставлен текст "Открытого заявления Общественного совета всеукраинских общественных организаций природоохранного направления относительно ситуации вокруг строительства судового хода "Дунай - Черное море" через гирло Быстрое и нарушение заповедного режима в Дунайском биосферном заповеднике (далее - ДБЗ)" еще от 20. 06. 2003 г.

Это "Открытое заявление" было принято еще до выхода Указа Президента Украины N 117/2004 от 02. 02. 2004 г., в соответствии с которым земли прибрежных защитных полос рукавов Быстрого и Очаковского и близлежащие части акватории Черного моря в границах территории ДБЗ отнесены к зоне антропогенных ландшафтов (в границах которой судоходство не запрещается).

4. Министерством были направлены в Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина на рассмотрение материалы с изложением позиций отдельных представителей общественных организаций - Украинской экологической академии наук (Степанов, д. э. н., Крисилов, к. э. н., Рубель, к. э. н.), Международного социально-экологического союза, г. Одесса (Чебаненко, Шевчук), Штефана, к. т. н.

5. В Министерство поступили Обращение от 26 января 2005 года и Открытое письмо от 29 апреля 2005 года экологической общественной организации "Ассоциация содействия исследованию и прогрессу украинского побережья европейских морей - "ЕВРОБЕРЕГ-УКРАИНА" [возглавляемой фактическим идеологом данного проекта, участником государственной экологической экспертизы I этапа данного проекта, профессором Одесского государственного университета, Ю. Шуйским - прим. ЭкГ "Печенеги] в поддержку завершения работ по восстановлению ГСХ.

Анализ всех вышеупомянутых материалов свидетельствует о том, что единой точки зрения общественности на проблему восстановления ГСХ по гирлу Быстрому нет - все зависит от местожительства, работы, личных взглядов и позиций конкретных людей.


Характерным является тот факт, что никакие меры со стороны заказчика, генпроектировщика и исполнителей ОВОС относительно информирования общественности по сути проекта ГСХ, разъяснения относительно минимизации отрицательных воздействий на окружающую среду и т. п. никакого эффекта не дают - ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ ГСХ ПО ГИРЛУ БЫСТРОМУ ПРОДОЛЖАЕТ ОСТАВАТЬСЯ ОЧЕВИДНЫМ ФАКТОМ. В особенности рельефно это проявилось на проведенном Орхусским информационно-тренинговым центром 07. 07. 2005 г. заседании Круглого стола на тему "Создание судового хода в украинской части дельты Дуная: экологические, социальные и международные последствия", результаты которого свидетельствуют о неприятии общественными организациями, принявшими участие в обсуждении, проблемы восстановления ГСХ по гирлу Быстрому. Практически вся аргументация в экологическом аспекте сводится к возможному отрицательному воздействию на Дунайский биосферный заповедник, отрицательным последствиям для биоразнообразия, краснокнижных животных и растений, высказывается беспокойство из-за возможного нарушения положений международных конвенций, договоров и т. п., приводятся и замечания экономического плана - относительно невыгодности восстановления ГСХ по гирлу Быстрому из-за постоянного активного занесения трасы ГСХ и потребности в его перманентной расчистке.


В связи с вышеизложенным, с целью снятия всех претензий и замечаний общественности и обеспечения компетентного всестороннего освещения в материалах ОВОС всех аспектов, вызывающих беспокойство оппонентов восстановления ГСХ по гирлу Быстрому, МИНПРИРОДЫ УКРАИНЫ, УЧИТЫВАЯ ОСТРОТУ ВОПРОСА И ЕГО МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЗОНАНС, СЧИТАЕТ НЕОБХОДИМОЙ ДОРАБОТКУ МАТЕРИАЛОВ ОВОС РАБОЧЕГО ПРОЕКТА "СОЗДАНИЕ ГЛУБОКОВОДНОГО СУДОВОГО ХОДА ДУНАЙ - ЧЕРНОЕ МОРЕ НА УКРАИНСКОМ УЧАСТКЕ ДЕЛЬТЫ. ПОЛНОЕ РАЗВИТИЕ", ПУТЕМ УТОЧНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ ИХ КРАТКИМИ, ОДНОЗНАЧНЫМИ И УБЕДИТЕЛЬНЫМИ КОММЕНТАРИЯМИ И ОБЪЯСНЕНИЯМИ, КОТОРЫЕ БЫ БОЛЕЕ ШИРОКО И ДЕТАЛЬНО РАСКРЫВАЛИ ИМЕЮЩИЕСЯ ДОСТОВЕРНЫЕ ДАННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СЛЕДУЮЩЕГО:

1. Неопровержимых доводов экономических, инженерно-технических и эксплуатационных преимуществ, в современных обстоятельствах, именно варианта ГСХ по гирлу Быстрому в сравнении с любыми другими, отсутствие реальной конкурентоспособной альтернативы (с учетом экологического и других факторов).

2. Не нарушение (ни коим образом) положений Закона Украины "О природно-заповедном фонде Украины" с учетом Указов Президента Украины по вопросам Дунайского биосферного заповедника.

3. Анализа полученных результатов выполнения Программы комплексного экологического мониторинга окружающей природной среды при восстановлении ГСХ Дунай - Черное море в 2004 и первом полугодии 2005 года (УкрНИИЭП) и сделанных выводов относительно реального практического воздействия на окружающую среду (с особым выделением аспектов, касающихся охраны и сохранения орнитофауны, рыбных ресурсов, динамики русловых и вдольбереговых потоков наносов, их аккумуляции и распределения, с учетом дампинга грунтов, удаляющихся с трасы ГСХ при его расчистках и возможного увеличения объемов таких грунтов, сравнительно с расчетной).

4. Соблюдение положений:
- Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом как среда обитания водоплавающих птиц (Рамсар, 1971, присоединение в 1996 г.);
- Конвенции об охране мирового культурного и природного наследия (Париж, 1972, ратифицирована в 1988 г.);
- Всеевропейской стратегии сохранения био- и ландшафтного многообразия (София, 1995 г.);
- Конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных сред существования в Европе (Берн, 1979, ратифицирована в 1999 г.);
- Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных (Бонн, 1979, ратифицирована в 1999 г.) и меморандумов к ней;
- Конвенции об охране биологического многообразия (Рио-де-Жанейро, 1992, ратифицирована в 1994 г.);
- Конвенции об охране окружающей среды бассейна реки Дунай (Софья, 1994, ратифицирована в 2002 г.);
- Соглашения о сохранении мигрирующих афро-евразийских водно-болотных птиц (Гаага, 1995, ратифицирована в 2002 г.);
- Европейской конвенции о ландшафтах (Флоренция, 2000);
- Конвенции о доступе к информации, участия общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус, 1998, ратифицирована в 1999 г.).

5. Анализа предварительных результатов работы Комиссии по запросу в рамках Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенции Эспоо), имеющихся в распоряжении украинской стороны.

6. Подтверждение математическим и, по возможности, натурным моделированием расчетной направленности и интенсивности воздействия на состояние украинской части дельты Дуная предусмотренных проектом специальных инженерных гидротехнических мероприятий (струенаправляющих и защитных дамб и т. п.).

7. Практической возможности приемлемой взаимосвязи регулярных ремонтных дноуглубительных работ по трассе ГСХ с периодами нереста рыбы и ската молоди в море с целью реальной минимизации отрицательного воздействия на рыбные ресурсы.

8. Теоретической возможности и практической достоверности, масштабов и направленности любых возможных проявлений трансграничного воздействия восстановления ГСХ.

Обоснованные комментарии и ответы по пунктам 1 - 8 данного вывода оформить в виде приложения к ОВОС указанного рабочего проекта.

Полностью отработанные материалы по этим вопросам предоставить в Минприроды Украины для подготовки окончательного вывода государственной экологической экспертизы.

Вывод утвержден.
Заместитель Министра Е. Яворская

* * *

Во исполнение поручения Кабинета Министров Украины от 08. 09. 05 N 44625/1/1-05 к письму Благотворительного фонда "Экоправо-Львов" от 22. 08. 05 N 2053 относительно внешнеполитических последствий строительства глубоководного судового хода Дунай - Черное море, Минприроды Украины, в границах своей компетенции, сообщает.

На данное время, Министерством, в рамках комплексной государственной экспертизы, осуществленная государственная экологическая экспертиза относительно рабочего проекта "Создание глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие". Учитывая остроту вопроса и его международный резонанс, Минприроды Украины, с целью снятия всех претензий и замечаний общественности и обеспечения компетентного всестороннего освещения в материалах ОВОС всех аспектов, вызывающих беспокойство оппонентов восстановление ГСХ по гирлу Быстрому, Выводом госэкоэкспертизы N 290 от 30. 08. 05 материалы ОВОС рабочего проекта "Создание глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие" возвратило на доработку.

Оригинал этого Вывода, предоставленный Минприроды Украины Дочернему предприятию Центральной службы Укринвестэкспертизы "Украгроинвестэкспертиза", и для организации доработки материалов ОВОС рабочего проекта полного развития ГСХ "Дунай - Черное море" копии Вывода N 290 отправлены Государственному предприятию "Дельта-Лоцман" (представителю Минтранса), Институту "Речтранспроект", Институту "УкрНИИЭП". Во исполнение поручения Кабинета Министров Украины от 29. 08. 05 N 44332/1/1-05, Министерством предоставлены копии вышеупомянутого Вывода госэкоэкспертизы в Секретариат Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Министерства финансов и Министерства иностранных дел Украины.

Поскольку, Законом Украины от 17. 01. 02 ратифицирована Конвенция относительно сотрудничества по охране и устойчивому использованию реки Дунай - Украина взяла на себя международные обязательства по участия в деятельности Международной комиссии защиты Дунай (МКЗД), Законом Украины от 19. 03. 99 ратифицирована Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенции Эспоо) - Украина взяла на себя международные обязательства по поводу участия в деятельности Международной комиссии по запросу Конвенции Эспоо. Уровень сотрудничества с этими влиятельными международными организациями, в частности в рамках восстановления судоходного канала в украинской части дельты Дуная, растет. Кроме того, Министерство несет финансовые обязательства относительно уплаты взносов в МКЗД и Комиссию по запросу Конвенции Эспоо. На данное время Комиссия по запросу Конвенции Эспоо продолжает свою работу и можно ожидать приезд ее экспертов на Украину.

С целью предоставления заинтересованным международным организациям, в частности Совету Европы, Европейской Комиссии, ЮНЕСКО, иностранным государствам, общественным природоохранным организациям информации о мероприятиях, которые проводятся Украиной относительно соблюдения законодательства и международно-правовых обязательств в природоохранной сфере в связи с восстановлением глубоководного судового хода Дунай - Черное море, Минприроды разместило Вывод госэкоэкспертизы N 290 от 30. 08. 05 относительно материалов ОВОС рабочего проекта "Создание глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие" на своем Веб-сайте (www.menr.gov.ua) и его копию письмом от 06. 09. 05 N 8544/21 - 8 передало в Орхусский информационно-тренинговый центр, находящийся по адресу: ул. Урицкого, 35, г. Киев, 03035.

Вместе с тем, Минприроды Украины считает целесообразном, в соответствии с соблюдением требований процедуры государственной экологической экспертизы, с целью обеспечения максимально возможного учета общественных интересов в проектной документации ОВОС (возвращенной сейчас на доработку), обсуждение на международном уровне воздействия на окружающую природную среду реализации Украиной проекта восстановления глубоководного судового хода Дунай - Черное море, провести именно на этапе доработки раздела ОВОС, то есть до предоставления окончательной оценки Выводом государственной экологической экспертизы рабочего проекта "Создание глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие". Поскольку корректирование проектной документации возможно на этапе проектирования, на наш взгляд, Министерство транспорта и связи может предоставить для ознакомления международной общественности материалы раздела ОВОС полного развития проекта восстановление ГСХ Дунай - Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие" именно сейчас на этапе проектирования, в соответствии с требованиями ГСН А.2.2-1-2003 "Состав и содержание материалов оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, домов и сооружений" на основании материалов общественных предложений возможно осуществление корректирования материалов ОВОС по результатам, в том числе, и международного общественного обсуждения.

Заместитель Министра Е. Яворская
*

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Это небольшая победа, но все-таки - победа!
Большое спасибо все, кто поддерживал кампанию в этом направлении!

С уважением, С. Шапаренко


КОНТАКТЫ:
Благотворительный фонд "Экоправо-Львов": Ольга Мелень;
тел.\факс: (0322) 97-14-46, molya@darkwing.uoregon.edu, www.epl.org.ua

Подготовлено
ЭкГ "Печенеги"
Украинская коалиция "За дикую природу"

25. 09. 2005

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность