На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Последние события
\\|// БАЙБАК \\|// Украинская коалиция "За дикую природу" (# 165 от 3.10.05)
НОВОСТИ КАМПАНИИ ПО СПАСЕНИЮ ДУНАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА (59)
В этом выпуске мы предлагаем вашему вниманию обзор событий, происшедших вокруг канала
Дунай - Черное море с июня этого года по настоящее время.
Данные материалы приготовлены преимущественно на основании статьи директора
Дунайского биосферного заповедника, Александра Волошкевича, "Судоходный канал по
Быстрому: обзор последних событий". Статья была опубликована в газете "Дельта и
человек" (N 14 - 15 от 30 сентября 2005 г.).
* * *
26 МАЯ 2005 г.
С приходом нового министра транспорта Евгения Червоненко мы надеялись, что будет
сделан реальный анализ сложившейся канальной проблемы и принято действительно
системное решение. Однако закончилось все интервью в газете "Галицькi контракти" (а
потом и в "Обозревателе", "Контрактах", "Вечерних Вестях" и т. д.), где министр (на
фото - с автоматом Калашникова в руках) утверждал, что против канала борются потому,
что он мешает нелегально добывать черную икру, браконьерским способом вылавливать
дунайскую сельдь, выжигать тростник...
Очень свободно министр обращался и с цифрами стоимости строительства канала.
Если в среднем она называлась ГП "Дельта-Лоцман" 55 млн. долларов, то, отчитываясь о
100 днях работы ведомства, Е. Червоненко назвал 11 млн. ("Киевские ведомости" от 26
мая 2005 г.). Что это - скрупулезные расчеты опытного менеджера, бравада или разница
в 44 млн. долларов куда-то бы ушла на другие цели? А какую бы сумму назвали сейчас, в
конце сентября?
Если раньше "Дельта-Лоцман" утверждала, что объемы ремонтного черпания не
превысят 300 тыс. кубов, то уже в конце мая в этой статье цифра называлась в 4 раза
больше - 1,2 млн., а ведь после этого прошел чрезвычайно мощный летний паводок.
* * *
7 ИЮНЯ 2005 г.
7 - 8 июня Одессе 2005 г. были проведены общественные слушания по вопросу
строительства глубоководного судного хода "Дунай - Черное море" через территорию
Дунайского биосферного заповедника с широким участием всех заинтересованных сторон.
Материалы этих слушаний были переданы Кабинету Министров Украины. Резолюция
Одесских общественных слушаний фигурирует в официальном выводе N 290 государственной
экологической экспертизы относительно рабочего проекта "Создание глубоководного
судового хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие".
В ней участники слушаний, в том числе, предложили Кабинету Министров:
- Рассмотреть существующие альтернативные проекты строительства ГСХ "Дунай -
Черное море".
- Поручить Министерству охраны окружающей природной среды провести с
привлечением общественности государственную экологическую экспертизу альтернативных
вариантов.
- Представить на рассмотрение общественности экономическую целесообразность
проектов ГСХ, в том числе "нулевой" вариант.
- Поставить вопросы об административной ответственности виновных в нарушении
процедур и законодательства Украины, международных обязательств нашего государства в
процессе "пробивания" сомнительного варианта через гирло Быстрое.
- В случае подтверждения экономической неэффективности проекта ГСХ через гирло
Быстрое обеспечить возвращение бюджетных средств.
- Придерживаться всех необходимых ограничений во время нерестового периода и в
период гнездования.
- Обеспечить открытость в расходовании средств из фонда охраны окружающей
природной среды, которые были уплачены ГП "Дельта-Лоцман" в качестве компенсации
убытков ихтиофауне, и направить их на развитие Дунайского региона Украины.
- Внести предложения Президенту относительно отмены Указов Президента Украины N
117/2004 от 02. 02. 04 г. "О расширении территории Дунайского биосферного
заповедника" и N 502/2003 от 10. 06. 03 г. "О решении Совета национальной
безопасности и обороны Украины от 6 июня 2003 года "О состоянии выполнения Указа
Президента Украины от 10 августа 1998 года N 861 "О создании Дунайского биосферного
заповедника" и перспективы строительства судоходного пути Дунай - Черное море".
* * *
15 ИЮНЯ 2005 г.
Министр транспорта и связи Евгений Червоненко отстранил от занимаемой должности
директора ГП "Дельта-Лоцман" Виктора Бездольного за целую серию махинаций, нанесших
государству ущерб свыше 100 млн. грн. В частности, в "Моряке Украины" от 15 июня 2005
г. указывается, что непродуктивные расходы в "Дельта-Лоцман" составили более 105 млн.
грн., завышенная стоимость работ - 85,3 млн. грн., произведено незаконных выплат на
сумму 4,6 млн. грн., в том числе самому В. Бездольному - 864,3 тыс. грн., при
убыточной деятельности неправомерно предоставлено 9,4 млн. грн. финансовой помощи.
Самое интересное, что уголовное дело возбуждено по ч. 2 ст. 364 Уголовного
Кодекса Украины. Именно по этой части этой статьи ровно год назад В. Бездольный своим
официальным письмом просил возбудить уголовное дело против должностных лиц Дунайского
заповедника.
В прессе, в том числе и местной, много раз публиковали открытое письмо
"Дельта-Лоцман", заканчивающееся абзацем: "Учитывая решающую роль В. Бездольного в
деятельности ГП "Дельта-Лоцман", коллектив предприятия подчеркивает, что в случае
увольнения его с должности директора, выразит недоверие каждому назначенному на эту
должность руководителю". Писалось, что через 15 суток после оглашения этого открытого
письма "лоцманы" имеют право прекратить работы. Однако, как в случае угрозы
руководителя Вилковского филиала "Дельта-Лоцман" В. Прокопенко прекратить работу,
если Президентом Украины будет В. Ющенко, такого не произошло, так и сейчас
"Дельту-Лоцман" возглавляет новый директор - А. Голодницкий, и предприятие продолжает
работать.
* * *
29 ИЮЛЯ 2005 г.
Несмотря на утверждение В. Каткевича: "Мебиус" вернется на Быстрое" (газета
"Зеркало недели" от 16 - 29 июля 2005 г.), этого не произошло.
С немцами так и не рассчитались за выполненные работы, долг составляет 13,6 млн.
евро.
Все свои вагончики из Вилково они вывезли. Обещанное 16-этажное здание с
шикарным офисом, гостиницей и т. д. построено в Вилково не было. Не было создано и
обещанных 900 рабочих мест. Не произошла и обещанная расчистка Белгородского гирла
(центрального вилковского "проспекта"). Даже из рассчитанной суммы ущерба от
строительства канала в 1,5 млн. грн. для компенсации ущерба в место его нанесения
никому не пришло ни копейки.
Одним словом, обещанных Нью-Васюков из города Вилково не получилось. Все это
происходит тихо и незаметно, и не слышно тех голосов, которые взахлеб восторгались
этими дутыми обещаниями.
* * *
30 ИЮЛЯ 2005 г.
К Быстрому подошло три судна - землечерпалка "Скадовск" и две шаланды для
перевозки грунта и сброса его на морскую свалку. В различных газетных публикациях
упоминалось, что на эти цели было выделено 8 млн. грн. бюджетных денег. Помучившись
меньше месяца (или закопав эти 8 млн. грн.?), суда с Быстрого ушли.
По имеющейся информации, хозяин судов - "Черномортехфлот" официально разорвал
договор с "Дельта-Лоцман".
* * *
7 АВГУСТА 2005 г.
Международная природоохранная ассоциация Proact International
(http://www.proact-campaigns.net/) возобновила общественную кампанию электронных и
факсовых писем против сооружения канала Дунай - Черное море на гирле Быстрое в адрес
Президента Украины и исполнительных органов ЕС.
В ходе этой кампании с 7 августа по 3 октября против данного проекта выступило
918 человек из разных стран мира.
* * *
12 АВГУСТА 2005 г.
Директор ООО "Голубая Нива - 2005" М. Карбунян обратился к начальнику
Придунайской региональной инспекции Минприроды Р. Братковой с письмом, в котором
указал 7 участков реки, потерянных как промысловые тони и нерестовые участки. В
письме также указывались факты многократных выбросов грунта на других участках (62
км, 64 км, рукав между островами Катенька и Кислицкий), которые привели к обмелению и
превращению отдельных участков в свалки мусора и коряг. Нерестовые участки
сократились.
В результате обследования этих участков комиссией во главе с Р. Братковой был
составлен официальный акт, в выводах которого констатируется:
"1. ГП "Дельта-Лоцман" не соблюдает условия выдачи разрешений на размещение
грунта в экспериментальном режиме на о. Катенька (участок N 11 а - 49,7 - 52,2 км),
подводный гидроотвал в районе 60,5 км р. Дунай, о. Кислицкий (участок N 6 площадью
20,4 га и 12,75 га - земли запаса Кислицкого с/совета, участок N 9 площадью 12,93
га - Кислицкий с/совет и земли граждан), что привело к заиливанию проток между
островами Катенька и Машенька, Большой Даллер и Малый Даллер, Кислицкого рукава р.
Дунай вдоль островов Большой и Малый Даллер, заиливанию традиционных участков рыбного
промысла, потере нерестилищ, сокращению рыбных запасов, уменьшению объемов добычи
рыбы и ухудшению финансового состояния, как рыбодобывающих предприятий, так и
рыбаков.
2. ГП "Дельта Лоцман" не представлены в Госуправление экологии результаты
экспериментальных отвалов грунта по каждому земельному участку и гидроотвалам с 24 -
53 км и с 60 - 77 км р. Дунай (результаты мониторинга, мероприятия по рекультивации и
дальнейшего использования земельных участков, оценка возможных негативных
экологических и социальных последствий, расчет ущерба, нанесенного окружающей
природной среде) для определения возможности использования под отвалы грунта других
испрашиваемых земельных участков".
На фото: "Все лето землесосы заливали илом остров Кислицкий".
* * *
19 АВГУСТА 2005 г.
Делегация Международной организации "Гринпис" проехала все придунайские страны с
огромным флагом с призывом на различных языках "Спасите дельту Дуная!". На флаге
стоят подписи всех, кто неравнодушен к судьбе этого уникального уголка планеты.
19 августа 2005 г. этот марафон был закончен в г. Измаиле, где флаг был вручен
администрации Дунайского биосферного заповедника.
На фото: представители "Гринпис" вручают флаг А. Волошкевичу.
* * *
27 АВГУСТА 2005 г.
Все работы на гирле Быстрое были прекращены. "Дельта-Лоцман" не выдержала
схватки с самой мутной рекой Европы и землечерпалка "Скадовск" ушла, предоставив
Дунаю возможность снова продолжать естественный процесс дельтообразования.
* * *
15 СЕНТЯБРЯ 2005 г.
Дунайский биосферный заповедник посетила делегация Международной Комиссии по
защите реки Дунай во главе с президентом этой влиятельной организации, Иштваном Ори.
И. Ори прямо заявил о недопустимости подобного строительства через территорию
заповедника.
* * *
28 СЕНТЯБРЯ 2005 г.
Можно лишь порадоваться тому, что в этот день были начаты работы по
дноуглублению соединительного канала, ведущего в порт "Усть-Дунайск". Здесь
планируется восстановить глубины до 4 м.
* * *
"Канал по Быстрому уже тихо умер, или его сторонникам все-таки удастся "выбить" наших
с вами 300 млн. бюджетных гривен и начать их зарывать с начала? Сейчас трудно что-то
прогнозировать в нашей стране.
В последнее время я много общался с коллегами, которые предупреждали, что у
канала по Быстрому нет перспективы. Ни у них, ни у нас нет сейчас ни злорадства, ни
разрывания рубашек со словами "мы же говорили, мы предупреждали!". Есть горечь и
очередная обида за державу.
На совещании 9 сентября 2005 г. в министерстве иностранных дел, посвященном
канальной проблеме, руководитель рабочей группы при Президиуме НАН Украины по
проблеме сооружения судоходного пути, член-корреспондент НАНУ Б. Данилишин очень
правильно предложил: "Все, кто был причастен к строительству судоходного пути по
Быстрому, должны немедленно покаяться перед украинским народом".
Украине, как морской державе, безусловно, нужен свой судоходный путь Дунай -
Черное море. Чем раньше мы возьмемся за строительство реального, экономически
целесообразного и экологически безопасного канала (на этот раз, вначале хорошо
подумав), тем будет лучше для всех".
Директор Дунайского биосферного заповедника, А. Волошкевич
КОНТАКТЫ:
Дунайский биосферный заповедник: дир. Александр Волошкевич;
тел. \факс: (04843) 4-46-19 или 3-11-95; reserve@it.odessa.ua
Экологическая группа "Печенеги" (Харьков): Сергей Шапаренко;
тел. (0572) 52-27-71, pecheneg@ic.kharkov.ua
Подготовлено
ЭкГ "Печенеги", членом Международного Социально-Экологического Союза.
Украинская коалиция "За дикую природу"
21. 10. 2005