Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Последние события

\\|// БАЙБАК \\|// Украинская коалиция "За дикую природу" (# 195 от 01.03.06)

НОВОСТИ КАМПАНИИ ПО СПАСЕНИЮ ДУНАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА (65)

ОХРАНА И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕЛЬТЫ ДУНАЯ:
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

27 - 28 февраля 2006 года в Одессе под эгидой ЮНЕСКО проходила Международная конференция по охране и устойчивому развитию дельты Дуная. Целью конференции было определение путей устойчивого развития этого региона, поиск способов для разрешения противоречий, с одной стороны - между государствами нижнего Дуная; с другой - между социально-экономическими приоритетами и сохранением биоразнообразия дельты.

Конференция была проведена по инициативе правительства Украины. В ней приняли участие национальные делегации Молдовы, Румынии и Украины, представители Совета Европы, ЮНЕСКО, Международной конвенции по защите Дуная, Рамсарской конвенции и общественных организаций трех стран, - всего более 100 человек.

1_ Предыстория нижнедунайских конференций.
2_ Участие общественности как необходимое условие успешности конференции.
3_ ЭкоНГО: Видение охраны дельты Дуная и устойчивого развития региона.


Как и большинство сегодняшних общественно-значимых событий, связанных с украинским Придунавьем, своим проведением данная конференция обязана сооружению судоходного пути Дунай - Черное море на гирле Быстрое Дунайского биосферного заповедника.

Канализовать Быстрое Украина начала в мае 2005 года, чем спровоцировала бурю международных протестов - как среди простых граждан, так и ряда государств и международных организаций.


ИЗ ИСТОРИИ СООРУЖЕНИЯ КАНАЛА

Данным проектом Украина нарушила ряд международных обязательств, в частности, положения Боннской конвенции, Соглашения о сохранении афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц, ратифицированного в рамках Боннской конвенции, Конвенции Эспо, Дунайской, Рамсарской, Бернской и Орхусской конвенций.

В 2003 - 2006 гг. против сооружения судового хода на гирле Быстром в той или иной форме выступили Европейская Комиссия, Европейский Союз, Конгресс местного и регионального самоуправления Совета Европы, Программа ЮНЕСКО "Человек и биосфера", Секретариат Рамсарской конвенции, Комитет по соблюдению Орхусской конвенции, Международная комиссия по защите реки Дунай, Секретариат Бернской конвенции, Германия, США, Румыния, члены британского парламента; крупнейшие международные экологические общественные организации - Международный Социально-экологический союз, Всемирный фонд дикой природы, Международное бюро Водно-болотных угодий, Международное общество охраны птиц, а также - более 56 тысяч организаций и отдельных граждан из 90 стран мира.


Первое время после начала строительства правительство Украины игнорировало международные протесты. Когда же неэффективность такой политики стала понятна и украинским властям, украинские дипломаты на требования соблюдать международные соглашения озаботились защитой интересов Украины в других частях Придунавья: при строительстве Молдовой нефтетерминала в Джурджулешты, при дноуглублении румынами Сулинского гирла и т. п.

Для урегулирования претензий между тремя странами, делящими сегодня низовья Дуная - Молдовой, Румынией и Украиной, - было решено начать многостороннее обсуждение путей устойчивого развития данного региона - в том числе, и в виде международных конференций.

* * *

Для возможно более полного учета всех мнений такие конференции должны были собрать представителей правительственных кругов, научных институтов и общественности. Но Украина, в отличие от соседей, к такому полилогу оказалась не готова.

Не секрет, что главным оппонентом сооружения канала на гирле Быстром является общественность. И украинская часть оргкомитета конференции приложила все усилия, чтобы отсечь "неудобных" природоохранников: подготовка конференции прошла скрытно от общественности, до самого последнего времени не была известна ее программа, не определены участники от украинских общественных организаций и т. д.

Украинские общественные организации смогли принять участие в конференции лишь благодаря усилиям Благотворительного Фонда "Экология. Право. Человек" (бывш. "Экоправо-Львов") и позиции международных организаций.


Свое видение устойчивого развития низовий Дуная общественные организации отразили в "Видении...", переданном в Оргкомитет конференции.

* * *

Разработанное экологическими НПО региона дельты Дуная, собравшимися на Подготовительной встрече к Международной конференции по охране и устойчивому развитию дельты Дуная Одесса, 27 - 28 февраля, 2006 г.


Мы, экологические НПО, собравшиеся на Международной конференции по охране и устойчивому развитию дельты Дуная, 27 - 28 февраля 2006 г., согласились о нижеследующем видении охраны дельты Дуная и устойчивого развития региона:
Отмечая глобальное значение дельты Дуная для сохранения всемирного биоразнообразия,
Признавая необходимость социально-экономического развития, базирующегося на рациональном, неистощительном традиционном природопользовании,
Отмечая, что социально-экономические процессы имеют непосредственное влияние на формирование экологического сознания подрастающего поколения,
Выражая обеспокоенность практикой препятствования участию экологических НПО в процессе принятия решений и планирования, имеющего влияние на дельту Дуная,
Выражая признательность Европейской Комиссии за поддержку участия НПО в работе конференции, а также Институту проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины за гостеприимство,
Приветствуя правительства Молдовы, Румынии и Украины, которые взяли на себя обязательства по сохранению биоразнообразия дельты Дуная и содействию устойчивому развитию региона,
Призываем правительства Молдовы, Румынии и Украины реализовать на практике свои обязательства, и в частности:


1. ПОДХОДЫ
a. Необходимость применения стратегической экологической оценки
Считаем необходимым проведение тремя странами стратегической экологической оценки развития всего региона дельты. В этой связи призываем к немедленной ратификации Протокола по стратегической экологической оценке (2003) и практическому применению процедур стратегической экологической оценки.

b. Усиление трансграничного сотрудничества, включая трансграничную оценку воздействия на окружающую среду
Отмечаем необходимость практического сотрудничества между странами в сфере устойчивого социально-экономического развития региона дельты Дуная. Считаем необходимым практическое применение в регионе дельты Дуная положений Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991) ко всем решениям, имеющим влияние на окружающую среду дельты Дуная.

c. Участие общественности
Считаем необходимым создание механизмов полноценного участия общественности в принятии решений и неукоснительное соблюдение странами положений Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

d. Принятие решений Европейским Союзом, имеющих отношение к дельте Дуная
Призываем Европейский Союз повысить открытость информации для экологических НПО региона с целью предоставления им возможности влиять на принятие решений Европейским Союзом, имеющих отношение к дельте Дуная (в частности, возможности, существующие в рамках процесса Европейской политики соседства).

e. Соблюдение принципа устойчивого развития
Считаем необходимым неукоснительное соблюдение принципа устойчивого развития при принятии решений, и прекращение существующей практики пренебрежения вопросами охраны окружающей среды.
Также отмечаем, что существующая практика не соответствует принципу устойчивого развития, сформулированного комиссией Брундтланд в докладе "Наше общее будущее" (1987).


2. ОСОБО ОСТРЫЕ ВОПРОСЫ
Считаем, что следующие вопросы требуют особого внимания и незамедлительного решения со стороны всех трех государств:

a. Сооружение судоходного хода Дунай - Черное море через гирло Быстрое (Украина)
Данный проект является ярким примером разрушения уникального природного комплекса в Европе. Его реализация сопровождается игнорированием международных соглашений и национального законодательства, создавая негативный прецедент на будущее. Весь процесс проходит без учета мнения общественности, что свидетельствует о непрозрачности принятия решений. Данные независимого мониторинга свидетельствуют, что реализация данного проекта уже сегодня привела к антропогенной трансформации природных комплексов Дунайского биосферного заповедника, а также об экономической нерентабельности проекта.
Призываем Украину отменить незаконно принятые указы Президента Украины, приостановить реализацию проекта до объективного рассмотрения его альтернативных вариантов, с соблюдением международных договоров. Считаем необходимым ликвидировать последствия первого этапа проекта путем демонтажа дамбы и ренатурализация территории. Предлагаем рассмотреть вопрос строительства судоходного пути Дунай - Черное море в качестве модельного проекта трансграничной оценки воздействия на окружающую среду.

b. Восстановление Сасыка (Украина)
Этот придунайский водоем (лиман) во времена СССР был опреснен как часть проекта канала Дунай-Днепр (который так и не был реализован). Сегодня экосистема водохранилища деградирует, а ирригационное водопользование из него запрещено на протяжении последних одиннадцати лет.
Считаем необходимым восстановление экосистемы морского лимана Сасык посредством раздамбования, а также рассмотрение этого вопроса в контексте альтернативных вариантов строительства канала Дунай - Черное море.

c. Нефтедобыча на территории заповедника "Нижний Прут" (Молдова)
Считая недопустимой практику нефтедобычи в ядре заповедника "Нижний Прут", отмечаем, что существующие возможности восстановления его территории не имеют практической перспективы в связи с отсутствием фонда для финансирования таких работ.
Считаем необходимым формирование такого фонда за счет концессионеров, а также разработку плана ренатурализации территории заповедника по окончанию нефтедобычи.

d. Нефтяной терминал Джурджулешты (Молдова)
Отмечая потенциальную опасность сооружения нефтяного терминала в районе Джурджулешты, требуем полноценного учета экологического фактора при принятии решения и строительстве. В том числе считаем необходимым рассмотреть альтернативные технические решения. Предлагаем рассмотреть этот вопрос в качестве модельного проекта трансграничной оценки воздействия на окружающую среду.

e. Пардина и Сиреаса (Румыния)
Эти две территории (всего 400 кв. км) была одамбованы во времена коммунистического режима для сельскохозяйственных нужд и, таким образом, оказались отрезанными от природной экосистемы дельты Дуная. Мы призываем правительство Румынии реализовать менеджмент-план экологического восстановления этих территорий.

f. VII Европейский транспортный коридор (Румыния)
Проект TEN-T угрожает биоразнообразию дельты Дуная и зеленого коридора на нижнем Дунае, так как направлен на увеличение речного грузопотока по VII Европейскому транспортному коридору и создание водного пути Дунай-Майн-Рейн.
Считаем необходимым эффективное привлечение НПО всех трех стран к диалогу, оценке воздействия на окружающую среду и процессу принятия решений по этому проекту, а также обеспечить применение единых экологических стандартов по всему маршруту реализации проекта. В этом контексте мы предлагаем рассмотреть вопрос струенаправляющей дамбы в районе мыса Чатал в качестве модельного проекта трансграничной оценки воздействия на окружающую среду.


3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ:
Мы призываем страны:
a. Обеспечить вступление в силу Соглашения о создании и управлении трансграничной охраняемой территории между Молдовой, Румынией и Украиной в дельте Дуная и бассейне Прута (Бухарест, 5 июня 2000) и разработать бассейновое соглашения по р. Прут.
b. Создать совместный информационный центр (базу данных) экологического мониторинга и экономических показателей навигации в дельте Дуная.
c. Ратифицировать Протокол о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды (2003).
d. Поддерживать реализацию трехстороннего менеджмент-плана между охраняемыми территориям Молдовы, Румынии и Украины.
e. Усилить мандат МКЗД как организации, призванной играть лидирующую роль по поддержке и усилению регионального сотрудничества в целях охраны и устойчивого развития дельты Дуная.


г. Одесса, Украина
26 февраля 2006 г.

*

Вопреки ожиданиям иностранцев, вместо диалога с общественностью украинские чиновники тратили время конференции на лоббирование канала на гирле Быстром и голословные обвинения в адрес общественных организаций.

Традиционным стало и игнорирование украинскими властями мнения Национальной академии наук Украины, Национального комитета ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (конференция проводилась под эгидой ЮНЕСКО!) и Дунайского биосферного заповедника.

Резолюцию конференции Оргкомитет пообещал опубликовать в ближайшее время.


КОНТАКТЫ:
Экологическая группа "Печенеги" (Харьков): Сергей Шапаренко;
тел. (066) 387-46-81, pechenegy@rambler.ru

Подготовлено
ЭкГ "Печенеги", членом Международного Социально-Экологического Союза. Украинская коалиция "За дикую природу"

01. 03. 2006

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность