Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Последние события

\\|// БАЙБАК \\|// Украинская коалиция "За дикую природу" (# 211 от 23.07.06)

НОВОСТИ КАМПАНИИ ПО СПАСЕНИЮ ДУНАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА (71)

"ЧЕМОДАН БЕЗ РУЧКИ": МИД УКРАИНЫ ЗА ОТБЕЛИВАНИЕМ КАНАЛА НА ГИРЛЕ БЫСТРОЕ

Канал Дунай - Черное море на гирле Быстрое Дунайского биосферного заповедника для украинских властей превратился в "чемодан без ручки". Выгоды от него государству никакой (не то, что сверхприбыли, обещанной Кирпой, а вообще - никакой!), наоборот - для расчистки прорези на баре, которая чем дальше, тем сильнее заиливается, канал требует все больших средств, - естественно, из государственного бюджета. Из-за урона, нанесенного природным комплексам дельты, против него выступает общественность и международное сообщество. И, в конце концов, оказалось, что этот канал - совсем и не уникален для восстановления судоходства в украинском Придунавье - альтернативы ему признаны возможными и уже начали разрабатываться. Однако, хотя этот "чемодан" тянуть и тяжело, украинские политики его, все-таки, не бросают, - кому-то очень нужен именно этот проект...

Последним событием в "канальной" эпопее стало признание 10 июля этого года специальной международной комиссией Конвенции Эспо значительного трансграничного негативного воздействия на окружающую среду канала по гирлу Быстрое.

Украина на выводы комиссии отреагировала в духе заявлений времен Кучмы и Кирпы: "Все неправы кроме нас!". Так, руководитель пресс-службы украинского МИД Василий Филипчук заявил по этому поводу: "украинская сторона предупредила румынские власти о своих планах возобновить ГСХ р. Дунай - Черное море, и с момента сообщения до момента начала строительства прошло достаточно длительное время, в течение которого Румыния могла подать заявку на участие в оценке влияния реализации проекта на окружающую природную среду. Отсутствие такого обращения Украина расценила как согласие соседней страны с приведенными аргументами" (цит. по http://www.liga.net/news/199649.html&frommaillist_news_day_all_html).

Какие именно предупреждения упоминает господин Филипчук понять тяжело, так как хроника отношений официального Киева и Бухареста вокруг этой проблемы в 2004 году была следующей:
11 мая началась канализация Быстрого;
27 мая Румыния обратилась в Комитет по соблюдению Конвенции Эспо с жалобой на Украину, о том, что последняя не соблюдает требования данной конвенции при сооружении судоходного пути;
2 июня румынский МИД заявил официальную ноту протеста по поводу работ на Быстром;
7 июня премьер-министр Румынии призвал премьер-министра Украины к "открытому и конструктивному диалогу" по данному вопросу;
11 июня заместитель председателя Администрации Президента Украины Василий Базив сообщил, что, в связи с протестами Румынии Президент Украины поручил Кабинету Министров создать с правительством Румынии рабочую группу для обсуждения строительства судоходного пути Дунай - Черное море.

И лишь после этого, 1 июля 2004 года Украина предложила Румынии провести консультации по поводу строительства канала Дунай - Черное море! Поэтому оправдания МИД относительно того, что Украина своевременно предупредила Румынию о своих "канализационных" планах, выглядят, по меньшей мере, удивительно...

В. Филипчук также заявил, что "в июле 2004 года в Киеве состоялись двусторонние украинско-румынские консультации по этому вопросу. Однако ни во время консультаций, ни по их результатам Румыния не предоставила Украине научно обоснованную информацию о трансграничном вредном влиянии, причиной которого может быть возобновление ГСХ р. Дунай - Черное море".

Это обвинение в адрес румынской стороны также странно: о каком отрицательном воздействии могла идти речь сразу после начала строительства - для его проявления должно пройти время. Именно поэтому и комиссия Эспо подготовила свои выводы лишь в 2006 году.

И закономерно утверждение относительно "восстановления" судоходства на Быстром - это МИД утверждает постоянно, голословно и без какого-либо подтверждения. Закономерно и замалчивание данных об отсутствии трансграничного воздействия. То есть, мы говорим, что нет его, - и все! А почему комиссия пришла к другим выводам - нам вроде бы и непонятно.

На самом деле официальная Украина просто не отразила обвинения Румынии в отрицательном трансграничном воздействии, - из-за того, что не привела надлежащих фактов. Свою позицию в данном вопросе официальный Киев основывал на результатах Оценки воздействия на окружающую природную среду - документа, склепанного "для внутреннего пользования", то есть сделанного непрофессионально, с искажением и замалчиванием фактов, которые свидетельствовали об отрицательном экологическом воздействии данного проекта.

Настоящий перл этой Оценки - раздел о соблюдении международных соглашений. В нем, в частности, указывается, что при реализации этого проекта были соблюдены Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия и Меморандум о взаимопонимании относительно мероприятий сохранения и контроля среднеевропейских популяций большой дрофы... - потому что объекты этих соглашений к Быстрому никакого отношения не имеют! Удивляет скромность разработчиков Оценки: почему было не указать, что кроме них были соблюдены и международные соглашения относительно Карпат, сохранения носорогов и научных исследований в Антарктике? Ведь они тоже никак не касаются Быстрого!

Относительно дрофы был сделан и более глубокомысленный вывод: "Учитывая, что гирло Быстрое не является исключительным и единственным местом поселения большой дрофы..., нельзя утверждать о нарушении положений Меморандума в случае реализации проекта восстановления судового хода". Дрофа - степная птица, и в тростниках Быстрого ей нечего делать. Специалисты должны знать подобное - хотя бы для того, чтобы готовить несмешные документы.

Кто из чиновников у нас обращает внимание на соблюдение законодательства, если сверху пришло указание "сделать!"? Мало кто. Так и разрабатываются соответствующие экспертизы и оценки: главное, сделать, а как - никого не беспокоит, все равно решение уже принято. Поэтому и эта Оценка не могла стать для иностранцев авторитетным документом - из-за ее низкого качества.

Конвенция Эспо предусматривает, что страна, готовящая проект, который может нанести ущерб соседнему государству, должна еще до его реализации объективно ознакомить с ним и соседа, и общественность - свою и "соседскую". Ничего из этого Украиной в данном случае сделано не было. Поэтому и вывод комиссии Эспо закономерен.

И намерения украинского МИД относительно "создания под эгидой международной комиссии по защите реки Дунай отдельной международной экспертной группы, которая осуществит экологический мониторинг" международный имидж страны не спасут: каналом на Быстром Украина нарушила семь международных конвенций, в том числе, и Конвенцию по защите Дуная. Мы уже получили отрицательные выводы относительно данного проекта от конвенций Эспо и Орхусской - и теперь стремимся получить подобное и от Дунайской конвенции? Где логика? Это если бы школьник-двоечник не уроки учил, а требовал менять ему учителей, которые ставили бы ему пятерки за красивые глаза.

Чтобы не получать в дальнейшем двоек в международных отношениях, чтобы с честью выйти из этой ситуации, надо вместо обвинения соседей и поисков "румынских шпионов" среди оппонентов канала, объективно рассмотреть ситуацию вокруг Быстрого, все ее политические, экономические и экологические аспекты, и сделать выводы - в соответствии с национальными интересами, национальным законодательством и международными соглашениями, а не в угоду заинтересованным политикам.

В. Филипчук также заявил, что "Украина располагает фактами негативного влияния антропогенной деятельности Румынии на территории придунайского региона". Если "располагает" - чему не обращается в Комитет Эспо? К Румынии у нас возникают претензии и относительно трансграничного негативного экологического воздействия от сброса цианидов в Тису, и относительно дноуглубительных работ на дунайском русле, и относительно создания дамбы вблизи Чатала. Почему украинский МИД не защищает интересы страны?

Может, потому что не хватает времени за отбеливанием сомнительных проектов?

С. Шапаренко, ЭкГ "Печенеги"


КОНТАКТЫ:
Экологическая группа "Печенеги" (Харьков);
тел. (066) 387-46-81, pechenegy@rambler.ru

Подготовлено
ЭкГ "Печенеги", членом Международного Социально-Экологического Союза. Украинская коалиция "За дикую природу"

23. 07. 2006

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность