На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Последние события
Новости кампании по спасению Дунайского заповедника (30)
1_ "Лучше казаться, чем быть!" - международные аспекты кампании.
2_ Мины обезврежены планами Минтранса.
3_ Работы на Быстром: иллюзия соблюдения разрешений.
4_ Фискальные проверки защитников заповедника.
5_ Новый начальник Госслужбы заповедного дела.
6_ Коротко о разном.
7_ 16 июня - 4 июля: ход кампании.
У одного из героев В. Пикуля родовым девизом было "Лучше быть, чем
казаться!". Украинские власти исповедуют прямо противоположные принципы: лучше
сделать вид, что мы соблюдаем национальное законодательство и международные
договоренности, чем соблюдать их.
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ УКРАИНЫ (первая половина июня)
Премьер-министру Украины В. Ф. Януковичу
В связи с началом строительства Украиной собственного
судоходного хода р. Дунай - Черное море к МИД Украины поступает
информация об обеспокоенности, выраженной международными
организациями, странами Европейского Союза и США, соседними с Украиной
государствами, по поводу ситуации, сложившейся вокруг реализации
указанного проекта.
Так, к настоящему времени получены демарши США и Германии, где
отмечается несовместимость строительства Украиной судоходного хода
через территорию заповедника с международными обязательствами нашего
государства. Можно ожидать аналогичный шаг со стороны ЕС.
По имеющейся в МИД информации, директор Департамента
экологических наук Секретариата ЮНЕСКО, секретарь Рамсарской конвенции
П. Бриджуотер прислал на имя Президента Украины письмо с высказыванием
беспокойства по поводу строительства канала р. Дунай - Черное море
через Дунайский биосферный заповедник. Кроме того, планируется
направление аналогичного письма Генерального директора ЮНЕСКО
К. Мацууры Президенту Украины Л. Д. Кучме.
Начальник отдела экологических наук Секретариата ЮНЕСКО,
главный эксперт программы развития Всемирной сети биосферных
заповедников Дж. Робертсон во время своего визита в Украину (8 - 14
мая 2004 г.) подтвердила обеспокоенность секретариата Программы ЮНЕСКО
"Человек и биосфера", в частности, относительно несоблюдения Украиной
"Положения о Всемирной сети биосферных заповедников", Рамсарской
конвенции о водно-болотных угодьях и Севильской стратегии для
биосферных резерватов. В этой связи является абсолютно реальным, что
ЮНЕСКО задействует максимальные рычаги влияния на Украину, чтобы
препятствовать созданию опасного и крайне нежелательного для этой
организации прецедента, когда страна в одностороннем порядке может
делать шаги, противоречащие ее международным обязательствам.
Обеспокоенность строительством канала высказала и Международная
комиссия по защите р. Дунай, одобрившая резолюцию относительно
возможного отрицательного экологического влияния проекта на ситуацию в
Дунайском регионе.
Особенно активно против воплощения в жизнь проекта
строительства канала р. Дунай - Черное море выступает Румыния, которая
по понятной причине незаинтересованная в создании альтернативы
существующей системе каналов р. Дунай - Черное море на румынской
территории.
"Против воплощения в жизнь ПРОЕКТА строительства канала" - то ли намеренная, то
ли случайная описка, не раз встречающаяся в этом
документе. Действительно, международное сообщество протестует не против
возобновления судоходства в украинской части дельты Дуная как такового, а
исключительно против сооружения канала по данному варианту.
До сих пор никто, кроме Минтранса, не выступал против альтернатив каналу на
Быстром - например, против сооружения судоходного пути через
Стенцовско-Жебриянскую гряду или через Очаковское гирло. Кстати, эксперты ЮНЕСКО
и Рамсара оценили вариант канала через Стенцовско-Жебриянскую гряду как наиболее
приемлемый, а через Очаковское гирло - как наиболее реальный.
Одни украинские власти делают вид, что вариант канала через Быстрое -
единственный возможный (здесь и далее - прим. ЭкГ "Печенеги")...
Основные замечания международных организаций и заинтересованных
стран, высказанные во время рабочих встреч и в соответствующих нотах в
адрес МИД, сводятся к следующему:
- Строительство канала не полностью соответствует международным
обязательствам Украины, касающимся признания особого статуса за
дельтой Дуная. Поскольку канал будет проходить по территории
Дунайского трансграничного заповедника, включенного во Всемирную сеть
резерватов ЮНЕСКО, решение относительно строительства должно
согласовываться с указанной организацией.
"Не полностью соответствует" - это что-то вроде "отчасти беременная"?
- Эколого-экспертная оценка ТЭО "Создание глубоководного
судового хода р. Дунай - Черное море на украинском участке дельты" не
отвечает требованиям, выдвигаемым к проведению экологических
экспертиз, и не учитывает предложения международных экспертов
программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" Я. Квета и Секретариата
Рамсарской конвенции Т. Салате относительно строительства канала (по
итогам их визита в Украину 27 - 31 октября 2003 г.).
- Приступая к практической реализации проекта строительства
судоходного хода, без учета рекомендаций международных экспертов,
Украина фактически нарушает ряд многосторонних и двусторонних
договоров, среди которых: Конвенция об оценке влияния на окружающую
природную среду в трансграничном контексте, Конвенция о сотрудничестве
по защите и устойчивому использованию реки Дунай, Соглашение между
Правительством Украины и Правительством Румынии о сотрудничестве в
области водного хозяйства на пограничных водах.
Полностью поддерживая необходимость создания канала в
украинской части дельты р. Дунай, МИД считает необходимым принять
неотложные меры для предотвращения ухудшения многосторонних и
двусторонних отношений Украины и неблагоприятной реакции международных
организаций и мировой общественности на действия Украины, связанные со
строительством упомянутого судоходного канала.
С целью разъяснения обоснованности позиции Украины относительно
необходимости строительства канала и недопущения создания в этом
контексте отрицательного имиджа нашего государства на мировой арене
предлагаем:
1. Создать межведомственную рабочую группу во главе с
Вице-премьер-министром Украины А. П. Клюевым с участием руководителей
Минтранса и Минприроды (заместителей председателя), Минэкономики,
Минюста, МИД, Минфина, Госводхоза, Госприграничслужбы, Одесской
облгосадминистрации, Национальной академии наук Украины,
представителей комитетов ВР Украины в иностранных делах и по вопросам
экологической политики, природопользования и ликвидация последствий
Чернобыльской катастрофы (по согласию).
2. Поручить рабочей группе оперативно подготовить с учетом
международных обязательств Украины обоснование целесообразности
построения судоходного канала р. Дунай - Черное море по гирлу Быстрое
в сравнении с другими возможными вариантами.
3. Поручить Минтрансу, Минприроды, Одесской облгосадминистрации
совместно с Национальной академией наук Украины разработать план
природоохранных мероприятий на территории ДБЗ на основании
рекомендаций экспертов ЮНЕСКО и Рамсарской конвенции, обеспечить его
выполнение и соответствующее периодическое информирование ЮНЕСКО и
других заинтересованных международных организаций.
Национальная академия наук - единственная госструктура в Украине, не только
сохранившая собственное мнение о данном проекте, но еще и
позволяющая себе роскошь противоречить Минтрансу.
Именно поэтому МИД рекомендует привлекать ее к решению "канальной" проблемы
на вторых ролях?
4. Поручить Минприроды, Минтрансу, МИД в сотрудничестве с
Национальной академией наук Украины подготовить необходимые
позиционные материалы и провести консультации с соответствующими
международными организациями, в частности ЮНЕСКО, с целью поиска
взаимоприемлемых путей урегулирования ситуации.
5. Поручить Минприроды совместно с Национальной академией наук
Украины принять участие в заседании экспертно-технического комитета
Программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (июнь с. г., Париж) и внести
предложения относительно применения необходимых мероприятий с целью
обеспечения благоприятного для Украины рассмотрения вопроса
относительно Дунайского заповедника на очередной сессии Совета
международной программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (октябрь с. г.).
Тем не менее, в Париж поехали лишь представители Минтранса и Минприроды - без
"неблагонадежной" Академии. Но, поскольку
Национальный комитет Программы "Человек и биосфера" курируется именно НАН
Украины, обсуждать без нее проблемы ЮНЕСКОвского резервата комитет с украинской
делегацией не стал, выставив Украине требования, сходные приведенным в данном
письме.
6. Поручить Минюсту, Минприроды, МИД и Минтрансу подготовить и
внести в Кабинет Министров предложения относительно урегулирования
юридических аспектов последствий внесения украинской стороной
односторонних изменений в зонирование трансграничного биосферного
заповедника "Дельта Дуная".
7. В случае необходимости, поручить Минприроды, Минюсту, МИД в
сотрудничестве с Национальной академией наук Украины подготовить
нужную документацию для подтверждения Советом международной программы
ЮНЕСКО "Человек и биосфера" статуса ДБЗ с новым зонированием как части
трансграничного биосферного заповедника "Дельта Дуная".
8. Поручить Минприроды, Минтрансу, МИД, Госкомприродных
ресурсов, Госводхозу, Минэкономики в сотрудничестве с Национальной
академией наук Украины провести двусторонние консультации с Румынией с
целью обсуждения комплекса проблем природопользования в дельте Дуная с
учетом отрицательного влияния антропогенной деятельности Румынии на
экологическое равновесие в украинской части дельты.
На третьей встрече Сторон Конвенции об оценке влияния на окружающую природную
среду в трансграничном контексте (1 - 4 июня 2004 г.,
Цавтат - Хорватия) делегация Румынии сообщила, что Украина проигнорировала 12
дипломатических нот относительно данного строительства.
Тем не менее, совместная украино-румынская комиссия создана, ее первое
заседание состоится 8 июля в Измаиле. Украинскую делегацию
возглавит один из главных лоббистов канала через Быстрое, министр охраны природы
С. Поляков.
9. Поручить МИД через дипломатические учреждения за границей
постоянно вести мониторинг международной реакции на строительство
канала и провести информационно-разъяснительную работу в странах
пребывания на основе предоставленных Минприроды и Минтрансом
позиционных материалов относительно обоснованности сооружения Украиной
судоходного пути р. Дунай - Черное море.
В ответ на обращение International Area of Ecologistas en Accion (Испания)
против сооружения канала на Быстром, первый секретарь
украинского консула пообещал пожаловаться на организацию испанскому МИДу.
На днях со сложившейся ситуацией собираются ознакомиться представители стран
Евросоюза. Ходят слухи, что с ними в Дунайский заповедник приедет и "сам" Кирпа.
Более определенной информации по этому поводу у нас нет - власти упорно
молчат. Однако в последние дни Вилково ударными темпами
приводилось в порядок...
10. Поручить Минприроды, Минтрансу и Госкомтелерадио провести
необходимую информационно-разъяснительную работу среди СМИ.
Главное - не то, что происходит в реальном мире, а то, как это освещают СМИ!
Прошу рассмотреть.
С уважением,
Вр. и. о. Министра, В. Ю. Ельченко
* * *
20 мая Киевский эколого-культурный центр и ЭкГ "Печенеги" отправили Г.
Кирпе открытое письмо "Халатность Минтранса Украины угрожает жизни и здоровью
людей". В письме констатировалось, что из-за преступной халатности
"Дельты-Лоцман" и министра транспорта окрестности Быстрого не были обследованы
на предмет выявления мин, оставшихся со времен двух мировых войн. Также в нем
указывалось, что если от взрыва пострадают люди, авторы письма обратятся в суд
для привлечения Г. Кирпы к ответственности.
В ответ заместитель министра, Л. Дунаев, сообщил, что Минтранс обратился в
Минобороны "с просьбой выполнить необходимую процедуру по поиску и уничтожению
взрывоопасных предметов в районе дноуглубительных работ". (20 мая, на
пресс-конференции "Рванут ли мины в Дунайском заповеднике?" представители
Минобороны заявили, что у их ведомства подобного оборудования нет.)
"Во избежание взрывоопасных ситуаций" Минтранс проанализировал архивные
материалы, выполнил промерные работы для съемки рельефа, закупил приборы для
магнитометрического сканирования, разработал план поисковых работ, запланировал
магнитометрическое сканирование... и т. п. Сделано все это было, судя по всему,
после 20 мая.
При всем этом мины никто так и не искал, а дноуглубительные работы ведутся,
как и велись. Тем не менее, Минтранс считает, что мины дноуглубительным работам
не угрожают.
"Лучше казаться, чем быть!": если план по обезвреживанию мин принят - мины
нам не страшны!
* * *
5 июня "Мебиус", заправленный горючим, вернулся из Румынии, вместе с ним
пришел М-12 - землесос с меньшей осадкой.
"Мебиус" приступил к работе 15 июня, М-12 - 18-го. Их взаимодействие
ведется по такой схеме: М-12 выбирает грунт на самом выходе Быстрого в море,
прокачивает его по трубам метров на сто - сто пятьдесят, и сбрасывает в воду;
там уже "Мебиус" подбирает его и отвозит на свалку.
Таким образом, при дноуглубительных работах была создана временная свалка
грунта в запретной 5-ти километровой зоне - в то время как разрешение на
углубление дна было выдано лишь при условии сваливания выбранного грунта в 8 км
от берега.
21 июня комиссия из сотрудников Дунайского биосферного заповедника вместе с и.
о. руководителя поста экологического контроля Государственной инспекции охраны
Черного моря Ф. М. Поляковым, составила акт о двойной перевалке грунта и
зафиксировала шлейф мутной воды от трубопровода М-12.
23 июня на Быстрое выехали сотрудники Госинспекции охраны Черного моря для
оформления необходимых документов на запрет работы землесоса М-12.
24 июня руководство Госинспекции охраны Черного моря сообщило о совершении
гражданского подвига: о том, что она оштрафовала "Дельту-Лоцман" на 100 грн.
(! - неудивительно, что зам. нач. инспекции П. Буланович не хотел называть СМИ
точный размер штрафа) - "за нарушение технологии работ", а саму двойную
перевалку пообещало остановить.
27 июня П. Буланович сообщил, что "Дельта-Лоцман" возобновила
дноуглубительные работы по технологии, согласованной с Госинспекцией.
Заявления Госинспекции не соответствуют реальной ситуации - двойная
перевалка продолжается и по сей день. Но, если раньше М-12 сбрасывал грунт на
поверхности моря, теперь он нагнетает его в придонные слои. Помните, как
директор завода в мультике про крокодила Гену и Чебурашку, когда ему сообщили о
сбросах в речку, пообещал их прекратить, но просто закопал трубу в землю? У
дноуглубителей логика такая же.
Море близ Дунайской дельты характеризуется северо-южным течением, оно и сносит
выбранный грунт. Когда его несло по поверхности моря - он сильнее распылялся
ветровой болтанкой, и раньше оседал на дно. На глубине таких волнений нет, а,
значит, грунт может переноситься на большее расстояние.
В 6 км южнее Быстрого находится гирло Восточное. За последние несколько
месяцев его баровая часть начала быстро мелеть...
Румынская часть дельты отстоит на юг от Быстрого немногим более 20 км.
* ПСЕВДОМОНИТОРИНГ
Одним из главных условий выдачи разрешения на дноуглубительные работы было
проведение экологического мониторинга:
"... Госинспекция охраны Черного моря разрешает
ГП "Дельта-Лоцман" осуществление 1 этапа гидротехнических
дноуглубительных работ по созданию морского подходного канала ГСХ
Дунай - Черное море с 23. 04. 04 г. по 31. 12. 04 г. при условиях: ...
- сопровождения дноуглубительных и строительных работ по
созданию морской части канала на баровой части гирла Быстрое, также
эксплуатации морской свалки грунтов дноуглубления этой части канала
комплексным экологическим мониторингом фактического состояния
окружающей среды с целью своевременного выявления возможных
отрицательных последствий на их начальной стадии и внедрения
соответствующих коррекционных мероприятий. Особое внимание уделить
наблюдениям за состоянием биоресурсов в период нереста рыб,
- предоставления ежеквартальных информационных отчетов по
результатам мониторинга с соответствующими выводами и рекомендациями и
определением фактически причиненных убытков компонентам морской
окружающей среды,
- возмещения заказчиком в установленном порядке убытков,
которые будут причинены морской окружающей среде гидротехническими
работами."
"Вместо того, чтобы участвовать в мониторинге строительства национального
глубоководного судового хода Дунай - Черное море по гирлу Быстрое, его
противники занимаются дезинформацией. Так заявил корреспонденту Укринформа
начальник дирекции регионального филиала ГП "Дельта-Лоцман" в Вилково Василий
Прокопенко." (Сфера украинского бизнеса | http://www.ukrsphere.com, 2004-05-27
15:02). Господину Прокопенко не стоило валить с больной головы на здоровую:
дезинформировал СМИ как раз он. Ни к моменту интервью, ни на начало июля
мониторинговые работы так и не были начаты! Более того - даже не были заключены
договоры с их исполнителями - ни с Одесским центром ЮгНИРО, ни с ИнБЮМом.
Кстати, о начале мониторинговых наблюдений 23 мая нам сообщила Госинспекция
охраны Черного моря. Эту дезинформацию мы получили в письме первого заместителя
Госинспекции П. Булановича от 25. 05. 04, и передали в наших "Новостях кампании"
(27)...
Лучше казаться, чем быть!
Отсутствие мониторинга очень выгодно для транспортников - без него невозможно
проконтролировать и оценить убытки окружающей среде, возместить которые должны
транспортники - зато можно сэкономить всегда так необходимые финансы! Кстати,
перед президентскими выборами в Украине и вскоре после начала работ на Быстром,
15 июня, Г. Кирпа зарегистрировал свою партию - "Возрождение". По его словам,
основой партии станут транспортники.
Учитывая сложившуюся ситуацию, Дунайский заповедник был вынужден самостоятельно
начать мониторинговые работы: 2 июля им были выставлены 4 мерные вехи вблизи
растущей Птичьей косы.
* ШУМ ОТ "МЕБИУСА" разносится на 5 - 7 километров вокруг Быстрого.
* * *
* КЭКЦ ЧИСТ ПЕРЕД ЗАКОНОМ
После пресс-конференции 20 мая по доносу министра транспорта Кирпы два
Управления по борьбе с экономической преступностью - Киевское городское и
Днепровского района Киева, проверяли финансовую деятельность Киевского
эколого-культурного центра. Министр Кирпа аргументировал свое обращение тем, что
КЭКЦ мешает ему строить канал через Дунайский заповедник, и просил милиционеров
"принять компетентные меры".
Проверки нарушений не выявили.
В. Борейко, директор КЭКЦ, благодарит всех, кто поддержал Центр в это
трудное время - Президента Национальной Академии наук Украины, академика Б. Е.
Патона, со-председателя МСоЭС С. И. Забелина, газету "Вечерние вести", А.
Зименко, А. Шевчук, Р. Фахруллина, О. Листопада, А. Левина, Б. Данилишина, В.
Смагу, А. Степаненко, О. Супруненко, В. Мельничука, В. Слесаренко и др.
* ПРОВЕРКИ ДУНАЙСКОГО ЗАПОВЕДНИКА ПРОДОЛЖАЮТСЯ
15 июня Измаильский отдел УБОП направил очередной запрос Дунайскому
заповеднику. Теперь убоповцев интересуют договора аренды имущества ДБЗ, в том
числе земельных участков, основные средства, внешнеэкономическая деятельность,
контракты и копия госакта на землю.
* * *
Недавно Кабмин Украины утвердил нового начальника Госслужбы заповедного
дела Украины - некого Мартыненко - тоже "шахтера", как и нынешний министр охраны
природы Украины Поляков.
Вр. и. о. начальника Госслужбы, С. Комарчук, известный, прежде всего,
своими коррупционностью и лоббированием канала через гирло Быстрое, это кресло
так и не занял - несмотря на неоднократное рассмотрение его кандидатуры.
Зам. министра охраны окружающей среды Украины, В. С. Луцько письмом от 8
июня сообщил, что по поручению С. Полякова контрольно-ревизионным отделом
Министерства начата проверка вопросов финансово-хозяйственной деятельности
Госслужбы. Данная проверка фактически ведется по Представлению Генпрокуратуры
Украины от 16. 05. 03 "Об устранении нарушений антикоррупционного
законодательства в системе Министерства экологии и природных ресурсов Украины".
"Неназначение" г. Комарчука и новый ход представлению Генпрокуратуры - заслуга
общественности. Без наших писем Комарчук уже давно сидел бы в "высоком кресле".
Даже если учесть, что г. Мартыненко вряд ли станет пламенным защитником
заповедников Украины (хотя - кто знает?) - это наша победа. Ведь Комарчук ясно
показал свое стремление превратить Госслужбу в придаток коммерческих структур; а
такая карьерная неудача станет предостережением другим чиновникам.
* * *
* 15 июня Апелляционный суд Киева отклонил жалобу Д. Скрыльникова
(Экоправо-Львов) на неправомерные действия Президента Украины, который своим
Указом изъял из Дунайского биосферного заповедника протоки и внутренние водоемы.
* В начале мая мы призывали украинские организации обратиться в Генпрокуратуру
Украины относительно незаконности выдачи черноморской госинспекцией разрешения
на дноуглубительные работы на Быстром. Генпрокуратура наши обращения переслала
своим территориальным управлениям и в Минприроды. От Минприроды начали приходить
ответы - типичнейшие отписки.
* Прокуратура Николаевской области сообщила, что Рабочий проект "Создание
глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты"
включает в себя "конфиденциальную информацию, которая является собственностью
государства" и не может предоставляться сторонним лицам или организациям.
* * *
7_ 16 июня - 4 июля: ход кампании.
По информации, имеющейся у ЭкГ "Печенеги", с 16 июня по 4 июля отправили
обращения:
* руководству Мебиуса - Межрегиональная Общественная Организация "Страж
Тайги", секретарь Московского областного отделения Союза охраны птиц России П.
Леденев, сторонник WWF России О. Ярощук и J. Barton (Cambridge, United Kingdom);
* Послу Германии в Украине - "Страж Тайги", N. & S. Carter (Midgley,
Halifax, England), П. Леденев и О. Ярощук;
* Президенту и/или Премьер-министру Украины: N. & S. Carter, Г. Смирнов
(председатель Чукотского регионального благотворительного экологического
общественного движения "Кайра-клуб"), М. Литовка (региональный координатор
дальневосточной коалиции "Живое Море"), В. Литовка (региональный координатор
проекта "Мониторинг прав человека в Российской Федерации"), S. Rodriguez
(International Coordinator Ecologistas en Accion - Spain) и
Социально-экологическое общество "Зеленая Дубна" (Московская обл., Россия);
* в Мировой Банк и родственные ему структуры: N. & S. Carter, Г. Смирнов,
М. Литовка, S. Rodriguez и "Зеленая Дубна";
* Специальному посланнику ЮНЕСКО в Украине, Людмиле Кучме - Steve W Smith;
* Консулу Украины в Испании - S. Rodriguez.
29 июня по инициативе Комиссии по защите Дуная объявлено Днем Дуная. David
Conlin из Proact International и Ольга Захарова предложили отметить этот день
обращениями к Евросоюзу с просьбой поставить прекращение работ на гирле Быстрое
одним из условий получения Украиной особого статуса соседа Евросоюза.
В итоге ответственные лица ЕС получили 944 обращения - от организаций со
всего мира.
СПАСИБО ВАМ!
Кампания продолжается.
С уважением, С. Шапаренко
P. S.:
"Канал "Дунай - Черное море" Кирпа обязался закончить к 24 августа. Вообще
же, этих ударных строек со взятием на себя чиновниками обязательств по их
завершению ко Дню независимости Украины накопилось подозрительно много. Как
сказал в интервью "Обкому" член Совета украинских неправительственных
организаций по вопросам изменений климата Сергей Федоринчик, подарочек к
праздничку планировалось преподнести еще и в виде автобана Киев-Одесса, на
строительстве которого нещадно улучшают экологию аж 20 асфальтовых заводов, и
энергоблоки на Ровенской и Хмельницкой АЭС. И все эти объекты возводятся без
надлежащей экологической экспертизы. И это еще хорошо было бы получить в виде
прощального подарка украинцам от одряхлевшего режима Кучмы! "Все эти мероприятия
вполне могут быть способом завышения сметных расходов и направления "лишних"
денег на нужды президентской кампании единого кандидата от власти, - не исключил
Сергей Федоринчик. - И можно только догадываться, какие "приятные" сюрпризы
преподнесут эти деньги всем нам, простым избирателям".
"Строительство "Черноморканала": перековка природы",
http://w3.obkom.net.ua/read/1290.html
4.07.2004