Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Последние события

\\|// БАЙБАК \\|// Украинская коалиция "За дикую природу" (# 192 от 11.02.06)

НОВОСТИ КАМПАНИИ ПО СПАСЕНИЮ ДУНАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА (62)

1_ Быстрое - Клондайк "Дельты-Лоцман".
2_ Помаранчевая власть разворачивает наступление на строптивый заповедник.
3_ Позиция НАН Украины относительно канализации Быстрого осталась неизменной.


Мы уже писали, что канал на гирле Быстром нужен, прежде всего, госпредприятию "Дельта-Лоцман" - для получения бюджетного финансирования. Развитие событий подтверждает наше предположение.

1. В конце прошлого года транспортники неоднократно утверждали, что к январю 2006 года снова углубят Быстрое до 5 метров. В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ЭТИ ОБЕЩАНИЯ ОБЕЩАНИЯМИ И ОСТАЛИСЬ - борьба с Дунаем в очередной раз закончилась победой реки, деньги оказались потраченными впустую, а глубины на Быстром остались прежними - около 3 м.

2. Но едва ли напрасно израсходованные деньги сильно огорчили транспортников: Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2006 год" им выделен на канал 45.550 тыс. грн. - больше Украине деньги тратить нет на что...

3. Кстати, Минтранс уже неоднократно заявлял, что на достройку канала ему необходимы 500 млн. грн...

Об "экономичности" канала на Быстром также см. письмо Б. Е. Патона в конце данного сообщения.

* * *

Хотя 23. 12. 2005 Госслужба заповедного дела Минприроды Украины утвердила лимиты на выкашивание тростника и экологический туризм на территории Дунайского биосферного заповедника, Госуправление экологии и природных ресурсов в Одесской области продолжает давить на заповедник, не выдавая соответствующих разрешений со своей стороны. Аргументы прежние - нет Проекта организации территории заповедника (который Минприроды и должна была разработать!). И новые - непатриотично вывозить украинский тростник за границу (?!!).

По слухам же, этот саботаж связан с тем, что тендер на добычу тростника выиграли "не те фирмы", которые должны были его выиграть.

В 2004 году против должностных лиц Дунайского биосферного заповедника по надуманным причинам было возбужденное уголовное дело. Как фискальное давление, единственной целью которого было стремление парализовать деятельность заповедника, запугать его коллектив и сменить руководство, это дело осудили 300 организаций и отдельных граждан из Беларуси, Китая, Кыргызстана, Молдовы, России, Туркменистана, Узбекистана и Украины. В 2005 году дело было закрыто.

Однако 2 февраля 2006 года заповедник посетили прокурор и старший следователь Килийского района Одесской области и предъявили документ областной прокуратуры, отменяющий решение о закрытии уголовного дела.

СТОИТ ВСПОМНИТЬ ГОДИЧНОЙ ДАВНОСТИ ПРЕДВЫБОРНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ В. ЮЩЕНКО О ТОМ, ЧТО ПРИ НЕМ В УКРАИНЕ ВСЕ БУДУТ ЖИТЬ ПО ЗАКОНУ... Возникает вопрос - какой закон имел тогда ввиду нынешний Президент Украины?

* * *

В соответствии с поручением Президента Украины от 27 декабря 2005 г. N 1-1/1465 Премьер-министр Украины поручил соответствующим министерствам и Национальной академии наук Украины: "Обработать с участием Национальной академии наук вопрос об обеспечении функционирования глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море и финансирование соответствующих работ, в том числе с привлечением иностранных инвестиций. О результатах ежеквартально информируйте Кабинет Министров и Секретариат Президента Украины". Ответ Президента НАН Украины, Б. Е. Патона по этому поводу мы приводим ниже.


Премьер-министру Украины Ю. И. Еханурову

Глубокоуважаемый Юрий Иванович!

НАН Украины неоднократно, начиная с 1994 года, обращалась в различные государственные инстанции с предложениями относительно восстановления судоходного пути р. Дунай - Черное море, а также решения вопроса сохранения уникальных природных комплексов Украинского Придунавья. Именно поэтому НАН Украины инициировала разработку Программы комплексного развития Украинского Придунавья, подчеркивая при этом, что проблемы Придунайского региона целесообразно решать комплексно, в том числе, и с позиции транспортного обеспечения.

Сегодня в Придунайском регионе имеет место довольно сложная ситуация, вызванная, с одной стороны, началом работ по строительству глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море через гирло Быстрое - заповедную зону Дунайского биосферного заповедника НАН Украины, а с другой - глубокой обеспокоенностью международного сообщества и отечественных экологических организаций относительно соблюдения Украиной требований экологической безопасности и добровольно взятых на себя международных обязательств относительно защиты уникальных природных комплексов Украинского Придунавья.

Сейчас в нашем государстве нет противников восстановленном полноценного судового хода р. Дунай - Черное море. Но именно полноценного хода, ведь тот вариант строительства, который сейчас реализуется, нельзя считать достаточно продуманным и аргументированным. Отрицательные последствия такого строительства, на которые указывала НАН Украины на протяжении 2001 - 2005 гг., сегодня в значительной степени начинают проявляться. Это, прежде всего, значительная заиленность канала, которая будет лишь возрастать, изменение характера водного режима территории, быстрая заносимость Жебриянской бухты, являющейся для государства стратегически важной, и т. п.

Сегодня следует подумать и над другими аспектами начатого строительства. Информация о количестве судов, проходящих по каналу через гирло Быстрое, сама по себе ни о чем не говорит, так как не приводятся сравнения с количеством судов, проходивших за аналогичный период по Соединительному каналу, и не приводится их осадка, сравнение с румынскими судопроходами осуществляется лишь по Сулинскому каналу и т. п.

Проведенный специалистами НАН Украины анализ показывает, что судоходство на украинском участку р. Дунай практически не прекращалось, транспортный флот украинских и иностранных компаний проходил из Черного моря в р. Дунай и наоборот через технологический соединительный канал порта Усть-Дунайск.

НАН Украины неоднократно отмечала, что в данное время тяжело обосновать народнохозяйственную необходимость создания судоходного пути р. Дунай - Черное море через гирло Быстрое, учитывая, что сегодня и, в особенности, в ближайшей перспективе, основной грузопоток по Дунаю будет идти по маршруту "Амстердам - Констанца". Дельта Дуная как транспортная артерия, в частности канал Сулина, уже в ближайшей перспективе будет исключена из Дунайского грузопотока. Какая в этой ситуации народнохозяйственная необходимость организации судоходства по гирлу Быстрое?

При обосновании так называемых дешевых вариантов судоходных путей по рукавам Дуная не учитывается основное положение о том, что выбор варианта гидротехнического строительства должен учитывать перспективный объем транспортной работы и поэтапное ее освоение. Если будет реализован вариант через гирло Быстрое, то максимум через 7 - 10 лет из-за значительной заносимости и заиленности гирла снова возникнет потребность строительства долгосрочного объекта. Поэтому НАН Украины считает целесообразным провести тщательное обследование территории строительства канала, которая, по нашим данными, значительно заилилась. Потеря проходных глубин показывает, что при выборе варианта судового хода через гирло Быстрое была допущена ошибка.


Таким образом, выводы о том, что после открытия экспериментальной эксплуатационной прорези все последующие капитальные вложения в строительство и эксплуатацию канала через гирло Быстрое будут осуществляться за счет собственных средств, заработанных при его эксплуатации, неуместны. При современном состоянии судопроходов, имеющейся тарифной политике и более привлекательном состоянии румынских каналов, основные судопотоки будут сориентированы не на украинскую часть дельте Дуная.

Строительство глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море осуществляется через территорию Дунайского биосферного заповедника НАН Украины (гирло Быстрое), при этом игнорируется ряд законодательных норм и существующий статус заповедника. За последние годы значительно изменено состояние заповедной территории, имевшее место до начала строительства канала, в некоторых случаях это сделано с нарушением действующего законодательства Украины.

Следует подчеркнуть также то, что подобные работы ведутся при полном игнорировании позиции НАН Украины, в подчинении которой находится Дунайский биосферный заповедник, который также является биосферным резерватом ЮНЕСКО. Поэтому ссылка на участие ведущих институтов НАН Украины в разработке технико-экономического обоснования проекта строительства через гирло Быстрое не соответствует действительности. Позиция НАН Украины относительно строительства канала известна и она неизменна.


Тендер на проведение работ относительно проектирования строительства возможного судового хода р. Дунай - Черное море объявлен не был. Вызывает обеспокоенность и процедура осуществления государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования и инвестиций указанного варианта строительства. Так, в документации, представленной на экспертизу, не были надлежащим образом рассмотрены вопросы сохранения и охраны краснокнижных видов, Кроме того, не было выполнено одно из основных задач экологической экспертизы - оценка влияния объектов экспертизы на состояние окружающей природной среды и качество природных ресурсов. Тем самым был нарушен принцип научной обоснованности и комплексности экологической экспертизы, не учтены важные данные об экологической ситуации, сложившейся в месте реализации объекта экспертизы.

В октябре 2003 года в Украине находились эксперты программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" Я. Квет и Рамсарской конвенции Т. Салате. Целью их визита было изучение вариантов строительства судоходного пути р. Дунай - Черное море в контексте их влияния на статус и функционирование Дунайского биосферного заповедника. В своем выводе эксперты, в частности, отметили, что из всех предложенных вариантов строительства вариант через гирло Быстрое является наихудшим, так как он нанесет наибольший ущерб природной среде, а компенсационные мероприятия, предусмотренные особым статусом защиты территории, будут требовать больших средств и времени. Наиболее приемлемым в долгосрочном плане является сооружение канала за пределами динамичной зоны дельты путем строительства шлюзованного канала от Соломонова гирла к Жебриянской бухте в Черном море.

2 февраля 2004 года Президент Украины подписал Указ N 117 "О расширении территории Дунайского биосферного заповедника", которым фактически были изменены зонирование заповедника и переведено около тысячи гектаров земель заповедной зоны в зону антропогенных ландшафтов с целью учета транспортных потребностей. Переведение части территории из заповедной зоны в зону с менее строгим заповедным режимом действующим законодательством Украины предусмотрено лишь для случаев, когда соответствующая территория утратила свои природные качества, которые были основанием для предоставления такого статуса. В соответствии с научными исследованиями сегодня нет обоснованных оснований для нового перезонирование территории Дунайского биосферного заповедника. НАН Украины проект данного Указа не согласовывала.

Таким образом, понимая необходимость строительства судового хода на территории Украины, НАН Украины считает, что заказчикам и проектантам следует сосредоточить внимание на обработке, на конкурсных основах всех возможных альтернативных предложений, предоставив большую открытость этому процессу. Среди главных критериев определения приоритетности проектов должны быть не только показатели их экономической эффективности на ближайшую перспективу, а и, прежде всего, их соответствие нормам действующего законодательства и международным обязательством, добровольно взятым на себя Украиной, требованиям экологической безопасности и долгосрочным интересам устойчивого развития государства.


Должен быть объявлен тендер на проектирование возможного строительства глубоководного судового хода, публичное и прозрачное обсуждение соответствующих альтернативных вариантов, из которых независимая комиссия специалистов должна выбрать оптимальный. Преимущество должно быть предоставлено проекта, который не нарушает норм национального законодательства, возможности реализации которого будут минимально зависеть от необходимости выполнения определенных международных процедур, согласования с международными организациями и иностранными государствами. И, в конце концов, учитывая мировой опыт, строительство глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море должно осуществляться исключительно за счет негосударственных инвестиций.

НАН Украины также считает целесообразным провести объективную экологическую экспертизу проекта, привлекши к ней ведущих специалистов страны, оценить действия учреждений, причастных к проведению экологической экспертизы I и II этапов работ и разработки проекта организации территории Дунайского биосферного заповедника. Необходимо общими усилиями обеспечить разработку комплексной научной программы сохранения биоразноообразия окружающей среды и устойчивого развития Украинского Придунавья и мероприятий по практической реализации ее выводов и рекомендаций относительно приоритетных аспектов дальнейшего развития транспортных коммуникаций в регионе. Значительное внимание нужно уделить отладке пограничного сотрудничества Украины и Придунайскнх стран и предоставлению особого статуса территории Украинского Придунавья.

По мнению НАН Украины, уже сейчас при Президенте Украины целесообразно создать специальную комиссию для изучения и обобщения всех аспектов строительства глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море и проанализировать ситуацию, сложившуюся после начала строительства глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море.


Учитывая вышеупомянутое, Национальная академия наук Украины предлагает:

- прекратить любые работы относительно сооружения судоходного пути р. Дунай - Черное море через гирло Быстрое до получения объективной всесторонней оценки этого проекта независимой комиссией с участием экспертов НАН Украины, международных специалистов и представителей общественных организаций;

- отменить Указы Президента Украины от 10. 06. 03 N 502 "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 6 июня 2003 года "О состоянии выполнения Указа Президента Украины от 10 августа 1998 года N 861 "О создании Дунайского биосферного заповедника" и перспективы строительства судоходного пути Дунай - Черное море" и от 02. 02. 04 N 117 "О расширении территории Дунайского биосферного заповедника" как нарушающие нормы действующего законодательства Украины и не отвечают международным обязательствам, добровольно взятым на себя нашим государством.


НАН Украины высказывает надежду, что экологическая составляющая станет, в конце концов, важным звеном как внутренней, так и внешней государственной политики Украины. При этом за основу будут взяты принципы и задачи, одобренные международным сообществом на Конференции ООН по вопросам окружающей среды развития в Рио-де-Жанейро и Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге.


С глубоким уважением,
Президент НАН Украины, академик НАН Украины, Б. Е. Патон


КОНТАКТЫ:
Экологическая группа "Печенеги" (Харьков): Сергей Шапаренко;
тел. (066) 387-46-81, pechenegy@rambler.ru

Подготовлено
ЭкГ "Печенеги", членом Международного Социально-Экологического Союза. Украинская коалиция "За дикую природу"

11. 02. 2006

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность